- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая прграмма БЖ. Станочники. 3 курс
Рабочая прграмма БЖ. Станочники. 3 курс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дерменжи В.С. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
6
СПб ГБ ПОУ «Малоохтинский колледж»
Наименование документа: «Рабочая программа»
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Редакция №1
Изменения №0
Лист 6 из 14
Экз.№1
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАЛООХТИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ОДОБРЕНО на заседании УТВЕРЖДАЮ
Методической комиссии Директор СПБ ГБ ПОУ
_____________________ «Малоохтинский колледж»
протокол № ____ ___________ Т.М. Безубяк
от «_____» ________ 2014 г. « ___» _________ 2014 г.
Председатель
______________/__________/
СОГЛАСОВАНО
____________________________
(наименование предприятия/организации)
_______________/_____________/
(ФИО руководителя)
«_____»____________2014г.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДНЯТЕЛЬНОСТИ
название учебной дисциплины
151902/03 «Станочник (металлообработка)»
код и наименование специальности
Разработчик:
Дерменжи Вячеслав Семёнович, преподаватель
( Ф.И.О., должность)
Санкт-Петербург
2014 г
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации примерной программы учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
безопасностЬ жизнедеятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 151902.03 «Станочник (металлообработка)».
В повседневной жизни человек подвергается воздействию различного рода опасностей как природного и техногенного, так и социального характера на производстве, в быту, на отдыхе, в пути и в других жизненных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного, экономического и социального характера - одна из важнейших функций государства наряду с обеспечением национальной безопасности и устойчивого развития государства. Важным элементом обеспечения личной безопасности человека являются его знания, опыт, готовность к адекватным действиям в любых непредвиденных экстремальных ситуациях. Изучение курса «Безопасность жизнедеятельности» позволит студентам получить систематизированное представление об опасностях и о прогнозировании степени воздействия опасных ситуаций на человека, оценить их влияние на его жизнь и здоровье, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом реальных возможностей человека. Содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составляют общие закономерности опасных явлений и соответствующие методы и средства защиты человека в любых условиях обитания, при этом решается триединая задача, которая состоит в идентификации опасностей, реализации профилактических мероприятий и защите от остаточного риска. Дисциплина является комплексной, так как включает социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты. В программе реализованы требования федеральных законов «О защите населения», «Об обороне», «Концепция национальной безопасности» и других.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
В общеобразовательном цикле.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины, обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате освоения учебной дисциплины, обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и
специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 16часов.
1.5. Результаты освоения дисциплины:
Код
Наименование результата обучения
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
17
контрольные работы
3
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
Реферат
С дополнительной литературой
Презентация
Сообщения
Конспекты
Работа с интернет-источниками
Решение задач
2
3
3
3
2
3
Итоговая аттестация в форме З(тесты) 1
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности
Наименование
Содержание учебного материала, теоретические и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
РАЗДЕЛ 1.
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
4
Тема 1.1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Цель, задачи предмета. Концепция национальной безопасности. Основные законы. Актуальные проблемы на современном этапе и основные законодательные акты БЖ. Значение и место предмета БЖ в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека. Теоретическое обоснование содержания предмета БЖ. Аксиома о потенциальном, негативном воздействии в системе «человек - среда обитания». Интегральный показатель безопасности жизнедеятельности. Вредные и опасные факторы. Этапы формирования и решения проблемы оптимального взаимодействия человека со средой обитания: безопасность труда, техника безопасности, охрана труда, производственная санитария.
2
1
Практические занятия
1
3
Самостоятельная работа обучающихся: реферат
2
3
Контрольная работа по пройденному разделу
1
3
РАЗДЕЛ 2.
Виды и классификация чрезвычайных ситуаций
19
Тема 2. 1. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий
Классификация ЧС мирного времени. РСЧС Понятия: чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа. Причины, особенности и характер развития аварий и катастроф на объектах экономики. Пять стадий развития ЧС. Прогнозирование аварий и катастроф. Классификация ЧС по следующим признакам: степень внезапности, скорость распространения, масштаб распространения, продолжительность действия, характер ЧС. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Классификация ЧС естественного (природного) происхождения ЧС естественного (природного) происхождения: метеорологические опасные явления, тектонические и теллурические, топологические и космические опасные явления; защита населения от их последствий. Действия социального работника при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
2
1
Практические занятия
4
3
Самостоятельная работа обучающихся: конспект, дополнительная литература
3
2
Тема 2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий
Классификация ЧС техногенного происхождения: аварии на радиационно-опасных объектах, аварии на химически - опасных объектах, транспортные аварии, аварии на пожаро - и взрывоопасных объектах, аварии на бактериологические опасных объектах, аварии на энергетически - опасных объектах, аварии на гидродинамических опасных объектах и защита населения от их последствий. Действия социального работника при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Основы пожарной безопасности. Пожар о - взрывоопасные объекты. Виды пожаров. Опасные факторы пожара, поражающие факторы взрыва, средства тушения пожаров и их применение. Способы прекращения горения: охлаждение, разбавление, изоляция, химическое торможение реакции горения. Действия при пожаре. Профилактика возникновения взрывов и пожаров.
2
1
Практические занятия
4
3
Самостоятельная работа обучающихся: работа с интернет-источниками
3
3
Тема 2.3. Чрезвычайные ситуации социального характера
Чрезвычайные ситуации социального характера Криминогенная опасность. Правила поведения. Зоны повышенной опасности. Социальные ЧС. Толпа. Паника. Зоны повышенной опасности Виктимология - наука о жертвах. Криминогенная опасность. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Причины преступлений, жертвы преступлений. Правила поведения при встрече с преступником. Зоны повышенной опасности. Социальные ЧС. Толпа, ее виды. Паника. Массовые погромы. Массовые зрелища и праздники. Правила безопасного поведения. Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения на транспорте. Городской транспорт. Воздушный, железнодорожный и водный виды транспорта. Основные причины происшествий на транспорте.
2
Практические занятия
4
3
Самостоятельная работа обучающихся: сообщение
3
3
Контрольная работа по пройденному разделу
1
3
РАЗДЕЛ 3.
Проблемы возникающей опасности в Мире, стране, производстве, быту. Мероприятия, силы и средства обеспечения безопасности
8
Тема 3.1. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Организация и защита населения по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях
Терроризм и его сущность. Виды террористических актов и способы их осуществления. Министерства и ведомства, осуществляющие борьбу с терроризмом. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Антитеррористическая безопасность в ОУ. Действия социальных работников с детьми, подростками и взрослым населением по снижению риска и смягчению последствий террористических актов. Экономическая, продовольственная; информационная безопасность.
1
1
Практические занятия
2
3
Самостоятельная работа обучающихся: презентация
3
3
Тема 3.2. Проблемы национальной и международной безопасности РФ. Гражданская оборона и ее задачи Гражданская оборона и ее задача
Организация защиты населения в мирное и военное время. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация ГО общеобразовательного учреждения. Цель и задачи ГО, ее предназначение. Организация управления ГО. Структура управления и органы управления ГО. Характеристика опасностей военного времени, характерные особенности современных войн. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация ГО общеобразовательного учреждения. План ГО общеобразовательного учреждения.
2
1
Практические занятия
2
3
Самостоятельная работа обучающихся: конспект, дополнительная литература
2
2
Контрольная работа по пройденному разделу
1
3
Итоговая аттестация в форме З (тесты)
1
3
Итого:
48
3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ безопасности жизнедеятельности.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: телевизор с видеомагнитофоном, видеокассеты, диапроектор со слайдами, компьютер, стенды, плакаты, противогазы, ОЗК, макеты, принтер, шкафы, стулья, столы.
Требуется: Защитное сооружение.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Крючек Н.А., Латчук В.Н. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: учеб-метод. пособие для занятий с населением / под общ ред. Г.Н. Кириллова. М.: Изд-во ЭНАС, 2007;
3. Михайлов Л.А., Соломин В.П. Чрезвычайные ситуации природного техногенного и социального характера и защита от них под. ред. Л.А. Михайлова. СПб: Питер, 2008;
4. Назарова, Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб. пособие для студентов. М.: Академия, 2007;
5. Пряхий В.Н., Соловьев С.С. Безопасность жизнедеятельности человека в условиях мирного и военного времени: учебник для сред. спец. учеб. заведений. М.: Изд-во «Экзамен», 2006;
6. Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. / под ред. И.Г. Безуглова. М.: ОАО «Издательский дом «Городец»» 2004;
7. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности: краткий курс- Ростов на Дону: Феникс.
Дополнительные источники:
1. Владимиров В.А., Измалков В.И., Измалков А.В.. Оценка риска и управление техногенной безопасностью. - М.: Деловой Экспресс, 2002;
2. Гафнер В. В. Информационная безопасность: учебное пособие. Ростов на Дону: Феникс , 2010;
3. Гафнер В.В., Петров С.В., Забара Л.И. Опасности социального характера и защита от них: учебное пособие. ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», Екатеринбург, 2010;
4. Крючек Н.А., Латчук В.Н., Миронов С.К. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: учебник для населения / Под общ. ред. Г.Н. Кириллова. М.: ЭНАС, 2010;
5. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник. Ростов на Дону: Феникс, 2006;
6. Некляев С. Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы: учебное пособие. М.: Владос, 2004;
7. Петров С.В. Обеспечение безопасности организаций и производственных объектов: практ. пособие для руководителей и работников предприятий и организаций. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007;
8. Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студентов всех специальностей. Лань Омега, 2005;
9. Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности: практикум, 3-е изд. Ростов на Дону: Феникс , 2010.
Информационное обеспечение дисциплины
1. refcity.rи /content/ 2383. html
2. e-jornal.ru /p-enro-st-3.htlm
3. kremlin.ru/ - Президент России
4. mil.ru/ - Минобороны России
5. mid.ru/ - Министерство иностранных дел России
6. fsb.ru/ - Федеральная служба безопасности
7. mchs.gov.ru/ - МЧС России
8. warning.dp.ua/lib.htm - Электронная библиотека по безопасности
9. bezopasnost.edu66.ru/cont.php?rid=8&id=1 - Безопасность. Образование. Человек (Информационный портал ОБЖ и БЖД)
10. allbzhd.ru/ - Безопасность жизнедеятельности
11. video.ariom.ru/t/Катастрофы.html - видео катастроф
12. antiterror.ru/library/broshures/70942305 - Россия антитеррор
13. eun.tut.su/ - Каталог по безопасности жизнедеятельности
14. novtex..ru/bjd/ - Журнал «Безопасность жизнедеятельности»
-
Электронные базы «Консультант», «Гарант»
3. Контроль и оценка результатов освоения
Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания, сформулированные в ФГОС)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умение организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций
Оценка практической работы
Умение предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту
Оценка практической работы
Умение использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения
Оценка практической работы
Умение ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии
Оценка устного ответа и контрольной работы
Умение применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией
Оценка практической работы и контрольной работы
Умение владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы
Оценка практической работы
Умение оказывать первую помощь пострадавшим
Оценка практической работы
Знать основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации
Оценка устного ответа и контрольной работы
Знать основы военной службы и обороны государства
Оценка устного ответа и контрольной работы
Знать задачи и основные мероприятия гражданской обороны
Оценка устного ответа и контрольной работы
Знать способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах
Оценка устного ответа и практической работы
Знать организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке
Оценка устного ответа и контрольной работы
Знать основные виды вооружения, военной техники и
специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО
Оценка устного ответа и контрольной работы
Знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России
Оценка устного ответа и контрольной работы
Знать область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы
Оценка устного ответа и контрольной работы
Знать порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
Оценка устного ответа и практической работы