- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ 10 класс
Рабочая программа по ОБЖ 10 класс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пономарева М.И. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п.Выкатной»
Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МКОУ ХМР "СОШ п. Выкатной" на 2015 - 2016 учебный год
Рабочая учебная программа
Основы безопасности жизнедеятельности (наименование учебного предмета (курса) 10 класс (базовый уровень) (уровень, ступень образования) 2015 -2016 учебный год (срок реализации программы)
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана в соответствии с авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова Москва, Просвещение, 2012 г.
Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу:
Пономарева Марина Ивановна
п. Выкатной
2015 год
Структура рабочей учебной программы
1 раздел. Пояснительная записка.
-
раздел. Содержание учебного предмета, курса.
3 раздел. Требования к уровню подготовки обучающихся.
4 раздел. Календарно-тематическое планирование.
5 раздел. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов:
-
Закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. года № 273-ФЗ;
-
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных организаций РФ, реализующих программу среднего общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 с изменениями, с изменениями 03.06.2011г №1994);
-
Стандарт среднего общего образования по ОБЖ (приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).
-
Примерная программа среднего общего образования по ОБЖ;
-
Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год (утверждены приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»);
-
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 «О утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных организациях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 03.03.2011г. зарегистрированный №19993).
-
Методические рекомендации Министерства образования и науки «Перечень оснащения общеобразовательных организаций материальной и информационной средой» (school.edu.ru/doc.asp?ob_no=54478).
-
Региональный базисный учебный план для образовательных организаций ХМАО-Югры (Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 22.08.2011 г. № 662 с изменениями)
Программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях среднего (полного) общего образования. Программа предусматривает логическое завершение подготовки учащихся в области безопасности жизнедеятельности по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Целью программы является завершение формирования у обучаемых целостного представления об опасных и чрезвычайных ситуациях и правилах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, технического и социального происхождения; практических навыков и умений оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; получить знания и убеждения в необходимости формирования у себя индивидуальной системы здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья, умения оказывать само- и взаимопомощь.
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и рекомендациями Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 г. № 1133/14-2 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10 класса введен раздел «Основы военной службы», в который включено изучение вопросов:
-
Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества.
-
Воинская обязанность.
-
Боевые традиции Вооруженных Сил России.
-
Особенности военной службы.
-
Символы воинской чести.
Программой предусмотрено проведение в конце 10-го года обучения на базе школы пятидневных учебных сборов с обучающимися общеобразовательных организаций, в целях ознакомления их с жизнью и бытом военнослужащих в воинских частях, и получения необходимых знаний и навыков в исполнении обязанностей военной службы, в объеме программы начальной военной подготовки для молодого пополнения частей.
Предлагаемая примерная программа курса ОБЖ для обучающихся 10 класса предусматривает изучение тематики для девушек и юношей одновременно.
В настоящей учебной программе реализованы требования Федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О воинской обязанности и военной службе».
Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовки по другим основным образовательным программам.
Данное тематическое планирование по программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предполагает классно-урочную и лекционную систему проведения занятий; использование ИКТ.
Количество часов всего: 35, в неделю 1час.
Плановых контрольных работ - 1, тестов - 4.
Планирование составлено в соответствии с авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова Москва, Просвещение, 2012 г.
Учебник «ОБЖ» 10 класс, А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев, Москва «Издательство Просвещение», 2011г.
II. Содержание учебного курса
Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
Тема 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.
1.1. Введение. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода
Соблюдение техники безопасности. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.
1.2. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.
Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.
1.3. Уголовная ответственность несовершеннолетних
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.
Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.
1.4. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
1.5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи
РСЧС история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые' по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
1.6. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности
Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.
Тема 2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны
2.1. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и за дачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.
2.2. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.
Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы.
Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
2.3. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. По рядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.
2.4. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).
2.5. Средства индивидуальной защиты
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.
Практические занятия. Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.
2.6. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций
Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.
2.7. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности учащихся.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
3.1. Сохранение и укрепление здоровья - важная часть под готовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья - социальная потребность общества.
3.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.
Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
Тема 4. Основы здорового образа жизни
4.1. Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
4.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
4.3. Значение двигательной активности и физической куль туры для здоровья человека
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.
Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычки к систематическому выполнению закаливающих процедур.
4.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и их социальные последствия.
Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечнососудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.
Раздел III. Основы военной службы
Тема 5. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества
5.1. История создания Вооруженных Сил Российской Феде рации
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV-XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
5.2. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил и рода войск.
Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в сухопутные войска.
Военно-воздушные силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС.
Военно-морской флот, история создания, предназначение.
Отдельные рода войск.
Ракетные войска стратегического назначения, воздушно-десантные войска, космические войска, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности.
5.3. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.
Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами.
5.4. Другие войска, их состав и предназначение
Пограничные органы Федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.
Боевые традиции Вооруженных Сил России
Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина.
Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма.
Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.
Учебно-тематический план
Название раздела
Часы
К/раб.,
Практич. раб
Раздел I
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
13
Раздел II
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
15
Раздел III
Основы военной службы
7
1
1
Итого:
35
1
1
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения ОБЖ ученик должен
знать:
-
правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
-
правила безопасного поведения на воде;
-
возможные аварийные ситуации в жилище, причины возникновения и правила поведения;
-
различные опасные и аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте, и правила безопасного поведения;
-
правила поведения в криминогенных ситуациях;
-
правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания;
-
возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, способы оповещения о них и правила безопасного поведения;
-
основные мероприятия ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций;
-
инфекционные заболевания и основные принципы их профилактики;
-
основные правила повеления для профилактики травм в быту, в школе, на улице и при занятиях спортом.
владеть навыками:
-
безопасного поведения на дорогах;
-
использования первичных средств пожаротушения при возникновении пожара;
-
оказание помощи терпящим бедствие на воде;
-
определение сторон горизонта, движение по азимуту, разведение костров и приготовление пищи на костре;
-
выполнение мероприятий ГО по защите от ЧС мирного и военного времени, использование индивидуальных средств защиты;
-
приемов оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, растяжениях, укусах насекомых, при тепловом и солнечном ударах.
иметь представления:
-
об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании в природных условиях;
-
о ЧС природного и техногенного характера, возникающих на территории России, их последствиях и мерах, принимаемых по защите населения, и правилах безопасного поведения;
-
об основных положениях здорового образа жизни.
IV. Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Кол-во час.
Дата проведения
Коррекция
По плану
факт
Раздел I. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (13 ч.)
Гл.1 Опасные и ЧС, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения
4 ч.
Введение. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в условиях вынужденной автономии.
1
04.09
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
1
11.09
Правила поведения в условиях техногенного и природного характера.
1
18.09
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
1
25.09
Гл.2 Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.
9 ч.
ГО, основные понятия и определения, задачи.
1
02.10
Современные средства поражения.
1
09.10
Оружие массового поражения.
1
16.10
Оповещение населения о ЧС мирного и военного времени.
1
23.10
Защитные сооружения ГО.
1
30.10
Средства индивидуальной защиты.
1
13.11
Организация аварийно-спасательных работ в зонах ЧС.
1
20.11
Организация ГО в школе
1
27.11
Гражданская оборона - итоговый урок.
1
04.12
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (15 ч.)
Гл.3 Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.
4 ч.
Здоровье человека, общие понятия и определения.
1
11.12
Инфекционные заболевания, причины их возникновения.
1
18.12
Механизмы передачи и профилактика инфекционных заболеваний.
1
25.12
Здоровье человека и инфекционные заболевания. Итоговый урок.
1
15.01
Гл.4 Основы здорового образа жизни.
11 ч.
ЗОЖ - индивидуальная система поведения человека
1
22.01
Общие понятия о режиме жизнедеятельности.
1
29.01
Основные элементы жизнедеятельности человека.
1
05.02
Основные понятия о биологических ритмах организма.
1
12.02
Значение двигательной активности для здоровья человека.
1
19.02
Правила использования факторов окружающей среды для закаливания и укрепления здоровья.
1
26.02
Вредные привычки и социальные последствия привычек.
1
04.03
Алкоголь, его влияние на здоровье.
1
11.03
Курение и его влияние на здоровье.
1
18.03
Наркомания и токсикомания. Меры профилактики.
1
25.03
Основы ЗОЖ. Итоговый урок.
1
08.04
Раздел III. Основы военной службы (7 ч.)
Гл.5 Вооруженные Силы России - защитники нашего Отечества
7 ч.
История создания ВС РФ.
1
15.04
Организационная структура Вооруженных Сил РФ.
1
22.04
Функции и основные задачи ВС.
1
29.04
Боевые традиции ВС. Символы воинской чести. ВС России.
1
06.05
Практическая работа «Рода войск. История и современность»
1
13.05
Итоговая контрольная работа.
1
20.05
Итоговый урок
1
27.05
Итого:
35
V. Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение программы.
-
Основы безопасности жизнедеятельности: программы общеобразовательных организаций, 10-11 классы/под общей редакцией А.Т.Смирнова. - М.: Просвещение, 2012.
-
Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьева. - М.: ООО «Издательство Астрель» 2007.
-
Гражданская защита: энциклопедический словарь / под общей ред. С. К. Шойгу. - М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005.
-
Рыбин А. Л. Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях: пособие для учащихся: 10-11 кл. / А. Л. Рыбин, Б.О.Хренников, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.
-
Рыбин А. Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 10-11 кл. /А. Л. Рыбин, Б.О.Хренников, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.
-
Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ ного и техногенного характера», «О противодействии терроризму», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статья 14 Закона Российской Федерации «Об образовании», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. - М., 1998-2007.
-
Журналы «ОБЖ. Основы безопасности жизни», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы военной службы» - 2004-2009 г.г.