Рабочая программа по патриотическому воспитанию

Рабочая программа по  гражданско-патриотическому воспитанию детей                    12-14 лет  представляет собой систематизированное изложение методов и приёмов по воспитанию и формированию патриотического и гражданского сознания. Программа составлена на основе:                 Программы «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе № 23 .                 мероприятий, традиций,  проводимых в школе;                 районных мероприятий;                ...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

_______________

И.Н.Дешевых

«_____»_______ 2014г.



Рассмотрено и одобрено

на заседании Педагогического совета

от «_____»_____ 2014г

протокол №______



Рабочая программа

по гражданско-патриотическому воспитанию.








Ульяновск 2014 г.

Пояснительная записка.

«Историческое значение каждого русского человека

измеряется его заслугами Родине, его человеческое

достоинство - силой его патриотизма».
Н.Г.Чернышевский

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет представляет собой систематизированное изложение методов и приёмов по воспитанию и формированию патриотического и гражданского сознания.

Программа составлена на основе:

  1. Программы «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе № 23 .

  2. мероприятий, традиций, проводимых в школе;

  3. районных мероприятий;

  4. положений о районных, республиканских и российских конкурсах по патриотическому воспитанию.

Программа включена в учебный план учреждения, как коррекционно - развивающий курс и рассчитан на детей 12 - 14 лет.

Актуальность.

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

Система гражданско-патриотической работы в детском доме включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию гражданских и патриотических чувств и сознания воспитанников. Гражданско-патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Регулярные специально организованные развивающие занятия по гражданско-патриотическому воспитанию с детей 12 - 14 лет будут способствовать наиболее эффективному развитию мышления и патриотического сознания у воспитанников.

Цель программы: - развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.

Задачи программы:

  1. Формирование и развитие патриотических чувств.

  2. Организация различного рода деятельности по патриотическому воспитанию.

  3. Проведение методической работы.

Формы мероприятий:


  • уроки мужества;

  • встречи с ветеранами всех войн;

  • праздники;

  • проекты (учебные, социальные);

  • выезды к ветеранам на дом;

  • экскурсии;

  • участие в «Вахте Памяти»;

  • написание творческих работ (сочинение);

  • конкурсы рисунков, газет;

  • изготовление подарков для ветеранов;

  • помощь ветеранам;

  • празднование Дней Боевой славы (открытые уроки, внеклассные мероприятия);

  • конкурсы патриотической песни.

Инновационные технологии: ИКТ, исследовательская деятельность, проблемное обучение.

Виды контроля: диагностика, тестирование.

Возраст участников: 12 - 14 лет;

Объёмы и сроки изучения курса:

1 год - 12-13 лет.

2 год - 13-14 лет.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 40 мин

Ожидаемые результаты: К концу 2 года обучения дети должны:

Знать:

  • культурных и исторических достижений народов России;

  • механизмов защиты прав человека на всех уровнях;

  • основ социального проектирования.

Уметь:

  • получать и анализировать информацию о социальных явлениях и процессах на основе широкого круга источников;

  • выявлять социальные проблемы;

  • отстаивать свое мнение;

  • определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки;

  • работать в группе на основе сотрудничества.

Содержание работы

Календарно - тематический план работы

по гражданско-патриотическому воспитанию

детей 12-13 лет

Месяц

Дата

Тема занятия

Цель занятия

1.

Сентябрь

«Я - люблю свой город!»

.


  • Расширить знания детей о родном городе, людях живущих и работающих в нём.

  • Воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к родному городу, к родному дому в котором он живет.

  • Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

2.

«Моя любимая школа»

3.

«Наша Родина - Россия»

  • Формировать чувство сопричастности к истории страны.

  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

4.

«Москва - главный город нашей Родины»

  • Знакомить с историей столицы нашей страны - г. Москва;

  • Расширять исторические знания детей о русских городах.

  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину

5.

Октябрь

«Ульяновск - как всё начиналось?».

  • Учить детей создавать проект по данной теме, искать информацию, распределять обязанности по выполнению работы.

  • Воспитывать умение трудиться в коллективе, толерантность.

6.

«С чего начинается Родина?»

  • Расширяет знания детей о родной стране.

  • Воспитывает в нем чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

7.

«История символов государственной власти».

  • Расширить исторические знания о символах государственной власти на Руси в разные периоды.

  • Воспитывать интерес к истории страны.

8.

«Моя малая Родина»

  • Знакомство с историческим прошлым родного края.

  • Воспитание патриотизма через краеведческие знания о своем городе и положительном историческом прошлом .

9.

Ноябрь

«Я служу России»

День призывника.

  • Повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

  • Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

10

«История символов власти современной России».

Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации герба, Гимна, Флага.

11

«Символы Уляновска и Ульяновской области».

Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Уляновска.

12

«Основы социализации»

Формирование межличностных отношений на основе развития способности сопереживать другому; коррекция мышления на основе упражнений в анализе - синтезе.

13

Декабрь

«Инвалид - не инвалид, люди так не делятся».

День инвалидов.

  • Расширить знания и понимание жизни людей с ограниченными возможностями, пароолимпийские игры - что это?

  • Воспитывать в детях уважение и сострадание к людям с ограниченными возможностями, побуждать в них желание оказывать помощь.

14

«Наше государство - Российская Федерация».

День Конституции РФ.

  • Создать атмосферу уважения к Конституции России, законам, нормам общественной и коллективной жизни.

  • Утверждать в сознании детей социально значимые ценности и взгляды, убеждения к историческому прошлому России.

15

«Гражданин и просто человек».

Воспитывать чувство гражданской ответственности, гордость за свою страну, республику.

16

«Школа выживания».

День спасателя.

Отработка поведения в экстремальных ситуациях. «Формировать знания о профессии - спасатель, службы спасения.

17

Январь

«Обычаи и традиции русского народа - Крещение».

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям. Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

18

«Золотые купола России».

Расширение представлений о городах России, «Золотое кольцо».
Формировать у воспитанников первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению.

19

«Город - герой Ленинград».

Снятие блокады.

  • Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

  • Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

20

«Города - герои».

21

Февраль

«Город - герой Сталинград».

Сталинградское сражение 1943год.

22

Викторина «Ульяновск, Россия - моя Родина!»

Формирование у детей основ патриотизма, гражданственности, знаний об истории своей малой родины и России, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.

23

«Наши защитники».


  • Познакомить детей с разными видами войск российской армии;

  • развивать интерес к защите отечества;

  • повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры.

  • Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну Россию.

24

«Элитные войска РФ».

25

Март

«Обычаи и традиции русского народа - Масленица».

Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

«Россия - многонациональное государство»

Развитие интернациональных чувств у детей. Учить с уважением относится к людям разных национальностей. Воспитывать толерантность, дружеские отношения.

26

27

«Ульяновск- многонациональный город».

28

29

Апрель

«Ю.А. Гагарин - человек мира».

День космонавтики.

Учить детей создавать проект по данной теме. Формировать умение и желание самостоятельно выполнить работу. Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.

30

«Герои космоса - Герои России».

31

«Обычаи и традиции русского народа - Пасха».

Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

32

«Сильны и могучи богатыри славной Руси»

  • Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

  • Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

33

Май

«Этот День Победы»


  • Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищавшим нашу страну в войне против фашистских захватчиков;

  • Формирование представлений о храбрости и самоотверженности воинов - мичуринцев, сражавшихся на фронте;

  • Развитие связной речи, памяти, внимания, логического мышления.

  • Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

34

«Дети войны, беженцы - ВОВ, войны в Чечне и других воин»

35

«Умейте дружбой дорожить»

36

«Граница России».

День пограничника.




















Содержание работы

календарно - тематический план работы

по гражданско-патриотическому воспитанию

детей 13-14 лет

Месяц

Дата

Тема занятия

Цель занятия

1.

Сентябрь

«День города!».

День нефтяника.


  • Расширить знания детей о родном городе, людях живущих и работающих в нём.

  • Воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к родному городу, к родному дому в котором он живет.

  • Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

2.

«Дом, в котором я живу»

3.

«Наша Родина - Россия»

  • Формировать чувство сопричастности к истории страны.

  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

4.

"Первопроходцы - открывшие нефтяное месторождение ".

  • Знакомить с историей открытия Вазейского месторождения расширять исторические знания детей о родном городе, его истории и значимости для всей страны.

  • Воспитывать чувство гордости за свой город.

5.

Октябрь

«Усинск и его почётные жители».

  • Учить детей создавать проект по данной теме, искать информацию, распределять обязанности по выполнению работы.

  • Воспитывать умение трудиться в коллективе, толерантность.

6.

«С чего начинается Родина?»

  • Расширяет знания детей о родной стране.

  • Воспитывает в нем чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

7.

«История символов государственной власти».

  • Расширить исторические знания о символах государственной власти на Руси в разные периоды.

  • Воспитывать интерес к истории страны.

8.

«Органы государственной власти»

Формировать знания и представления детей об органах государственной власти. Их роль в управлении государством.

9.

Ноябрь

«Я служу России»

День призывника.

  • Повышения престижа военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

  • Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

10

«Президент - правитель, защитник интересов России в мире».

Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания к президенту России.

11

«Органы государственной власти в Республике Коми и Усинска».

Формировать знания и представления детей об органах государственной власти. Их роль в управлении Коми Республикой и Усинским районом.

12

«Основы социализации»

Формирование межличностных отношений на основе развития способности сопереживать другому; коррекция мышления на основе упражнений в анализе - синтезе.

13

Декабрь

«Инвалид - не инвалид, люди так не делятся».

День инвалидов.

  • Расширить знания и понимание жизни людей с ограниченными возможностями.

  • Воспитывать в детях уважение и сострадание к людям с ограниченными возможностями, побуждать в них желание оказывать помощь.

14

«Наше государство - Российская Федерация».

День Конституции РФ.

  • Создать атмосферу уважения к Конституции России, законам, нормам общественной и коллективной жизни.

  • Утверждать в сознании детей социально значимые ценности и взгляды, убеждения к историческому прошлому России.

15

«Законодательство страны».

Знакомить детей с основными законами РФ.

16

«Службы спасения».

День спасателя.

  • Отработка поведения в экстремальных ситуациях.

  • Формировать знания о профессии - спасатель, службы спасения.

17

Январь

«Обычаи и традиции русского народа - Крещение».

Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

18

«Золотые купола России».

Формировать у воспитанников первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению .

19

«Город - герой Ленинград».

Снятие блокады.

  • Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

  • Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

20

« Города - герои».

21

Февраль

«Город - герой Сталинград».

Сталинградское сражение 1943год.

22

«Паспорт - основной документ гражданина России»

  • Формирование у детей основы патриотизма, гражданственности.

  • Расширить исторические знания детей о появлении паспорта, его значимости.

  • Воспитывать чувство ответственности и гордости за свою гражданственность.

23

«Воинская честь».


  • Познакомить детей с разными видами войск российской армии;

  • развивать интерес к защите отечества

  • повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры.

  • Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну Россию.

24

«Сверхсрочная служба».

25

Март

«Обычаи и традиции русского народа - Масленица».

Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

«Борьба женщин разных стран за свои права».

  • Расширить исторические знания детей о борьбе женщин за свои права.

  • Воспитывать уважение к женщинам разных профессий, вероисповидания и социального положения.

26

«Двуязычие».

  • Развитие интернациональных чувств у детей.

  • Учить с уважением относится к людям разных национальностей.

  • Воспитывать толерантность, дружеские отношения, уважение к коренным народам Коми.

27

«Народы северного края».

28

29

Апрель

«Ю.А. Гагарин - человек мира».

День космонавтики.

  • Учить детей создавать проект по данной теме.

  • Формировать умение и желание самостоятельно выполнить работу.

  • Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.

30

«История зарождения космонавтики».

31

«Обычаи и традиции русского народа - Пасха».

Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

32

"Религия. Каждый человек имеет право на свободное вероисповидание".

33

Май

«Этот День Победы»


  • Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищавшим нашу страну в войне против фашистских захватчиков;

  • Формирование представлений о храбрости и самоотверженности воинов - мичуринцев, сражавшихся на фронте;

  • Развитие связной речи, памяти, внимания, логического мышления.

Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

34

«Дети войны - в тылу, на фронте, в лагерях».

35

«Экскурсия в выставочный зал»

36

«Славься Отечество»



Диагностический материал

Диагностика по методике д.п.н. КГПУ М.И. Шиловой.

Основные отношения
Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;

2 - любит и бережет природу;

1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 - интересуется историческим прошлым;

1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

2 - находит дела на службу малому Отечеству;

1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны воспитателей;

0 - не принимает участия в делах

4. Забота о детском доме

3 - участвует в делах детского дома и привлекает к этому других

2 - испытывает гордость за свой детский дом, участвует в делах дома;

1 - в делах семьи участвует при побуждении;

0 - в делах семьи не участвует.

Высокий уровень (9 - 12 баллов) - наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.

Средний уровень (5 - 8 баллов) - свойственны самостоятельность, проявления самореализации и самоорганизации, хотя общественная позиция еще не проявляется.

Низкий уровень (0 - 4 баллов) - представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями.

Список литературы:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы», М.: 2006.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я.Данилюк, А. М.Кондаков, В. А.Тишков. Российская академия образования. - М.: «Просвещение» , 2009.(Стандарты второго поколения).

  3. Программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2006-2010 годы», 2005.

  4. Программа «Патриотическое воспитание граждан муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» на 2006-2010 годы», 2005.

  5. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания /Е. В.Бондаревская/ Педагогика. - 2001.- №1.- с.17-24.

  6. Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А. Н. Вырщиков. Волгоград, 2001.

  7. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. - 240с. - (Педагогика. Психология. Управление).

  8. Караковский В. А., НовиковаЛ. И., СеливановаН. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! - М., 2000.

  9. Ожегов С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова - М.: Москва. 1999.-796с.

  10. Селевко Г. К. Технология саморазвития личности школьника// "Воспитание школьников" 4. 2002.

  11. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Москва, 1998.- 222с.

  12. Степанов Е. Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. /Под редакцией Е. Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128с.

  1. 13.. Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 222с.

19


© 2010-2022