• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Статья Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством личностно ориентированного подхода на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Статья Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством личностно ориентированного подхода на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Т. Г. Земскова (преподаватель-организатор ОБЖ)

МОБУ «СОШ № 62»

г. Оренбург

Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством личностно ориентированного подхода на уроках основ безопасности жизнедеятельности

В решении вопроса повышения уровня общей культуры безопасности жизнедеятельности человека в природной, техногенной и социальной среде, проблемы социальной адаптации обучающихся, воспитания их нравственных качеств, получения практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях надо активно использовать возможности педагогической деятельности.

К одной из таких возможностей относится использование личностно ориентированного подхода на уроках основ безопасности жизнедеятельности, что способствует созданию обучающимся наилучших условий для развития их способностей, духовных качеств личности, воспитанию самостоятельности, способности к самореализации и самообразованию. Одновременно такой подход является средством адаптации школьников к реалиям сегодняшнего дня, развития у них практических навыков в области опасных и чрезвычайных ситуаций. Опираясь на личностные качества ребенка, его жизненные ценности и приоритеты, можно мотивировать его не только на процесс получения знаний, но и на применение этих знаний в реальной жизни, на развитие способности адаптировать приобретенные навыки к окружающим условиям.

Главные условия реализации этой задачи - педагогическая компетентность учителя, учет образовательных интересов учащихся, демократический стиль их общения. Образовательный процесс должен основываться на технологии личностно ориентированного обучения и ведущие принципы развивающего обучения. Важную роль здесь также играет наличие необходимой материально-технической базы и информационно-методического обеспечения.

Самореализация личности становится малоэффективной на последующих этапах непрерывного самообразования без активной познавательной деятельности обучающихся, способствующей накоплению их практического опыта.

Решение данной задачи предполагает наличие следующих этапов:

- урочная деятельность учащихся;

- внеурочные занятия по предмету ОБЖ;

- самостоятельная индивидуальная работа обучающихся.

Указанные направления позволяют вовлечь обучающегося в осознанный, активный познавательный процесс, который направлен на конкретный результат учебной деятельности, а также на накопление обширного банка знаний, умений, практического опыта, необходимого в повседневной жизни.

В урочной деятельности учащихся могут использоваться проблемно-поисковые методы, исследоваться различные решения критических ситуаций, применяться творческие задания, проектно-исследовательская деятельность, приемы и методы опережающего обучения. Такие формы работы, как школьные олимпиады, творческие конкурсы, научно-практические конференции прекрасно активизируют познавательные интересы обучающихся.

В рамках информационно-коммуникативной деятельности на уроках ОБЖ развиваются навыки поиска необходимой информации по теме в различных источниках (график, диаграмма, текст, таблица, и т.п.), анализа и синтеза информации, критической оценки достоверности её источников. Обучающиеся учатся развернуто обосновывать свое мнение, формулировать определения, иллюстрировать свой доклад примерами. Здесь педагогу поможет технология развития критического мышления, развивающая познавательные способности и познавательные процессы личности.

Выполнение творческих работ способствует активизации информационно-коммуникативной деятельности, развитию креативных качеств личности школьника. Свое представление опасных и чрезвычайных ситуаций учащиеся могут воплощать в виде плакатов, рисунков, мини-сочинений или эссе, групповых и индивидуальных научно-исследовательских проектов. В данном случае речь идет об использовании учителем проектной технологии.

Внеурочная деятельность направлена на формирование у школьников способности к самостоятельному выбору порядка действий в конкретной ситуации, самоопределению, саморазвитию. Внеурочные формы работы должны осуществляться в непосредственной связи с учебными. Они призваны расширять знания обучающихся в области учебного материала, развивать их способности, научно-исследовательские навыки, практический опыт в сфере безопасности жизнедеятельности, воспитывать патриотизм, ответственность и чувство долга.

Внеурочная деятельность решает важную задачу развития интереса к предмету ОБЖ путем формирования практических умений и навыков.

Здесь могут использоваться различные формы работы: соревнования, конкурсы, викторины, брейн-ринги, тематические месячники, экскурсии, выставки творческих работ школьников, кружки и клубы.

Самостоятельная индивидуальная работа обучающихся это, в первую очередь, научно-исследовательская деятельность. Она может включать в себя написание рефератов и докладов по изучаемым темам, выполнение и защиту проектов, творческих работ. Можно использовать такие формы урока как семинары и дискуссии, которые предполагают самостоятельное исследование предложенных к рассмотрению вопросов, формирование собственного мнения об обсуждаемых проблемах.

К предполагаемым результатам использования современных личностно ориентированных технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности можно отнести:

- позитивную динамику уровня обученности учащихся;

- рост мотивации к изучению предмета;

- активное участие школьников в конкурсах и соревнованиях;

- активизацию самостоятельной деятельности обучающихся в образовательном процессе;

- развитие творческих способностей школьников.

Таким образом, применение личностно ориентированного подхода на уроках основ безопасности жизнедеятельности способствует процессу социальной адаптации учащихся и формированию у них необходимых в повседневной жизни практических знаний, умений и навыков безопасного поведения.


© 2010-2022