• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Конспект урока по ОБЖ на тему «Средства индивидуальной защиты органов дыхания» (5 класс)

Конспект урока по ОБЖ на тему «Средства индивидуальной защиты органов дыхания» (5 класс)

Роль данного урока - изучение учащимися индивидуальных средств защиты, их правильное применение для защиты органов дыхания . Целями урока являются: изучение назначения, устройства и правила применения индивидуальных средств защиты, приобретение навыков и умений пользования средствами защиты, воспитание внимания, взаимопомощи, быстроты, ловкости. Урок по материалу очень насыщен и информацией и практическими действиями. При изучении материала данного урока учащиеся получают большую теоретическую ...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:

«Средства индивидуальной защиты органов дыхания»

Тип урока : усвоение новых знаний.

Образовательные ресурсы:

1. Вата, марля (100х50 см.), ножницы, игла, нитки.

2. Противогазы: ГП-7, ГП-5.

3. Респиратор: Р-2.

4. Презентация «Средства защиты органов дыхания».

Время проведения: 40 мин.

План урока:

  1. Организационный этап;

  2. Актуализация знаний;

  3. Изучение нового материала;

  4. Первичное осмысление и закрепление;

  5. Информация о домашнем задании инструкция по его выполнению.

Цели: Сформировать понятия о средствах индивидуальной зашиты; изучить классификацию СИЗ; Подробно рассмотреть средства защиты органов дыхания. Научить учащихся пользоваться противогазом, изготавливать подручные средства защиты органов дыхания.

Задачи:

  1. Изучить основные средства индивидуальной защиты, их предназначение и правила пользования;

  2. Прививать чувства взаимопомощи;

  3. Развивать рефлексивные способности.

Формы и методы обучения: Рассказ, беседа, объяснение.

Основные термины и понятия: О назначении и принципе действия детского противогаза ПДФ-2Ш и гражданского противогаза ГП-7; Правила использования гражданских противогазов.

Планируемые результаты:

Регулятивные: Применять установленные правила по выбору противогаза.

Познавательные: Одевать и снимать противогаз.

Коммуникативные: Аргументировать точку зрения.

Предметные: Порядок перевода противогаза в боевое положение. Умение ориентироваться в содержании текста учебника. Положения противогаза: походное, наготове, боевое.


Ход урока

Урок сопровождается презентацией ( Приложение 1).

1) Организационный этап:

1. Приветствие.

2. Проверить явку учащихся на уроке (с помощью дежурного).

3. Проверить внешний вид учащихся и их готовность к занятию.

4. Вступительное слово учителя.

2) Актуализация знаний

Организация условий для создания проблемной ситуации.

На предыдущем занятии мы с вами рассматривали способы оповещения о возникновении какой либо опасной ситуации, угрожающей жизни людей и какой специальный сигнал подаётся при этом - "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!"

Например, при угрозе радиоактивного заражения диктор сообщает: "Внимание! Внимание! Говорит управление ГО ЧС. Граждане! Возникла угроза радиоактивного заражения. Приведите в готовность средства защиты органов дыхания и держите их постоянно при себе. По нашей команде или при необходимости наденьте их ..." (Слайд 2).

Ответьте на вопрос: "Что такое средства защиты органов дыхания?"

В зависимости от глубины ответов учащихся, подбираю вопросы с целью сформировать у них убеждения, в том, что их знания недостаточны по теме СЗОД.

Например:

«Что такое противогаз?»
«Где взять ватно-марлевую повязку?»
«Как правильно пользоваться противогазом?»
«Что такое респиратор?» и т.д.

Задача данных вопросов заключается в том чтобы сформировать потребность учащихся в этих знаниях. Одновременно это является логическим подведением к теме урока.

3) Изучение нового материала.

Объявляю тему урока и записываю ее на доске: «Средства защиты органов дыхания. (СЗОД)», (учащиеся записывают тему в тетрадях); (Слайд 3).

Сегодня на уроке мы с вами постараемся ответить на следующие вопросы:

1. Назначение СЗОД.

2. Виды и принцип действия СЗОД.

3. Правила надевания СЗОД; (Слайд 4).

1. Задаю вопрос: «Каково назначение СЗОД?».

После ответов учащихся и общего обсуждения подвожу итог: «Индивидуальные средства защиты органов дыхания предназначены для защиты людей от попадания внутрь организма радиоактивных веществ, отравляющих веществ и бактериальных средств». (Учащиеся делают запись в тетрадях); (Слайд 5).

Зная для чего предназначены СЗОД, давайте теперь рассмотрим их виды.

К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относят фильтрующие противогазы (общевойсковые, гражданские, детские, промышленные), изолирующие противогазы, респираторы и простейшие средства (Ватно- марлевые повязки); (Слайд 6).

2. Виды средств защиты органов дыхания.

Ватно-марлевая повязка.

Ватно-марлевая повязка изготавливается населением самостоя­тельно. Для этого требуется кусок марли размером 100 на 50 см. На марлю накладывают слой ваты толщиной 1-2 см, длиной 30 см, шириной 20 см. Марлю с обеих сторон загибают и накладывают на вату. Концы подрезают вдоль на расстоянии 30-35 см так, чтобы образовалось две пары завязок. При необходимости повязкой за­крывают рот и нос; верхние концы завязывают на затылке, а ниж­ние - на темени. В узкие полоски по обе стороны носа закладывают комочки ваты. Для защиты глаз используются противопыльные защитные очки. Ватно-марлевая повязка может защищать от хлора, для этого она пропитывается 2% раствором питьевой соды, а пропитанная 5% раствором лимонной или уксусной кислоты - защищает от аммиака. Она одноразового употребления, после применения ее сжигают (Слайд 7-8).

Конспект урока по ОБЖ на тему «Средства индивидуальной защиты органов дыхания» (5 класс).Конспект урока по ОБЖ на тему «Средства индивидуальной защиты органов дыхания» (5 класс).

Респираторы

Респираторы применяются для защиты органов дыхания от радиоактивной и грунтовой пыли и от бактериальных средств (Р-2, Р-5 и др.)

Назначение

Респираторы представляют собой облегченное средство защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли. Респираторы получили широкое распространение в шахтах, на рудниках, на химически вредных и запыленных предприятиях при работе с удобрениями и ядохимикатами в сельском хозяйстве. Конспект урока по ОБЖ на тему «Средства индивидуальной защиты органов дыхания» (5 класс).

Принцип действия

Очистка вдыхаемого воздуха от парогазообразных примесей осуществляется за счет физико-химических процессов (адсорбции, хемосорбции, катализа), а от аэрозольных примесей - путем фильтрации через волокнистые материалы (Слайд 9).

Противогазы

Первый противогаз изобрел русский ученый Николай Дмитриевич Зелинский в 1915г.
По принципу действия противогазы делятся на фильтрующие и изолирующие.

Конспект урока по ОБЖ на тему «Средства индивидуальной защиты органов дыхания» (5 класс).Конспект урока по ОБЖ на тему «Средства индивидуальной защиты органов дыхания» (5 класс).

Противогазы фильтрующие:

а) для взрослого населения ГП - 7, ГП - 5

б) от 1,5 - 7 лет - ПДФ - ДА;

в) от 7 - 17 лет - ПДФ - 2ША .

Фильтрующий противогаз ГП-7 предназначен для защиты органов дыхания, лица и глаз человека от отравляющих, некоторых аварийно химически опасных веществ (АХОВ), радиоактивных и бактериальных веществ, а также различных вредных примесей, присутствующих в воздухе (Слайд 10).

В состав комплекта фильтрующего противогаза ГП-7 входят:

  1. фильтрующе-поглощающая коробка;

  2. лицевая часть (Шлем маска);

  3. не запотевающие пленки для очков;

  4. сумка противогаза; (Слайд 11).

Противогаз детский фильтрующий.

Предназначен для защиты органов дыхания, зрения и лица детей старше 1,5 лет. Для правильного подбора противогаза есть специальная таблица с размерами.

Противогаз может быть в различных положениях:

«походном» - сумка на левом боку, ее верх должен быть на уровне талии, клапан застегнут;

«наготове» - при угрозе заражения по команде «Противогазы готовь!» - сумку надо закрепить поясной тесьмой, слегка подав ее вперед, клапан отстегнуть для того, чтобы можно было быстро воспользоваться противогазом;

«боевом»- когда лицевая часть надета - делают это по команде «Газы!», а также самостоятельно при обнаружении признаков того или иного заражения (Слайд 12).

3. Правила надевания СЗОД.
При переводе противогаза в «боевое» положение необходимо:

  1. Задержать дыхание, закрыть глаза

  2. Снять головной убор, вынуть шлем-маску.

  3. Взять ее обеими руками за утолщенные края у нижней части так, чтобы большие пальцы были с наружи, а остальные внутри.

  4. Приложить нижнюю часть шлем- маски под подбородок, и резким движением рук вверх и назад натянуть ее на голову, так чтобы не было складок, а очковый узел пришелся против глаз.

  5. Сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.

  6. Надеть головной убор и закрепить противогаз на боку, если это не было сделано раньше; (Слайд 13).

После разбора учебного материала провести учебную тренировку по отработке порядка одевания противогаза на себя и на пораженного.

Тренировка выполнения норматива одевания противогаза: «5» - 10 сек. «4» - 11 сек. «3» - 12 сек.

Норматив одевания противогаза на пораженного: «5» -10 сек. «4» - 11 сек. «3» - 12 сек

4) Первичное осмысление и закрепление.

На уроке вы познакомились с индивидуальными средствами защиты органов дыхания, рассмотрели самые простейшие из них.

  • Какие средства относятся к простейшим средствам защиты органов дыхания?

  • От каких веществ защищают респираторы?

  • В каких случаях используют ватно-марлевую повязку?

  • В каких положениях может находиться противогаз?

  • Что нужно сделать, что бы перевести противогаз в «боевое» положение.

5) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Дома выучить Раздел 1. Глава 7. Темы: 7.1, 7.2, 7.3. и вместе с родителями попробуйте сделать ватно-марлевую повязку; (Слайд 14).

6) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Оценки за урок.

Литература

  1. В.В.Поляков, М.И.Кузнецов, В.В. Марков, ОБЖ: Учеб. для учащихся 5 кл. М.: Дрофа, 2008.

  2. Это должен знать и уметь каждый, Москва, "Советская Россия", 1981.

  3. Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопас­ности жизнедеятельности. 5 класс: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2004.

  4. Михайлов А. А. Проведение уроков по курсу «Ос­новы безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2010.

  5. Соколов Ю. И. Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. - М.: Дрофа, 2010.









© 2010-2022