• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Внеклассное мероприятие «Безопасность человека в природных условиях»

Внеклассное мероприятие «Безопасность человека в природных условиях»

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов по основам безопасности жизнедеятельности.  «Безопасность человека в природных условиях». Цели  и задачи мероприятия: Образовательная: обобщить знания детей об опасных и экстремальных ситуациях, возникающих в природе, систематизировать правила безопасного поведения при вынужденном автономном существовании, научить распознавать и оценивать влияние опасных факторов в природной среде. Развивающая:  развивать личность ребёнка, его логическое мышление,...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Внеклассное мероприятие «Безопасность человека в природных условиях».

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов по основам безопасности жизнедеятельности.

«Безопасность человека в природных условиях».

Цели и задачи мероприятия:

Образовательная: обобщить знания детей об опасных и экстремальных ситуациях, возникающих в природе, систематизировать правила безопасного поведения при вынужденном автономном существовании, научить распознавать и оценивать влияние опасных факторов в природной среде.

Развивающая: развивать личность ребёнка, его логическое мышление, память. Воспитательная: воспитывать любовь к окружающей природе.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки.

Эпиграф: «Главное - это не то, что с вами случилось, а как вы это
воспринимаете». Ганс Селье. (на доске)

Ход мероприятия.

Ведущий.

- Добрый день, юные друзья и уважаемые гости! Давайте вместе сформулируем тему мероприятия. («Безопасность человека в природных условиях») (на экран, на доску). Сегодня я предлагаю всем нам совершить небольшое путешествие.

Если с другом вышел в путь

Если с другом вышел в путь

Веселей дорога!

Без друзей меня чуть-чуть,

Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много.

Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, Когда мои друзья со мной?

Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, Когда мои друзья со мной?

Ведущий.

-Как вы, думаете? Сколько человеку нужно вещей. Чтобы выжить на необитаемом острове?

В октябре 1704 года английский капитан Уильям Дампъер приказал высадить 28-летнего штурмана Александра Селькирка на пустынный остров в Тихом океане, (карта на экране) Ему разрешили взять с собой мушкет, фунт(453,6 г) пороху, десяток пуль, два фунта табаку, топор, нож, котёл и Библию. Порох, пули и табак кончились быстро, мушкет стал ненужным. Значит, остались лишь четыре вещи. Именно с ними и сумел шотландец Александр Селькирк прожить на острове Мас-а-Тьерра четыре года и четыре месяца. В феврале 1709 года в бухту острова вошел английский фрегат, чтобы пополнить запасы пресной воды. На его борту Селькирк и вернулся на родину. В Лондоне он стал сразу очень популярен. О приключениях молодого моряка услышал и писатель Даниэль Дефо. Вот так Александр Селькирк вошел в мировую литературу под именем Робинзона Крузо. Любопытно, что своему Робинзону писатель решил «подарить» гораздо больше вещей, чем было у Селькирка - почти целый корабль.

Ведущий.

-Предлагаю определить капитана группы.

Викторина.

1. На Земле есть место, где, куда ни повернись - везде юг. Как называется это
место?

с

е

в

е

р

н

ы

й

п

о

л

ю

с

2. Какой самый ядовитый гриб в наших лесах?

б

л

е

д

н

а

я

п

о

г

а

н

к

а

3. Это дерево называют сибирским чудом. Оно достигает высоты 10 -15 - этажного дома и может жить до тысячи лет.

к

е

д

р

4.Это растение большинство людей сейчас считают сорняком. А в старину его корни жарили и ели, из молодых листьев делали щи. В Японии же это растение и сегодня специально выращивают для получения масла, из которого готовят

лаки.

л

о

п

у

х

5. Умение определять на местности стороны света.

о

р

и

е

н

т

и

р

о

в

а

н

и

е

6. Лесная ягода, растёт на болотах, говорят, что она заменяет лимон?

к

л

ю

к

в

а

7. И в тайге, и в океане он отыщет путь любой. Умещается в кармане, а ведёт нас
за собой.

к

о

м

п

а

с

8. Сторона света, на которую будет смотреть человек, стоящий в полдень спиной
к солнцу.

с

е

в

е

р

9. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между
остроконечными листьями. А летом на месте цветков - красная ягода. Но не бери
её в рот - она ядовита.

л

а

н

д

ы

ш

10. Водный источник, текущий из глубины земли.

р

о

д

н

и

к

11. На ладонь он ляжет весь.
Не часы - а стрелка есть.
Он в дороге пригодится -
С ним нигде не заблудиться.

к

о

м

п

а

с

Ведущий.

- Итак, капитан группы определился, далее мы продвигаемся по следующему маршруту. Чтобы суметь сориентироваться в незнакомой обстановке, надо быть очень внимательным. Мы заходим в лес.

Физкультминутка.

- Мы по ягоды идём,

Дружно ягоды берём.

-Посмотри-ка, погляди-ка:

Ах, какая земляника!

Ниже, ниже приседай.

А теперь скорей вставай.

Ведущий.

Задание.

Перед тобой следы разных зверей - попробуй определить, где чьи следы, (компьютер - карточка)

  • Каждому человеку, который неожиданно оказался наедине с дикой природой, приходится решать сложные задачи. Ему надо уберечь себя от жары (или холода), от болезней, отыскать воду и пищу. В общем - выжить.

  • Какой план действий вы можете порекомендовать людям, оказавшимся в незнакомой местности?


  1. Оценить обстановку - рельеф, погоду, собственные силы и возможности.

  2. Попробовать сориентироваться.

  3. Провести осмотр всех запасов, - какие есть продукты, одежда, снаряжение.

  4. Выяснить, есть ли поблизости источник воды.

  5. Решить проблему - оставаться на месте, ожидая спасателей. Или самостоятельно выходить к людям.

Ведущий.

У нас сложилась экстремальная ситуация:

1. У Юли подвернулась нога, у Светы поднялась температура. Обе пострадавшие самостоятельно двигаться не могут. Помощь может прибыть не ранее чем через 2-3 дня. До ближайшего населённого пункта около ста километров. Палатки нет. Подумайте и ответьте:

  • Какое решение вы посоветуете принять старшему группы?

  • Какие временные жилища можно соорудить для защиты от холода, солнца и дождя?

Ответы: 1) Старшему группы я посоветовал бы остановиться на месте, сделать привал, подготовиться к ночлегу. Выбрать место для временного укрытия. Оно должно быть сухим и, если есть возможность, находится недалеко от воды. Нужно хорошо расчистить выбранную площадку, заготовить строительный материал. Постараться добыть воду и подумать о питании. 2) шалаш двускатный, навес.

2. При автономном существовании очень важные функции выполняет костёр. Какие? (Он необходим для приготовления пищи, просушивания одежды и обуви. Отпугивания зверей и насекомых. Он помогает лучше перенести одиночество). Подумайте и ответьте:

  • Как правильно выбрать место для разведения костра?

  • Каким образом можно добыть огонь при отсутствии спичек и зажигалки и как развести костёр?

Ответы: 1)При выборе места для костра надо проследить за тем, чтобы костёр находился минимум в 2-3 метрах (6-10 шагов) от ближайших деревьев. Рядом с костром не должно быть пожароопасных предметов. Перед тем как разводить костёр, необходимо снять дёрн на месте, где будет огонь. Перед разжиганием приготовить топливо: сухие стоящие деревья и сухие ветки, взятые с деревьев. Земля бывает влажная. Поэтому при разжигании огонь должен быть изолирован от земли. Сначала делают помост.

2) Огонь можно добыть в солнечный день с помощью увеличительного стекла, сфокусировав солнечные лучи на трут. Можно добыть с помощью огнива, кремня и трута. В качестве трута используют сухой мох. Мелко раздробленную кору, древесную пыль. В качестве кремня - твёрдый камень, в качестве огнива - лезвие ножа или любой предмет из стали. Огонь можно добыть с помощью лука и палочки.

З.Вы оказались один на один с природой без продуктов питания в местности, где отсутствуют источники воды. Подумайте и ответьте:

  • Каким образом можно очистить воду в природных условиях? (практическое задание).

  • Как можно сохранить работоспособность, если количество пищи и воды ограничено?

Ответы: 1)Отстаивание, фильтрование. Самый доступный и простой-кипячение-10 минут. Добавление в воду марганцовки, пить можно через 15 минут. Если нет марганцовки, размешай в ведре воды 2 чайные ложки йода, потом добавь 2-3 щепотки соли(чтобы быстрее осела муть), пить можно через 20 минут.

2) Сохранить работоспособность, если количество пищи и воды ограничено можно следующим образом: снизить физическую активность, организовать полноценный отдых, избегать температурного дискомфорта(или переохлаждения).

4. Что вы можете порекомендовать членам группы для использования в пищу? С помощью, каких лекарственных растений можно оказать пострадавшим медицинскую помощь?

Ответы: 1)Для использования в пищу могу порекомендовать следующее: грибы, ягоды, орехи-съедобные, мягкий, внутренний слой коры молодой берёзы, листья и корни одуванчика, листья крапивы, щавеля, мучнистый корень камыша, водяной орех чилим, и многое другое. 2)Подорожник, валерьяна, мята, пустырник, ромашка, лопух, крапива и др.

5.Человек, попавший в экстремальную ситуацию и ожидающий прибытия спасателей, должен уметь подавать соответствующие сигналы. Подумайте и ответьте:

  • Какие вы знаете способы подачи сигналов для обнаружения вашего местонахождения?(Карточки).Все знаки на экран.

  • Из каких подручных материалов можно изготовить сигнальное зеркало?

Ответы: 1)Пиротехнические средства - сигнальные патроны, сигнальные костры - как можно больше дыма, сигналы международного кода:

2)Зеркало, фольга от шоколадных конфет, любой блестящий металлический предмет.

Ведущий.

Задание. Необходимо выполнить тест.

1. При устройстве навеса или шалаша крышу следует накрывать:

  1. сверху -вниз;

Б) справа - налево;

  1. снизу - вверх;

Г) безразлично как.

Какой из способов является единственно правильным?

2. Вы испытываете сильный голод и поймали гусеницу. Ваши действия:

  1. съедите сырой; Б) пожарите;

  2. не будете есть.

3. Назовите, какие растения можно использовать, чтобы заварить чай:

  1. волчьи ягоды;

Б) листья малины;

  1. бузина;

. Г) иван-чай.

4.Укажите, какие из лекарственных растений можно использовать в качестве ваты:

  1. ромашка;

Б) камыш;

  1. клевер;

Г) пух иван-чая.

5. Укажите, какие лекарственные растения используются для остановки кровотечения и обеззараживания ран:

  1. тысячелистник; Б) череда;

  2. сок подорожника;

Г) сок полыни.

Человек и природа неразделимы, человек - неотъемлемая часть природы и не может существовать вне нее. Общение с ней может дать тебе много положительного: помогает формировать выдержку, уверенность в себе, умение управлять своими эмоциями, анализировать обстановку. Самостоятельно принимать решения. В процессе общения человека с природой происходит совершенствование его физических качеств: выносливости, силы, ловкости, быстроты. В то же время любое пребывание человека на природе требует подготовки. Чтобы правильно перемещаться в желаемом направлении, надо знать, как ориентироваться на местности. Чтобы прожить на природе хотя бы один день, нужно уметь обеспечить себя пищей и водой. А в некоторых случаях соорудить для себя временное укрытие от непогоды. Необходимо знать особенности того места, где вы планируете организовать свой отдых; соблюдать правила безопасного поведения; уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Домашнее задание.

Итак, проверим ваше домашнее задание, которое представляет собой презентацию на тему: «Как нам выжить на природе?». (Ребята комментируют свою работу).

  • Ориентирование.

  • Обеспечение жильём

  • Обеспечение теплом и пищей.

  • Добыча и очистка воды.

  • Оказание медицинской помощи.

Я вижу, что у вас достаточно знаний, чтобы закончить путешествие, и уверена, что вы справитесь с любыми трудностями, которые могут встретиться на вашем пути.

Подведение итогов мероприятия, награждение наиболее активных участников.

- Закончить мероприятие мне хочется словами Уильяма Шекспира «Все затруднения делаются лёгкими, если их изучишь».- Большое спасибо всем ребятам.


Перечень использованных материалов:

1. Основы безопасности жизнедеятельности/ Справочник школьника/ В.П.Ситников., Филологическое общество «СЛОВО» АСТ Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова/ Москва 1999г.

2. Дидактические материалы/ Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы/ В.Н.Латчук, В.В.Марков, М.П.Фролов., Москва Издательский дом «Дрофа» 2000 г.

3. ОБЖ 5-11 классы. Библиотека электронных наглядных пособий.


© 2010-2022