• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Внеклассный урок по химии (8 класс) и ОБЖ для учащихся начальных классов

Внеклассный урок по химии (8 класс) и ОБЖ для учащихся начальных классов

Учитель химии  проводит беседу с учениками начальных классов о стране удивительной химии, знакомит с  инструкциями  по  охране труда при работе в кабинете химии и  с правилами  использования химических веществ. Большое внимание уделяется  правилам с обращениями огнеопасных и взрывчатых веществ. Ученики 10-11 классов, ведущие мероприятия, показывают занимательные опыты по химии и презентацию «История спичек».  В конце мероприятия ученики вместе с ведущими составляют памятку- правила безопасного п...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассный урок по химии(8 класс) и ОБЖ для учащихся начальных классов.

Урок был проведен в рамках проведения декады химии и биологии с 12 февраля по 22 февраля 2014 года в МБОУ «Старомокшинская СОШ имени В.Ф.Тарасова» Аксубаевского муниципального района РТ.

«Урок-путешествие по стране удивительной химии»

Целевые установки урока:

1.Ознакомить учащихся с химическими элементами и с правилами использования химических веществ.

2.Изучить историю открытия спички, его состав, основные свойства, практическое применение.

  1. Развить навыки воображения, сравнения; умения анализировать с учетом хронологического времени.

  2. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся, развивать уважение к опыту человечества.

5.Закрепить правила пожарной безопасности. Воспитывать нормы поведения ребенка, оставившего одного дома, беречь своё имущество, не использовать воспламеняющиеся предметы.

Оснащение урока:

  1. Портрет М.В. Ломоносова, Менделеева и др.

  2. Набор реактивов для занимательных опытов.

М.В. Ломоносов: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда не посмотрим , куда не оглянемся - везде перед очами нашими успехи её применения...»

Ход урока.

Учитель химии проводит беседу с учениками начальных классов о стране удивительной химии, знакомит с инструкциями по охране труда при работе в кабинете химии и с правилами использования химических веществ.

1-й ведущий.

"Знакомьтесь химия! Наши занимательные опыты!". Я еще не волшебник, я только учусь, но я могу за несколько секунд, без помощи "философского камня", этот старый железный гвоздик превратить в "золотой". Опускает гвоздь в подкисленный раствор медного купороса и он приобретает вид "золотого ножа"и превратить фиолетовое чернило в черное . Добавляет к какому-нибудь фруктовому соку раствор соли железа. Жидкость сразу потемнеет. Фрукты содержат дубильную кислоту, которая с солью железа образует чернила. А теперь голубой цвет превращается в зеленый. Можно провести опыт с медным купоросом и поваренной солью. Здесь не будет происходить ни одна из вышеперечисленных реакций. Но реакция красивая... При смешивании купороса и соли происходит образование красивого зелёного раствора тетрахлорокупрата натрия Na2[CuCl4].

1-й ведущий. Химические элементы! А, что это значит?

2-й ведущий называет химические элементы по таблице Д.И.Менделеева.

Это интересно!

Ведущие задают друг другу (или учащимся) шуточные вопросы:

Какой элемент всегда рад? (Радон).

Какой газ всегда утверждает, что он не он? (Неон).

Какой элемент может воду родить? (Водород).

Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк).

Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан).

Какой элемент вращается вокруг солнца? (Уран).

В фамилии какого ученого 9 букв из них 4-"е"? (Менделеев)и др.

Какой элемент безжизненный?

А какой светоносный?....

2-й ведущий (ученик 10класса) представляет презентацию "Из истории спичек". Рассказ по презентации (Приложение №1)

Первым химическим способом получения огня явилось изобретенное в 1923 г. немецким химиком И. Деберейнером «водородное огниво», основанное на способности пористой платины вызывать воспламенение водорода без нагревания и без электрической искры. «Водородное огниво» Деберейнера состояло из прибора (для получения водорода) с краном, против которого устанавливалась трубочка с платиной. Когда кран открывался, выходящая из прибора струя водорода попадала в трубочку с платиной и воспламенялась.

В 1806 г. французский химик Бертолле К. обнаружил, что полученная им соль (бертолетова соль) энергично реагирует с концентрированной серной кислотой и в этот момент может воспламенять горючие вещества.

Современник и соотечественник Бертолле Г. Шапсель нашел этому открытию неожиданное «прикладное» применение - использовал его для превращения «серной лучинки» - лучинки с небольшим количеством застывшей серы на одном конце - в первую «макательную спичку», которая представляла собой тоже лучинку, но уже с головкой из затвердевшей смеси бертолетовой соли, сахара, серы и клея. Если головку такой спички смочить серной кислотой, бертолетова соль в ней начинает разлагаться, выделяющийся из нее кислород воспламеняет серу, сахар и спичка загорается.

В 1832 г. англичанин Г. Конгрев предложил спичку, головка которой со-стояла из смеси бертолетовой соли с серой или сульфидом сурьмы. В отличие от «макательной спички» она воспламенялась от трения. Ее вкладывали в сложенный вдвое кусочек наждачной бумаги, зажимали пальцами и затем быстро выдергивали. Благодаря трению головка спички нагревалась, входящая в ее состав бертолетова соль начинала разлагаться и поджигала серу, а потом и лучину.

Современные спички повсеместно получили широкое распространение. Головка современной спички состоит из бертолетовой соли, серы (или сульфида сурьмы), порошка из стекла или кремнезема, клея. Самая простая по составу намазка, которую наносят на боковые стороны спичечной коробки, состоит из красного фосфора, порошка из стекла и клея. При трении головки спички о намазку коробки она нагревается и нагревает задетый ею красный фосфор, незначительная часть которого превращается при этом в белый фосфор, который, мгновенно загораясь в месте соприкосновения с бертолетовой солью головки, вызывает разложение ее. Выделяющийся при этом кислород поджигает горючее вещество головки, от которого загорается и соломинка спички.

После интересной презентации истории спичек учитель говорит:

Огонь одно из самых больших чудес природы

с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь дарил людям тепло, свет, защищал от диких животных ,использовался для приготовления пищи, изготовлений орудий труда.

Люди научились добывать и сохранять огонь. Благодаря огню человечество проникло в космос.

Однако, выйдя из под контроля, огонь превращается в страшное бедствие

- В какое бедствие превращается огонь, вышедший из под контроля. Пожар

- Что такое пожар? (определение из толкового словаря)

Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни.

Информационная справка.

Огонь издавна был другом человека. Наши предки считали его живым существом. Ему поклонялись. Он помогал им бороться за существование.

Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и он утратил силу божества. Но другом и помощником быть не перестал. Сила у огня-друга большая- пребольшая. Но если с его силой обращаться неосторожно и неумно, то огонь может стать страшным, коварным врагом!

. Чтобы этого не происходило, надо осторожно обращаться с огнем.

- Что же является причиной пожара?

Какая же главная причина пожаров?

Причины пожара в жилище: Ученики высказывают свои мнения

Причины пожаров в жилище

  • Неосторожное обращение со спичками, с горючими веществами.

Появляются 2 ученика 11-х классов.

Первый ученик:

А я могу без помощи спичек зажечь маленький костер. Для этого достаточно всего несколько магических заклинаний и, … костер горит!".

На асбестовой железной сетке стоит маленькая плоская тара со смесью перманганата калия с концентрированной серной кислотой в виде кашицы, заложенная сверху сухими стружками. Капитан незаметно капает на смесь этиловый спирт, смесь воспламеняется и воспламеняет стружки.

Измельчают в ступке перманганат калия в тонкий порошок и помещают один микрошпатель его в фарфоровый тигель. Добавляют в тигель одну каплю концентрированной серной кислоты и размешивают стеклянной палочкой. Этой стеклянной палочкой, смоченной в смеси, прикасаются к фитилю спиртовки или к кусочку ваты, смоченной бензином и лежащей на асбестовой сетке. На глазах у зрителей произойдет воспламенение.

Внимание! Большее количество смеси перманганата с серной кислотой крайне взрывоопасно!

Химическая пауза.

Появляются снова выпускники(учащиеся 11 класса) и показывают чудеса:

- "Несгораемый платок";

- "Появление дыма от внушения";

- "Волшебный кувшин".

- "Горящий снег".

Показ сопровождается эмоциональной, загадочной беседой.

1 ученик "Нам пора! На прощанье мы хотим вручить вам конверты с пожеланиями"

(пожелания немые, для их прочтения (проявления) надо промокнуть ватным тампоном, смоченным Fe CI3, т. к. они написаны невидимым раствором таннина). После проявления появляется текст.

"Дорогие ребята! Химия удивительная и увлекательная наука. Она может творить чудеса! Успехов вам в ее познании!

2 ученик

"До свидания, ребята! Нам пора уходить. До новых встреч".

Ведущий-учитель: Здорово! А кто может дать объяснение этим занимательным опытам?

Учитель химии комментирует проделанные опыты, но предупреждает, что эти опыты самим повторять не следует!

Первый опыт "Несгораемый платок". Платок сначала был смочен водой, а затем спиртом. При поджигании спирт сгорает, а платок остается невредимым.

Второй опыт "Появление фиолетового дыма от внушения". На пламени спиртовки нагревается пустая круглодонная колба, а затем незаметно на дно бросается небольшой кусочек кристаллического йода. Происходит возгонка йода, и появляются клубы фиолетового дыма. Предварительно, показывающий опыт, ведет словесную игру со зрителями.

Третий опыт "Волшебный кувшин". В кувшине прозрачный раствор соды. В четыре "пустых" стакана по очереди наливается раствор из кувшина. В первый стакан наливается "вода", он действительно пуст, во второй-"сироп", так как дно стакана смочено раствором фенолфталеина, в третий - газировка, так как дно его смочено раствором соляной кислоты, в четвертый - "молоко", потому что дно стакана смочено раствором хлорида бария.

Четвертый опыт "Горящий снег" В железную консервную банку насыпают снега и слегка уплотняют. Затем делают в нем углубление (примерно на 1/4 высоты банки), помещают туда небольшой кусочек карбида кальция и засыпают сверху снегом. К снегу подносят зажженную спичку - появится пламя, "снег горит".

Подведение итогов.

- О чём говорили на уроке?

-Что вы узнали о химических элементах?

-Кто создал периодическую систему химических элементов?

-Назовите ученых химиков.

-На какие группы делятся химические элементы?

-Назовите самые опасные химические вещества?

-Как нужно обращаться с ними?

-Как не допустить возникновения пожара?/…

ПАМЯТКА

1. Никогда и нигде не играй со спичками.

2. Не зажигай самостоятельно газ, плиту и печь.

3.Химические вещества на вкус пробовать нельзя!

4. Пиротехнические средства используй только со взрослыми.

5. Выключай электроприборы.

6. Не разжигай костры. …



© 2010-2022