- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по обж 9 класс
Рабочая программа по обж 9 класс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Недобега А.В. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрено Руководитель МС ___________/_______________ Протокол № 1 от 26 августа 2015 г. | Согласовано Зам. директора по УР МКОУ СОШ п.Индустриальный ___________/Андреева М.П./ 28 августа 2015 г. | Утверждаю Директор МКОУ СОШ п.Индустриальный ___________/Татарко Н.В./ Приказ № 130 от 30 августа 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя ОБЖ
Недобега Анны Валерьевны
по основам безопасности жизнедеятельности
9 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 29 августа 2014 г.
2015-2016 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
№
Раздел программы
Стр.
1
Пояснительная записка
2
Содержание тем учебного курса
3
Требования к уровню подготовки обучающихся
4
Учебно-тематический план
5
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
6
Приложение
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности в 9 классе разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы общеобразовательных учреждений по основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов //А.Т.Смирнов (М.: Просвещение, 2011) , а также в соответствии с основными целями деятельности МКОУ СОШ п. Индустриальный, сформулированными в Уставе и Образовательной программе ОУ на 2014-2015 учебный год:
формирование общей культуры личности обучающихся, их духовно- нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, основы для осознанного выбора и последующего освоения образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Рабочая программа в полном обьеме соответствует авторской программе и обеспечена УМК:
1. «Основы безопасности жизнедеятельности 9» , /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников- Москва, Просвещение, 2009./
2. Методические рекомендации по основам безопасности жизнедеятельности, /А.Т. Смирнов-М.: «Просвещение»,2010./
Рабочая программа адресована учащимся 9 класса МКОУ СОШ п. Индустриальный.
Общая характеристика учебного предмета:
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Анализ трагических последствий различных опасных и ЧС показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни.
По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасностями и ЧС, в том числе с терроризмом и военными угрозами.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде - природной, техногенной и социальной.
Содержание рабочей программы ОБЖ в 9 классе направлено на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях, принципы отбора материала отражают специфику предмета, которая заключается в следующем:
-
-
учет основных закономерностей развития теории безопасности;
-
-
интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
-
направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного фактора на безопасность
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Программа направлена на достижение следующих целей и задач:
Цель на 2015-2016 учебный год:
повышение эффективности образовательного процесса и качества образования; обеспечение получения полноценного образования, учитывающего способности, возможности и интересы учащихся; создание условий для развития социально-адаптивной, конкурентоспособной личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.
Задачи на 2015-2016 учебный год:
-
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта НОО, внедрение ФГОС ООО. Обновление содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО.
-
Совершенствование механизмов повышения качества образования и создание целостной системы оценки качества деятельности ОО.
-
совершенствование внутришкольной системы управления качеством образования на основе деятельностно-компетентностного подхода; обеспечение условий для удовлетворения потребностей учащихся и родителей в качественном образовании для успешной социализации
-
Повышение компетентности педагогических работников через формирование системы работы по обобщению передового педагогического опыта, расширение сферы использования современных технологий.
-
Повышение качества социального и психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.
-
Активизация работы по развитию здоровьесберегающей среды посредством создания безопасных условий пребывания учащихся в школе, формирования у обучающихся навыков здорового образа жизни, социального иммунитета.
В соответствии с Образовательной программой и учебным планом МКОУ СОШ п.Индустриальный на весь курс обучения основам безопасности жизнедеятельности в 9классе отводится 34 учебных часа, по 1 часу в неделю с учётом 34 учебных недель.
Срок реализации программы - 2015-2016 учебный год.
Содержание тем учебного курса
Раздел I.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА(24ч)
-
Национальная безопасность России в мировом сообществе(4ч)
Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.
-
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России(3ч)
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
-
Современный комплекс проблем безопасности социального характера(3ч)
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.
Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.
-
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени(3ч)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.
МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.
-
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени(5ч)
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.
Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
-
Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом (6ч)
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.
Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств.
Профилактика наркомании.
Раздел II.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ(10ч)
Основы здорового образа жизни(3ч)
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье(3ч)
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья(3ч)
Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.
Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.
Основные положения Семейного кодекса РФ.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи(1ч)
Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.
Формы контроля на уроках ОБЖ
индивидуальный и фронтальный
устный и письменный
1.Устный опрос
1.Устный опрос (в парах, в группах)
2.Домашняя работа
2.Тесты
3.Самостоятельная работа
Требования к уровню подготовки учащихся 9-х классов
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 9 классах ученик должен
знать:
-
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
-
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
-
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
-
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
-
основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
-
правила поведения при угрозе террористического акта;
-
государственную политику противодействия наркотизму;
уметь:
-
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
-
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
-
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
-
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
-
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-
активного отдыха в природных условиях;
-
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
-
соблюдения норм здорового образа жизни.
Учебно - тематический план
Учитель Недобега Анна Валерьевна
Класс 9
Количество часов: всего 34 ч., в неделю 1 час.
№
Дата план
Дата факт
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Основы безопасности личности, общества и государства.
1.Национальная безопасность России в современном мире.
4
1
1.1
Россия в мировом сообществе.
1
2
1.2
Национальные интересы России в современном мире.
1
3
1.3
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.
1
4
1.4
Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.
1
2.Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России.
3
5
2.1
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация.
1
6
2.2
Ч.С. природного характера, их причины и последствия.
1
7
2.3
Ч.С.техногенного характера их причина и последствия
1
3.Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России.
2
8
3.1
Военные угрозы национальной безопасности России.
1
9
3.2
Международный терроризм- угроза национальной безопасности России.
1
4.Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
3
10
4.1
Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС (РСЧС)
1
11
4.2
Г.О.как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
1
12
4.3
МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС
1
5.Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от ЧС мирного и военного времени.
5
13
5.1
Мониторинг и прогнозирование ЧС.
1
14
5.2
Инженерная защита населения и территорий от ЧС
1
15
5.3
Оповещение населения о ЧС
1
16
5.4
Эвакуация населения.
1
17
5.5
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
1
6.Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации.
6
18
6.1
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
1
19
6.2
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом.
1
20
6.3
Система борьбы с терроризмом.
1
21
6.4
Правила поведения при угрозе террористического акта.
1
22
6.5
Государственная политика противодействия наркотизму.
1
23
6.6
Профилактика наркомании.
1
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
7.Основы здорового образа жизни.
3
24
7.1
Здоровье человека - как индивидуальная, так и общественная ценность
1
25
7.2
Здоровый образ жизни и его составляющие.
1
26
7.3
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России
1
8.Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.
3
27
8.1
Ранние половые связи и их последствия.
1
28
8.2
Инфекции, передаваемые половым путем.
1
29
8.3
Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе
1
9.Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
3
30
9.1
Брак и семья
1
31
9.2
Семья и здоровый образ жизни человека
1
32
9.3
Основы семейного права в Российской Федерации.
1
10.Оказание первой медицинской помощи.
1
33
10.1-10.2
Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.
1
34
Повторение.
1
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение.
-
Основная литература:
Учебник, «Основы безопасности жизнедеятельности 9» авт. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников- Москва, Просвещение, 2009./
2.Дополнительная литература и справочные пособия:
ОБЖ: 7кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева. - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: АСТ: Астрель, 2007 г.
Шевченко Г.Н .Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности-Волгоград: Учитель,2006.
Смирнов А.Т. Методические рекомендации по основам безопасности жизнедеятельности 5-11 классы-М.: «Просвещение»,2010.
Павлова О.В.,Попова Г.П. Пожарная безопасность: конспекты занятий и внеклассных часов в 5-11 классах.-Волгоград: Учитель,2006.
3.Интернет-ресурсы:
1it-n.ru/communities - Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
uroki.net/dokobgd/htm - Для учителя ОБЖ материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
4students.ru/search- Рефераты по безопасности жизнедеятельности
hsea.ru Первая медицинская помощь
4.Перечень ЭОР:
Презентации к урокам ОБЖ 5-11 классы.
5.Материально-техническое обеспечение:
Печатные пособия:
1.Плакаты «Пожарная безопасность»
2. Плакаты « Оказание ПМП при различных повреждениях»
Для ведения уроков используется материально-техническая база кабинетов № 12,19,14
Приложение
Темы практических работ:
1.Расчеты по эвакуации населения из зон поражения.
2.Правила оказания первой помощи.
Темы для самостоятельных работ
2. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
3. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени.
4. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом.
5. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.
6. Основы семейного права в Российской Федерации
7. Здоровый образ жизни и его составляющие.
ВАРИАНТ 1
1. Что такое авария?
2. Перечисли все ЧС природного характера.
3. Как классифицируется местная ЧС по масштабам?
ВАРИАНТ 2
1. Что такое катастрофа?
2. Перечисли все ЧС техногенного характера?
3. Как классифицируется местная ЧС по тяжести последствий?
ВАРИАНТ 3
1. Что такое чрезвычайная ситуация?
2. Перечисли все ЧС социального характера.
3. Перечисли классификацию ЧС по масштабам и тяжести последствий.
ВАРИАНТ 4
1. Назови основной законодательный документ, определяющий защиту населения от ЧС.
2. Перечисли все подсистемы РСЧС.
3. Перечисли основные задачи ГО.
ВАРИАНТ 5
1. Для чего предназначена РСЧС?
2. Что входит в состав сил ГО?
3. Перечисли обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС.
ВАРИАНТ 6
1. Что входит в состав сил РСЧС?
2. Что представляет ГО?
3. Перечисли основные задачи РСЧС.
ВАРИАНТ 7
1. Дайте определение Эвакуации населения.
2. Перечисли действия, выполняемые по сигналу «Внимание всем!».
ВАРИАНТ 8
1. Дайте определение Оповещению населения.
2. Перечисли действия, выполняемые при эвакуации.
ВАРИАНТ 9
1. Дайте определение аварийно-спасательных работ.
2. Перечисли действия, выполняемые при сигнале «Химическая тревога!».
ВАРИАНТ 10
1. Дайте определение терроризму.
2. Перечисли принципы борьбы с терроризмом.
3. Вы обнаружили подозрительный предмет, который может оказаться самодельным взрывным устройством. Ваши действия?
ВАРИАНТ 11
1. Какие мероприятия осуществляются в системе борьбы с терроризмом?
2. Что относится к террористической деятельности?
3. Вы попали в перестрелку на улице. Ваши действия?
ВАРИАНТ 12
1. Как классифицируется терроризм по преследуемым целям?
2. Перечисли все способы осуществления теракта?
3. Вы оказались в заложниках. Ваши действия?
ВАРИАНТ 13
1. Перечисли законодательные документы РФ, определяющие борьбу с терроризмом.
2. Перечисли структуры и ведомства, осуществляющие борьбу с терроризмом в России.
3. Вы заложник, началась операция по освобождению. Ваши действия