Программа кружка Азбука безопасности

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа кружка «Азбука безопасности» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Ежедневно в дорожно-транспортные происшествия в России попадают более 60 несовершеннолетних. Дети погибают, получают травмы и увечья из-за неподготовленности к самостоятельному участию в дорожном движении.

Основные причины несчастных случаев и аварий с детьми: переход улицы в неположенном месте; езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатных средствах по проезжей части дороги; игра на улицах; несоблюдение сигналов светофоров и требований дорожных знаков; хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара или обочины.

Дети ещё не вполне осознают, что такое вообще опасность. Поэтому их надо обучать безопасному поведению, прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность - личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Следовательно, школьников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя и кружка ЮИД.

Новизна:

воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. В процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, понаблюдать, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, обратить внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу).

Зимой обратить внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта безопасности через практику. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через практику и теорию приобщить детей для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде.

Образовательная программаразработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.);
- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
- средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей).

Цель программы - систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах села, во дворе и общественном транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Основные задачи:

  1. Обучение детей правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта - грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, - с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов;

  2. Усвоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;

  3. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;

  4. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.

  5. Развивать мотивацию к безопасному поведению.

  6. Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.

  7. Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;

  8. Повысить интерес школьников к велоспорту.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по ПДД. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие направлено на овладение основами безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, назнаниями и навыками использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.

Контингент обучаемых: дети возраста 12 -14 лет

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год

Формы организации работы учащихся: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.

Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, 68 часов в год , час длится 45 мин.

Ожидаемые результаты:

уметь применять знания Правил дорожного движения на практике, выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию.

иметь навыкидисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.

знать:историю возникновения ПДД; безопасный путь из дома до школы, дорожные знаки; сигналы светофора, виды транспорта; причины ДТП; правила поведения в транспорте.

Формы подведения итогов реализации программы:

Тестовый контроль, проверочные работы, практические работы, индивидуальный устный опрос, выставки, праздники, соревнования, конкурсы, агитбригады.

Учебно-тематический план

Разделы программы

теория

практика

1

ПДД

15

11

2

Медицинская помощь

14

10

3

Обязанности пассажиров

15

5

Всего:

44

26

Содержание программы.

  1. Тема: «ПДД» (26 часов)

Введение. Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения.Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром. Мы идем в школу. Безопасные маршруты "Дом - Школа - Дом. Фигурное вождение на велосипеде. Правила поведения на улице. Азбука безопасности. (просмотр и беседа по мультфильму «Азбука безопасности» Смешарики).Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица».Движение пешеходов по улицам и дорогам. Общие правила перехода улиц и дорог. Где можно играть? Я - пешеход. Чтение В. Кожевникова «Песенка о правилах». Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Элементы улиц и дорог. Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах. Движение машин (проезжая часть и тротуар). Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Знаки особого предписания и знаки сервиса. Дорожные знаки: «Пешеходный переход». «Подземный переход», «Надземный переход».Регулирование дорожного движения. Светофор.

Закрепление знаний сигналов светофора.

Цель: формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность.

Беседа, презентация, загадки, стихи.


  1. Тема: «Медицинская помощь» (24 часа)

Виды ран. Первая помощь при ранениях. Венозное кровотечение. Артериальное кровотечение. Капиллярное кровотечение. Правила наложения повязок. Внутреннее кровотечение. Носовое кровотечение. Ушибы головы. Ушибы грудной клетки. Ушиб живота. Ушиб суставов. Первая помощь при ушибах. Сотрясение мозга. Обморок. Вывихи. Первая помощь при вывихах. Растяжение и разрыв связок. Открытый и закрытый перелом. Первая помощь при открытом и закрытом переломах. Травматический шок. Закрытый массаж сердца. Искусственное дыхание. Спазмы, судороги

Цель: сформировать у школьников некоторые обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов и пассажиров как правильные, безопасные и неправильные - опасные; развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы учителя, учить оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку»,работа в группах.


  1. Тема: «Обязанности пешехода» (20 часов)

Что такое транспорт? Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль». Транспортные средства общего и личного пользования. Виды наземного транспорта. Специальные машины. Машины-помощники. История развития автотранспорта и проблемы безопасности движения. Наблюдение за транспортом на сельской улице. Мы пассажиры. В городском транспорте.Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила дорожного движения: обязанности водителей и пассажиров. Опасности нашего двора. Маленькие секреты транспорта. Дорожный этикет. Праздник «Мы знаем правила дорожного движения»

Цель: сформировать элементарные правила поведения на улице; развивать внимание, наблюдательность, уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о ПДД.

Беседа, исторический материал, дорожные ситуации, практическая работа.

Методическое обеспечение программы:

Деятельность кружка строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).

Конкретные методы, используемые при реализации программы:

в обучении - практический (практическая работа в библиотеках, практическая работа при оказании первой медицинской помощи, вождение велосипеда); наглядный (изучение правил ДД, демонстрация дорожных знаков, таблиц по оказанию первой помощи, аптечки); словесный (инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой ( чтение, изучение, составление плана, поиск ответа на вопрос); видеометод (просмотр, обучение).

в воспитании - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Занятия проводятся в кабинете.

Техническое оснащение:

- компьютер с экраном и проектором;

- плакаты по ПДД.

Методическое:

- билеты по ПДД, медицине;

- рисунки ребят с конкурсов по ПДД.

- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных представлений;

- программа по изучению правил дорожного движения в школе;

- методические рекомендации по организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД;

- видео игры по ПДД.

Список литературы


1. Экзаменационные билеты по ПДД с комментариями, М.: «Рецепт - Холдинг», 2012г. -224с.: ил.

2. .Правила дорожного движения с комментариями и иллюстрациями, Москва: ОО «АТБЕРГ 98» 2014г.- 62 с.: ил.

3. Правила дорожного движения с комментариями и иллюстрациями, Москва: ОО «АТБЕРГ 98» 2012г.- 64 с.: ил.

4. Газета «Добрая дорога детства»

5. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность на дороге.

6. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 192 с. - (Мастерская учителя). ISBN 5-94665-198-6.

7. Дорога глазами детей. Сборник детских творческих работ по вопросам безопасности дорожного движения/ Под общ. ред. В.В. Парахина .- Липецк, ООО «Смарт Пресс 2.0», 2013г.- 52с.: ил.

pdd-dlya-shkolnikov

pdd-test-online.ru

festival.1september.ru









п/п

Тема занятий

Кол-во

часов

Формы занятий

1



2



3


4


5

6

7




8



9


10


11


12


13



14



15


16



17


18


19


20


21

22

23


24

25

26



27


28


29


30


31


32


33


34


35

36

37


38

39


40

41


42


43

44

45


46



47


48


49


50



51


52


53



54


55


56


57



58



59


60



61

62

63


64

65

66

67

68



69


70

Тема: «ПДД»

«Введение. Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения?»

«Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром».

«Мы идем в школу»

Безопасные маршруты "Дом - Школа - Дом"

«Фигурное вождение на велосипеде»

«Правила поведения на улице»

«Азбука безопасности» (просмотр и беседа по мультфильму «Азбука безопасности» Смешарики).

«Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица»

«Движение пешеходов по улицам и дорогам»

«Общие правила перехода улиц и дорог»

«Где можно играть?».

«Я - пешеход»

«Чтение В. Кожевникова «Песенка о правилах»

«Как рождаются опасные ситуации на дорогах»

«Элементы улиц и дорог»

«Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах».

«Движение машин (проезжая часть и тротуар)»

«Дорожные знаки».

«Предупреждающие знаки»

«Запрещающие знаки».

«Знаки особого предписания и знаки сервиса».

«Дорожные знаки: «Пешеходный переход»

«Подземный переход», «Надземный переход».

«Регулирование дорожного движения»

«Светофор».

«Закрепление знаний сигналов светофора»

Тема: «Медицинская помощь»

Виды ран

Первая помощь при ранениях

Венозное кровотечение

Артериальное кровотечение

Капиллярное кровотечение

Правила наложения повязок

Внутреннее кровотечение

Носовое кровотечение

Ушибы головы

Ушибы грудной клетки

Ушиб живота

Ушиб суставов

Первая помощь при ушибах

Сотрясение мозга

Обморок

Вывихи

Первая помощь при вывихах

Растяжение и разрыв связок

Открытый и закрытый перелом

Первая помощь при открытом и закрытом переломах

Травматический шок

Закрытый массаж сердца

Искусственное дыхание

Спазмы, судороги

Тема: «Обязанности пешехода»

«Что такое транспорт?».

«Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»

«Транспортные средства общего и личного пользования».

«Виды наземного транспорта».

«Специальные машины».

«Машины-помощники».

История развития автотранспорта и проблемы безопасности движения

«Наблюдение за транспортом на сельской улице»

«Мы пассажиры»

«В городском транспорте»

«Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах»


«Правила дорожного движения: обязанности водителей и пассажиров»

«Опасности нашего двора»

«Маленькие секреты транспорта».

«Дорожный этикет».

Игра «Регулировщик»

Письмо родителям

Праздник «Мы знаем правила дорожного движения»

Как должен поступить пешеход, если…

Итоговое практическое занятие и игры по правилам безопасного поведения


1



1


1


1



1

1

1




1



1


1


1


1


1



1



1


1



1


1


1


1


1

1

1


1

1


1



1


1


1


1


1


1


1


1


1

1

1


1

1


1

1


1


1

1

1

1



1


1


1


1



1


1


1


1



1


1


1



1



1


1


1



1



1


1


1

1

1


1



1

1


Беседа


Игра-диспут



Беседа


Урок-практикум


Урок-практикум


Игра-диспут


Урок-практикум




Урок-практикум


Беседа



Урок-практикум


Игра-диспут


Беседа


Урок-практикум



Урок-практикум

Беседа



Урок-практикум



Беседа



Урок-практикум


Беседа


Ролевая игра по ситуациям


Игра-диспут


Ролевая игра по ситуациям

Урок-практикум


Ролевая игра по ситуациям


Урок-практикум



Беседа

Урок-практикум


Беседа


Беседа


Урок-практикум


Беседа

Беседа








Урок-практикум


Урок-практикум


Урок-практикум



Урок-практикум




Урок-практикум




Урок-практикум


Урок-практикум


Урок-практикум




Беседа

Урок-практикум



Беседа



Беседа


Беседа




Урок-практикум




Ролевая игра по ситуациям


Урок-практикум


Ролевая игра по ситуациям



Урок-практикум


Ролевая игра по ситуациям



Ролевая игра по ситуациям


Урок-практикум



Урок-практикум


Урок-практикум




© 2010-2022