Рабочая программа по ОБЖ для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного

муниципального образования «Оёкская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено

На заседании МО __________

Протокол № 1

От «» 2015г.

Руководитель МО

_____________________

Согласовано

«__01»____09___2015г

Зам директора по УВР

____________________

Дунаева С.В.

Утверждаю

Приказ № 110/6

от «01» сентября 2015г.

Директор МОУ ИРМО «Оёкская СОШ»

_______О.П. Тыртышная






Рабочая программа

по ОБЖ

(Основы безопасности жизнедеятельности)

для 6 г класса

специального коррекционного обучения

Учитель: Митрошина И.Д.

I квалификационная категория



Рабочая программа составлена на основании : комплексной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.:Просвещение, 2012 г. ,

Учебник - Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. Ред. А.Т. Смирнова - М.: Просвещение, 2012 г.




2015 - 2016 учебный год



Пояснительная записка

Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по основам безопасности жизнедеятельности:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по (предмету), утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

  4. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2015-2016 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12..08.2011 г. № 920 - мр.

  5. Учебный план МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» на 2015/2016 учебный год

  6. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11

  7. Комплексная программа по «Основам безопасности жизнедеятель-

ности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа):

под общей редакцией Смирнова , А.Т., Хренникова Б.О., М.: Просвещение, 2012 г .

  1. Письмо Министерства образования Иркутской области, службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области № 55- 37- 6194/15 от 02.07.2015, № 75- 37 - 1237/15 от 02. 07.2015 «О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области на 2015-2016 учебный год»

Рабочая программа составлена на основе авторской, изменений нет.

Рабочая программа является приложением к образовательной программе основного образования МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа» и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Рабочая программа по учебного предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6 класса составлена на основе авторской программы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа. 5-11 классы авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников. / под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2012 г.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. Ред. А.Т. Смирнова - М.: Просвещение, 2012 г.

Цель: формирование у учющихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях, умений оказывать само- и взаимопомощь.

Задачи:

  • воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью, личной безопасности;

  • развитие духовных и физических качеств, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

 овладение умениями предвидеть потенциальные опасности по характерным признакам их появления; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь.

Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа. 5-11 классы авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников). / под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2012 г.

  2. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. Ред. А.Т. Смирнова - М.: Просвещение, 2012 г.

Количество учебных часов: в неделю - 1 час, в год - 34 часов.

В рабочей программе реализуются требования Конституции РФ, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2010г. и федеральных законов «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне».

Основной формой организации учебного процесса при реализации данной рабочей программы является урочная деятельность. Преобладающий тип уроков - комбинированные. Комбинированные уроки дополняются проведением уроков в форме лекции-визуализации и уроков в форме практических занятий. Продолжением программы во внеурочное время являются подготовка и участие обучаемых в соревнованиях «Школа безопасности», военно-спортивной игре «Зарница», объектовых тренировках по гражданской обороне, в работе кружков, секций, профилактических операциях «Внимание - дети!», «Внимание! Дорога!», в туристических походах и спортивных соревнованиях.

Основной формой текущего контроля знаний учащихся являются устные ответы учащихся на теоретические вопросы. С целью выявления уровня освоения программы обучающимися в рамках комбинированных уроков проводятся тестирования, итоговая контрольная работа (тестирование) в конце учебного года.

В течение года запланировано:

  • Тестовых работ - 3


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен

Знать:

  • меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

  • опасности, которые могут произойти с человеком в природных условиях;

  • факторы, разрушающие здоровье;

  • основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.

Уметь:

  • предвидеть опасность, предупредить или избежать ее;

  • ориентироваться на местности;

  • оказывать первую медицинскую помощь при травмах, тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге, укусах змей и насекомых;

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;

  • обеспечения личной безопасности при автономном пребывании человека в природной среде;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных
    ситуациях.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Раздел I.

БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ 25 ч.

Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе 6ч.

Природа и человек. Общение с живой природой - естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.

Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление пищи на костре.

Определение необходимого снаряжения для похода.

Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность 5ч.

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.

Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов, движение по склонам, преодоление водных препятствий.

Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов. Меры безопасности в лыжном походе.

Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.

Велосипедные походы. Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедном походе.

Тема 3. Дальний и международный туризм, меры безопасности 6ч.

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и международном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация в условиях жаркого климата.

Акклиматизация в горной местности.

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом).

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видами транспорта.

Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде 4ч.

Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономии.

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.

Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях 4ч.

Опасные погодные условия и способы защиты от них.

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Раздел II.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 8ч.

Тема 6. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи 4ч.

Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.

Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.

Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.

Тема 7. Здоровье человека 3ч.

Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

Компьютер и его влияние на здоровье.

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Для оценки освоения школьниками содержания учебного материала отдельных часов на проведение контрольных работ, проверочных и других письменных работ не выделяется. Основной формой текущего контроля знаний учащихся являются устные ответы учащихся на теоретические вопросы. Письменный контроль предлагается осуществлять в форме тестирований. Тесты по содержанию вопросов и уровню их слож­ности позволяют учителю осуществить проверку зна­ний, а учащимся дают возможность подготовиться к опросу, зачетам и самостоятельно проверить правильность усвоения материала. Итоговая контрольная письменная работа проводится после изучения программы курса ОБЖ в конце учебного года. Контрольные работы служат для контроля за ка­чеством усвоения учащимися учебного материала и их умением применять знания на практике. На осно­вании выполнения этих работ преподаватель может иметь точное и ясное представление о полученных учащимися знаниях и приобретенных ими навыках и умениях

  1. Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.


Проверочные работы по курсу ОБЖ - 6класс

п/п

Тема проверочной работы


Форма проведения

Время работы

урока п/п

1

Подготовка к активному отдыху на природе

Тестирование

25 мин.

7

2

Обеспечение безопасности

при автономном пребывании

чечеловека в природной среде

Тестирование

25 мин.

21

3

Итоговая контрольная работа (тестирование)

Тестирование

45 мин.

34




ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

ОБУЧЕНИЯ




Основная литература:

Для учителя:


  1. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под общ. ред. Смирнова А. Т. - М.: Просвещение, 2012 г.

Для ученика:


  1. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под общ. ред. Смирнова А. Т. - М.: Просвещение, 2012 г.

Дополнительная литература:


  1. Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») /авт.-сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова. - Изд.2-е - Волгоград: Учитель, 2010

  2. Правила дорожного движения Российской Федерации. - М.: ООО ИДТР, 2011

  3. ОБЖ. Библиотека электронных наглядных пособий 5-11 классы. Компакт-диск

  4. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендациии. 5-11классы /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, В.А.Васнев, М.В.Маслов; под общей редакцией А.Т.Смирнова; Рос.акад.наук. -М.: Просвещение,2010 - (Академический школьный учебник)

  5. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / авт.-сост. Г.П.Попова. - Волгоград: Учитель, 2006

СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

11

Портативный компьютер учителя

Используется учителем для разработки учебных материалов (текстовых, мультимедийных, дистанционных и др.), поиска информации в Интернете, оперативной коммуникации с учащимися по локальным и глобальным сетям, оперативного контроля за работой учащихся на уроке, технической поддержки при изложении материалов урока.

1

1

12

Мультимедиа проектор

Используется учителем для вывода на экран мультимедийных материалов по теме урока, для демонстрации видеофильмов, презентаций или других визуальных материалов учащихся,

1

1

13

Акустическая система

Предназначена для воспроизведения звука при фронтальной работе с классом

1

1

Флэш-память

Предназначена для хранения информации и обмена файлами.

1

1

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ- ИНСТРУМЕНТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

15

Программное обеспечение для компьютера учителя

Используется учителем для разработки учебных материалов (текстовых, мультимедийных, дистанционных и др.); поиска информации в Интернете; оперативной коммуникации с учащимися по локальным и глобальным сетям; оперативного контроля за работой учащихся на уроке; технической поддержки при изложении материалов урока.

1

1

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ- ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ.

16

Учебно-методические комплекты по ОБЖ

УМК, имеющие рекомендацию Министерства образования РФ, и предоставленные правообладателем для свободного использования их содержания в цифровой форме в системе общего образования РФ. Предназначены для использования материалов (текстов и изображений) учителем и учащимися в процессе самостоятельной работы.

1

1

17

Видеозаписи по ОБЖ

Используются в качестве иллюстраций к уроку, при подготовке докладов и в самостоятельной работе учащихся.

Позволяют продемонстрировать динамику реальных процессов

1

1

18

Иллюстративные материалы по ОБЖ

Дают наглядное представление об изучаемых объектах. Используются в качестве иллюстраций к уроку, при выполнении домашних или самостоятельных работ, при подготовке рефератов, докладов.

1

1

19

Банки тестовых заданий по ОБЖ

Представляют собой базу данных тестовых заданий всех уровней подготовки по предмету. Позволяет проводить автоматическую оценку уровня готовности обучающегося. Могут быть использованы учащимся для подготовки к аттестации.

1

1







Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий


Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

mvd.ru

МЧС России

emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

mil.ru

Министерство образования и науки РФ

mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

gan.ru

Русский образовательный портал

gov.ed.ru

Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

beluno.ru

Белгородский региональный институт ПКППС

ipkps.bsu.edu.ru/

Академия повышения квалификации работников образования

apkro.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

km.ru

Образовательный портал «Учеба»

uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

vestnik.edu.ru

Издательский дом «Профкнига»

profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

opasno.net

Личная безопасность

personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России

school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)

econavt-catalog.ru

Портал Всероссийской олимпиады школьников

rusolymp.ru/

Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности

alleng.ru/edu/saf.htm

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности

bezopasnost.edu66.ru

Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях

hardtime.ru




Тематический план



п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

Раздел

Тема

Раздел I. БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ

25


1.

Подготовка к активному отдыху на природе


6

2.

Активный отдых на природе и безопасность


5

3.

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности


6

4.

Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде


4

5.

Опасные ситуации в природных условиях


4


Раздел II. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

8


6.

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи


4

7.

Здоровье человека и факторы, на него влияющие


3

8.

Итоговая контрольная работа (тестирование)

1



Всего часов:

34















Календарно- тематическое планирование по ОБЖ

(Основы безопасности жизнедеятельности)

Класс : 6 г

Учитель: Митрошина И.Д.

Количество часов на год: 34 часа; в неделю: 1 час.

Плановых контрольных тестов - 3.

Планирование составлено на основе авторской программы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа. 5-11 классы авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников. / под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2012 г.

Учебник: Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под общ. ред. Смирнова А. Т. - М.: Просвещение, 2012 г.












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела и тем

Всего часов

Дата

Корректировка

1 четверть 9ч.

I. БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ

25



1. Подготовка к активному отдыху на природе

6



Природа и человек

1



Ориентирование на местности

1



Определение своего местонахождения и на­правления движения на местности

1



Подготовка к выходу на природу

1



Определение места для бивака и организация бивачных работ

1



Определение необходимого снаряжения для похода

1



2. Активный отдых на природе и безопасность

5



Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Тест

1



Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности

1



Подготовка и проведение лыжных походов

1



Итого 1 четверть 9ч.

2 четверть 7ч.

Водные походы и обеспечение безопасности на воде

1



Велосипедные походы и безопасность туристов.

1



3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

6



Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме

1



Акклиматизация человека в различных климатических условиях

1



Акклиматизация человека в горной местности

1



Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта

1



Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом

1



Итого 2 четверть 7 ч.

3 четверть 10ч.

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом

1



4. Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде

4



Автономное пребывание человека в природной среде

1



Добровольная автономия человека в природной среде

1



Вынужденная автономия человека в природной среде

1



Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Тест

1



5. Опасные ситуации в природных условиях

4



Опасные погодные явления

1



Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях

1



Укусы насекомых и защита от них.

1



Клещевой энцефалит и его профилактика

1



II. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБ­РАЗА ЖИЗНИ

9



6. Основы медицинских знаний и оказание пер­вой медицинской помощи

4



Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях

1



Итого 3 четверть 10ч.

4 четверть 8ч.

Оказание первой медицинской помощи при травмах

1



Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге

1



Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых

1



7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие

5



Здоровый образ жизни и профилактика утомле­ния

1



Компьютер и его влияние на здоровье

1



Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека

1



Итоговая контрольная работа (тестирование) Влияние социальной среды на развитие и здо­ровье человека

1



Влияние социальной среды на развитие и здо­ровье человека

1




Итого 4 четверть 8 ч.

Итого за год 34 ч.



















© 2010-2022