• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности для младших школьников «Азбука дорожного движения» 2 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для младших школьников «Азбука дорожного движения» 2 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г. Саяногорска


Рассмотрено:

руководитель ШМО

_________/_____________/

ФИО

Протокол №____

от «__»________2015г.

Согласовано:

зам.директора по УВР

МБОУ «СОШ № 6»

_________/______________/

ФИО

от «__»________2015г.

Утверждено:

Директор МБОУ «СОШ №6»

________/Т.А.Кошкина


Приказ № ____

от «__»________2015г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности для младших школьников

по социальному направлению

«Азбука дорожного движения»

____34__ часа

__2015-2016 уч.год___



Программу составила:


Лисицына Светлана Валерьевна,

СЗД















Саяногорск, 2015г

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Азбука дорожного движения» составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707);

  • СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;

  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ№6, Приказ №87от 25.04.2011г;

  • Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общ.ред.В.Н.Кирьянова;

  • Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) НОО, утвержденного приказом №310 от 30.08.2013г.


Направленность образовательной программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают формирование социальных навыков соблюдения ПДД и воспитание культуры личной безопасности.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Практическая значимость данной программы в том, что в центре образовательного процесса находятся учащиеся начальных классов, для которых изучение ПДД представляет определенную трудность. Это связано с тем, что Правила дорожного движения написаны сложным для детей языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Данная же программа позволяет знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно, обучая ребенка правилам безопасного и правопослушного поведения на улице, дороге и в транспорте. Количество часов увеличено в 3 раза, что позволяет более основательно изучить Правила дорожного движения.

Становясь школьниками, большинство первоклассников впервые оказываются на оживлённых улицах города без сопровождения родителей. Практические занятия помогут учащимся получить, расширить и углубить знания по ПДД, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.

Цель программы: способствовать формированию у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

1. Обучающие:

Научить основным правилам дорожного движения;

Научить правильному поведению на улицах, используя полученные знания.

2. Развивающие:

Формировать мотивацию к безопасному поведению;

Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

Развивать личностные качества - самостоятельность, ответственность, аккуратность;

3. Воспитательные:

Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;

Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.

Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:

  • обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);

  • самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);

  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.


  1. Характеристика курса

Программа построена по принципу нарастания объёма изученного материала. Педагог должен обращать внимание обучающихся на то, что безоговорочное выполнение ПДД- это условие сохранения жизни себе и окружающим.

Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги.

Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.

Отличительными особенностями данной программы следует считать непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Данный курс имеет межпредметную связь с предметом Окружающий мир.

Данная программа предназначена для детей 7,5 -9 лет. Набор детей в группы свободный.

Уровень результатов работы по программе:

Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний по ПДД,о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения на дороге.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта позитивного отношения к соблюдению правил дорожного движения.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного применения правил дорожного движения.

Работа кружка проводится в форме теоретических и практических занятий, аудиторных и внеаудиторных. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД. Для закрепления пройденного материала эффективно использовать дидактические и подвижные игры. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.

Методы, способы деятельности, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:

в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);

наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);

словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);

видеометод (просмотр, обучение).

в воспитании- методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);

методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);

методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).


  1. Ценностные ориентиры содержания курса

Программа способствует:

умственному развитию - учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

нравственному воспитанию - на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

эстетическому воспитанию - учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;

трудовому воспитанию - учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);

физическому воспитанию - на каждом занятии с детьми проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.


  1. Место курса

Режим занятий.

Общее количество часов в год - 34 часа в 1 классе.

Количество часов в неделю - 1 час.

Периодичность занятий - 1 раз в неделю по 45 минут

Класс

Всего

Аудиторные

Внеаудиторные

2 класс

34

17

17


  1. Планируемы результаты

Метапредметными результатами изучения курса "Азбука дорожного движения" является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностные:

  • с помощью учителя устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом - Л1;

  • освоение с помощью учителя безопасного способа пути - Л2;

  • с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала - Л3;

  • с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно-этические нормы - Л4;

  • внутренняя позиция школьника на уровне принятия учебной задачи - Л5;

  • направленность на усвоение новых знаний и способов действий - Л6;

  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения - Л7;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни - Л8;

  • умение выделять нравственный аспект поведения - Л9;

  • усвоение теоретических знаний - Л10;

  • формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности - Л11;

  • развитие морального сознания - Л12;

  • осознание учебной цели и связи задач с конечной целью - Л13.

Регулятивные УУД:

  • с помощью учителя определяет этапы решения учебной задачи - Р1;

  • с помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное - Р2;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале - Р3;

  • с помощью учителя оценивать сложившуюся ситуацию на дороге - Р4;

  • с помощью учителя планировать этапы решения учебной задачи и формулировать конечный результат действия - Р5;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения - Р6;

  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок - Р7;

  • с помощью учителя определяет то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению - Р8;

  • работать по предложенному плану - Р9;

  • отличать верно выполненное задание от неверного - Р10;

  • составление плана последовательности действий - Р11;

  • постановка задач на усвоение готовых знаний и действий - Р12;

  • принятие практической задачи - Р13;

  • формирование самооценки - Р14.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формирование познавательной цели - П1;

  • выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий - П2;

  • самостоятельно или с помощью учителя работать со знаково-символическими средствами - П3;

  • установление причинно- следственных связей - П4;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий - П5;

  • с помощью учителя выстраивает иерархию имеющихся знаний -П6;

  • самостоятельное создание способов решения задач - П7;

  • умение структурировать материал - П8.

  • построение логической цепи рассуждений - П9;.

  • умение использовать наглядные модели - П10;

  • поиск и выделение необходимой информации - П11;

  • применение методов информационного поиска - П12.

Коммуникативные УУД:

  • с помощью учителя создаёт устные высказывания в соответствии с поставленными задачами - К1;

  • с помощью учителя выявляет проблему и оценивает предлагаемые способы её разрешения - К2;

  • с помощью учителя формулировать собственное мнение и позицию - К3.

  • с помощью учителя создаёт устные высказывания, формулирует проблему - К4;

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми - К5;

  • устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации - К6;

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - К7;.

  • обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе -К8;

  • слушать и понимать речь других - К9;

  • с помощью учителя адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач - К10;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем - К11;

  • определение цели и функций участников, способов взаимодействия - К12;

  • планирование общих способов работы - К13;

  • выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации - К14.

Предметными результатами изучения курса "Азбука дорожного движения" является сформированность следующих умений:

  • называть изученные важнейшие знаки дорожного движения, сигналы светофора и регулировщика, дорожную разметку - Пр1;

  • объяснять как вести себя в качестве пешехода и пассажира, правила движения на велосипеде, где можно играть и как обходить транспорт - Пр2;

  • оценивать правильность поведения людей на дороге и в общественном транспорте, знать причины ДТП- Пр3;

  • уметь переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов) - Пр4;

  • уметь правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде - Пр5;

  • уметь переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки, проезжую часть с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями - Пр6;

  • дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта - Пр7;

  • ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней- Пр8;

  • уметь обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях - Пр9.


  1. Содержание курса - 34 часа

Правила поведения учащихся на улице и дороге. Как пешеходы и водители поделили дорогу. Остановочный путь и скорость движения. Пешеходные переходы. Нерегулируемые перекрестки. Регулируемые перекрестки. Светофор. История светофора. Регулировщик и его сигналы. Где еще можно переходить дорогу. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Причины детского дорожно-транспортного травматизма. Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. Дорога и её элементы, правила поведения на ней. Зелёная дорога. Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. Поездка на автобусе и троллейбусе. Поездка на трамвае и других видах транспорта. Дорожные знаки и дорожная разметка. О чём говорят дорожные знаки. Сигналы, регулирующие дорожное движение. Где можно и где нельзя играть. Ты - велосипедист. Поездка за город. Улица глазами водителей.


  1. Тематическое планирование

Тема занятия

Форма организации


Характеристика основных видов деятельности

Аудитор

ные


Внеауди

торные


1

Вводное занятие.

Беседа

Рассказывать наиболее безопасные места для движения пешеходов в микрорайоне, основные причины детского транспортного травматизма.

+


2-3

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

Обсуждение

Формулировать основные правила поведения на улице, дороге.

+


4-5

Практическое занятие. Почему на улице опасно?(экскурсия )

Экскурсия

Давать характеристику улиц, переулков


+

6

Остановочный путь и скорость движения.

Презентация

Знать факторы, влияющие на величину остановочного пути, опасность перехода перед близко едущим транспортом, особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.

+


7-8

Пешеходные переходы.

Практикум

Рассказывать про пешеходный переход и его обозначения, правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением, опасные ситуации при переходе дороги, подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения, правила их перехода, действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами, правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток.


+

9

Нерегулируемые перекрёстки.

Практикум

Знать типы перекрестков, предупредительные сигналы, подаваемые водителями, обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке, правила перехода нерегулируемого перекрестка, где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.


+

10

Регулировщик и его сигналы.

Презентация

Рассказывать для чего регулировщику нужны жезл и свисток, сигналы регулировщика, действия пешеходов по этим сигналам.

+


11-12

«Регулируемая дорога»

Игра-практикум


+

13

Поездка на автобусе и троллейбусе.

Экскурсия

Объяснять правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе, правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса, опасные ситуации, возникающие при этом.


+

14

Поездка на трамвае и других видах транспорта.

Видеопрезентация

Объяснять правила для пассажиров трамвая на остановках, при посадке, в вагоне и при выходе, правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из трамвая, правила пользования маршрутным такси и легковым автомобилем.

+


15

Дорожные знаки и дорожная разметка.

Тест

Знать группы дорожных знаков и их назначение.

Показывать и называть дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» (предупреждающий), «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен», знаки сервиса, дорожные знаки в микрорайоне школы.

+


16

Дорога в школу.

Беседа

Рассказывать о наиболее опасных перекрестках в микрорайоне школы, объяснять безопасные пути подхода к школе, дому, кинотеатру, магазину и т.д.

+


17-18

«Твой ежедневный маршрут»

Практикум


+

19

Где можно и где нельзя играть.

Практикум

Формулировать опасность игр вблизи проезжей части, где можно и где нельзя играть во дворе.

Анализировать причины ДТП.


+

20

Ты - велосипедист.

Практикум

Рассказывать общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение, правила безопасной езды для юных велосипедистов.


+

21

Поездка за город.

Беседа

Объяснять движение транспорта на загородной дороге, правила движения пешеходов по загородной дороге, как правильно перейти загородную дорогу, железнодорожные переезды, их виды, правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума).

+


22

Дорога глазами водителей.

Беседа

Объяснять разницу дорожной обстановки в зависимости от времени года, суток и погодных условий, опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей.

+


23

Учусь читать дорожные знаки.

Практикум

Различать знаки для водителей и пешеходов, осознанно использовать знание правил дорожного движения в повседневной жизни.


+

24-25

«Дорожные знаки в моей окрестности»

Творческий проект

Оформление дорожных знаков, часто встречающихся в микрорайоне школы.

+


26

Кодекс выживания городского пешехода.

Практикум

Составление памятки для пешеходов


+

27

КВН «Клуб внимательный пешеход»

Тест

Применять знание правил в повседневной жизни.

+


28

Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта

Обсуждение

Объяснить смысл правостороннего, двустороннего и одностороннего движения транспорта.

+


29-30

«Расставь дорожные знаки на перекрёстке»

Практикум

Расставлять дорожные знаки.


+

31

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах.

Игра

Закреплять знания, умения и навыки по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах с использованием игровых средств.


+

32-33

Почему дети попадают в дорожные аварии.

Видеопрезентация

Расширить представление о дорожной среде, развивать целостность восприятия, чувства предвидения опасности, наблюдательность, дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения.

+


34

Итоговое занятие.

Викторина

Закрепить знания и умения по всем темам

+



  1. Система отслеживания и оценивания результатов обучения

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей: соревнования, тестирование, конкурсы, викторины, олимпиады. Приложение № 2


  1. Материально-техническое обеспечение курса

Техническое обеспечение

Компьютер

Мультимедиапроектор

Стенды по ПДД

Мультимедийные и информационные ресурсы

  1. ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/pravila-bezopasnogo-povedenija-na-doroge Информационные материалы

  2. gibdd.ru/r/19/news/ Сайт Управления ГИБДД УМВД России по Республике Хакасия

  3. Азбука безопасности (Школа Смешариков - мультфильмы по ПДД)

  4. Азбука безопасности на дороге (12серий)..

  5. Мультипликационный сериал «Академия Светофорчика»

  6. Мультимедийный диск «Дракоша и Правила дорожного движения»

  7. Мультимедийный диск «Игра по правилам дорожного движения»

  8. Мультимедийный диск «ПДД для детей»

  9. Учебный мультимедийный диск «Безопасность на улицах и дорогах»

  10. gibdd.ru/r/19/news/ Сайт Управления ГИБДД УМВД России по Республике Хакасия

  11. deti.gibdd.ru/ «Раздел «Детская безопасность» на сайте Госавтоинспекции МВД России: энциклопедия, конкурсы, онлайн-игры, дорожная азбука.

  12. dddgazeta.ru/ - «Добрая дорога детства».

  13. stolingim.narod.ru/PDD/Pdd1.htm Информационные странички о правилах дорожного движения.

Проверочные тесты:

  1. stolingim.narod.ru/test/znakipred.htm Тема «Предупреждающие знаки»

  2. stolingim.narod.ru/test/znakizap.htm Тема «Запрещающие знаки»

  3. stolingim.narod.ru/test/znakizap1.htm Тема «Дорожные знаки»

  4. stolingim.narod.ru/test/znakpredpis.htm Тема «Предписывающие и информационные знаки»

  5. vahnenko.ucoz.net/index/pravila_dorozhnogo_dvizhenija/0-23 ПДД в стихах.

  6. mir.pravo.by/library/azbuka/azbukadorbez/ Азбука дорожной безопасности на «Детском правовом сайте».

  7. mir.pravo.by/library/azbuka/azbukadorbez/step-rules-film/ Мультипликационный фильм «Шагай по правилам».

  8. azbez.com/safety/road Сайт «Азбука безопасности». Правила, советы, рекомендации специалистов о безопасности на дороге. Видеоролики, мультфильмы.

Приложение № 1 к рабочей программе

«Азбука дорожного движения»

Утвержденной

приказом № ___ от __.___.2015 г.

Календарно-тематическое планирование

2 класс

Тема занятия

Форма организации

Характеристика основных видов деятельности

Планируемые результаты


Ауди

тор

ные

Внеа

уди

тор.

План

Факт

ЛР

МР

ПР

1

Вводное занятие.

Беседа

Рассказывать наиболее безопасные места для движения пешеходов в микрорайоне, основные причины детского транспортного травматизма.

Л4, Л5, Л6, Л9, Л10, Л12, Л13


Р1, Р2,Р3, П1,П2,П3, П10, П11 К1,К2,К3, К8,К9

Пр1, Пр2, Пр3, Пр4

+


2

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

Обсуждение

Формулировать основные правила поведения на улице, дороге.

Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Л6, Л13


Р1, Р2,Р3,Р4, Р8,Р9 П1,П2,П3,П4,П5,П6

К1,К2,К3, К6,К7,

Пр1, Пр2, Пр3, Пр4, Пр5

+


3

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.

Обсуждение

+


4

Практическое занятие. Почему на улице опасно?

Экскурсия

Давать характеристику улиц, переулков

Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Л6, Л7,Л8, Л9, Л10, Л11, Л12, Л13


Р1, Р2,Р3, Р7,Р8,Р9,Р10, Р11, Р12, Р13, Р14 П1,П2, П9, П10, П11, П12

К1,К2, К11, К12,

Пр1, Пр2, Пр3, Пр4, Пр5, Пр6, Пр7, Пр8, Пр9


+

5

Практическое занятие. Почему на улице опасно?

Экскурсия


+

6

Остановочный путь и скорость движения.

Презентация

Знать факторы, влияющие на величину остановочного пути, опасность перехода перед близко едущим транспортом, особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.

Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Л6, Л7,

Р5,Р6,Р7,Р8,Р9, Р13, Р14 П1, П4,П5,П6, П12

К4,К5,К6,К7,К8,К9, К10

Пр1, Пр2, Пр3, Пр4, Пр5,

+


7

Пешеходные переходы.

Практикум

Рассказывать про пешеходный переход и его обозначения, правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением, опасные ситуации при переходе дороги, подземный и наземный пешеходные переходы, действия пешеходов при приближении транспортных средств с включенными спецсигналами, правила перехода дороги, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток.

Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Л6, Л7,Л8, Л9, Л10, Л11, Л12, Л13


Р1, Р2,Р3,Р4,Р5,Р6,Р7,Р8,Р9,Р10, Р11, Р12, Р13, Р14 П1,П2,П3,П4,П5,П6,П7,П8, П9, П10, П11, П12

К1,К2,К3,К4,К5,К6,К7,К8,К9, К10, К11, К12, К13, К14

Пр1, Пр2, Пр3, Пр4, Пр5, Пр6, Пр7, Пр8, Пр9


+

8

Пешеходные переходы.

Практикум


+

9

Нерегулируемые перекрёстки.

Практикум

Знать типы перекрестков, предупредительные сигналы, подаваемые водителями, обозначение пешеходных переходов на нерегулируемом перекрестке, правила перехода нерегулируемого перекрестка, где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.

Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Л6, Л7,Л8, Л9, Л10, Л11, Л12, Л13


Р1, Р2,Р3,Р4,Р5,Р6,Р7,Р8,Р9,Р10, Р11, Р12, Р13, Р14 П1,П2,П3,П4,П5,П6,П7,П8, П9, П10, П11, П12

К1,К2,К3,К4,К5,К6,К7,К8,К9, К10, К11, К12, К13, К14

Пр1, Пр2, Пр3, Пр4, Пр5, Пр6, Пр7, Пр8, Пр9


+

10

Регулировщик и его сигналы.

Презентация

Рассказывать для чего регулировщику нужны жезл и свисток, сигналы регулировщика, действия пешеходов по этим сигналам.

Л6, Л7,Л8, Л9, Л10, Л11, Л12, Л13


Р5,Р6,Р7,Р8,Р9, Р13, Р14 П4,П5,П6,П7,П8, П9, П12

К5,К6,К7,К8,К9, К10, К13, К14

Пр1, Пр2, Пр3,

+


11

«Регулируемая дорога»

Игра-практикум

Исполнять роли разных участников дорожного движения

Л6, Л7,Л8, Л9, Л10, Л11, Л12, Л13


Р5,Р6,Р7,Р8,Р9, Р13, Р14 П4,П5,П6,П7,П8, П9, П12

К5,К6,К7,К8,К9, К10, К13, К14

Пр1, Пр2, Пр3,


+

12

«Регулируемая дорога»

Игра-практикум


+

13

Поездка на автобусе и троллейбусе.

Экскурсия

Объяснять правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе, правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса, опасные ситуации, возникающие при этом.

Л1, Л2, Л4, Л5, Л6, Л7


Р4,Р5,Р8,Р9,Р10 П2,П3,П6,П7,П8

К2,К3, К10

Пр2, Пр3, Пр5


+

14

Поездка на трамвае и других видах транспорта.

Видеопрезентация

Объяснять правила для пассажиров трамвая на остановках, при посадке, в вагоне и при выходе, правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из трамвая, правила пользования маршрутным такси и легковым автомобилем.

Л1, Л2, Л4, Л5, Л6, Л7


Р4,Р5,Р8,Р9,Р10 П2,П3,П6,П7,П8

К2,К3, К10

Пр2, Пр3, Пр5

+


15

Дорожные знаки и дорожная разметка.

Тест

Знать группы дорожных знаков и их назначение.

Показывать и называть дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» (предупреждающий), «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен», знаки сервиса, дорожные знаки в микрорайоне школы.

Л1, Л6, Л8


Р2,Р5,Р9,Р10 П2,П4,П6

К2,К4,К6,К7

Пр1, Пр5

+


16

Дорога в школу.

Беседа

Рассказывать о наиболее опасных перекрестках в микрорайоне школы, объяснять безопасные пути подхода к школе, дому, магазину и т.д.

Л1, Л2, Л4, Л5, Л6, Л8,


Р4,Р5,Р8,Р9,Р10 П2,П3,П6,П7,П8

К2,К3, К10

Пр2, Пр3, Пр5

+


17

«Твой ежедневный маршрут»

Практикум

Показывать и объяснять безопасный маршрут

Л1, Л2, Л4, Л5, Л6, Л8,


Р4,Р5,Р8,Р9,Р10 П2,П3,П6,П7,П8

К2,К3, К10

Пр2, Пр3, Пр5


+

18

«Твой ежедневный маршрут»

Практикум


+

19

Где можно и где нельзя играть.

Практикум

Формулировать опасность игр вблизи проезжей части, где можно и где нельзя играть во дворе.

Анализировать причины ДТП.

Л1, Л6, Л8


Р2,Р5,Р9,Р10 П2,П4,П6

К2,К4,К6,К7

Пр1, Пр5


+

20

Ты - велосипедист.

Практикум

Рассказывать общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение, правила безопасной езды для юных велосипедистов.

Л1, Л6, Л8


Р2,Р5,Р9,Р10 П2,П4,П6

К2,К4,К6,К7

Пр1, Пр5


+

21

Поездка за город.

Беседа

Объяснять движение транспорта на загородной дороге, правила движения пешеходов по загородной дороге, как правильно перейти загородную дорогу, железнодорожные переезды, их виды, правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума).

Л1, Л2, Л5, Л6, Л8


Р4,Р5,Р8,Р9,Р10 П2,П3,П6,П7,П8

К2,К3, К10

Пр2, Пр3, Пр5

+


22

Дорога глазами водителей.

Беседа

Объяснять разницу дорожной обстановки в зависимости от времени года, суток и погодных условий, опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей.

Л1, Л6, Л8


Р2,Р5,Р9,Р10 П2,П4,П6

К2,К4,К6,К7

Пр1, Пр5

+


23

Учусь читать дорожные знаки.

Практикум

Различать знаки для водителей и пешеходов, осознанно использовать знание правил дорожного движения в повседневной жизни.

Л1, Л6, Л8


Р2,Р5,Р9,Р10 П2,П4,П6

К2,К4,К6,К7

Пр1, Пр5


+

24

«Дорожные знаки в моей окрестности»

Творческий проект

Оформление дорожных знаков, часто встречающихся в микрорайоне школы.

Л1, Л6, Л8


Р2,Р5,Р9,Р10 П2,П4,П6

К2,К4,К6,К7

Пр1, Пр5

+


25

«Дорожные знаки в моей окрестности»

Творческий проект

+


26

Кодекс выживания городского пешехода.

Практикум

Составление памятки для пешеходов

Л1, Л2, Л4, Л5, Л6, Л8,


Р4,Р5,Р8,Р9,Р10 П2,П3,П6,П7,П8

К2,К3, К10

Пр2, Пр3, Пр5


+

27

КВН «Клуб внимательный пешеход»

Тест

Применять знание правил в повседневной жизни.

Л1, Л2, Л4, Л5, Л6, Л8,


Р4,Р5,Р8,Р9,Р10 П2,П3,П6,П7,П8

К2,К3, К10

Пр2, Пр3, Пр5

+


28

Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта

Обсуждение

Объяснить смысл правостороннего, двустороннего и одностороннего движения транспорта.

Л1, Л2, Л4, Л5, Л6, Л8,


Р4,Р5,Р8,Р9,Р10 П2,П3,П6,П7,П8

К2,К3, К10

Пр2, Пр3, Пр5

+


29

«Расставь дорожные знаки на перекрёстке»

Практикум

Расставлять дорожные знаки.

Л1, Л6, Л8


Р2,Р5,Р9,Р10 П2,П4,П6

К2,К4,К6,К7

Пр1, Пр5


+

30

«Расставь дорожные знаки на перекрёстке»

Практикум

Расставлять дорожные знаки.



31

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах.

Игра

Закреплять знания, умения и навыки по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах с использованием игровых средств.

Л1, Л2, Л3, Л5, Л6, Л7


Р4,Р5,Р8,Р9,Р10 П2,П3,П6,П7,П8

К2,К3, К10, К12, К13, К14

Пр2, Пр3, Пр5


+

32

Почему дети попадают в дорожные аварии.

Видеопрезентация

Расширить представление о дорожной среде, развивать целостность восприятия, чувства предвидения опасности, наблюдательность, дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения.

Л1, Л2, Л4, Л5, Л6, Л7,


Р4,Р5,Р8,Р9,Р10 П2,П3,П6,П7,П8

К2,К3, К10, К12, К13, К14

Пр2, Пр3, Пр5

+


33

Почему дети попадают в дорожные аварии.

+


34

Итоговое занятие.

Викторина

Закрепить знания и умения по всем темам

Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Л6, Л7,Л8, Л9, Л10, Л11, Л12, Л13


Р1, Р2,Р3,Р4,Р5,Р6,Р7,Р8,Р9,Р10, Р11, Р12, Р13, Р14 П1,П2,П3,П4,П5,П6,П7,П8, П9, П10, П11, П12

К1,К2,К3,К4,К5,К6,К7,К8,К9, К10, К11, К12, К13, К14

Пр1, Пр2, Пр3, Пр4, Пр5, Пр6, Пр7, Пр8, Пр9

+



Приложение № 2 к рабочей программе

«Азбука дорожного движения»

Утвержденной

приказом № ___ от ___.___.2015 г.

Вопросы итогового контроля знаний учащихся


  • Назови участников дорожного движения.

  • Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.

  • Назови части городской (загородной) дороги.

  • Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением - это улица, по которой …»

  • Как называется место, где пересекаются улицы?

  • Назовите типы перекрёстков.

  • Какие бывают пешеходные переходы?

  • Расскажи свой путь «Дом - школа»

  • Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).

  • Где следует ожидать общественный транспорт?

  • Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.

  • Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.

  • Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?

  • Что такое «зебра»?

  • Что такое «островок безопасности»?

  • Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?

  • Какие бывают пешеходные переходы?

  • Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?

  • Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?

  • Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

  • Где должны ходить пешеходы?

  • Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.

  • Какие дорожные знаки тебе известны?

  • Чем отличается регулируемый перекрёсток от нерегулируемого?

  • Какие бывают светофоры?

  • Что означает каждый сигнал светофора?

  • Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?

  • Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?

  • Какое движение называют правосторонним и почему?

  • Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?

Диагностические материалы по теоретической части.

  • Почему нужно всегда соблюдать ПДД?

  • Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?

  • Какие дорожные знаки помогают пешеходу?

  • Для чего служит дорога?

  • Какие улицы называются улицами с односторонним движением?

  • Для чего предназначен тротуар?

  • Для чего служит проезжая часть?

  • Для чего нужна обочина на дороге?

  • Какие транспортные средства вы знаете?

  • Где и как ходить по улице, если нет тротуара?

  • Каковы особенности движения пешеходов?

  • Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?

  • В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?

  • Как нужно идти по пешеходному переходу?

  • Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?

  • В каких местах можно переходить дорогу?

  • Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?

  • Кому дает команды пешеходный светофор?

  • При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?

  • Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?












Мониторинг по программе «Азбука дорожного движения»

Олимпиада по Правилам дорожного движения. Категория: пешеход.

2 класс


  1. Что означает термин «проезжая часть» ?

А. Расстояние между зданиями, включая тротуары;

Б. Часть дороги, предназначенная для движения всех участников дорожного движения;

В. Элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.


  1. Где должны идти пешеходы в населённом пункте?

А. По бордюру

Б. По тротуару

В. По проезжей части

3. Кого называют «водителем»?

А. Лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя;

Б. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством;

В. Лицо, ведущее велосипед.

4.Сколько сигналов у пешеходного светофора?

А. Два Б. Три В. Четыре

5. Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?

А. Никак;Б. Оштрафовать;В. Посадить в тюрьму.


  1. Где разрешается кататься на санках или лыжах?

А. По дороге, предназначенной для пешеходов;

Б. По правой стороне проезжей части;

В. В специально отведенных местах.


  1. Где следует переходить дорогу, если нет знака «пешеходный переход»?

А. На перекрестке по линии тротуаров или обочины;

Б. В любом месте, если по близости нет перекрестка и дорога просматривается в обе стороны;

В. Во всех вышеперечисленных случаях.


  1. В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?

А. Всегда, если это безопасно;

Б. Если в зоне видимости нет перекрестка или пешеходного перехода и дорога хорошо просматривается в обе стороны;

В. В произвольном месте переходить дорогу нельзя.


  1. Как должен поступить пешеход, если он, при переключении светофора на желтый сигнал, не успел дойти до середины проезжей части?

А. Продолжить переход;Б. Вернуться обратно на тротуар;

В. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зеленого сигнала светофора.


  1. Разрешен ли переход дороги при желтом сигнале светофора?

А. Нет, не разрешен;Б. Да, разрешен;В. Разрешен, если нет автомашин.


  1. С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части (при хорошем знании правил дорожного движения)?

А. С 12 лет Б. С 14 лет В. С 7 лет


  1. При каком русском царе появилось выражение. «Коломенская верста»?

А - при Петре I, Б - И. Грозном, В - Александре Михайловиче.


  1. Где впервые появились дорожные знаки?

А - Париж, Б - Лондон, В - Рим.

  1. Где появился первый светофор?

А. В Лондоне Б. В России В. В Гонконге


  1. Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой весёлый звонкий мяч»?

А. Зеленого Б. Красного В. Жёлтого


  1. Как начинается пословица: «…. - дальше будешь»?


  1. О каком дорожном знаке эта загадка?

Этот знак совсем несложный,

Но зато такой надежный.

Помогает он в пути

Нам дорогу перейти.


  1. Как называется этот знак?


Рабочая программа курса внеурочной деятельности для младших школьников «Азбука дорожного движения» 2 класс

А.Ура! Закончились уроки!

Б. Внимание: дети!

В. Побежали-побежали

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для младших школьников «Азбука дорожного движения» 2 класс



© 2010-2022