Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса (ФГОС-2)

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основы безопасности жизнедеятельности

Пояснительная записка

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, авторской программы под ред. Н.Ф. Виноградовой., планируемых результатов основного общего образования и ориентирована на работу по учебно - методическому комплекту:

1.Основы безопасности жизнедеятельности :5 - 6 классы : программа / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - Москва : Вентана - Граф, 2016 . - (Алгоритм Успеха)

2.Виноградова Н.Ф. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.Ф.Виноградова, Д.В.Смирнов, Л.В. Сидоренко и др.- 2-е издание, испр. и дораб. - М.: Вентана - Граф, 2016 год.

2.Виноградова Н.Ф. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-6 классы: методическое пособие / Н.Ф.Виноградова, Д.В.Смирнов, Л.В. Сидоренко и др.- 2-е издание, испр. и дораб. - М.: Вентана - Граф, 2016 год.

Главное назначение предмета - развивать общую куль­туру младшего подростка, формировать осознание необходи­мости беречь своё здоровье, овладевать умениями и навыка­ми решения жизненных задач, связанных с опасными ситуа­циями.

Основными задачами изучения данной предметной обла­сти являются следующие:

и осознание необходимости знания правил поведения в необычных, нестандартных и чрезвычайных ситуациях, ов­ладения умением ориентироваться в них;

  • воспитание способности к восприятию и оценке жиз­ненных ситуаций, таящих в себе опасность, и приобретение опыта их преодоления;

  • формирование представлений о причинах возникнове­ния опасных ситуаций, правилах безопасного поведения в них;

  • воспитание самоконтроля и самооценки поведения в опасных для здоровья и жизни ситуациях, развитие умения предвидеть последствия своего поведения.

Общая характеристика курса

Предлагаемый авторский курс соответствует предмет­ной области, введённой в стандарт второго поколения (2010 г.). Его изучение направлено на реализацию следующей воспи­тательно-образовательной цели; расширение знаний и фор­мирование умений младших подростков по организации здо­рового образа жизни, правильного поведения в различных неординарных и чрезвычайных ситуациях.

При отборе содержания курса ОБЖ авторы исходили из следующих дидактических принципов:

  1. Учёт требований стандарта основного общего обра­зования по данной предметной области.

  2. Актуальность для младших подростков обсуждае­мых проблем. Например, правила поведения в домашней об­становке, на прогулках изучаются в 5~6 классах, а чрезвы­чайные ситуации, связанные с деятельностью экстремист­ских организаций, террористических групп и подобными социальными явлениями, обсуждаются со старшими под­ростками.

  3. Принцип интеграции. Весь учебный материал подчи­нён принципу интеграции субъективных и объективных фак­торов, обеспечивающих безопасность в любой чрезвычайной ситуации. Так, содержание раздела, знакомящего школьника с чрезвычайными ситуациями на дорогах и правилами до­рожного движения, строится на основе рассмотрения вопро­сов дорожной безопасности как результата согласованной деятельности всех участников дорожного движения. Другие проблемы (здоровье человека, природные катаклизмы, кри­миногенные явления и проч.) рассматриваются не только как личные, но и как общезначимые, государственные.

  4. Принцип психологической обусловленности позво­ляет ученику быть не столько объектом, сколько субъектомобразовательной деятельности. В средствах обучения, реа­лизующих программу, много материалов, формирующих контрольно-оценочные действия учащихся, их рефлексив­ную позицию. Особое внимание уделено оценке здоровья человека, роли психологического фактора в его сохранении, а также в регулировании отношений со сверстниками (рубрики учебника «Знаешь ли ты себя», «Проверь себя», «Оцени себя»). В учебниках представлена рубрика «Меди­цинская страничка», раскрывающая организационные и психологические моменты оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях.

Практическая направленность курса, Этот принцип обеспечивает формирование конкретных умений в процессе практических занятий как на уроках, так и во внеучебной деятельности. Особое внимание уделяется реализации крае­ведческого принципа, учёт которого позволяет младшему подростку обучаться в процессе непосредственных наблюде­ний, а затем воплощать знания в продуктивной деятельно­сти - речи, рисунках, схемах, презентациях и проч.

  1. Деятелъностный подход. Реализация этого принципа обеспечивает активность и самостоятельность учебной дея­тельности школьника. Весь методический аппарат позволяет обсуждать программные темы не на констатирующем, а на проблемном уровне (рубрики «Обсудим вместе», «Работа в группах», «Участвуем в проекте»). Реализация данного под­
    хода также предполагает интеграцию содержания и форму чебно воспитательной деятельности на уроках, во внеучебной деятельности и на занятиях в объединениях дополни­тельного образования,

  2. Культурологический принцип даёт возможность рас­ширить круг представлений школьников о проблемах здоро­вья, его укрепления и охраны. Из материалов рубрики «Для любознательных» дети получают дополнительные сведения, которые поддерживают их интерес к изучению этого предмета, раскрывают отдельные исторические факты, связанные с про­блемами охраны безопасности жизни и деятельности людей.

  3. Практическая направленность курса. Этот принцип обеспечивает формирование конкретных умений в процессе практических занятий.

Программное содержание курса представлено по линей­но-концентрическому принципу, то есть развёртывается по­следовательно, постепенно усложняясь и расширяясь. В каж­дой теме обязательно выполняются практические занятия и осуществляется проектная деятельность.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане; количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.

На изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе отводится 1 ч в неделю. Программа рассчита­на на 35 ч. (35 учебных недель).

№ п/п

Наименование модулей, разделов, тем

Количество

часов

Из них

практич.

работ

Из них проектов


1

Введение

1

-

-

2

Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя

19

8

1

3

Мой безопасный дом

4

-

-

4

Школьная жизнь

11

7

-


Всего часов

35

15

1


Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса

Личностными результатами обучения яв­ляются:

• осознание важности здорового образа жизни;

• соблюдение правил здорового образа жизни;

• соблюдение правил безопасности в быту, в школе, на прогулках и способность оценивать своё поведение в разных жиз­ненных ситуациях с точки зрения безопасности; способность предвидеть опасные ситуации и избе­гать их;

• быть готовыми к преодолению опасных ситуаций в случае их неизбежности.

Метапредметные результаты обучения представлены универсальными учебными действиями:

• анализом ситуаций, влияющих положительно и отри­цательно на самочувствие и здоровье человека;

• сравнением примеров опасного и безопасного пове­дения;

• планированием и организацией своей жизни и дея­тельности с учётом безопасности;

• обобщением изученного материала, формулированием выводов о возможных причинах возникновения опасных си­туаций,

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

  • расширение знаний о здоровом образе жизни, ситуа­циях, которые нарушают его, и причинах их возникно­вения;

  • использование полученных знаний в учебных ситуаци­ях, применение знаний для прогнозирования и оценки пове­дения;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьни­ка, формирование умения воспринимать мир не только ра­ционально, но и образно.


Содержание учебного курса (35 ч.)

Введение -1ч

Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности

жизнедеятельности».

Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя -19 ч.

Особенности организма человека. Организм человека как единое целое. Функции разных систем органов тела. По­чему нужно знать свой организм. Укрепление нервной систе­мы, тренировка сердца, дыхательной системы. Принципы ра­ционального питания. Первая помощь при отравлении и пи­щевой аллергии.

Здоровье органов чувств. Охрана органов чувств. Пер­вая помощь при попадании в глаз инородного тела.

Как вести здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье. Организованность и здоровье. Гигиенические процедуры младшего подростка. Заболевания, вызванные от­сутствием гигиены (дизентерия, глисты, вши).

Движение - это жизнь. Комплекс упражнений и игры для поддержания двигательной активности.

Закаливание как условие сохранения и укрепления здо­ровья. Правила закаливания младшего подростка.

Компьютер и здоровье. Правила безопасного пользова­ния компьютером. Виды занятий, снимающих утомление.

Мой безопасный дом - 4 ч.

Безопасный дом. Поддержание чистоты и порядка в доме, на рабочем месте. Правила уборки квартиры и мытья посуды. Животные и насекомые, распространяющие инфекцию (мыши, тараканы, клопы). Техника безопасности в доме. Первая по­мощь при ушибах, отравлении химическими веществами (па­рами клея, краски, газом) и поражении электрическим током.

Школьная жизнь- 11 ч.

Выбор пути: безопасная дорога в школу. Пешеходы и пассажиры - участники дорожного движения. Дорожное движение в населённом пункте и за городом. Безопасная до­рога. Выбор безопасного пути в школу. Правила поведения на дорогах и улицах. Оценка пешеходом дорожной ситуации. «Дорожные ловушки» - способы определения опасных для пешехода мест и ситуаций. Школьник как пассажир. Прави­ла поведения пассажира в разных видах транспорта.

Правила поведения в школе. Общие правила поведения в школьном помещении и во дворе школы. Поведение на за­нятиях, переменах, во время передвижения по школе, в сто­ловой. Может ли общение привести к беде. Первая помощь при сотрясении мозга, ушибах и кровотечении. Помощь забо­левшему ребёнку.

Ориентирование в школьных помещениях. Меры преду­преждения пожаров, правила эвакуации при пожаре. По­мощь при отравлении угарным газом и при ожогах.

Практические работы

Измерение пульса, проверка выносливости; тренировка дыхательной системы; проверка степени загрязнения воды; анализ режима питания; овладение приёмами тренировки глаз; проверка уровня физической подготовки учащегося; со­ставление программы закаливания; освоение правил пользо­вания компьютером; выбор безопасного маршрута от дома до школы; оценка дорожной обстановки; освоение правил до­рожного движения; выбор правильного решения в конфликт­ной ситуации; эвакуация из здания школы; действия при по­жаре в школе

Проектная деятельность по теме

  • «Органы чувств чело­века»,




Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся


№ п/п

Наименование раздела (темы), тема урока

Кол-во

часов

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся

План.

Факт.

I

1

Введение

Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»


1



Учебный диалог: анализ информации, представленной в тексте учебника (с. 4).

Обсуждение и оценка проблемных ситуаций, представ­ленных в иллюстрациях {учебник, с. 6).

Работа с рубрикой «Обсудим вместе»: анализ и харак­теристика знаков-символов ОБЖ (учебник, с. 5).

II




2

Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя

За что "отвечают" системы органов.


19



1



Работа с рубрикой «Вспомни»: актуализация имеюще­гося опыта по данной теме (учебник, с. 8).

Выполнение тестовых заданий, оценка знаний об осо­бенностях своего организма (учебник, с, 8).

Работа в парах: правила взаимодействия при решении учебной задачи.

Обобщающий рассказ учителя: «Организм человека как система органов».

3

Системы органов.

1



Работа с рубрикой «Вспомни»: актуализация имеюще­гося опыта по данной теме (учебник, с. 8).

Выполнение тестовых заданий, оценка знаний об осо­бенностях своего организма (учебник, с, 9).

Работа в парах: правила взаимодействия при решении учебной задачи.

Обобщающий рассказ учителя: «Организм человека как система органов».

4

Как укреплять нервную систему.

Практическая работа «Измерение пульса»

1



Учебный диалог (работа с рубрикой «Обсудим вме­сте»); анализ текста «Что "любит" нервная система» (учеб­ник, с. 10).

Работа с иллюстрациями: ответ на вопрос «Чего "не любит" нервная система».

Практическая работа: измерение пульса.

Работа в группах: составление плана укрепления нерв­ной системы «Что мы обязательно должны делать каждый день, чтобы укреплять нервную систему».

5

Как можно тренировать сердце.

Практическая работа «Учимся измерять пульс».

1



Рассказ-объяснение учителя «Сердце - главный орган человеческого организма».

Практическая работа «Учимся измерять пульс».

6

Развиваем дыхательную систему.

Практическое занятие «Упражняем дыхательную сис­тему (дыхательные упражнения)».


1



Задание по рубрике «Вспомни»: ответ на вопрос «Что та­кое дыхательная система?».

Учебный диалог (работа с рубрикой «Обсудим вместе»): «Правила бережного отношения к дыхательной системе».

Практическое занятие: упражняем дыхательную сис­тему (дыхательные упражнения).

Работа с рубрикой «Медицинская страничка» (учебник, с. 15).

7

Питаемся правильно.


1



Чтение и анализ текста «Рациональное питание - что это такое» (учебник, с. 16).

Анализ схемы (пирамиды) сбалансированного питания.

Учебный диалог на основе проведённого опыта и про­блемных ситуаций (учебник, с. 19-20).

Оценка проблемных ситуаций «Как мы питаемся».

8

Практическая работа «Меню для подростка».


1



Оценка проблемных ситуаций «Как мы питаемся».

Практическая работа: меню для подростка.

Работа с рубрикой «Медицинская страничка» (учебник, с. 22).

9

Здоровье органов чувств.


1



Работа с рубрикой «Знаешь ли ты себя?»: самоконтроль поведения (оценка выполнения тестовых заданий).

Обсуждение, и оценка информации, представленной в рубрике «Медицинская страничка».

10

Практическая работа «Тренировка глаз».

1



Практическая работа: тренировка глаз

11

Проектная деятельность.

1



Обсуждение представленных проектов.

12

Проектная деятельность.

1



Обсуждение представленных проектов.

13

Здоровый образ жизни.

1



Работа с диаграммой (анализ, оценка) «Что влияет на здоровье».

Работа с рубрикой «Знаешь ли ты себя?»: анализ отве­тов на тестовые задания.

Учебный диалог: анализ и оценка жизненных ситуаций (учебник, с. 29).

14

Чистота - залог здоровья.

Что такое педикулёз?

1



Работа в парах: оценка «вредных» советов (по текстам и иллюстрациям, учебник, с. 30).

Работа в группах: составление памятки «Правила лич­ной гигиены».

15

Как правильно мыть фрукты?

1



Работа с текстами и иллюстрациями (учебник, с. 33-36).

Работа с информацией, представленной на «Медицин­ской страничке» (учебник, с. 33, 35).

16

Движение - это жизнь. Практическое занятие в физкультурном зале.

1



Практическое занятие в физкультурном зале.

17

Закаливание

Практическая работа: составление программы закали­вания

1



Учебный диалог «Что такое закаливание».

Практическая работа: составление программы закали­вания.

Работа с информацией, представленной в рубрике «Ме­дицинская страничка».

18

Подросток и компьютер.


1



Работа с рубрикой «Знаешь ли ты себя?»: самоанализ и самооценка поведения и организации деятельности.

Анализ информации, представленной в тексте учеб­ника.

19

Практическое занятие «Правила работы с компью­тером»

1



Практическое занятие: правила работы с компью­тером.

Совместная деятельность в парах: анализ иллюстра­тивного материала по теме урока.

20

Повторение и обобщение по теме «здоровый образ жизни»

1



Рассматривание схемы (учебник, с. 48), подбор приме­ров, иллюстрирующих её позиции.

Работа в парах: сделайте вывод «Что такое здоровый образ жизни», запишите его, сравните с результатами рабо­ты других пар. Оцените свою работу.

III


21

Мой безопасный дом.


Наводим в доме чистоту.

4


1



Учебный диалог (работа с рубрикой «Обсудим вместе»): сравнение высказываний, определение ложного суждения (учебник, с. 50).

Работа в парах", составление плана уборки квартиры.

Составление памятки: «Как мыть посуду».

22

Моем посуду правильно.

1



Учебный диалог (работа с рубрикой «Обсудим вместе»): сравнение высказываний, определение ложного суждения (учебник, с. 51).

Работа в парах", составление плана уборки квартиры.

Составление памятки: «Как мыть посуду».

23

Техника безопасности в доме.

1



Учебный диалог: анализ иллюстраций (учебник, с. 53), Учебный диалог: анализ текста и иллюстраций (техника безопасности, учебник, с. 55-56).

Чтение текста рубрики «Медицинская страничка». Ана­лиз представленной информации.

24

Безопасное электричество.

Безопасный газ.

1



Учебный диалог: анализ иллюстраций (учебник, с. 53), Учебный диалог: анализ текста и иллюстраций (техника безопасности, учебник, с. 55-56).

Чтение текста рубрики «Медицинская страничка». Ана­лиз представленной информации.

IV

25

Школьная жизнь.

Дорога в школу и обратно.

Практическая работа: безопасный маршрут до школы.

11


1



Работа с рубриками «Знаешь ли ты себя» и «Вспом­ни»: самоанализ и самооценка поведения (на дорогах и ули­цах).

Практическая работа: безопасный маршрут до школы.

26

Пешеходы и пассажиры - участники дорожного движения.

1



Чтение и анализ текста (учебник, с. 60).

Работа в парах: оценка информации, представленной в иллюстрациях (учебник, с. 61).

Практическая работа: безопасный маршрут до школы. (учебник, с. 63-65),

27

Правила безопасности пешеходов. Практическая работа «Оценка дорожной ситуации»

1



Чтение и анализ текста (учебник, с. 60).

Работа в парах: оценка информации, представленной в иллюстрациях (учебник, с. 61).

Практическая работа: анализ и обобщение информа­ции, представленной в иллюстрациях; анализ и характери­стика дорожных знаков (учебник, с. 63-65),

28

Дорожное движении в населённом пункте. Практическая работа «Правила дорожного движения РФ»

1



Практическая работа: учебник, с. 64-66); повторение правил и знаков дорожного движения.

Работа с рубрикой «Для любознательных» (учебник, с. 67).

29

Какие правила должен соблюдать пешеход? Практическая работа «Обсуждение ситуаций, связан­ных с дорожными ловушками»

1



Практическая работа: обсуждение ситуаций, связан­ных с дорожными ловушками (учебник, с. 71-73); повторение правил и знаков дорожного движения.

Работа с рубрикой «Для любознательных» (учебник, с. 73).

30

Школьник как пассажир.

1



Работа с информацией, представленной в иллюстраци­ях (учебник, с. 74).

Работа в парах: рассказ для младшего школьника на те­му «Как перейти дорогу».

Работа в группах: «Зададим друг другу вопросы».

31

Общие правила школьной жизни.

1



Работа в группах: рисование плана школы с указанием основных помещений.

Учебный диалог: «Может ли неправильное поведение в школе привести к неприятностям?».

Составление памятки «Общие правила поведения в школе».

32

Правила поведения в школе.

1



Чтение и анализ текста учебника «Поведение на заняти­ях» (с. 75).

Работа с рубрикой «Проверь себя», обсуждение к оцен­ка результатов самотестирования.

Учебный диалог: «"Вредные советы" Г. Остера».

Рассказ-объяснение учителя «Поведение, которое при­водит к беде».

33

Практическая работа «Учимся выполнять правила по­ведения»

1



Практическая работа; учимся выполнять правила по­ведения (учебник, с. 78-79).

Работа с рубрикой «Медицинская страничка»: оценка информации, представленной в рубрике (учебник, с. 81).

34

Если в школе пожар.

Практическая работа «Эвакуация из здания школы»

1



Работа с рубрикой «Вспомни»: как мы ориентируемся в школьных помещениях.

Работа в группах: чтение схемы эвакуации при пожаре в школе.

35

Практическая работа «Действия при по­жаре в школе»

1



Чтение и обсуждение текста: правила поведения при пожаре.

Анализ информации, представленной в рубрике «Меди­цинская страничка» (учебник, с. 86).




















Описание учебно-методического и материально технического обеспечения образовательного процесса


№ п/п

Содержание

Класс

Автор

Название

Издательство

Год издания

Учебно - методическое обеспечение

1

Программа

5-6

Предметная линия учебников под редакцией под ред. Н.Ф. Виноградовой.


Основы безопасности жизнедеятельности

Москва,

Вентана - Граф- (Алгоритм Успеха)


2016

2

Учебник для учащихся общеобразовательных организаций

5- 6

Н.Ф.Виноградова, Д.В.Смирнов, Л.В. Сидоренко и др.

Основы безопасности жизнедеятельности

Москва,

Вентана - Граф- (Алгоритм Успеха)


2016

3

Методическое пособие

5

Н.Ф.Виноградова, Д.В.Смирнов, Л.В. Сидоренко и др.

Основы безопасности жизнедеятельности

Москва,

Вентана - Граф- (Алгоритм Успеха)


2016









Печатные пособия (таблицы по предмету, портреты и др.)

№п/п

Название таблиц

1.

Таблицы по пожарной безопасности

2.


...


Информационные средства (мультимедийное оборудование, электронные учебники, электронные базы данных и др.)

п/п

Название

1.


2.


...


Технические средства обучения (компьютеры, проекторы, интерактивная доска и др.)

п/п

Название

1.

Ноутбук «HP»

2.

Мультимедийный проектор «XJ-M140-EJ»

3

Доска магнитная

4

Экран настенный самофиксирующийся «»SCUTUM»

5

МФУ «Workcentre 3220»

6













Планируемые результаты изучения курса

Основы комплексной безопасности

Выпускник научится:

• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;

• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных проис-шествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;

• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружа-ющей среды;

• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;

• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выпускник получит возможность научиться:

систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;

прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;

• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;

проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Выпускник научится:

• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриоти-ческой проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;

• характеризовать РСЧС1: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функ-циональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;

• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;

• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использова-нию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;

• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;

• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;

• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;

• описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;

• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.

Выпускник получит возможность научиться:

формулировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите обучающихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;

обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;

различать инженерно-технические сооружения, которые использу-ются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Выпускник научится:

• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;

• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;

• анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;

• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;

• обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;

• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;

• моделировать последовательность своих действий при угрозе террорис-тического акта.

Выпускник получит возможность научиться:

• формировать индивидуальные основы правовой психологии для проти-востояния идеологии насилия;

• формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовле-чения в террористическую деятельность;

• формировать индивидуальные качества, способствующие противо-действию экстремизму и терроризму;

использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

Выпускник научится:

• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;

• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;

• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг и др.), и их возможные последствия;

• систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;

• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснять роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Выпускник научится:

• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;

• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;

• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;

• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.

Выпускник получит возможность научиться:

готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.


1 РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

© 2010-2022