• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Конспект урока по ОБЖ: Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (9 класс)

Конспект урока по ОБЖ: Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (9 класс)

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 19. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Цель урока. Познакомить учащихся с комплексом меро­приятий, касающихся инженерной защиты населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций.

Изучаемые вопросы

  1. Инженерно-технические мероприятия по защите насе­ления и территорий от чрезвычайных ситуаций.

  2. Защитные сооружения гражданской обороны.

  3. Рациональное размещение объектов экономики и посе­лений по территории страны.

Изложение учебного материала

1. Отметить, что высокую эффективность в защите населе­ния, территорий и населенных пунктов имеют инженерно-технические мероприятия по защите от неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов, предусматривающие возведение и эксплуатацию соответствующих инженерных сооружений. Для уменьшения ущерба от оползней, селей, обвалов, осыпей, лавин применяются защитные инженерные сооружения на коммуника­циях и в населенных пунктах в горной местности. Для смягчения эрозивных процессов используются защитные лесонасаждения.

Другим направлением уменьшения масштабов чрезвычай­ных ситуаций являются мероприятия по повышению физиче­ской стойкости объектов, которые во время стихийных бедст­вий, аварий, природных и техногенных катастроф подвергаются различного рода воздействиям. Прежде всего, это сейсмостойкое строительство в сейсмоопасных районах, сейсмоукрепление на этих территориях зданий и сооружений, построенных ранее без учета сейсмичности, а также мероприятия по повышению фи­зической стойкости особо важных объектов, защите уникально­го оборудования, культурных, исторических, государственных ценностей, резервов наиболее ценных ресурсов и т. д.

  1. Подчеркнуть, что большую роль в осуществлении инже­нерной защиты населения играют защитные сооружения граж­данской обороны (убежища и противорадиационные укрытия). Они используются для защиты населения в условиях некоторых чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Наиболее перспективными являются защитные сооружения, об­ладающие режимом полной изоляции, поскольку они эффектив­ны для защиты населения во время радиационных и химических аварий. В этих целях и при массовых пожарах используются убе­жища с режимами фильтровентиляции (эти режимы обеспечива­ют очистку поступающего в защитное сооружение воздуха).

  2. Обратить внимание учащихся на то, что эффективной мерой по защите населения от чрезвычайных ситуаций являет­ся рациональное размещение объектов экономики и населен­ных пунктов на территории страны.

Объекты экономики размещаются таким образом, чтобы они не попадали в зоны высокой природной и техногенной опасности, т. е. в зоны, в которых возможные природные и техногенные воздействия не превышают внешних допустимых нормативных воздействий на объект. Объекты экономики, как правило, должны быть отнесены от жилых зон и друг от друга на расстояния, обеспечивающие безопасность.

Контрольные вопросы

1. Какие существуют инженерные сооружения для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природно­го и техногенного характера?

  1. Как осуществляется защита (укрытие) населения от по­следствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени?

  2. Какое влияние оказывает рациональное размещение объектов экономики и поселений людей на территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности при чрезвычай­ных ситуациях природного и техногенного характера?

Домашнее задание

  1. Изучите § 5.2 учебника.

  2. Узнайте, какие защитные сооружения имеются в районе вашего проживания. Запишите их основное предназначение и правила использования.


© 2010-2022