Рабочая программа дополнительного образования Будь здоров

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА КРУЖКА «БУДЬ ЗДОРОВ!»


Пояснительная записка.

Здоровье первоклассника отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества. Первоклассник - это человек на пути своего становления, осуществляющий напряженную и более сложную, чем у взрослых, работу по построению, саморазвитию, саморегулированию, самосохранению, и, естественно, если ребенок не принимает активного участия в этой работе, процесс формирования его здоровья, развития культуры здоровья, социализации может не состоятся как целостный процесс. Вот почему с детских лет необходимо воспитывать индивидуальную потребность в ведении ЗОЖ как основного проявления культуры здоровья.

В законе РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики. В соответствии с ним разработан ряд нормативно-правовых документов, в которых проблема сохранения и укрепления здоровья становится предметом особого рассмотрения: В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования отмечается, что в образовательных учреждениях должно уделяться особое внимание укреплению «физического и духовного здоровья обучающихся».

В настоящее время основополагающими целями непрерывного образования детей младшего школьного возраста являются:

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей. Поэтому, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни становится наиболее актуальным и выносится в число центральных задач.

Введение программы, как вариативной части учебного плана Образовательного Учреждения, обусловлено тем, что:

  1. в рамках самого ОУ не достаточно уделяется внимание формированию культуры здоровья первоклассников и становления на ее основе готовности к здоровому образу жизни;

  2. обеспечивает выполнение обязательного минимума содержания образовательного компонента «Окружающий мир», расширяя это содержание, и наполнение регионального компонента содержания, учитывая особенности природных и социальных явлений нашего региона.

При составлении программы мы основывались на программу Л. А. Обуховой, Н. А. Лемяскиной, О. Е. Жиренко «Новые 135 уроков здоровья или школа докторов» ориентированной на формирование у обучающегося позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Отличительные черты данной программы:

  1. человек рассматривается во всех разделах программы, что позволяет показать единство и взаимодействие всех сторон жизни человека, раскрыть правила здорового образа жизни, позволяющие сохранять физическое и психическое здоровье, сформировать представления детей о взаимоотношениях с другими людьми, правила поведения в среде обитания и др.;

  2. в программу включено содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для начальной школы;

  3. учитывая важность расширения чувственного опыта младшего школьника и необходимость связи обучения с жизнью, особое внимание обращаем на проведение практических работ и экскурсий.

Программа кружка адресована первоклассникам, а также может быть частично использована в подготовительной к школе группе ДОУ. Курс рассчитан на 26 часов, один час в неделю.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (Федерального Государственного стандарта) по курсу «Окружающий мир»:

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:

  1. строении своего тела (части тела, их функциональное предназначение; внутренние органы и их предназначение);

  2. росте и развитие человека;

  3. том, что такое здоровье, болезнь, профилактика заболеваний;

  4. основных пищевых веществах, их значение для здоровья человека;

  5. основах личной безопасности на улице и дома;

  6. службах, способных оказать медицинскую помощь;

  7. общее представление о вредных для здоровья веществах.

умеет:

  1. адекватно оценить состояние своего здоровья;

  2. соблюдает правила личной гигиены, гигиены отдыха и труда, гигиены питания;

  3. устанавливать связи и зависимости между поведением человека в природе и ее состоянием;

  4. кратко характеризовать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), природы на человека.

владеет:

  1. правилами межличностного общения

  2. правилами семейного общения;

  3. правилами поведения с людьми с физическими недостатками;

  4. способами проявления эмоций и выражения чувств;

  5. основами личностной безопасности.

В соответствии с этим, данная программа имеет цель:

способствовать формированию индивидуального и социального качества человека, отражающего характер заинтересованного личного отношения к здоровому образу жизни и окружающей среде и проявляющееся в процессе индивидуального участия в духовно-практической деятельности по познанию, освоению, преобразованию и сохранению собственного здоровья как личного энергокапитала успешной жизнедеятельности.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  1. укреплять здоровье, содействовать гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию;

  2. формировать установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

  3. совершенствовать умение управлять своими ощущениями, внутренними состояниями, мыслями, размышлениями, поступками;

  4. формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на первые знания о себе как биологическом и социальном существе;

  5. формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры.

При составлении программы мы опирались на принципы формирования культуры здоровья младших школьников, выделенные М. М. Безруких и В. Д. Сонькиным:

  1. индивидуальный и личный подход к детям;

  2. совместная творческая деятельность;

  3. позитивность (создание доброжелательной атмосферы);

  4. целостное развитие (усиление значения опыта прожитой жизни, развитие способности к самопознанию и саморазвитию, активизация творческих возможностей);

  5. сочетание воспитательного и оздоровительного материала.

Основными методами обучения являются:

  1. рассказ педагога и рассказы детей;

  2. экскурсии;

  3. деловая игра;

  4. моделирование ситуаций.

  5. развивающие игры (подвижные, сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические и др.);

  6. логоритмические упражнения;

  7. этюды;

  8. рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, работа с ними;

  9. изобразительная деятельность (с использованием как традиционных, так и нетрадиционных материалов);

  10. использование ТСО.

Освоение программы предполагает, помимо посещения коллективных занятий, выполнение внеурочных заданий творческого характера по всем разделам программы.

Содержание программы разбито на блоки, каждый из которых имеет следующую структуру: теоретическая, практическая и контрольная часть.

В процессе обучения учащимся предлагаются различные формы итоговых испытаний: тесты, упражнения; рефераты; деловая игра; обыгрывание ситуаций; творческие задания; логоритмика.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные блоки:

Содержание программы

Блок 1.

Моё здоровье.

Знание своего тела.

Части тела, их функциональное предназначение.

Внутренние органы и их предназначение. Рост и развитие человека.

Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.

Самопознание через ощущение, чувство и образ.

Чувства, настроение, эмоциональные переживания, ощущения. Способы проявления эмоций и выражения чувств.

Блок 2.

Я и другие.

Правила межличностного общения. Дружба. Поведение на улице и в общественных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми.

Родственные связи - семья. Правила семейного общения. Права и обязанности ребенка в семье, правила групповой деятельности.

Блок 3.

Гигиена и здоровье.

Гигиена тела.

Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.

Гигиена полости рта.

Общее представление о строении ротовой полости, временные и постоянные зубы. Прикус и вредные привычки, нарушающие его. Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Уход за зубами.

Гигиена труда и отдыха.

Режим дня. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых.

Профилактика инфекционных заболеваний.

«Хорошие» и «плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытье рук, ношение маски и т.д.

Представление об «активной» защите - иммунитете.

Блок 4.

Питание и здоровье.

Питание - основа жизни.

Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья. Как происходит пищеварение. Режим питания.

Гигиена питания.

Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой.

Блок 5.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

Безопасное поведение на дорогах.

Основные ситуации, в которые обычно попадают дети. Сигналы регулирования дорожного движения. Правила безопасного поведения у железнодорожных путей.

Бытовой и уличный травматизм.

Опасные факторы современного жилища, школы, игровой площадки. Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами. Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна, катания на перилах, прыжков с гаражей и т.д. Элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Правила пользования роликами, экипировка. Опасность, которая подстерегает роллера на улице. Оказание первой помощи при простых травмах (ссадинах, царапинах, поверхностных ранах). Укусы зверей, змей, насекомых.

Блок 6.

Друзья нашего здоровья.

Выбор медицинских услуг.

Поликлиника и вызов врача на дом. Служба «03», служба спасения.

Общение с лекарственными препаратами.

Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.

Блок 7.

Киллеры нашего здоровья.

Общее представление о вредных для здоровья веществах. Причины употребления таких веществ. Поведение с людьми, употребляющими такие вещества.








Календарно-тематическое планирование


Тема

Форма проведения

Образовательный продукт

ч

Блок 1. Моё здоровье.

1

Путешествие в страну Здоровья

Игра-путешествие

Изготовление гипсовых фигурок малышей - крепышей

2

2

Глаза - главные помощники человека

Взаимообучение учащихся

Придумывание правил бережного отношения к зрению

1

3

Чтобы уши слышали

Лаборатория открытий

(урок-«Эврика»)

Придумывание правил бережного отношения к ушам

1

4

Почему болят зубы?

Чтобы зубы были здоровыми.

Как сохранить зубы здоровыми.

Игра-путешествие

Рисование «Нашим зубкам это полезно»

3

5

Зачем человеку нужна кожа?

Если кожа повреждена.

Лаборатория открытий (урок - «Эврика»)

Моделирование схемы «Значение кожи»

3

6

Скелет - наша опора.

Осанка - стройная спина.

Час «Здоровья»

Разработка комплекса утренней гимнастики

2

Блок 2. Я и другие.

7

Как настроение?

Урок взаимообучения учащихся

Дерево Дружбы

1

8

Я пришел из школы

Урок - творчества

Составление режима дня

1

9

Я - ученик.

Игра - обобщение

Формулировка «Правил общения»

1





Окончание таблицы

Тема

Форма проведения

Образовательный продукт

ч

Блок 3. Гигиена и здоровье.

10

Если хочешь быть здоров

Игра - обобщение

Рисование на тему «Мы дружим с физкультурой и спортом»

1

Блок 4. Питание и здоровье.

11

Питание - необходимое условие для жизни человека.

Здоровая пища для всей семьи

Игра - путешествие

Составление схемы «Как в наш организм попадает пища»

Рисование на тему «Продукты, полезные для здоровья»

2

Блок 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

12

Правила безопасности на воде

Викторина

Формулировка «Правил поведения на воде»

1

13

Правила обращения с огнем

Турнир

Радуга успеха

1

Блок 6. Друзья нашего здоровья.

14

Сон - лучшее лекарство

Урок взаимообучения учащихся

Придумывание сказки «Цветные сны Оле-Лукое»

1

15

Раз, два, три, четыре, пять, выходи скорей играть!

Урок - соревнование

Игры на свежем воздухе или в спортивном зале

2

Блок 7. Киллеры нашего здоровья.

16

Вредные привычки

Сюжетно-ролевая игра

Рисование на тему «Сигарета убивает жизнь»

1

17

Проведение итоговой диагностики

Тестирование

2

Итого

26


8

© 2010-2022