• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Урок по ОБЖ в 9-10 классе Тема: Здоровье молодежи в России ВИЧ, СПИД, ИППП: пути передачи и методы защиты

Урок по ОБЖ в 9-10 классе Тема: Здоровье молодежи в России ВИЧ, СПИД, ИППП: пути передачи и методы защиты

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по ОБЖ в 9-10 классе

Тема: Здоровье молодежи в России ВИЧ, СПИД, ИППП:

пути передачи и методы защиты.


Цель: сформировать у учащихся понятие о здоровье молодежи России, ВИЧ, СПИД, ИППП: путях передачи и методах защиты.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка, плакаты, слайды, рефераты учащихся.

Базовые понятия и термины: здоровье, ВИЧ, СПИД, ИППП, стигма, дискриминация.

Тип урока: пресс-конференция.

Структура урока

I Организационный этап.

II Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

III Изучение нового материала.

1. Здоровье молодежи в России.

2. ВИЧ, СПИД: пути передачи и методы защиты.

3. Украинское законодательство о ВИЧ/СПИДе.

4. Противодействие стигме и дискриминации ВИЧ - инфицированных.

5. Инфекции, передающиеся половым путем (ИППП): пути передачи и способы защиты.

IV Обобщение и систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

V Самостоятельная работа учащихся.

VI Подведение итогов урока

VII Домашнее задание.

Ход урока

I Организационный этап.

II Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Проверка домашнего задания

  1. Какими факторами определяется ваше репродуктивное здоровье?

  2. Как курение влияет на ваше репродуктивное здоровье.

  3. Что необходимо делать для сохранения своего репродуктивного здоровья?

III Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя: «Уважаемые ребята, сегодняшний урок будет проходить в необычной форме - пресс-конференции. Для того, чтобы всесторонне раскрыть тему сегодняшнего, я пригласила врача-терапевта, врача-иммунолога, врача-венеролога (учащиеся 9-10 класса). Остальные учащиеся будут выступать в роли журналистов разных изданий и задавать врачам-специалистам вопросы в рамках темы.

Итак, поговорим о первой теме:

  1. Здоровье молодежи в России.

Рассказ учителя

Охрана здоровья молодежи, формирование у неё потребности в духовном и физическом развитии - это одно из основных направлений государственной политики в России.

Молодежь - самая активная часть современного российского общества. Именно молодому поколению предстоит реализовать начавшиеся в нашей стране программы, способствовать процветанию России. Удельный вес молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в России выше, чем в таких развитых странах Западной Европы, как Германия, Италия, Швеция, а также в США и Япония. Это почти четверть насилия страны.

Вопрос к учащимся: «Какие факторы влияют на здоровье молодежи в России?»

Ответы учащихся:

- Здоровье молодежи зависит от уровня заработной платы, потому что бедность является фактором риска для здоровья. Это экономический фактор.

- Бедность может также влиять через социальные факторы. Невозможность принимать участие в жизни общества ведет к социальной изоляции и неблагоприятным последствиям для здоровья. У человека появляется желание «решить» свои проблемы с помощью алкоголя, табака, наркотиков.

- Здоровье молодежи зависит также от системы здравоохранения.

- Но больше всего на здоровье молодежи влияет образ жизни, который она ведет.

2. ВИЧ, СПИД: пути передачи и методы защиты.

Вопрос учащейся:

- газета «Здоровье»: Что такое СПИД?

Ответ: врач-терапевт, учащийся

- СПИД- это синдром приобретенного иммунодефицита-смертельное заболевание, которое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Этот вирус постепенно разрушает иммунную систему организма, приводя к болезням.

Вопрос учащейся:

- газета «Здоровье»: Когда были обнаружены первые случаи ВИЧ-инфицирования среди граждан России?

Ответ: врач-иммунолог, учащийся

- Первые случаи ВИЧ-инфицирования среди граждан России были обнаружены в 1987 году, затем заболевание стало быстро распространяться. Причины быстрого распространения ВИЧ-инфекции связаны с использованием инъекционных наркотиков и беспорядочными половыми связями в молодежной среде.

Вопрос учащейся:

- журнал «Современная молодежь»: Какова статистика заболеваний ВИЧ/СПИДом состоянием на 2014 год.

Ответ: врач-терапевт, учащийся

- По состоянию на 1 января 2014 года в России зарегистрировано более 798 тысяч ВИЧ - инфицированных, показатель на 100 тысяч населения составил 461,6. В Сибирском Федеральном округе - более 160 тысяч человек, на 100 тысяч населения - 824,3. В Республике Тыва на 1 марта 2014 года зарегистрировано 106 ВИЧ-инфицированных, на 100 тысяч населения показатель составил 33,8

Вопрос учащейся:

- журнал «Современная молодежь»: Что влияет на распространение ВИЧ на Украине?

Ответ: врач-иммунолог, учащийся

- Ученые отмечают тесную связь распространения ВИЧ в России с нарушением моральных правил поведения, в том числе и молодежью.

Вопрос учащейся:

- журнал «Современная молодежь»: Какие факторы способствуют распространению СПИДа в молодежной среде.

Ответ: врач-венеролог, учащийся

- Отсутствие нравственности, низкий уровень культуры, неумение защищать свои собственные интересы и свое собственное здоровье - все эти факторы способствуют распространению СПИДа в молодежной среде.

Слово учителя:

Ваша задача - разобраться в ситуации и научиться сохранять свое собственное здоровье, защищать свое право на здоровье, полноценную жизнь, оставление потомства.

Пути передачи ВИЧ

Вопрос учащейся:

- газета «Халкъ савлугъы»- Какие пути распространения ВИЧ

Ответ: врач-венеролог, учащийся

- Источником ВИЧ-инфекции является зараженный человек, находящийся в любой стадии болезни. ВИЧ-инфекция относится к длительным заболеваниям. Пути передачи ВИЧ уже достаточно изучены. Этот вирус может передаваться только тремя путями: либо через кровь, либо половым путем, либо от больной матери к ребенку, которого она родила и кормила грудью.

Ответ: врач-терапевт, учащийся

- Контакт кровь-кровь может происходить при переливании крови, при использовании одних и тех же инструментов для инъекций среди потребителей инъекционных наркотиков.

В окружающей среде ВИЧ неустойчив и обычной медицинской стерилизации или кипячения достаточно для его уничтожения.

Передача вируса иммунодефицита происходит при всех видах полового контакта здорового человека с инфицированным. Это один из наиболее частых путей передачи ВИЧ.

Вопрос учащейся:

- газета «ЗОЖ» - Какова вероятность, что ребёнок ВИЧ - инфицированной женщины будет инфицирован?

Ответ: врач-венеролог, учащийся

- Еще один путь передачи вируса- это передача ВИЧ от матери к ребёнку при беременности, родах или кормлении грудным молоком. ВИЧ-инфицированная женщина может родить как здорового ребёнка так и ВИЧ-инфицированного. Вероятность того, что ребёнок будет инфицирован, составляет около 30%.

Вопрос учащегося:

- газета «Окно в будущее»-Передаётся ли ВИЧ бытовым путем?

Ответ: врач-терапевт, учащийся

- Вирус иммунодефицита человека не передаётся бытовым путем, через предметы гигиены, при рукопожатиях и поцелуях. Вирус быстро гибнет в окружающей среде.

Вопрос учащегося:

- газета «Окно в будущее» -Являются ли комары переносчиками ВИЧ-вируса, как вирус не передаётся?

Ответ: врач-терапевт, учащийся

- Комары не переносят ВИЧ, потому что вирус не может жить в организме комара. Вирус не передаётся также через пот и слезы, при кашле и чихании, при совместных занятиях спортом, пребывании в одном помещении, в общественном транспорте.

Слово учителя:

Итак, путями передачи ВИЧ являются:

- опасный секс (без презерватива);

- совместное использование шприцев, игл и другого инъекционного инструментария;

- переливания зараженной крови;

- передача вируса от ВИЧ- позитивной матери ребёнку во время беременности, родов и при кормлении грудью.

Методы защиты от ВИЧ.

Вопрос учащейся:

- газета «Халкъ савлугъы»-Каковы методы защиты от ВИЧ.

Ответ: врач-иммунолог, учащийся

- Так как ВИЧ-инфекция не вылечивается, главным орудием в борьбе с распространением инфекции является профилактика -предотвращение новых заражений.

Вопрос учащегося:

- газета «Лекарь»- Как можно провериться на ВИЧ инфекцию?

Ответ: врач-иммунолог, учащийся

- Информацию о том, есть ли в организме человека ВИЧ, дает тестирование.

Тестирование на ВИЧ, согласно законодательству России, добровольное и бесплатное. Информация о результатах обследования конфиденциальна. В каждом областном центре есть центры борьбы со СПИДом.

Вопрос учащейся:

- газета «За здравие»- В чем заключается профилактика СПИДа?

Ответ: врач-терапевт, учащийся

- Профилактика СПИДа тесно связана со здоровым образом жизни. ЗОЖ резко снижает риск заражения ВИЧ. Если человек осознаёт важность своих решений, связанных с сохранением здоровья, понимает пути передачи вируса, опасность СПИДа, его фактическую неизлечимость, то он сумеет избежать опасных ситуаций. Отсутствие информации, неумение защищать свой интерес приводит к рискованному поведению, инфицированию ВИЧ.

Вопрос учащейся:

- газета «За здравие»- Кто относится к группе риска заражения ВИЧ-ифекцией.

Ответ: врач-венеролог, учащийся

- К группе риска относятся люди, употребляющие наркотики, ведущие беспорядочную половую жизнь, нарушающие нормы нравственности и морали. В опасном положении оказываются и неосведомленные подростки.

Вопрос учащейся:

- газета «ЗОЖ» - Существуют ли методы лечения, позволяющие излечить ВИЧ-инфицированного?

Ответ: врач-терапевт, учащийся

- В настоящее время нет методов лечения СПИДа, позволяющих излечить ВИЧ-инфицированного. Существующие лекарственные препараты позволяют лишь снизить количество вируса в организме и приостановить разрушение иммунной системы. К лекарственным препаратам, применяемым при СПИДе, относятся противовирусные препараты, разрушающие сам вирус, лекарственные препараты, укрепляющие иммунную систему.

3. Российское законодательство о ВИЧ/СПИДе.

Вопрос учащегося:

- газета «Агитация»- Предусматривает ли российское законодательство проблему СПИДа?

Ответ:

- Существуют законодательные акты России, имеющие отношение к проблеме ВИЧ-инфекции. К ним относятся законы России Положение Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", Уголовный кодекс РФ ст.122 «Заражение ВИЧ-инфекцией», «Про обеспечение санитарного и эпидемиологического благополучия населения», указы президента России, направленные на сохранение репродуктивного здоровья молодёжи России, защиту населения от ВИЧ-инфекции и СПИДа, профилактику СПИДа.

Российское государство борется со СПИДом, используя для этого правовую базу и достижения медицины, сотрудничая с международными организациями.

4. Противодействие стигме и дискриминации ВИЧ - инфицированных.

Рассказ учителя:

- ВИЧ-инфицированный человек не умирает сразу, он может жить долгие годы. Как он должен прожить эти годы и как общество должно относиться к ВИЧ - инфицированным людям?

К сожалению, такие люди могут подвергаться стигме и дискриминации. Стигма в переводе с греческого означает «знак», «ярлык». Это характеристика человека или группы, которая считается своего рода пороком и вызывает стремление наказать, изолировать или как-нибудь иначе унизить людей.

Стигма - чрезвычайно сильный социальный ярлык, который заставляет относиться к человеку только как к носителю нежелательного качества.

Дискриминация - это проявление стигмы, это стигма, которая стала действием. Дискриминация - это ограничение прав части населения по определенному признаку.

Вопрос учащегося:

- газета «Агитация»- Почему возникает стигма?

Учитель:

- стигма развивается на основе незнания и страха. Если человек не знает ничего о природе ВИЧ и путях его распространения, то у него возникает страх заразиться и умереть. Этот страх и наделяет ВИЧ-инфицированного всеми возможными негативными чертами.

Знание помогает человеку пересмотреть свои страхи и нелогичные представления.

Вопрос учащегося:

-газета «Здоровье и спорт»- Когда отмечается Первый Всемирный день борьбы со СПИДом?

Ответ: врач-иммунолог, учащийся

- Первый Всемирный день борьбы со СПИДом отмечаелся 1 декабря 1988 года после того, как на встрече министров здравоохранеия всех стран прозвучал призыв к социальной терпимости и расширению обмена информацией по ВИЧ/СПИДу. Ежегодно отмечаемый 1 декабря Всемирный день служит борьбе с пандемией ВИЧ - инфекции и СПИДа, распространяющейся по всем регионам мира.

Вопрос учащегося:

-газета «Здоровье и спорт»- Существует ли символ борьбы со СПИДом?

Ответ: Красная ленточка - международный символ борьбы со СПИДом, который используют как логотип и ВОЗ, и агенства ООН и множество благотворительных фондов.

5. Инфекции, передающиеся половым путем (ИППП): пути передачи и способы защиты.

Вопрос учащегося:

- газета «Лекарь» - Что такое ИППП?

Ответ: врач-венеролог, учащийся

- Причиной болезни могут быть различные микроорганизмы - бактерии, вирусы, паразиты, простейшие грибки. Передаются эти инфекции при половых контактах и чаще всего поражают мочеполовые органы. Возможно также заражение через кровь, например, при сифилисе.

ИППП очень заразны. К большинству из этих болезней не возникает иммунитета, поэтому ИППП можно болеть много раз. К наиболее распространенным инфекциям, передающимся половым путем, относится гонорея, сифилис, герпес, кандидоз, бородавки, кондиломы, папилломы, лобковые вши.

К способам защиты от ИППП относится использование презерватива, нравственное поведение, отсутствие беспорядочных половых связей.

Учитель:

- Итак обобщим сказанное. Одно из самых опасных, неизлечимых инфекционных заболеваний вызывает ВИЧ. Пути передачи ВИЧ хорошо изучены, разработаны меры профилактики этой болезни. Здоровый образ жизни резко снижает риск заражения ВИЧ и ИППП. К способам защиты от них относится использование презерватива, нравственное поведение, отсутствие беспорядочное половых связей.

Презентация слайдов: «Вся правда о ВИЧ/СПИДе»

IV Обобщение и систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

Работа учащихся с учебником.

Учащиеся изучают соответствующие страницы учебника (п.6, стр.52-53), работают с рефератами, плакатами.

V Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся самостоятельно письменно выполняют задания (Приложение №1)

Ответы на задания.

  1. ответ: А,Б, В,Г

  2. ответ: А, Б, В

  3. ответ: А, Б, В, Г

  4. ответ: «Тестирование на ВИЧ, согласно законодательству России, добровольное и бесплатное»

  5. ответ: Б, В

  6. ответ: Наличие нравственности и отсутствие ранних половых связей; отказ от наркотиков; использование презерватива; знание о путях передачи вируса)

  7. ответ: А

  8. ответ: 1) +, 3) +, 4) +

  9. ответ: А, Б, В

10. ответ: Красная ленточка - международный символ борьбы со СПИДом, который используют как логотип и ВОЗ, и агенства ООН и множество благотворительных фондов.

VI Домашнее задание

Прочитать п.6 учебника, ответить на вопросы в конце параграфа.

Написать сочинение на тему: «Мой друг ВИЧ - инфицирован».

VII Подведение итогов урока.



© 2010-2022