Рабочая программа по ОБЖ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности в 11 «А» классе средней общеобразовательной школы базового уровня федерального стандарта разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы программы - А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11 классы» / под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2007, и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС) среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности.

В соответствии с учебным планом школы на 2013 - 2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю. В курс ОБЖ включены беседы по БДД (безопасности дорожного движения).

3 практических занятий.

Тип программы: базовая программа.

Реализация учебной программы обеспечивается учебником Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / М.П.Фролов (и др.); под ред. Ю.Л. Воробьева.- 2-е изд., испр. и доп.- Москва: Астрель,2013.-318, (2) с.: ил. включенным в Федеральный Перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013 - 2014 учебный год.

Форма организации учебных занятий: классно-урочная.

Курс ОБЖ представляет собой совокупность фрагментов во всех образовательных областях и основного массива содержания, который обобщает и систематизирует учебный материал других предметов. Межпредметные связи прослеживаются с естествознанием, математикой, искусством, физической культурой, обществознанием.

В связи с введением темы: «Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте» учащиеся узнают виды острой сердечной недостаточности, научаться оказывать первую медицинскую помощь при острой сердечной недостаточности.

При изучении курса используются методы: словесные, наглядные, технических средств обучения, здоровье сберегающие технологии, дифференцированный подход к учащимся, проектная и исследовательская деятельность.

Форма проведения занятий практическая и теоретическая, индивидуальная, групповая, игры, беседы.

Цели и задачи учебного предмета по основам безопасности жизнедеятельности.

Цель: Целью курса является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранить жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях, умения оказывать само- и взаимопомощь.

Задачи:

  • вооружение будущих граждан психологическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;

  • развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей и преодолении их трудностей;

  • повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;

  • формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;

  • формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий, оказания само- и взаимопомощи;

  • совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности; формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения курса основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе обучающиеся должны

Знать:

  • Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

  • Потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • Основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

  • Основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • Состав и предназначение Вооруженных Сил РФ;

  • Порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • Основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • Основные виды военно-профессиональной деятельности;

  • Особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

  • Требованиям, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;

  • Предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • Предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

Уметь:

  • Владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • Владеть навыками в области гражданской обороны;

  • Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • Оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Ведения здорового образа жизни;

  • Оказания первой медицинской помощи;

  • Развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

  • Обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.




Содержание учебного материала

Раздел 1: «Основы военной службы» (26 часов).

Глава 1:»История военной службы» (2 часа) Войны в истории человечества и России. Военная служба - особый вид государственной службы. Исполнение обязанностей военной службы. Организация обороны РФ.

Глава 2: «Воинская обязанность» (7 часов). Основные сведения о воинской обязанности. Организация воинского учета. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Организация прохождения профессионального психологического отбора при первоначальной постановке на воинский учет. Организация призыва на военную службу. Ответственность граждан по вопросам призыва. Прохождение военной службы по призыву.

Глава 3: «Особенности военной службы» (5 часов). Общевоинские уставы вооруженных сил РФ. Военная присяга. Размещение военнослужащих. Воинские звания военнослужащих ВС РФ. Военная форма одежды.

Глава 4: «Правовые основы военной службы» (6 часов) Социальная защита военнослужащих. Статус военнослужащего. Прохождение военной службы по контракту. Прохождение службы военнослужащими - женщинами. Права и ответственность военнослужащих. Увольнение с военной службы.

Глава 5: «Военнослужащий - защитник Отечества» (6 часов). Военнослужащий - патриот. Военнослужащий - специалист. Требования, предъявляемые к морально этическим, психологическим и профессиональным качествам призывника. Взаимоотношения в воинском коллективе. Воинская дисциплина. Офицер Российской армии. Военные образовательные учреждения. Международная миротворческая деятельность Вооруженных сил РФ

Раздел 2: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» 15(часов)

Глава 6: «Основы здорового образа жизни»(5 часов) Правила личной гигиены и здоровье. Нравственность и здоровье.. Заболевания, передаваемые половым путем. Психологическое состояние человека и причины самоубийств. Семья в современном обществе.

Глава 7: «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи» (5 часов). Практические занятия (3 часа). Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при травмах. Экстренная реанимационная помощь.

Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:

Список литературы для учителя:

Основной:

  • Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / М.П.Фролов (и др.); под ред. Ю.Л. Воробьева.- 2-е изд., испр. и доп.- Москва: Астрель,2013.-318, (2) с.: ил.

  • Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 кл.: Метод. Пособие/ В.Н. Латчук, С.К.Миронов, Б.И.Мишин. - 2-е изд., стереотип. - М.:Дрофа,2003;

  • Основы безопасности жизнедеятельности: методические рекомендации по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательном стандартом, 5-11 класса/ С.К.Миронов.-2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2006. - 92,(4)с.

Дополнительный:

  • «Основы безопасности жизнедеятельности. Военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов»: Методическое пособие/ Волокитин А.А., Грачев Н.Н., Жильцов В.А. и др. - М.:Дрофа,2004

  • Основы медицинских знаний учащихся. Пробный учебник для средних учебных заведений/ М.И. Гоголев, Б.А. Гайко, В.А. Шнуратов, В.И. Ушанова; Под. Редакцией М.И. Гоголева. М.: - Просвещение, 1991

  • ОБЖ мет. пособие. В.Н. Латчук., В.В. Марков, А.П. Маслов. 2001;

  • Формирование здорового образа жизни Т.И. Магомедова., Л. Н. Канищева.2003

  • Тематические игры по ОБЖ.С.В. Титов, Г.И.Шибаева 2003.

  • Дорожное движение: Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 классы: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Л. Ррыбин, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова. - М. : Просвещение, 2008.

Список литературы для учащихся:

Основной:

  • Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 2003. - 159 с.

Дополнительный

  • Строевая подготовка. Учебное пособие. Библиотечка военные знания. Москва 2003

  • Уставы Вооруженных Сил. Учебное пособие. Библиотечка военные знания. Москва 2003;

  • Энциклопедия школьника ЧС. Ред. С.К. Шойгу. 2004;

Календарно-тематическое планирование

п./п

Разделы, главы, темы

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Параграф учебника

теория

практи-ка

Глава 1:»История военной службы»

2




1

Войны в истории человечества и России. Военная служба,

1


Знать о войнах, в которых участвовала Россия. Историю военной службы .Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе

§ 1.1,1.12

2

Обязанности военной службы. Организация обороны РФ. Беседа по ПДД Опасные ситуации на дорогах и маневрирование

1


Знать обязанности военной службы. Структуру обороны РФ. Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе

§ 1.3,1.4

Глава 2: «Воинская обязанность»

7

3

Основные сведения о воинской обязанности. Организация воинского учета.

1


Знать о воинской обязанности. Об организации воинского учета, об обязанностях граждан по воинскому учету Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе

§ 2.1,2.2

4

Обязательная подготовка граждан к военной службе.

1


Знать о содержании обязательной подготовки граждан к военной службе, Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

§ 2.3

5

Добровольная подготовка граждан к военной службе.



Знать об основных направлениях добровольной подготовки граждан к военной службе.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

§ 2.4

6

Освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

1


Знать об организации медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет. Уметь использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет

§ 2.5

7

Организация прохождения профессионального психологического отбора

1

§ 2.6

8

Организация призыва на военную службу. Беседа по ПДД «Остановочный и тормозной путь автомобиля».

1


Знать об общих, должностных и специальных обязанностях военнослужащих; порядок прохождения военной службы по призыву; воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

§ 2.7

9

Ответственность граждан по вопросам призыва. Прохождение военной службы по призыву

1


Знать в чем заключается ответственность граждан по вопросам призыва. Уметь использовать приобретенные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

§ 2.8,2.9

Глава 3: «Особенности военной службы»

5


10

Общевоинские уставы вооруженных сил РФ

1


Знать о нормативно-правовых актах, регламентирующих жизнь и быт военнослужащих; о предназначении общевоинских уставов Вооруженных Сил. Уметь использовать приобретенные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы

§ 3.1

11

Военная присяга

1


Знать о традициях ВС РФ. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

§ 3.2

12

Размещение военнослужащих.

1


Знать условия размещения военнослужащих. Уметь использовать приобретенные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

§ 3.3

13

Воинские звания военнослужащих ВС РФ.

1


Знать воинские звания, классификацию. Уметь использовать приобретенные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

§ 3.4

14

Военная форма одежды.

1


Знать различия воинской формы одежды. Уметь использовать приобретенные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

§ 3.5

Глава 4: «Правовые основы военной службы»

6




15

Социальная защита военнослужащих. Беседа по ПДД «Универсальная аптечка».

1


Знать льготы военнослужащих. Уметь использовать приобретенные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

§ 4.1

16

Статус военнослужащего.

1


Знать правовые основы военнослужащих. Уметь использовать приобретенные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

§ 4.2

17

Прохождение военной службы по контракту

1


Знать основные условия прохождения военной службы по контракту; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; сроки военной службы по контракту; права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе; оценки уровня своей подготовленности к ней

§ 4.3

18

Прохождение службы военнослужащими - женщинами. . Беседа по ПДД «Правила и порядок осмотра пострадавшего»

1


Знать особенности прохождения службы военнослужащими. Уметь использовать приобретенные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

§ 4.4

19

Права и ответственность военнослужащих.

1


Знать общие права и обязанности военнослужащих; виды ответственности, установленной для военнослужащих, значении воинской дисциплины и видах дисциплинарных взысканий, налагаемых на солдат и матросов; об уголовной ответственности за преступления против военной службы. Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности и осознанного самоопределения по отношению к военной службе

§ 4.5

20

Увольнение с военной службы

1


Знать об основах военной службы. Иметь представление об основных правах и обязанностях во время пребывания в запасе. Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе

§ 4.6

Глава 5: «Военнослужащий - защитник Отечества»

6




21

Военнослужащий - патриот Беседа по ПДД « Первая помощь при ДТП»

1


Знать об основных качествах военнослужащего.

Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности и осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

§ 5.1

22

Военнослужащий - специалист.

1


Знать об основных качествах военнослужащего.

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

§ 5.2

23

Требования, предъявляемые к морально этическим, психологическим и профессиональным качествам призывника.

1


Знать об основных видах военно-профессиональной деятельности и их особенностях в различных видах Вооруженных Сил и родах войск; о требованиях, предъявляемых военной службой к уровню подготовки призывника. Уметь: оценивать уровень своей подготовленности к военной службе; использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

§ 5.3

24

Взаимоотношения в воинском коллективе. Беседа по ПДД «Прогнозирование опасных дорожных ситуаций на дороге»

1


Знать о принципе единоначалия в Вооруженных Силах РФ; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы

§ 5.4

25

Воинская дисциплина. Офицер Российской армии

1


Знать об основных видах военных образовательных учреждений профессионального образования; правила приема в военные образовательные учреждения. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

§ 5.5

26

Военные образовательные учреждения. Международная миротворческая деятельность Вооруженных сил РФ

1


Знать о миротворческой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

§ 5.6

Раздел 2: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

15




Глава 6: «Основы здорового образа жизни»

5




27

Правила личной гигиены и здоровье.

1


Знать об основных составляющих здорового образа жизни и их влиянии на безопасность жизнедеятельности личности.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

§ 6.1

28

Нравственность и здоровье Беседа по ПДД «Скорость порождает опасность»

1


Знать о факторах, оказывающих влияние на гармонию совместной жизни.

Уметь использовать приобретенные знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи

§ 6.2

29

Заболевания, передаваемые половым путем

1


Знать об основах личной гигиены; об уголовной ответственности за заражение БППП. Уметь использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни

§ 6.3

30

Психологическое состояние человека и причины самоубийств..

1


Знать о путях заражения ВИЧ-инфекцией.

Уметь использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни Знать о профилактике СПИДа; об ответственности за заражение ВИЧ-инфекцией. Уметь использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни

§ 6.4

31

Семья в современном обществе.

1


Знать определение функции семьи. Факторывлияющие на семейное благополучие. Уметь использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни

§ 6.5

Глава 7: «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»

5

3



32

Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Беседа по ПДД «Кодекс РФ об административных нарушениях»

1


Знать правила оказания первой медицинской помощи при сердечной недостаточности и инсульте. Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте

§ 7.1

33

Первая помощь при ранениях

1

1

Знать виды ран и правила оказания первой медицинской помощи при ранении, правила наложения жгута и давящей повязки.

Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при кровотечениях

§ 7.2

34

Первая помощь при травмах

1

1

Знать правила оказания первой медицинской помощи при травмах. Владеть навыками

оказания первой медицинской помощи при травмах, растяжениях

§ 7.3

35

Экстренная реанимационная помощь.

1

1

Знать о возможных причинах клинической смерти и ее признаках; о приемах проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Владеть навыками проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца

§ 7.4


Итого:

35









© 2010-2022