Спецкурс Спортивно - прикладной туризм

Пояснительная записка            Туризм - одно из важных средств отдыха. Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны, пробудить у молодых людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость в быту и обычаям других национальностей и народов.          Кроме того, детско-юношеский туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здоровог...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Туризм - одно из важных средств отдыха. Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны, пробудить у молодых людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость в быту и обычаям других национальностей и народов.

Кроме того, детско-юношеский туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.

Программа данного курса разработана на основе программы Министерства образования РФ «Юные инструкторы туризма», автор Маслов А.Г., кандидат педагогических наук, судья республиканской категории по туризму.

  1. Особенности курса.

В основе курса лежат теоретические и практические сведения по спортивно-прикладному туризму. Курс предусматривает использование следующих форм работы: лекции, практические занятия, экскурсии, поход. Результатом изучения данного курса будет подготовленный самими учащимися поход, который даст возможность каждому из них почувствовать себя настоящим туристом. Программа рассчитана на 34 часа. Динамика интереса к курсу будет отслеживаться через повышающийся интерес к занятиям по туристической подготовке, эмоционально-психологическое состояние учащихся на занятиях, стремление к получению новых знаний и желание преодолевать возникающие трудности.

2. Цели курса.

В результате прохождения программы данного курса учащиеся должны:

иметь представление:

  1. об истории развития туризма;

  2. о классификации туризма;

  3. о месте туризма в современном российском обществе;

  4. об уровне развития спортивного туризма в России.

знать:

  1. способы развития основных физических качеств необходимых туристу (сила, выносливость, быстрота);

  2. особенности природных условий родного края;

  3. основные правила поведения в лесу;

  4. как приготовить пищу с использованием природных ресурсов (дичь, рыба, грибы, ягоды);

  5. как вести себя в экстремальной ситуации;

  6. правила проведения соревнований по туризму;

  7. стандартные международные знаки «земля-воздух».

уметь:

  1. запоминать пройденный путь;

  2. готовить личное снаряжение в зависимости от сезона;

  3. читать топографическую карту;

  4. ориентироваться на местности без карты;

  5. выбрать место для привала, оборудовать его простейшими укрытиями от дождя;

  6. приготовить пищу на костре;

  7. преодолевать сложные участки пути (бурелом, переправа по бревну).

иметь навык:

  1. разведения костра в любую погоду;

  2. установки палатки в любых условиях;

  3. оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.

3. Задачи курса.

Дать базовые знания по разделу «спортивно-прикладной туризм»;

Способствовать формированию интереса к окружающей природе, среде обитания и мотиваций к познанию через занятия туризмом;

Способствовать развитию интереса к трудовой деятельности, формированию навыков гигиены, охраны труда и окружающей среды.


  1. Календарно - тематическое планирование.

Дата



занятия


Раздел. Тема занятия.


Цели.

Количество часов

Материалы и оборудование

План

Факт

Из них

теория, ч.

Из них,

практика,

ч.

Всего

ч.

1.

1.1

I. Введение.

Что такое туризм?

Изучение целей и задач туризма.

1

1


1

1




2.1

2.2

2.3


II.Физическая подготовка туриста.

1)Развитие выносливости.

2)Развитие силы.

3)Развитие подвижности в суставах.

Всестороннее, гармоническое физическое развитие, обладание волевыми качествами, владение многообразными двигательными навыками, наличие отличного здоровья.




2

2

2





2

2

2



3.1


3.2


3.3


3.4


3.5


3.6


3.7



III.Основы безопасности в походах и на соревнованиях.

1)Тактика пешего, водного, лыжного походов.

2)Техника пешего, водного, лыжного походов.

3)Правила безопасности при движении по болоту.

4)Правила безопасности при преодолении водных препятствий.

5)Правила безопасности при ориентировании на маршруте.

6)Правила безопасности при устройстве привалов и ночлегов.

7)Основные положения пожарной безопасности в лесах. Охрана природы.

Использование учащихся технических навыков и приёмов, умение правильно оценивать сложную обстановку, принимать необходимое решение на всём протяжении похода или соревнования.



1


1


1


1


1


1


1



1


1


1


1


1


1


1



2


2


2


2


2


2


2

Плакаты, туристические снаряжения


4.1


4.2



4.3


IV.Медицина.

1)Оказание первой медицинской помощи при переломах и ушибах.

2)Оказание первой медицинской помощи при отравлениях и ожогах.

3)Лечебные растения.

Научить учащихся оказывать первую медицинскую помощь.


1



1



1


1


2



1



1

Плакаты, шины, учебные пособия.



5.1


5.2

5.3


5.4


V.Топография и ориентирование.

1)Техника и тактика ориентирования на местности.

2)Топографические знаки.

3)Оборудование и инвентарь для ориентирования.

4)Правила соревнования по ориентированию.

Овладение основными приёмами ориентирования на местности;

Развитие моральных и волевых качеств.



1


1

1


1




1


1

1


1

Плакаты, компас,

учебные топографические карты.



6.1

6.2

6.3

6.4





VI.Походы выходного дня.

1)Снаряжение туристов.

2)Питание туристов.

3)Дисциплина на маршруте.

4)Обеспечение безопасности в

походах.

Отработка теоретических навыков на местности.




1

1

1

1



1

1

1

1

Туристическое снаряжение.

Список литературы.


  1. Сапрунова В.Г. Туризм: эволюция, структура, маркетинг М., Ось-89т 1998, - 320 с.

  2. Шаповал Г.Д. История туризма. Минск., ИП, «Эноперспектива» - 1999, - 216 с.

  3. Пирожник И.И. «Международный туризм в мировом хозяйстве», Минск., 1996

  4. Александрова А.Ю. «Международный туризм», М., 2001

  5. Родионов Д.А. «Энциклопедия спорта»: Эксмо-Пресс, 2002

  6. Зорин И.В. Туристический терминологический словарь, М.: Советский спорт, 1999

  7. Дмитриевский Ю.Д. Туристические районы мира: учебное пособие. - Смоленск: СГУ,2000

  8. Ремизов Л.П. «Отдых на горных лыжах» - М.: Профиздат, 1989

  9. w.w.w. x-team.ru

  10. w.w.w v.v.v.ru

МБОУ «Лицей №1»



Спецкурс Спортивно - прикладной туризм

Спецкурс Спортивно - прикладной туризм


Преподаватель: Павлинов Е.Ю.




2014г.

© 2010-2022