Сценарий мероприятия к дню защитника отечества

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  • Формы внеклассных занятий по ОБЖ

Урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело - внеклассное занятие, в котором учитель не связан жесткими временными и плановыми мерками. В обязанности учителя могут быть включены: руководство кружками, клубом по интересам, факультативом и т.п. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы на уроках и способностей школьника, формированию его личности.

Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличии от нее строится по принципу добровольности, а ее создание должно отвечать личным интересам школьника. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся во внеклассной работе больше, чем на уроках, нельзя исходить только из их желаний. Учитель должен выполнять свою направляющую роль потому, что лучше знает, что понадобиться детям в самостоятельной жизни.

Внеклассная работа - это система неоднородных по смыслу, назначению и методике проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.

Внеклассная работа по ОБЖ решает следующие задачи:

- усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках;

- расширение мировоззрения учеников;

- развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;

- воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, языку который изучается.

Сущность внеклассной работы:

Внеклассная работа по ОБЖ - это организация различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

В-третьих, разнообразная внеклассная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.

Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеклассная работа, "трудных" детей меньше и уровень приспособления, "врастания" в общество выше.

В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Содержание внеклассной работы не во всех школах одинаковое. На него оказывают влияние следующие факторы:

1. Традиции и особенности школы. Например, если в школе приоритет обучения, то во внеклассной воспитательной работе может преобладать познавательный аспект. В школе под патронажем религиозной конфессии внеклассная работа будет содержать соответствующие духовно-нравственные понятия. Экологическое воспитание станет приоритетным в школе соответствующего профиля и пр.

2. Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

3. Особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки. Если учитель стремится к получению высоких результатов в обучении детей, то и во внеклассной работе он будет отбирать то содержание, которое способствует достижению этой цели, т.е. организовывать познавательную деятельность. Для другого педагога важно в процессе обучения формировать личность ученика, поэтому во внеклассной работе он будет отдавать приоритет трудовой и творческой деятельностям; воздействовать на школьников через организацию оздоровительно-спортивной деятельности будет педагог, любящий спорт.

Существуют различные виды классификации внеклассной работы. Ю.М.Колягин различает два вида внеклассной работы.

1) Работа с учащимися отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия.

2) Работа с учащимися проявляющими интерес к предмету.

Но можно выделить ещё и третий вид работы.

3) Работа с учащимися по развитию интереса к изучаемому предмету.

Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости. Бытует мнение, что если такая дополнительная работа ведётся. То это говорит, что недостаточно организована работа на уроке. В любом случае эта работа должна носить ярко выраженный индивидуальный характер и требует от учителя особого такта и характера.

Цели второго вида внеклассной работы по ОБЖ могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового о ОБЖ ученики так, например:

1. Развитие и углубление знаний по программному материалу.

2. Привитие им навыков исследовательской работы.

3. Воспитание культуры мышления.

4. Развитие представлений о практическом применении ОБЖ и т. п.

Третий вид внеклассной работы может носить подобные цели, но главный упор делается на развитие интересов ОБЖ в соответствии с возможностями этой группы учащихся.

Существуют следующие формы внеклассной работы:

1. Кружок.

2. Факультатив.

3. Олимпиады конкурсы, викторины.

4. Дискуссии.

5. Неделя ОБЖ.

6. Экскурсии.

Указанные формы часто пересекаются и поэтому трудно провести между ними резкие границы. Более того, элементы многих форм могут быть использованы при организации работы по какой либо одной из них. Например, при проведении вечера, посвященного ОБЖ можно использовать соревнования, конкурсы, доклады и т. д.

Задание № 1:

Опишите, какие формы внеклассной работы по ОБЖ, существуют в вашем учебном заведении (план внеклассной работы за 2-3 года).



2. Методические особенности проведения внеклассных занятий по ОБЖ

Занятия по основам безопасности жизнедеятельности, проводимые в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, должны быть направлены на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, выработку психологической устойчивости при возникновении экстремальных ситуаций различного характера.

Школа обладает широкими возможностями для формирования знаний и умений по вопросу безопасности жизнедеятельности учащихся. Эти возможности заложены как в содержании школьных предметов, при изучении которых учащиеся получают сведения о существующих в мире техногенных, природных, социальных опасностях, так и в организационно-воспитательных формах внеклассной деятельности.

При организации внеклассной работы с учащимися следует шире практиковать проведение встреч со специалистами МЧС, ГИБДД, медицинскими работниками.

Изучение материала, требующего больших затрат времени, может быть завершено на занятиях с отрядами юных спасателей, юных инспекторов дорожного движения.

Эффективными итоговыми массовыми формами организации учебной и внеклассной деятельности учащихся могут быть праздники, конкурсы и олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности.

Конечно, внеклассные занятия, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать внеклассные занятия следует всем учителям, но не превращать внеклассную работу в главную форму работы.

Рассмотрим основные из них:

1) Конференция.

За месяц до проведения конференции учащиеся получают для продумывания объемную тему. Небольшая группа готовит сообщения. Смысл сообщений - познакомить учащихся с проблемой, поставить важные вопросы и задачи для обсуждения. Учащиеся, в зале не должны специально готовиться, их задача - услышать, понять, записать, осмыслить проблемы и выдвинуть свои версии, взгляды, идеи. При этом особо поощряется фантазирование в рамках темы и поиск оригинальных решений. Докладчики отвечают на уточняющие вопросы. Жюри регистрирует малые открытия и интересные идеи, проставляет баллы.

Конференции можно проводить по темам: «Здоровый образ жизни», «Взаимоотношение полов», «Вредные привычки».

2) Лекция.

В ходе урока, помня о том, что подавляющее большинство учеников в состоянии сосредоточенно слушать не более 5-6 минут, необходимо решить задачу активизации мыслительной деятельности, познавательной и практической деятельности на уроке. С этой целью можно использовать следующие приемы:

- Выдать каждому учащемуся тезисы лекции и попросить, чтобы ученики справа на свободном от тезисов месте на листе написали вопросы, которые возникли у них в ходе лекции. За наиболее интересные вопросы выставляются оценки.

- Учитель обещает в ходе лекции допустить 10 существенных ошибок, и те из учащихся, кто их обнаружит, будут вознаграждены.

- Каждые 3-5 минут в ходе лекции ученикам даются краткие устные или письменные экспресс-задания.

- Ученикам выдаются листы с кратким изложением текста лекции, где, однако, пропущены основные понятия, даты. Имена, принципы. По ходу лекции ученики должны все это вставить.

- Учитель поручает заранее всем ученикам создать малые группы для совместного поиска интересных материалов к предстоящей лекции.

- Учитель предлагает учащимся составить по ходу лекции тесты.

- Учитель оставляет в конце лекции две минуты, объявив об этом заранее, и проводит викторину по основным понятиям, затронутым в ходе лекции.

3) Самостоятельный поиск знаний.

- Ученикам дается задание искать что-либо на улицах города, в лесу, в квартире - нужно найти вариант решения.

Скажем, дается задание: «Опишите городские шумы и дайте им социально-экономическое толкование (поиск, творчество)».

- Есть известная проблема, изучите ее и предложите варианты решений.

Например:

• Растет наркомания, пьянство, хулиганство, воровство. В чем причина этого и каковы возможные варианты решения данной проблемы.

• У нас гибнет растение, найдите причину и вылечите его (в младших классах).

Во всех случаях мы рассматриваем варианты не только поиска знаний, но и их активного применения.

4) Соревнование как форма.

За несколько дней до урока класс делится на две команды и судейскую бригаду. Непосредственно на уроке каждая команда задает противоположной стороне задания и вопросы. В команде роли распределены так, что один или несколько человек отвечают за направление, тему или возможный вопрос. Перед ответом дается тридцать секунд на обсуждение. Судейская бригада ставит баллы каждому участнику за участие и качество вопроса и ответа и всей команде в целом. Учитель играет роль консультанта, но имеет право вето, если вопрос выходит за рамки темы или разумного. Учитываются задания, понимание, остроумие, юмор, реакция, оригинальность ответа.

Такие уроки можно проводить при обобщении знаний по теме.

5) Интегрированно-понятийное занятие.

В учащиеся делятся на малые группы ряд заданий, упражнений или вопросов, за каждое из которых отдельный ученик или группа в целом получают наградные баллы от учителя или специального жюри, составленного из учащихся. Занятие проводят все учителя, предметы которых включены в тему.

Можно провести интегрированную деловую игру по химии и основам безопасности жизнедеятельности, например - «Самое сильное звено».

Можно проводить викторины, задания которых составлены из понятий, названий процессов, предметов, явлений, дат, имен, изучаемых по разным предметам. Отвечать нужно в письменном виде на скорость и качество ответов всем командам. Ответы зачитываются, и оглашается их оценка в баллах.

Каждой группе можно выдавать прямые и перевернутые кроссворды, заключающие в себя необходимые понятия. Прямые кроссворды - клеточки пустые, и их надо заполнить, решив кроссворд; перевернутые кроссворды - кроссворд уже решен, все клеточки заполнены, нужно ко всем словам из клеточек дать определения.

Еще вариант. Ученики получают задание составить кроссворд с помощью учебников по разным предметам.

6) Проблемно-обучающие занятие-зачет.

Это занятие можно провести на дифференцированной основе.

Первый ряд в классе получает задание внимательно прочитать параграф учебника, после чего попеременно ученики, сидящие, за данной партой, задают друг другу вопросы и отвечают на них (дополняя друг друга), не заглядывая в учебник. Каждый ученик выставляет по итогам работы оценку своему партнеру.

Каждая пара учеников среднего ряда получает задание на основании текста учебника подготовить наибольшее количество оригинальных вопросов, заданий, тестов. Затем они передаются соседним ученикам на парте, которые, изучив поступившие материалы, выставляют оценку.

Третий ряд в полном составе садиться полукругом у стола учителя. Учитель предупреждает детей, что оценке послужат не только знания, но и логика и оригинальность суждений, ставит перед ними проблемы и консультирует. Оценки при этой форме работы ниже 4-5 не выставляются.

Такие зачеты можно проводить по одному разу в год в 9-11 классах. Например, по темам: «Международная система гуманитарного реагирования при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, ее цели, задачи и принципы. Гуманитарные акции МЧС России», «Преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних», «Законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства», «История создания гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)».

7) Занятие - «аквариум».

Это разновидность дискуссии применяется для обсуждения спорных, противоречивых вопросов, для формирования умения отстаивать и аргументировать свою позицию. Дискуссия включает следующие этапы:

а) Подготовительное.

Ведущий представляет проблему и делит класс на микрогруппы, которые располагаются по кругу. Группы обсуждают проблему и определяют свою точку зрения на нее. От каждой группы выбирается представитель, который будет отражать и отстаивать позицию группы перед другими участниками.

б) «Аквариумное» обсуждение проблемы.

Представители микрогруппы собираются в центре аудитории и обсуждают проблему, представляя и отстаивая интересы своей группы. Остальные участники наблюдают за ходом дискуссии, занимая позицию аналитиков. Преподаватель может выделить специальное время на вопросы к участникам «аквариумного» обсуждения;

в) Анализ хода и результатов дискуссии.

«Аналитикам» представляется возможность оценить ход и результаты дискуссии. Преподаватель систематизирует выводы студентов и подводит общий итог совместной деятельности.

Занятие - «аквариум» можно провести в 9 классе по теме: «История пищевого рациона человека. Современный «благополучный» рацион и болезни питания», где можно обсудить вопросы о пользе диет, о раздельном питании, о голодании, об очистке организма.

8) Деловая игра.

Деловые игры используют для формирования целостного представления о какой-либо проблеме, развития творческого мышления, а также для ознакомления учащихся с профессиями и сохранением здоровья людей занятых в этой деятельностью.

Атмосфера деловой игры ставит учащегося перед необходимостью максимально мобилизовать свои силы, знания, накопленный опыт и реализовать их в модели типичной жизненной ситуации. У учащегося появляется мотив успешно сыграть выбранную роль и создаются условия для формирования коммуникативных навыков, а также социальной активности.

Важно различать ролевые и деловые игры. Часто деловой игрой называют конкурс знатоков или турнир по защите профессий, но это неверно.

Деловая игра имеет следующие признаки:

- имитация реального процесса с помощью модели;

- распределение ролей между участниками игры;

- различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций;

- наличие общей игровой задачи у всего коллектива, решение которой является связующим стержнем игры;

- разыгрывание путей решения проблемы с позиции тех должностных лиц, чьи роли исполняются;

- применение системы оценки игровой деятельности каждого участника игры.

Для деловых игр характерны:

- диалогичность и полемичность общения;

- появление мыслительной деятельности и функциональной компетентности' между участниками игры, смена и разнообразие видов и форм познавательной деятельности.

Как показывает практика, деловые игры вызывают у учащихся повышенный интерес. Помогают учителю побудить у подростков желание и сформировать умение пользоваться дополнительной научно-популярной литературой, справочной и научной литературой, находить ответы. Все это способствует развитию творческого мышления учащихся.

Важно знать, что участники игры должны сначала получить определенный уровень подготовки по изучаемой теме. Поэтому, деловую игру в учебном процессе лучше использовать на заключительном этапе темы или раздела.

Задание № 2:

Конспект внеклассного занятия по ОБЖ (тема, класс, форма проведения - по вашему выбору).

  • Организация спортивно - патриотических игр («Орленок». «Зарница»).

В современных условиях представляется очевидным факт усиления роли воспитания у молодежи гражданственности и патриотизма как основы укрепления государства. Воспитание социально активной личности, гражданина, патриота своей Родины - остаются, на сегодняшний день, одной из важнейших задач.

Как показывает практика, формирование активной гражданской позиции личности учащихся наиболее эффективно реализуется через вовлечение подростков в социально значимую деятельность. От того, как на практике осуществляется эта работа, зависит эффективность реализации целей и задач патриотического воспитания.

Понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание», «гражданственность» вновь становятся сегодня актуальными и значимыми. Спортивно - патриотические игры становятся одним из самых продуктивных средств воспитания, обучения и социализации школьников, которое не ограничивается лишь стенами школы.

В настоящее время в России уже существует определенная база по гражданско - патриотическому воспитанию. В работе с подростками опорой служат важнейшие педагогические принципы:

-сознательности;

-активности;

-систематичности;

-последовательности;

-деятельностного подхода;

Задание № 3:

История игры «Зарница» в СССР, в России, в Республике Коми (желательно в форме презентации).



Задание № 4:

Достижения ваших учащихся на районных, городских, республиканских спортивно - патриотических играх.

Движение Школа Безопасности

1994 году при активном содействии МЧС России было основано Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности». ВДЮОД «Школа безопасности» является общественной организацией, которая занимается практической деятельностью в целях формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности. Официально движение зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации в 1998 году (перерегистрировано 23.12.2002г. регистрационный номер 1027746003405).

Движение было создано в целях консолидации усилий в решении проблем формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, получения практических навыков действий в чрезвычайных, опасных и негативных ситуациях природного, техногенного, социального, криминогенного и медико-биологического характера, совершенствования гражданско-патриотического, морально-психологического и физического воспитания участников движения, пропаганды и популяризации среди молодежи здорового образа жизни. В настоящее время Движение объединяет свыше 200 000 активных участников из всех регионов России и функционирует в 80 субъектах Российской Федерации.

С 2001 года Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности» включено в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений России, пользующихся государственной поддержкой. С 2010 года соревнования, проводимые в рамках Движения «Школа безопасности», признаны видом спорта «Многоборье спасателей МЧС России» и включены во Всероссийский реестр видов спорта.

Одним из важных направлений деятельности движения является популяризация деятельности поисково-спасательных формирований и помощь в работе по подготовке для них резерва путем участия в создании и функционировании кадетских корпусов, школ, классов, кружков и секций «Юный спасатель».

В рамках Движения ежегодно на муниципальном, региональном, межрегиональном и всероссийском уровнях проводятся соревнования «Школа безопасности» и полевые лагеря «Юный спасатель», которые позволяют охватить широкие слои учащихся, привить им практические навыки безопасного поведения в различных чрезвычайных и опасных ситуациях. В настоящее время эти мероприятия организуются и проводятся в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10 2005г. № 795.

Ежегодно на различных уровнях организуется и проводится свыше 20 тыс. соревнований и полевых лагерей, в которых принимают участие около 2 млн. детей. В прошлом году с 28 июля по 8 августа проведены юбилейные X Всероссийские соревнования «Школа безопасности»,которые состоялись в Удмуртской Республике. В соревнованиях приняли участие 20 команд общей численностью 219 человек из всех Федеральных округов.

Особое внимание уделяется вовлечению в Движение трудных подростков, детей из неблагополучных семей и детей-сирот. В межрегиональных соревнованиях «Школа безопасности» на базе ЭУГ МЧС России принимали участие воспитанники 3 детских домов Мордовии, Чебоксарского детского дома и детского дома из г. Пензы. Для ребят была разработана отдельная программа соревнований, в которую входили и такие элементы обучения, как: правила организации быта в полевых условиях, теоретические занятия по вопросам безопасности жизнедеятельности, ознакомление со средствами индивидуальной защиты, обучение работе с приборами радиационной и химической разведки, комбинированная эстафета, адаптированный для ребят этап «Поисково-спасательные работы на акватории», конкурс стенгазет и многое другое.

Цели ВДЮОД «Школа безопасности»:

подготовка учащихся практическим навыкам действий в чрезвычайных, опасных и негативных ситуациях природного, техногенного, социального и криминогенного характера;

содействие гражданско-патриотическому и морально-нравственному воспитанию подрастающего поколения;

пропаганда и популяризация здорового образа жизни среди детей и молодежи.

Основные задачи Движения:

оказание методической помощи образовательным учреждениям, общественным объединениям и организациям по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

совершенствование уровня и качества практической подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности;

приобщение детей и юношества к вопросам личной и коллективной безопасности;

подготовка учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе при пожарах, ДТП и террористических актах, формирование практических навыков оказания само- и взаимопомощи;

организация и проведение со школьниками соревнований «Школа безопасности» и полевых лагерей;

воспитание у учащихся экологической культуры, чувства любви к природе;

проведение мероприятий, направленных на противодействие проявлениям экстремизма в молодежной среде;

привитие молодежи любви к Отчизне и уважения к славным военно-патриотическим традициям Родины.

Задание № 5 (ознакомьтесь с содержанием сайта, документа, ответьте на вопросы):

- Когда и кем была утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»?

- Кто исполнители и ожидаемый результат Всероссийских молодежно-патриотических акций «Я - Гражданин России»?

- Структура движения «Школа безопасности».

Адрес сайта: old.spas-extreme.ru/el.php?SID=991 и документа:

old.spas-extreme.ru/paper/creativity/Patrioticheskoe%20vospitanie%20gragdan.pdf

shbmchs.ru/about-school

spas-extreme.ru/



Задание № 6: представьте электронные ресурсы (полезные ссылки) по ОБЖ.

[email protected]

Учительский портал

uchportal.ru/

Сеть творческих учителей

it-n.ru/

nsportal.ru/

МЧС России

mchs.gov.ru

11.mchs.gov.ru/

Спас экстрим

spas-extreme.ru/

mil.ru

kids.mil.ru/















TeachPro.ru

wwwHYPERLINK "spas-extreme.ru/".HYPERLINK "spas-extreme.ru/"spasHYPERLINK "spas-extreme.ru/"-HYPERLINK "spas-extreme.ru/"extremeHYPERLINK "spas-extreme.ru/".HYPERLINK "spas-extreme.ru/"ru

mil.gov.ru



© 2010-2022