• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Урок-игра для обучающихся 8-11 классов по теме «Соблюдай правила пожарной безопасности!»

Урок-игра для обучающихся 8-11 классов по теме «Соблюдай правила пожарной безопасности!»

В методической разрботке представлен игровой урок для обучающихся 8-11 классов по теме: «Соблюдай правила пожарной безопасности!»Цель: популяризация деятельности пожарной охраны и профессии пожарного среди детей и подростков; закрепление знаний учащихся по правилам пожарной безопасности, формирование навыков безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях.Задачи: совершенствование навыков и знаний основ пожарной безопасности и противопожарного поведения детей в повседневной жизни; сове...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заморовский С.Г.

БОУ «Сорочинская СОШ»

учитель физической культуры и ОБЖ

Урок-игра для обучающихся 8-11 классов

по теме «Соблюдай правила пожарной безопасности!»

Цель:

- популяризация деятельности пожарной охраны и профессии пожарного среди детей и подростков; закрепление знаний учащихся по правилам пожарной безопасности, формирование навыков безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях.

Задачи:

- совершенствование навыков и знаний основ пожарной безопасности и противопожарного поведения детей в повседневной жизни;

- совершенствование умений пользования первичными средствами пожаротушения и оказания первой медицинской помощи.

- закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях ДЮП и на уроках ОБЖ, о правилах поведения человека в экстремальных ситуациях.

Предварительная подготовка:

за неделю до проведения конкурса необходимо учащихся разделить на команды. Они должны выбрать себе капитана, придумать девиз, эмблему и название. Каждая команда в зависимости от количества правильно выполненных заданий получает баллы, которые суммируются и в конце занятия подводятся итоги и определяются победители.

Материально-техническое обеспечение: карточки с заданиями, вата, марля, ножницы, иголки с нитками, противогазы, гопкалитовые-патроны, сантиметр, таблица определения размеры противогаза, жгут, огнетушитель углекислотный (ОУ-5) и огнетушитель воздушно-пенный (ОВП-5), перчатки, повязки марлевая, ведро с водой, телефоны, ОЗК, противогазы ГП-5, цветные фломастеры, карандаши.

Ход игры:

1 конкурс «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД»

Команда в произвольной форме сообщает название команды, девиз и эмблему. Например, команда «01», ее девиз: «Пусть каждый помнит гражданин, пожарный номер «01». Команда «Пожарные», девиз: «С огнем бороться мы должны, с водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны, так нас зовут пожарными».

Оценка задания: Максимальная оценка за конкурс - 3 балла.

2 конкурс «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»

Каждой команде по очереди необходимо ответить на вопросы, при этом команда может предварительно советоваться друг с другом.

В начале каждой команде даются по три загадки и по два вопроса.

Загадки.

Дым увидел, не зевай, нас скорее вызывай (Пожарные.)

Жевать не жую, а все пожираю. (Огонь.)

Поспели щи, шипят блины. До завтра солнца не нужно. (Газовая плита.)

Залезла Варвара выше амбара. Не ест, не спит, все в небо глядит. (Труба.)

Два брата родных: одного всякий видит, да не слышит, другого все слышат, да не видят. (Молния, гром)

Он опасен для всех нас, называют его …(газ).

Вопросы:

1. Что является причиной пожара? (Игра со спичками, неотключенная электроплита, непотушенная сигарета и т.д.)

2. Что находится на пожарном щите? (Топор, лопаты, огнетушитель, ведро, багор, лом. Рядом со щитом ящик с песком, бочка с водой объемом 200-250 литров).

3. От чего люди гибнут на пожаре? (от дыма, ядовитых газов, потери сознания, огня).

4. Что такое эвакуация? (Это экстренный выход из опасной зоны при ЧС).

Оценка задания. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Если ответ дан неправильно, другая команда может заработать дополнительный балл за правильный ответ.

ПРСМОТР И ОБСУЖДЕНИЕ ФИЛЬМА «ЭВАКУАЦИЯ ПРИ ПОЖАРЕ»

ВОПРОСЫ:

1.Что вы взяли для себя из фильма?

2. Что нового узнали?

3. Чему научились? И что расскажите своим младшим братьям и сестрам?

3 Конкурс «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ»

- Рассказать правила безопасности у водоема (реки Оми)

Максимальное количество баллов - 5

ИКТ (Показ мультимедийной презентации)

4. Конкурс «БУДЬ ОСТОРОЖЕН С НЕЗНАКОМЦЕМ»

- Рассказать о правилах поведения с незнакомцем.

Максимальное количество баллов - 5

ИКТ (Показ мультимедийной презентации)

5 Конкурс «САМОЗАЩИТА»

- Рассказать, какие правила самозащиты вы знаете?

Максимальное количество баллов - 5

ИКТ (Показ мультимедийной презентации)

6 Конкурс. «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ»

  1. «Блиц».

Его тема - «Основные понятия и определения дорожного движения».

В течение 1 минуты участники каждой команды отвечают на вопросы, которые задаются команде, получая за правильный ответ 1 балл.

Примерные вопросы.

  1. Какой стороны должен придерживаться пешеход при движении по тротуару? (Правой.)

  2. Как называется место для ожидания общественного транспорта? (Остановка.)

  3. Как называется «дирижерская» палочка регулировщика? (Жезл.)

  4. Как называется край проезжей части? (Обочина.)

  5. Как называют человека, идущего по тротуару? (Пешеход.)

  6. Разрешается ли движение транспорта при мигающем желтом свете светофора? (Да.)

  7. Как называется автомобиль, который носит «имя» великой русской реки? («Волга».)

  8. Как называют улицу, идущую вдоль берега? (Набережная.)

  9. Как называется велосипед для двоих ездоков? (Тандем.)

  10. Какой дорожный знак ставят у школ, детских садов, других детских учреждений? («Дети».)

2. конкурс - «История дорожного движения».

Каждой команде задается по 3 вопроса, за правильный ответ - 2 балла. Если команда не может ответить, право ответа переходит другой команде.

Примерные вопросы.

  1. В какой стране появился первый светофор? (Англия.)

  2. В каком городе России появился первый трамвай? (Москва.)

  3. В какой стране появился первый регулировщик? (Англия.)

3 конкурс - «Собери дорожный знак».

«Пожарные знаки» (3-4 человека).

Каждому участнику команды предлагается нарисовать один из знаков, который он вытянет по карточке: «Огнетушитель», «Запрещается курить» и т.д.

Учитывается правильность нарисованного знака.

Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание - 5 баллов.

4 конкурс - «Помощь при ДТП».

Учитель описывает дорожную ситуацию: произошло ДТП, в результате которого пострадал человек.

Известны симптомы: сильное кровотечение из предплечья правой руки. Кровь вытекает пульсирующей струей. Возьмите дорожные аптечки, выберите из них необходимые для оказания первой помощи медикаменты, укажите последовательность действий при оказании первой помощи. За правильно выполненное задание дается 5 баллов.

При остановке артериального кровотечения используются:

  1. Жгут.

  2. Спиртосодержащие растворы (йод, зеленка) или перекись водорода.

  3. Бинт.

  4. Обезболивающее.

  5. Гипотермический пакет.

Под жгут необходимо положить записку с указанием времени наложения жгута. Травмированную конечность необходимо зафиксировать.

7 Конкурс «ЗАЩИТИ СЕБЯ САМ»

1 конкурс. Надевание противогаза ГП - 5

(максимальное количество баллов -10б.)

Исходное положение противогаза - наготове (сумка расстегнута, противогаз впереди). По команде «Газы!», учащиеся надевают противогаз.

Подведение итогов:

Противогаз надет правильно.

Ошибки:

  • не затаил дыхание;

  • не закрыл глаза;

  • не сделал полный выдох;

  • шлем - маска надета с перекосом;

  • большие складки на шлем - маске.

Баллы

Время надевание противогаза (в секундах)

10

8.0 сек

9

8.5 сек

8

9.0 сек

7

9.5 сек

6

10.0 сек

5

10.5 сек

4

11.0 сек

3

11.3 сек

2

11.7 сек

1

12.0 сек




2 конкурс. Огневая подготовка - стрельба из пневматической винтовки

Расстояние до мишени - 5метров. Стрельба лежа с упора 3 пробных 5 зачетных.

Подведение итогов:

Максимальное количество баллов - 5б.

Баллы начисляются по 5 зачетным попаданиям из расчета 1очко - 0,1 балла.

3 конкурс «Наложение резинового кровоостанавливающего жгута на плечо» (2 девушки).

По команде учителя «К выполнению норматива приступить», участники накладывают жгут, закрепляют его, обозначают время его наложения.

Оценка: 25 сек. - 10 баллов; 30 сек. - 8 баллов; 35 сек. - 6 баллов; 40 сек. - 4 балла; 45 сек. - 2 балла; 50 сек. - 0 баллов.

Ошибки при наложении жгута:

- чрезмерное перетягивание конечности жгутом - 1 балл;

- наложение жгута на несоответствующую область - 5 баллов;

- наложение жгута на голое тело, без подкладки, ущемление жгутом кожи - 1 балл;

- отсутствие записи времени наложения жгута - 5 баллов;

- отсутствие контроля за пульсом на периферическом сосуде - 2 балла;

- неправильное наложение жгута, что может вызвать повторное кровотечение, угрожающее жизни пострадавшего, расслабление или соскальзывание жгута - 10 баллов.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание - 10 баллов.

4 конкурс «Действия при обнаружении возгорания и по тушению пожара с применением первичных средств пожаротушения» (1 человек).

Условия: В помещении произошло возгорание электроприбора, на котором полоски красной ткани имитируют огонь, и имеется надпись «Электроприбор находится под напряжением». На расстоянии не менее 3 м. от очага пожара находятся стол, на котором установлен телефон, расположены марлевая повязка и защитные перчатки. Рядом на полу размещены ведро с водой и первичные средства пожаротушения в специальных стойках: огнетушитель углекислотный (ОУ-5) и огнетушитель воздушно-пенный (ОВП-5).

Порядок выполнения задания:

1. Обнаружив возгорание электроприбора участник сообщает о пожаре по телефону «01»:

- называет адрес объекта (улица, номер дома);

- место пожара (что и где горит);

- свою фамилию, имя, отчество;

-номер телефона, откуда передается сообщение.

2. Надевает марлевую повязку и определяет вид первичного средства пожаротушения, необходимого для тушения электроприбора находящегося под напряжением (огнетушитель углекислотный ОУ-5), одевает защитные перчатки берет его и перемещается к месту пожара.

3. Применяет средство пожаротушения (огнетушитель углекислотный ОУ-5) для ликвидации условного пожара в электроприборе в следующем порядке:

- выдергивает чеку;

- направляет раструб в очаг возгорания;

- открывает вентиль или нажимает рычаг пис­толета (в случае пистолетного запорно-пускового устройства).

4. По команде преподавателя перекрывает подачу углекислоты (закрывает вентиль или нажимает рычаг пис­толета (в случае пистолетного запорно-пускового устройства).

Перечень ошибок:

- ошибки при вызове пожарной охраны;

- не вызвана пожарная охрана - 3 балла;

- не назван адрес - 2 балла;

- не названо место пожара - 1 балл;

- не названы фамилия, имя, отчество и номер телефона 1 балл;

- не надето индивидуальное средство защиты органов дыхания - марлевая повязка - 3 балла;

- неправильно выбран тип огнетушителя (применялся воздушно-пенный огнетушитель ОВП-5 или использовалась вода) - 10 баллов.

Неправильное применение огнетушителя ОУ-5:

- не выдернута чека - 1 балл;

- не направлен раструб на очаг возгорания - 1 балл;

- не нажата рукоятка пуска 3 балла.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание - 10 баллов.

8 конкурс «КАПИТАНОВ» (1 человек).

Капитанам выдается задание, где они должны указать последовательность их действий:

№1. «Как действовать, если нет возможности покинуть квартиру при пожаре».

  1. Позвонить в пожарную охрану, назвать свой адрес, номер телефона и сказать, что выход на лестницу закрыт.

  2. Закрыть дверь в квартиру, заткнуть все щели и вентиляционные отверстия тряпками.

  3. Создать запас воды в ванной.

  4. Закрыться в дальней от входа комнате.

  5. Приготовиться давать сигналы спасателям куском яркой ткани с балкона или фонариком из комнаты (если дым снаружи).

  6. Если концентрация дыма высока или повысилась температура, выйти на балкон, плотно прикрыв за собой дверь. Захватить с собой намоченное одеяло или другую плотную ткань, чтобы защититься от огня в случае его проникновения через окно или дверь.

  7. Если у вас нет балкона, остается последний рискованный шанс - встать на подоконник (выступ, карниз), держаться за стену и ожидать спасателей.

№2. «Как действовать при эвакуации из горящего или задымленного помещения»

  1. Защитить глаза и органы дыхания.

  2. Накрыться плотной влажной тканью и двигаться пригнувшись или ползком.

  3. Взять с собою фонарик, так как в задымлённом помещении плохо видно.

  4. Не входить туда, где большая концентрация дыма.

  5. Если из-за густого дыма и высокой температуры вы не можете выйти на улицу, нужно немедленно вернуться обратно, плотно прикрыв за собой дверь.

  6. Если концентрация дыма увеличится, то передвигайтесь по помещению пригнувшись или ползком.

  7. В многоэтажных зданиях идите в сторону незадымляемой лестницы и далее к выходу. Держитесь за стены, поручни, дышите через влажный платок. Пользоваться лифтом во время пожара категорически запрещается.

Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание - 7 баллов. Учитывается последовательность и полнота ответа.

9 конкурс «План эвакуации» (3-4 человека).

Практическое задание.

Командам выдается листок бумаги и цветные фломастеры.
Задание: нарисовать на листочке план этажа школы, на котором находится ваш класс, и путь эвакуации в случае пожара, последовательность действий при эвакуации.

Учитывается правильность расположения на плане кабинета, где проводится занятие, пути эвакуации и последовательность действий.

Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание - 10 баллов.

10 конкурс «Изготовление ватно-марлевой повязки» (3 человека)

По команде учителя «К изготовлению ватно-марлевых повязок приступить», участники подбегают к столам, на которых находятся марля, вата, ножницы, иголки с нитками изготавливают повязку и надевают её.

Контрольное время 4 минуты.

Перечень ошибок:

- за неправильное изготовление повязки (не выдержаны размеры)-1 балл;

- неправильно одета повязка-1 балл.

Оценка задания: Максимальная оценка за правильно выполненное задание - 5 баллов.

11 конкурс «Определение размеров шлем - маски и надевание противогаза» (5 участник).

На столах разложены противогазы пяти размеров, гопкалитовые-патроны, сантиметр, таблица определения размеры противогаза.

По команде учителя участники выполняют задание в следующем порядке:

- измеряют окружность головы, определяют размер, выбирают противогаз;

- осматривают противогаз, привинчивают гопкалитовый-патрон к шлем - маске;

- по команде руководителя «Газы», ученики в установленном порядке надевают противогазы.

Нормативное время: 10 сек. - 10 баллов 11 сек. - 8 баллов; 12 сек. - 6 баллов;

13 сек. - 4 балла; 14 сек. - 2 балла; 15 сек. - 0 баллов.

Ошибки при надевании гражданского противогаза:

- открыты глаза - 1 балл;

- не задержано дыхание - 1 балл;

- после надевания противогаза не сделан резкий выдох- 1 балл;

- перекос шлем-маски противогаза - 1 балл;

- гопкалитовый-патрон не полностью закручен - 10 баллов.

Если неправильно подобран размер противогаза или после сборки не испытан на герметичность, ставится ноль баллов.

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание - 10 баллов.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. СЛОВО ЖЮРИ:…

НГРАЖДЕНИЕ.

Подведение итогов игры - конкурса.

По окончании выполнения заданий жюри подсчитывает общее количество баллов, набранных каждой командой, выявляет победителей.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Название конкурса

1

команда

2

команда

3

команда

4

команда

5

команда

Баллы

11

Блиц.







2

История дорожного

движения.







3

Сигналы регулировщика.







4

Помощь при ДТП.






.

Победителем оказывается та команда, которая показала наилучший результат. Она награждается грамотой победителя. Все участники игры награждаются грамотами призеров

6


© 2010-2022