Доклад Виды творческих заданий по ОБЖ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Виды творческих заданий, направленных на формирование УУД на уроке ОБЖ

ФГОС общего образования второго поколения определяют новые требования к результатам освоения основных образовательных программ общего образования. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий (УУД).

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Функция УУД - обеспечить ключевую компетенцию учащегося - умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни.

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Целью преподавания курса ОБЖ в школе является формирование у школьников правильного понимания смысла жизни, своего места и роли в ней, овладение ими приемами и способами самосовершенствования и основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получение практических навыков поведения в сложных ситуациях, исходя из собственных сил и возможностей.

Предмет ОБЖ никогда не воспринимался всерьёз, многие ученики считают его слишком простым, поэтому не уделяют должного внимания подготовке домашнего задания. Да и многие взрослые считают, что ОБЖ - предмет простой и не самый важный, привыкли думать, что он лишь учит, как вести себя в экстремальных ситуациях. На самом же деле это лишь минимум тех знаний и умений, которые должны получить школьники в процессе обучения. Главное, чему должны научиться дети - это культуре безопасности жизнедеятельности, то есть не только знать, что делать при пожаре, но и знать, что нужно делать, чтобы его не случилось. Повысить престиж предмета может только учитель - своей эрудицией, неравнодушием. Если мы сами не считаем свой предмет второстепенным и относимся к нему со всей важностью, то и дети, и родители начинают так считать.

Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к урокам ОБЖ перед нами, учителями, стоит задача: сделать урок интересным, насыщенным, занимательным, и в то же время понятным для обучающихся разного уровня. С другой стороны современное общество характеризуется стремительным увеличением объема знаний. Я пришла к такому выводу, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем. Решение этих задач традиционными средствами на уроках ОБЖ затруднительно.

В настоящее время самым действенным методом является использование ИКТ технологий. Это и презентации, и тесты, которые очень нравятся детям.

Я считаю, что разные способы организации познавательной деятельности обучающихся на уроках активизируют процесс овладения учащимися культурой безопасности жизнедеятельности, личной безопасности, самосохранения.

Большинство предлагаемых учителям методических форм допускает возможность использования творческих заданий преимущественно в устном варианте, но вполне допустим и письменный вариант. Все тематические игры рассчитаны на взаимное творчество, совместный поиск решения, что позволяет обеспечить более высокий эффект изучения азов безопасности детьми.

При подготовке и проведении уроков я стараюсь использовать нетрадиционные формы повторения, закрепления и обобщения изученного на уроках, помочь обучающимся в приобретении прочных знаний и практических навыков по оказанию первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях, по вопросам профилактики личной безопасности и здорового образа жизни.

С учётом особенностей познавательных процессов я применяю следующие методы: использую такие приёмы учебной деятельности:- синтез (составление задач, кроссвордов, чайнвордов и т.д.);- задания на время;- презентации;- анализ;- логические, нестандартные задания;- задания на поиск ошибок и др. Все люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков и на это тоже следует обращать внимание. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. От него можно требовать быстрого ответа на поставленный вопрос и в работе с ним целесообразно использовать схемы, таблицы, наглядные пособия; самостоятельную работу с текстом .Аудиал помнит то, что обсуждал, запоминает, слушая, лучше использовать беседы, рассказ, устное объяснение, больше времени и терпения со стороны учителей и домашних. Он помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь. Кинестетики предпочитают медленную скорость изложения материала и выполнение работы практического характера. На уроке представляю информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Именно во время проведения нестандартных уроков осуществляется работа всех каналов восприятия. Каждый урок, на мой взгляд, должен быть так построен, содержать в себе такие задачи, чтобы обучающийся чувствовал себя участником большого и нужного дела, а не посторонним наблюдателем. Я убедилась, что познавательная активность школьников на уроке возрастает, если это урок нестандартный.

Опыт использования в процессе обучения деловых игр, практикумов, тестов, заданий, конкурсов, показал успешность усвоения и реализации программы по основам безопасности жизнедеятельности с 5 по 11 класс.

При использовании творческих заданий для их эффективного воздействия на УУД обучающихся учителю стоит придерживаться методических рекомендаций:

- творческие задания можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе урока - они могут использоваться при объяснении нового материала (переключение внимания), перед закреплением нового материала и т.д.,

- творческие задания можно применять, подбирать по каждой теме предмета,

- решением творческих заданий можно заниматься в домашних условиях,

- ограниченное количество по предметам вызывает необходимость организации внеклассной работы с широким использованием занимательного материала,

- важен последовательный переход от простых задач к сложным,

- учитывать индивидуальные качества обучающегося, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности,

- при неправильном поиске ответа учитель должен дать обучающему правильное направление решения, контролировать ход решения, но не говорить сразу же правильный ответ,

- после решений занимательных заданий полезен разбор правильных ответов.

Игра - это форма деятельности в условных ситуациях. Идея использования элементов игры с целью активизации познавательной деятельности не нова.

При организации игровых уроков нужно помнить, что их главная цель - самостоятельная деятельность обучающихся по повторению старых знаний и добыванию новых. Порой, организуя подобные уроки, учитель все внимание обращает на внешнюю сторону: красивое оформление, костюмы, призы, чаепитие и пр. и при этом упускает главное. Важно найти оптимальное сочетание игры и обучения, «не заиграться».

В практике преподавания ОБЖ широко использую вербальные (словесные) головоломки, кроссворды, чайнворды, ребусы, шарады, анаграммы, загадки, сканворды.

Вербальные головоломки

Под головоломками в психологии подразумевается особый тип проблемных задач, построенных с учетом недостатков, присущих мышлению большинства людей. Тот, кто подвержен этим недостаткам в меньшей степени, естественно, имеет больше шансов решить ту или иную головоломку. А это значит, что у такого человека в большей степени, обычно при решении головоломок сталкивается с непреодолимыми трудностями. Впрочем, эти трудности вполне изживаемы, и упражнения в разгадывании головоломок так и призваны сослужить здесь добрую службу.

Как и логические задачи, головоломки носят предельно абстрактный, обобщенный характер, мало напоминая по своей внешней форме те задачи, в частности производственного характера, с которыми нам приходится в повседневной жизни. Решение головоломки способствует развитию логичности, гибкости, сопротивляемости прошлого опыта. Обладание такими обобщенными качествами позволяет человеку решать проблемные задачи в любой сфере профессиональной деятельности, где у него имеются соответствующие знания.

Кроссворды на уроках ОБЖ

Дети в любом возрасте с большой охотой и интересом разгадывают загадки, головоломки, шарады, ребусы, кроссворды. Использование их в учебной работе способствует поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету, разнообразит занятия, позволит в необычной форме не только повторить и закрепить изученный материал, но и познакомить учащихся с новыми названиями, понятиями, явлениями. Можно предложить им самим дать краткие, но точные определения, т.е. проделать обратную работу. Для этого придется обратиться к словарям, дополнительной литературе. Сложные кроссворды школьники могут решать дома в свободное время.

Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Кроме того, это способствует более глубокому изучению русского или родного языка - без знания правильного написания того или иного слова невозможно разгадать ни один кроссворд. Все это увеличивает запас слов, расширяет кругозор детей.

Составлять и предлагать кроссворды надо осмысленно, в определенной системе и последовательности, с учетом уровня знаний и умственного развития учащихся. Непосильная работа может оттолкнуть от этого занятия. Но если ученик смог осилить кроссворд, даже с помощью учителя или родителей, он испытывает радость и удовлетворение, проявит желание решать более сложный.

Способ отгадывания кроссвордов на уроках ОБЖ весьма прост.

В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать им для решения различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме - тематические кроссворды, включающие в себя 6-8 определений, при обобщающей проверке - более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу

Очень хороший результат дает задание обучающимся составлять кроссворд во внеурочное время. Тогда не только подбирают слова для заполнения горизонтальных и вертикальных рядов клеток, но и дают их правильное определение, характеристику того или иного понятия. Затем кроссворды, составленные обучающимися одной бригады, передаются для решения другой. Желательно вначале проверить ошибки, делающие его решение невозможным. Как правило, обучающиеся с удовольствием составляют кроссворды, тем более, что задание знакомо им и по другим учебным предметам. Наиболее интересные и содержательные кроссворды используются с обучающимися других классов.

Чайнворды в изучении ОБЖ

Чайнворд - это игра-задача (головоломка) по разгадыванию слов (названий, определений, терминов), специально составленных в виде цепи, в которой последняя буква предыдущего слова является первой следующего. Для технических чайнвордов соответственно подбираются слова отражающие специфику школьного предмета «ОБЖ». Например, СветофоРисКурениЕ…..

Их решение активизирует проверку и закрепление знаний обучающихся, особенно на завершающем этапе изучения тем и разделов программы. Оно содействует развитию мышления, самостоятельности и настойчивости. Чайнворды можно использовать как непосредственно на уроках, так и во время проведения внеклассной работы по предмету (турниров, конкурсов, утренников, вечеров и других мероприятий). А отдельным, наиболее увлеченным обучающимся их можно также предложить для самостоятельной работы дома.

Ребусы

Разгадывание ребусов с использованием интересных сведений способствует развитию познавательной активности обучающихся, их сообразительности и фантазии.

Ребусы - загадочные рисунки, в которых слова и высказывания зашифрованы сочетаниями букв, цифр и других знаков, изображениями предметов домашнего обихода, животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов, инструментов и т.д

Загадки

Опытом установлено, что использование загадок при обучении безопасности жизнедеятельности, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами ОБЖ, расширяет общий кругозор обучающихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала, формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремленность. Научившись самостоятельно составлять подобные загадки, учитель сможет оживить учебный процесс, а при желании обучить данному делу обучающихся.

Загадки, несомненно, окажутся полезными учителю, заинтересовавшему обучающихся этой работой. Их можно использовать на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки помогут закрепить различные термины и понятия.

Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. (Светофор)

Зимнее стекло - весною потекло. (Лед)

Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)

Художественная литература на уроках ОБЖ

Произведения художественной литературы при изучении ОБЖ, обогащают учебный процесс. Отрывки из рассказов, сказок и стихов оживляют рассказ учителя, пробуждают и поддерживают интерес обучающихся к уроку ОБЖ. Образные, яркие художественные тексты повышают эмоциональность восприятия, содействуют эстетическому воспитанию учащихся. Литературные произведения помогают наблюдать за действиями людей в чрезвычайных ситуациях, подмечать их закономерности.

Методика использования литературных источников может быть разнообразной. Например, если отрывок содержит описание чрезвычайной ситуации, то его целесообразно использовать для иллюстрации изучаемого материала. А можно, зачитав фрагмент их художественного произведения, предложить обучающимся ряд заданий к прочитанному тексту.

Задания следует разнообразить. Например, задать вопросы:

Какую чрезвычайную ситуацию вы узнаете в данном литературном произведении?

Какие действия в данной чрезвычайной ситуации здесь описаны?

Или предложить обучающимся сравнить наблюдения писателя с их жизненным опытом и ответить на вопрос: как поступили бы дети на месте героя?

К художественным произведениям можно обращаться на разных этапах урока- при объяснении нового материала, при его закреплении, во время опроса.

Проиллюстрирую сказанное примерами.

Чрезвычайные ситуации криминогенного характера

Пример 1. При изучении этой темы в 5 классе у обучающихся могут вызвать интерес сказки или инсценировки: « Колобок», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят» и т.д. Для обсуждения, можно предложить следующие вопросы:

Почему волку удалось съесть козлят?

Что помогло проникнуть в их дом?

Какую ошибку совершила бабушка Красной шапочки?

Какие ошибки в поведении Красной шапочки ты можешь назвать?

Какую ошибку с точки зрения личной безопасности совершил колобок?

Автономное существование человека в природных условиях

Пример 2. На уроке по данной теме в 6 классе можно использовать отрывки из повести Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке». После прочтения отрывка можно побеседовать о том, что помогло летчику выжить.

Вывод

Творческие задания побуждают работать мысли обучающихся. Насыщенные занимательностью задачи, головоломки, вопросы и упражнения углубляют понимание обучающимися тем предмета, вовлекают их в активное сотрудничество с преподавателем, будят любознательность, повышают наблюдательность и поощряют их к первым самостоятельным открытиям.

Рационально использую в своей учебно-воспитательной работе нестандартные формы и методы, которые обеспечивают хорошее качество подготовки обучающихся и помогают создать копилку приемов и навыков по развитию познавательной деятельности. Использование разнообразных упражнений, игр, тренировок, ребусов, тестов, делает урок ОБЖ эффективным, интересным.

Результаты диагностики показывают, что у обучающихся наблюдается стабильное повышение уровня и качества знаний.

В дальнейшей деятельности я планирую продолжить работу по использованию занимательных заданий на уроках ОБЖ как средства повышения качества знаний обучающихся. Это позволит мне пополнить копилку знаний и примениять наиболее интересные методы и приемы.


© 2010-2022