- Преподавателю
- ОБЖ
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы безопасности жизнедеятельности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы безопасности жизнедеятельности
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Якименко В.В. |
Дата | 11.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
2012 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) для всех профессий НПО.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО СТАПМ им. Д.И. Козлова
Разработчики:
Якименко В.В. , преподаватель ГБОУ СПО СТАПМ им. Д.И. Козлова
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации учебной дисциплины
18
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
21
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
-
Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 160108.04 «Электромонтажник авиационной техники»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
является базовой общеобразовательной дисциплиной.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
• освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
-
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
-
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
-
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
знать/понимать
-
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
-
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
-
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
-
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; \
-
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
-
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
• основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту.
альтернативной гражданской службы;
-
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
-
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
-
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
-
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для ведения здорового образа жизни;
-
оказания первой медицинской помощи;
-
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
-
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.
4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
72
в том числе:
практические занятия
26
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
36
в том числе:
выполнение реферата
18
работа с учебной и справочной литературой
18
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Введение
Содержание учебного материала
2
Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности
1
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
Теория
10
Практические занятия
5
Самостоятельная работа
12
Всего 1 раздел
27
Тема 1.1. Здоровье и здоровый образ жизни
Содержание учебного материала
2
Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни - основа укрепления и сохранения личного здоровья.
1
Изучение факторов, способствующих укреплению здоровья.
Изучение роли двигательной активности, закаливания организма и занятий физической культуры в укреплении здоровья. .
2
Практические занятия
1
Способы закаливания организма
Влияние двигательной активности на здоровье человека.
Самостоятельная работа обучающихся
2
Выполнение реферата по темам:
-
Здоровье и здоровый образ жизни.
-
Способы закаливания организма.
-
Физическая культура и спорт в системе обеспечения здоровья.
-
Физические факторы, способствующие формированию, росту и укреплению здоровья человека.
Тема 1.2. Вредные привычки и их профилактика
Содержание учебного материала
2
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика
1
Изучение влияния алкоголя на здоровье человека, социальных последствий употребления алкоголя и снижения умственной и физической работоспособности.
2
Изучение влияния курения на состояние здоровья. Изучение составных частей табачного дыма. Влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
2
Наркотики. Наркомания и токсикомания. Социальные последствия пристрастия к наркотикам, Профилактика наркомании.
1
Практические занятия
1
Влияние курения на здоровье человека
Алголь и социальные последствия. Влияние алкоголя на здоровье человека.
Влияние наркотиков на здоровье человека. Распространение ВИЧ.
Социальные последствия наркомании.
Самостоятельная работа обучающихся
2
Выполнение реферата по темам:
-
Что мы знаем о табачном дыме.
-
Можно ли побороть вредные привычки.
-
Алкоголь - причина многих бед.
-
Вредные привычки в моей семье.
-
Вредные привычки и наше будущее.
-
Детство и алкоголь.
-
Последствия наркомании.
-
Наркомания - привычка или болезнь?
-
Как противостоять среде?
Тема 1.3. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.
Содержание учебного материала
2
Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества
1
Практические занятия
1
Репродуктивное здоровье населения.
Современные средства контрацепции
Самостоятельная работа обучающихся
2
Выполнение докладов по темам:
-
Современные средства контрацепции.
-
Аборт и его последствия?
-
Здоровое поколение
Тема 1.4. Основные инфекционные болезни.
Содержание учебного материала
2
Основные инфекционные болезни. Классификация и профилактика
1
Практические занятия
1
Кишечные инфекции
Инфекции дыхательных путей
Кровяные инфекции
Самостоятельная работа обучающихся
4
Подготовка докладов по темам:
-
Пути передачи кишечных инфекций.
-
Инфекции, передаваемые половым путем.
-
Профилактика инфекционных болезней.
-
Туберкулез. Пути передачи последствия.
-
Вирусные гепатиты.
-
ВИЧ-инфекция.
-
Как лечить инфекционного больного?
-
Чем опасна дизентерия?
-
Роль социально-бытовых факторов в распространении инфекционных заболеваний
Тема 1.5. Первая медицинская помощь
Содержание учебного материала
2
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях, при острой сердечной недостаточности и остановке сердца
1
Практические занятия
1
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях
Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте
Первая медицинская помощь при остановке сердца
Самостоятельная работа обучающихся
2
Подготовка докладов по темам:
-
Первая медицинская помощь при отравлениях.
-
Первая медицинская помощь при обморожениях.
-
Первая медицинская помощь при кровотечениях.
-
Первая медицинская помощь при ожогах.
-
Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах.
-
Первая медицинская помощь при обмороке.
-
Первая медицинская помощь при укусах ядовитых змей.
-
Первая медицинская помощь при переломах.
Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения
Теория
6
Практические занятия
4
Самостоятельная работа
5
Всего 2 раздел
15
Тема 2.1. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Содержание учебного материала
2
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1
Практические занятия
2
Правила поведения при пожарах и взрывах.
Правила поведения при наводнениях и землетрясении.
Правила поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера
Правила поведения при буре, урагане, смерчи
Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.)
Самостоятельная работа обучающихся
2
Подготовка докладов по темам:
-
Правила поведения при наводнении.
-
Правила поведения при ДТП.
-
Правила поведения при пожаре и обрушении здания.
-
Правила поведения при землетрясении.
-
Правила поведения при химической аварии.
-
Правила поведения при радиационной аварии.
-
Правила поведения при отравлении аварийными химически опасными веществами.
Тема 2.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Содержание учебного материала
4
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций
1
Определение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны.
Изучение задач гражданской обороны, структуры и органов управления гражданской обороной.
Изучение современных средств поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.
2
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений.
1
Изучение организации и основного содержания аварийно-спасательных работ. Изучение назначения и правил санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.
Изучение правовых основ организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного времени.
2
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.
1
Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.
1
Практические занятия
2
Оповещение и информирование населения об опасностях,- возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Правила поведения в защитных сооружениях
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение.
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.
МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.
Служба скорой медицинской помощи.
Самостоятельная работа обучающихся
3
Подготовка докладов по темам:
-
История создания РСЧС.
-
Органы управления гражданской обороны.
-
Защитные сооружения и правила поведения в них.
-
МЧС России
-
Служба скорой помощи.
-
Оповещение населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях
-
Милиция как орган защиты населения от противоправных действий.
Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность
Теория
24
Контрольная работа
2
Дифференцированный зачет по всем разделам программы
2
Практические занятия
17
Самостоятельная работа
19
Всего 3 раздел
64
Тема 3.1. История Вооруженных сил России
Содержание учебного материала
2
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV-XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
1
Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы
1
Практические занятия
2
Военные реформы Ивана Грозного, Петра I, реформы XIX века.
Структура советских Вооруженных Сил
Вооруженные Силы Российской Федерации
Самостоятельная работа обучающихся
2
Подготовка рефератов по темам:
-
Вооруженные силы Московского государства в XIV-XV веках.
-
Военная реформа Ивана Грозного I.
-
Военные реформы в России во второй половине XIX века
-
Создание советских Вооруженных Сил.
Тема 3.2. Организационная структура Вооруженных сил России
Содержание учебного материала
8
Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.
1
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.
1
Практические занятия
7
Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура.
Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение; структура.
Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура.
Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура.
Космические войска: история создания, предназначение, структура.
Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура.
Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.
Самостоятельная работа обучающихся
7
Подготовка докладов по темам:
-
Геральдика Вооруженных сил РФ.
-
Сухопутные войска.
-
Военно-воздушные силы.
-
Военно-Морской флот.
-
Ракетные войска стратегического назначения.
-
Космические войска.
-
Командование Вооруженными Силами.
-
Железнодорожные войска
-
Войска гражданской обороны МЧС.
Контрольная работа №1 по теме 3.2
1
Тема 3.3. Воинская обязанность
Содержание учебного материала
4
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Обязанности граждан по воинскому учету.
1
Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе
Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части
Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.
Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).
Практические занятия
2
Назначение и организация первоначальной постановки граждан на воинский учет.
Добровольная подготовка граждан к военной службе.
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Военная служба. Права и обязанности военнослужащих.
Военная служба по контракту.
Альтернативная гражданская служба.
Дисциплинарная и уголовная ответственность военнослужащих.
Самостоятельная работа обучающихся:
4
Подготовка докладов по темам:
-
Правовая основа и стадии осуществления воинской обязанности.
-
Обязанности и права призывников.
-
Право на отсрочку.
-
Правовое положение военнообязанных.
-
Пребывание в запасе.
-
Воинская обязанность граждан в условиях мобилизации.
-
Служба по контракту.
-
Назначение и особенности альтернативной гражданской службы. Преимущество и недостатки гражданской службы.
-
Преступления против военной службы.
Контрольная работа №2 по теме 3.3
1
Тема 3.4. Соблюдение норм международного гуманитарного права
Содержание учебного материала
6
Военнослужащий - защитник своего Отечества.
Основные качества личности военнослужащего: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя, в России, народа и Отечества..
1
Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Единоначалие - принцип строительства Вооруженных Сил РФ
Изучение воинской дисциплины, ее сущности и значения.
2
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индиви-дуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.
1
Изучение видов воинской деятельности и их особенностей. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.
2
Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).
1
Практические занятия
4
Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.
Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.
Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.)
Воинская дисциплина
Самостоятельная работа обучающихся
4
Подготовка докладов по темам:
-
Психические и моральные этические качества призывника.
-
Анализ особенностей воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил.
-
Значение и сущность воинской дисциплины.
-
Обязанности и права призывников.
-
Качества личности военнослужащего.
Тема 3.5. Как стать офицером Российской Армии
Содержание учебного материала
4
Изучение основных видов военных образовательных учреждений профессионального образования.
2
Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.
1
Символы воинской чести. Боевое Знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы.
Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
1
Практические занятия
2
Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества.
Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите.
Боевые традиции Вооруженных Сил России.
Дни воинской славы России - дни славных побед.
Дружба, войсковое товарищество - основа боевой готовности частей и подразделений.
Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.
Войсковое товарищество - боевая традиция Российской армии и флота.
Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку
Самостоятельная работа обучающихся
2
Подготовка докладов по темам:
-
Основные качества военнослужащего.
-
Ритуалы вооруженных сил.
-
Ритуалы вооруженных сил.
-
Дни воинской славы.
Дифференцированный зачет по всем разделам программы
2
Максимальная нагрузка
108
Самостоятельная работа
36
Практические занятия
26
Теория
46
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплекты заданий для тестирования и контрольных работ;
Технические средства обучения:
-
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-
мультимедиапроектор;
-
нтерактивная доска;
-
массогабаритный макет 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова;
-
7,62-мм модернизированный автомат Калашникова;
-
5,6- мм малокалиберная винтовка;
-
средства индивидуальной защиты:
-
общевойсковой противогаз;
-
общевойсковой защитный комплект;
-
респиратор.
Приборы:
-
радиационной разведки;
-
химической разведки;
-
бытовой дозиметр;
-
макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ;
-
макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ;
-
компас;
-
визирная линейка;
-
индивидуальные средства медицинской защиты:
-
аптечка АИ;
-
пакеты перевязочные ППИ;
-
пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11;
-
сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи;
-
сумка CMC.
Перевязочные средства и шовные материалы, лейкопластыри:
-
бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см;
-
бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см;
-
вата медицинская компрессная
-
косынка медицинская (перевязочная);
-
повязка медицинская большая стерильная;
-
повязка медицинская малая стерильная;
Медицинские предметы расходные:
-
булавка безопасная;
-
шина проволочная (лестничная) для ног;
-
шина проволочная (лестничная) для рук;
-
шина фанерная длиной 1 м;
Врачебные предметы, аппараты и хирургические инструменты:
-
жгут кровоостанавливающий эластичный;
Аппараты, приборы и принадлежности для травматологии и механотерапии:
-
манекен-тренажер для реанимационных мероприятий;
-
шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная);
Санитарно-хозяйственное имущество инвентарное:
-
носилки санитарные;
-
знак нарукавного Красного Креста;
-
лямка медицинская носилочная;
-
флаг Красного Креста;
Набор плакатов и электронные издания:
-
Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации;
-
Ордена России;
-
Текст Военной присяги;
-
Воинские звания и знаки различия;
-
Военная форма одежды;
-
Мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе;
-
Военно-прикладные виды спорта;
-
Военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин
-
Военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации;
-
Тактико-технические характеристики вооружения и военной техники, находящихся на вооружении Российской армии и армий иностранных государств;
-
Несение караульной службы
-
Мероприятия, проводимые при первоначальной постановке граждан на воинский учет;
-
Нормативы по прикладной физической подготовке;
-
Нормативы по радиационной, химической и биологической защите
Набор плакатов или электронные издания:
-
Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия
-
Приемы и правила метания ручных гранат
-
Мины Российской армии
-
Фортификационные сооружения
-
Индивидуальные средства защиты
-
Приборы радиационной разведки
-
Приборы химической разведки
-
Организация и несение внутренней службы
-
Строевая подготовка
-
Оказание первой медицинской помощи
-
Гражданская оборона.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативно-правовые документы
-
Конституция Российской Федерации.
-
Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. - М., 1993-2007.
-
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации
-
Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Основные источники:
Для обучающихся
-
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. - М., 2008.
-
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. - М., 2008.
-
Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10-11 кл. - М., 2007.
-
Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10-11 кл.-М., 2007.
-
100 вопросов - 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: Сборник. - М., 2006.
-
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. - 8-е изд., перераб. - М., 2007:
Для преподавателей
-
Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10 кл. - М., 2007.
-
Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль знаний старшеклассников: 10-11 кл. / А.Т.Смирнов, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. - М., 2007.
-
Большой энциклопедический словарь. - М., 1997.
-
Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. - М., 2002.
-
Военная доктрина Российской Федерации // Вестник-военной информации. - 2000. - № 5.
-
Дуров В.А. Русские награды XVIII - начала XX в. / В.А.Дуров, - 2-е изд., доп. -М., 2003.
-
Дуров В.А. Отечественные награды / В.А.Дуров. - М: Просвещение, 2005.
-
Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. - 2000. - № 2.
-
Лях В.И. Физическая культура: Учеб. для 10-1 1 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под ред. В.И.Ляха. - М., 2006-2007.
-
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. - М., 2007.
-
Петров СВ. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. - М., 2000.
-
Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).
-
Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. - 6-& изд. -М" 2006.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
практическая работа
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для ведения здорового образа жизни;
оказания первой медицинской помощи;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи
Знания
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
тестирование;
фронтальный опрос;
контрольная работа;
комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту.
альтернативной гражданской службы;
требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
5. Конкретизация результатов освоения дисциплины
6. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
Название ОК
Технологии формирования ОК (на учебных занятиях)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Контекстное обучение
(Беседа, выполнение нормативов по ОВС)
ОК 2. Организовывать собственную деятельность собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Контекстное обучение (Выполнение заданий по планированию своей деятельности: труда и отдыха)
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
Выполнение заданий по принятию решений в экстремальных и чрезвычайных ситуациях
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Информационные технологии (подготовка к конференциям, семинарам)
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности
Информационные технологии (подготовка к конференциям, семинарам)
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
Выполнение строевых приемов в составе отделения
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации
Самостоятельная внеаудиторная работа
(подготовка к рефератам, докладам)
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Информационные технологии (подготовка к конференциям, семинарам)
ОК 10. Исполнять воинскую
обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (по базовой подготовке)
Контекстное обучение (Беседа с выпускниками учебного заведения, отслужившими в рядах ВСРФ)
7. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ
В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;
БЫЛО
СТАЛО
Основание:
Подпись лица внесшего изменения