Поход - неиссякаемый источник знания и воспитания

Изучение родного края всегда можно организовать разными способами: музейная, экскурсионная работа, уроки, творческие задания, поход. Поход – это один из активных, комплексных подходов на пути к достижению требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы в рамках ФГОС.
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поход - неиссякаемый источник знаний и воспитания

Изучение родного края всегда можно организовать разными способами: музейная, экскурсионная работа, уроки, творческие задания, поход.

Поход - это один из активных, комплексных подходов на пути к достижению требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы в рамках ФГОС. Поход способствует воспитанию патриотизма, формированию уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, физических и моральных качеств личности, ценности здорового и безопасного образа жизни, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Через поход можно реализовать массу краеведческих и экологических задач: познание особенностей природы, культуры, истории, общения, традиций и ценностей своего народа, проблем экологии, приобретение навыков исследовательской и поисковой деятельности.

В нашей школе уже несколько лет работает туристско-краеведческое объединение. Мы - участники республиканского туристско-краеведческого движения «Моя Удмуртия». С воспитанниками часто ходим в походы. Но поход - это не просто выход на природу с целью отдохнуть и вкусно поесть приготовленный на костре обед - как, возможно, кажется многим. Поход - это целый комплекс различных развивающих видов деятельности, организованных педагогом с обучающимися.

Прежде чем отправиться в поход, следует разработать маршрут. Это первое условие при совершении похода. Для этого обучающимся приходится изучить район похода, выбрать объекты посещения, определиться со способами изучения объекта (наблюдение, интервьюирование, экскурсия), найти людей, готовых провести экскурсию, познакомить с объектом. Поэтому, много времени уделяется поиску информации, работе с литературой и в сети интернет, наведению контактов.

Следующим условием при подготовке к походу является приобретение знаний, умений и необходимых навыков, необходимых в походе (организация быта, передвижения, приготовление пищи и т.п.), подготовка снаряжения в соответствии с природными и погодными условиями района похода, распределение обязанностей с учетом способностей, возможностей и желания каждого ребенка. (При совершении учебно-тренировочных походов ребята пробуют выполнять различные обязанности, а при совершении длительного похода уже учитывается их личное желание).

Третьим необходимым условием является контроль руководителя за самостоятельным выполнением участниками туристских обязанностей и дисциплиной во время совершения похода. Иначе не будет успешно реализовано четвертое условие похода - составление отчета и подведение итогов. Во время совершения похода ведется полевой дневник, в который записывается вся собранная информация: исторические сведения, легенды, традиции, рассказы о людях, событиях, топонимический материал. Впоследствии этот материал используется на занятиях кружка с младшими школьниками или при совершении экскурсий и других походов. Много полезного дают встречи с местными краеведами, которые проводят не только содержательные экскурсии по населенным пунктам, но и интересные занятия в форме игр, викторин и т.п. Мастера-умельцы проводят мастер-классы. Путешествуя по родному краю, нельзя не обращать внимания на природу: многообразие и красоту растений, величие деревьев, следы животных, особенности водоемов, рельефа, её экологическое состояние. Сбор мусора - главного врага природы, является неотъемлемой частью каждого похода.

Составление отчета и подведение итогов похода - наиболее сложный вид деятельности. Каждый делает отчет по своей должности. Нужно подробно описать график движения, техническое прохождение маршрута, выполненную работу, составить подробное экскурсионное сопровождение и др. Все это требует от каждого участника похода большой ответственности. Успешное выполнение двух последних условий - оценка результатов похода и деятельности каждого участника похода.

При составлении экскурсионного описания пройденного маршрута (главная роль обычно принадлежит летописцам-краеведам, остальные помогают, дополняют, подают идеи) формируются творческие навыки - умение излагать мысли письменно, акцентировать внимание, интересно писать. По итогам похода проводится устная презентация маршрута, для этого изготавливаются презентации, буклеты. Для некоторых учащихся после похода начинается новый этап в совершенствовании и развитии личности: появляется интерес к отдельным явлениям и событиям, новые исследовательские и проектные работы, выступления на конференциях, участие в конкурсах и т.п.

Таким образом, походы по родному краю - это неиссякаемый источник знаний и воспитания. Это духовное обогащение, интеллектуальное, общекультурное и физическое развитие, а также важный шаг к социализации учащихся.



© 2010-2022