Рабочая программа по обж 9 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено

Руководитель МС

___________/_______________

Протокол № 1 от 26 августа 2015 г.

Согласовано

Зам. директора по УР

МКОУ СОШ п.Индустриальный

___________/Андреева М.П./

28 августа 2015 г.

Утверждаю

Директор

МКОУ СОШ п.Индустриальный

___________/Татарко Н.В./

Приказ № 130 от

30 августа 2015 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



учителя ОБЖ

Недобега Анны Валерьевны

по основам безопасности жизнедеятельности

9 класс





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от 29 августа 2014 г.

2015-2016 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел программы

Стр.

1

Пояснительная записка

2

Содержание тем учебного курса

3

Требования к уровню подготовки обучающихся

4

Учебно-тематический план

5

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

6

Приложение






















Пояснительная записка

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности в 9 классе разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы общеобразовательных учреждений по основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов //А.Т.Смирнов (М.: Просвещение, 2011) , а также в соответствии с основными целями деятельности МКОУ СОШ п. Индустриальный, сформулированными в Уставе и Образовательной программе ОУ на 2014-2015 учебный год:

формирование общей культуры личности обучающихся, их духовно- нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, основы для осознанного выбора и последующего освоения образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Рабочая программа в полном обьеме соответствует авторской программе и обеспечена УМК:

1. «Основы безопасности жизнедеятельности 9» , /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников- Москва, Просвещение, 2009./

2. Методические рекомендации по основам безопасности жизнедеятельности, /А.Т. Смирнов-М.: «Просвещение»,2010./

Рабочая программа адресована учащимся 9 класса МКОУ СОШ п. Индустриальный.

Общая характеристика учебного предмета:

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Анализ трагических последствий различных опасных и ЧС показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни.

По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.

Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасностями и ЧС, в том числе с терроризмом и военными угрозами.

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде - природной, техногенной и социальной.

Содержание рабочей программы ОБЖ в 9 классе направлено на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях, принципы отбора материала отражают специфику предмета, которая заключается в следующем:

    • учет основных закономерностей развития теории безопасности;

  • интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

  • направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного фактора на безопасность

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Программа направлена на достижение следующих целей и задач:

Цель на 2015-2016 учебный год:

повышение эффективности образовательного процесса и качества образования; обеспечение получения полноценного образования, учитывающего способности, возможности и интересы учащихся; создание условий для развития социально-адаптивной, конкурентоспособной личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.

Задачи на 2015-2016 учебный год:

  1. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта НОО, внедрение ФГОС ООО. Обновление содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО.

  2. Совершенствование механизмов повышения качества образования и создание целостной системы оценки качества деятельности ОО.

  3. совершенствование внутришкольной системы управления качеством образования на основе деятельностно-компетентностного подхода; обеспечение условий для удовлетворения потребностей учащихся и родителей в качественном образовании для успешной социализации

  4. Повышение компетентности педагогических работников через формирование системы работы по обобщению передового педагогического опыта, расширение сферы использования современных технологий.

  5. Повышение качества социального и психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

  6. Активизация работы по развитию здоровьесберегающей среды посредством создания безопасных условий пребывания учащихся в школе, формирования у обучающихся навыков здорового образа жизни, социального иммунитета.

В соответствии с Образовательной программой и учебным планом МКОУ СОШ п.Индустриальный на весь курс обучения основам безопасности жизнедеятельности в 9классе отводится 34 учебных часа, по 1 часу в неделю с учётом 34 учебных недель.

Срок реализации программы - 2015-2016 учебный год.




Содержание тем учебного курса

Раздел I.

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА(24ч)

  1. Национальная безопасность России в мировом сообществе(4ч)

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.

  1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России(3ч)

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

  1. Современный комплекс проблем безопасности социального характера(3ч)

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

  1. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени(3ч)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

  1. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени(5ч)

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

  1. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом (6ч)

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.

Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств.

Профилактика наркомании.

Раздел II.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ(10ч)

Основы здорового образа жизни(3ч)

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье(3ч)

Ранние половые связи и их последствия.

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья(3ч)

Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.

Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

Основные положения Семейного кодекса РФ.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи(1ч)

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.

Формы контроля на уроках ОБЖ

индивидуальный и фронтальный

устный и письменный

1.Устный опрос

1.Устный опрос (в парах, в группах)

2.Домашняя работа

2.Тесты

3.Самостоятельная работа


Требования к уровню подготовки учащихся 9-х классов

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 9 классах ученик должен

знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

  • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;

  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

  • правила поведения при угрозе террористического акта;

  • государственную политику противодействия наркотизму;

уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • активного отдыха в природных условиях;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

  • соблюдения норм здорового образа жизни.


























Учебно - тематический план

Учитель Недобега Анна Валерьевна

Класс 9

Количество часов: всего 34 ч., в неделю 1 час.

Дата план

Дата факт

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Основы безопасности личности, общества и государства.

1.Национальная безопасность России в современном мире.

4

1

1.1

Россия в мировом сообществе.

1

2

1.2

Национальные интересы России в современном мире.

1

3

1.3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

1

4

1.4

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.

1

2.Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России.

3

5

2.1

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация.

1

6

2.2

Ч.С. природного характера, их причины и последствия.

1

7

2.3

Ч.С.техногенного характера их причина и последствия

1

3.Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России.

2

8

3.1

Военные угрозы национальной безопасности России.

1

9

3.2

Международный терроризм- угроза национальной безопасности России.

1

4.Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

3

10

4.1

Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС (РСЧС)

1

11

4.2

Г.О.как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

1

12

4.3

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС

1

5.Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

5

13

5.1

Мониторинг и прогнозирование ЧС.

1

14

5.2

Инженерная защита населения и территорий от ЧС

1

15

5.3

Оповещение населения о ЧС

1

16

5.4

Эвакуация населения.

1

17

5.5

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

1

6.Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации.

6

18

6.1

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

1

19

6.2

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом.

1

20

6.3

Система борьбы с терроризмом.

1

21

6.4

Правила поведения при угрозе террористического акта.

1

22

6.5

Государственная политика противодействия наркотизму.

1

23

6.6

Профилактика наркомании.

1

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

7.Основы здорового образа жизни.

3

24

7.1

Здоровье человека - как индивидуальная, так и общественная ценность

1

25

7.2

Здоровый образ жизни и его составляющие.

1

26

7.3

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

1

8.Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.

3

27

8.1

Ранние половые связи и их последствия.

1

28

8.2

Инфекции, передаваемые половым путем.

1

29

8.3

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе

1

9.Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.

3

30

9.1

Брак и семья

1

31

9.2

Семья и здоровый образ жизни человека

1

32

9.3

Основы семейного права в Российской Федерации.

1

10.Оказание первой медицинской помощи.

1

33

10.1-10.2

Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.

1

34

Повторение.

1






Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение.


  1. Основная литература:

Учебник, «Основы безопасности жизнедеятельности 9» авт. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников- Москва, Просвещение, 2009./

2.Дополнительная литература и справочные пособия:

ОБЖ: 7кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева. - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: АСТ: Астрель, 2007 г.

Шевченко Г.Н .Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности-Волгоград: Учитель,2006.

Смирнов А.Т. Методические рекомендации по основам безопасности жизнедеятельности 5-11 классы-М.: «Просвещение»,2010.

Павлова О.В.,Попова Г.П. Пожарная безопасность: конспекты занятий и внеклассных часов в 5-11 классах.-Волгоград: Учитель,2006.

3.Интернет-ресурсы:

1it-n.ru/communities - Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;

shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;

school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;

аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;

uroki.net/dokobgd/htm - Для учителя ОБЖ материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;

4students.ru/search- Рефераты по безопасности жизнедеятельности

hsea.ru Первая медицинская помощь

4.Перечень ЭОР:

Презентации к урокам ОБЖ 5-11 классы.

5.Материально-техническое обеспечение:

Печатные пособия:

1.Плакаты «Пожарная безопасность»

2. Плакаты « Оказание ПМП при различных повреждениях»

Для ведения уроков используется материально-техническая база кабинетов № 12,19,14



Приложение

Темы практических работ:

1.Расчеты по эвакуации населения из зон поражения.

2.Правила оказания первой помощи.

Темы для самостоятельных работ

2. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

3. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

4. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом.

5. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.

6. Основы семейного права в Российской Федерации

7. Здоровый образ жизни и его составляющие.

ВАРИАНТ 1

1. Что такое авария?

2. Перечисли все ЧС природного характера.

3. Как классифицируется местная ЧС по масштабам?

ВАРИАНТ 2

1. Что такое катастрофа?

2. Перечисли все ЧС техногенного характера?

3. Как классифицируется местная ЧС по тяжести последствий?

ВАРИАНТ 3

1. Что такое чрезвычайная ситуация?

2. Перечисли все ЧС социального характера.

3. Перечисли классификацию ЧС по масштабам и тяжести последствий.

ВАРИАНТ 4

1. Назови основной законодательный документ, определяющий защиту населения от ЧС.

2. Перечисли все подсистемы РСЧС.

3. Перечисли основные задачи ГО.

ВАРИАНТ 5

1. Для чего предназначена РСЧС?

2. Что входит в состав сил ГО?

3. Перечисли обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС.

ВАРИАНТ 6

1. Что входит в состав сил РСЧС?

2. Что представляет ГО?

3. Перечисли основные задачи РСЧС.

ВАРИАНТ 7

1. Дайте определение Эвакуации населения.

2. Перечисли действия, выполняемые по сигналу «Внимание всем!».

ВАРИАНТ 8

1. Дайте определение Оповещению населения.

2. Перечисли действия, выполняемые при эвакуации.

ВАРИАНТ 9

1. Дайте определение аварийно-спасательных работ.

2. Перечисли действия, выполняемые при сигнале «Химическая тревога!».

ВАРИАНТ 10

1. Дайте определение терроризму.

2. Перечисли принципы борьбы с терроризмом.

3. Вы обнаружили подозрительный предмет, который может оказаться самодельным взрывным устройством. Ваши действия?

ВАРИАНТ 11

1. Какие мероприятия осуществляются в системе борьбы с терроризмом?

2. Что относится к террористической деятельности?

3. Вы попали в перестрелку на улице. Ваши действия?

ВАРИАНТ 12

1. Как классифицируется терроризм по преследуемым целям?

2. Перечисли все способы осуществления теракта?

3. Вы оказались в заложниках. Ваши действия?

ВАРИАНТ 13

1. Перечисли законодательные документы РФ, определяющие борьбу с терроризмом.

2. Перечисли структуры и ведомства, осуществляющие борьбу с терроризмом в России.

3. Вы заложник, началась операция по освобождению. Ваши действия

© 2010-2022