Планирование учебного процесса по ОБЖ

Достижение высоких результатов в подготовке учащихся по курсу ОБЖ во многом зависит от качества планирования учебного процесса, которое должно обеспечивать логическую последовательность и обоснованную связь при изучении тем, а также наращивание знаний, навыков и умений обучаемых.Правильное планирование обеспечивает: необходимое направление, структуру и качество обучения;рациональное распределение времени на темы учебного материала;логичную организацию практических навыков и умений;продуманное ис...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Планирование учебного процесса

Достижение высоких результатов в подготовке учащихся по курсу ОБЖ во многом зависит от качества планирования учебного процесса, которое должно обеспечивать логическую последовательность и обоснованную связь при изучении тем, а также наращивание знаний, навыков и умений обучаемых.

Правильное планирование обеспечивает:

  • необходимое направление, структуру и качество обучения;

  • рациональное распределение времени на темы учебного материала;

  • логичную организацию практических навыков и умений;

  • продуманное использование учебных пособий, технических средств обучения и оборудования.

Перед планированием следует провести подготовительную работу, заключающуюся в сборе и обработке различной информации, которая систематизируется и обобщается.

Прежде всего анализируются действующие образовательные программы и учебные издания, включенные в «Перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации на учебный год». Далее изучается методическая литература, наглядные и учебные пособия, различные справочные и статистические данные, а также ведомственные рекомендации по тематике ОБЖ.

При проведении этой работы наряду с традиционными источниками информации следует активнее использовать глобальную информационную сеть Интернет. В первую очередь ее русскоязычные ресурсы:

  • законы Российской Федерации и указы Президента Российской Федерации;

  • сайты Министерства обороны Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуаци­ям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федера­ции;

  • правила поведения в экстремальных ситуациях;

  • данные о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (поиск в системах «Рамблер»);

  • инструкции, рекомендации и сведения медицинского характера;

  • методические разработки учебных заведений.

Необходимо внимательно ознакомиться с учебными программами смежных дисциплин с целью наиболее эффективного использования в учебном процессе межпредметных связей.

Проделав подготовительную работу и решив вопросы содержания, объемов, сроков и обеспечения курса, следует приступить к непосредственной разработке плановых документов.

При составлении планов следует учитывать:

  • общую продолжительность курса;

  • организацию подачи материала (от простого к сложному, объединение связанных между собой во­просов и т. д.);

  • время, отводимое для изучения каждой темы;

  • время, необходимое для повторения, закрепления и систематизации знаний, навыков и умений;

  • уровень подготовки обучаемых и сложность тем при определении вида занятия;

  • методы оценки.

Планирование обычно осуществляется на нескольких уровнях: комплексном, тематическом и поурочном.

На учебный год составляется комплексный календарный план, в котором определяются основные направления работы. Как правило, этот план содержит разделы: учебная работа, методическая работа, вне­классная и внешкольная работа, работа по совершенствованию учебно-материальной базы. Примерное содержание комплексного календарного плана приво­дится в таблице 1.

Таблица 1

Содержание комплексного календарного плана
на учебный год

Разделы

Мероприятия

Учебная работа

- учебные занятия

- индивидуальные консульта­ции

- групповые предэкзаменаци­онные консультации

- учебные сборы по курсу ОБЖ с учащимися (юношами) 10 клас­сов

- итоговая аттестация учащих­ся 9 классов

- итоговая аттестация учащих­ся 11 классов

Методическая работа

- семинары с учителями на­чальных классов по обучению учащихся основам безопасности жизнедеятельности

Разделы

Мероприятия

- семинары с классными руко­водителями 5-9 классов и пре­подавателями-предметниками, привлекаемыми для проведения занятий по курсу ОБЖ

- индивидуальные консульта­ции для преподавателей, веду­щих курс ОБЖ

- открытые уроки по отдель­ным темам курса ОБЖ

- индивидуальная работа пре­подавателя по совершенствова­нию методического мастерства

Внеклассная и вне­школьная работа

- участие в соревнованиях «Школа безопасности»

- проведение Дня защиты де­тей

- различные эстафеты

- встречи с ветеранами, работ­никами военкоматов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины

- тематические выставки

- выставки творческих работ учащихся

Работа по совершен­ствованию учебно-ма­териальной базы

- приобретение учебной и ме­тодической литературы, на­глядных пособий, видео- и фо­томатериалов, приборов, обору­дования и имущества

Разделы

Мероприятия

- оформление классов и мето­дических уголков по ОБЖ

- ремонт оборудования и ин­вентаря

В тематическом плане производится распределение учебного времени на изучение каждой темы, уточняется список учебной, методической и другой литературы, определяется учебно-материальное обеспечение и межпредметные связи, а также устанавливаются формы контроля за качеством подготовки обу­чаемых. Один из вариантов структуры указанного плана представлен в таблице 2.

Таблица 2

Тематический план изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учащимися

классов средней школы № на учебный год

Наименование темы

Количество учебных часов (в т. ч. на практичес­кие занятия)

Литература (учебная, методическая и др.)

Учебно-материальное обеспечение

На каких предметах могут быть изучены отдельные вопросы темы

Какие знания, умения

и навыки должны получить

учащиеся

Вид контроля


Занятия являются наиболее важной частью учебного процесса. Именно на них обучаемые получают

необходимые теоретические знания и практические навыки и умения. Большое значение для качественного проведения занятий имеет подготовка к ним как преподавателя, так и учащихся, а также планирование урока.

Подготовка преподавателя должна быть заблаговременной и всесторонней. Для этого ему необходимо:

  • уяснить содержание темы, учебные цели и основные вопросы;

  • определить и изучить необходимую учебную и методическую литературу;

  • подобрать и подготовить место проведения занятия и необходимое материальное обеспечение;

  • при необходимости практически отработать те действия и приемы, которые следует показать уча­щимся;

  • составить план или план-конспект проведения занятия.

При определении последовательности изложения учебного материала необходимо, чтобы выполнялось одно из основных требований обучения - от простого к сложному, от частного к общему.

Поурочное планирование осуществляется в произвольной форме с учетом подготовки и опыта преподавателя и сложности темы. Следует учитывать, что умело спланированный и качественно подготовлен­ный урок - основа его успешного проведения. Особенно это актуально для начинающего преподавате­ля. Составление поурочного плана позволяет обеспе­чить наиболее эффективные пути достижения целей обучения за ограниченный отрезок времени. Это до­стигается тщательным подбором учебного материала и правильным определением методов и средств обуче­ния. С помощью плана преподаватель переводит свои идеи и представления в русло реальной педагогиче­ской деятельности.

В последние годы большое внимание вопросам по­урочного планирования уделяется в методической литературе

Так, в методических пособиях по курсу ОБЖ с 5 по 11 класс, выпущенных издательством «Дрофа», приводятся варианты планов проведения уроков по всем темам, предусмотренным учебными программами.

Структура урока обычно включает:

  • введение в урок;

  • передачу-усвоение новых знаний, навыков и умений, на что отводится наибольшая часть полезно­го времени;

  • закрепление учебного материала - диагностика прочности полученных знаний, навыков и умений пу­тем наблюдения за поведением, вниманием и актив­ностью учащихся, а также проведения контрольных опросов и кратких бесед;

  • инструктаж по дальнейшей работе над темой и конкретные задания для самостоятельной работы.

Чаще всего в поурочном плане отражаются сле­дующие вопросы:

  • наименование темы;

  • дидактические цели занятия;

  • учебные вопросы;

  • методы преподавания;

  • использованная и рекомендуемая литература;

  • материально-техническое обеспечение;

  • ход занятия (действия преподавателя и учащихся);

  • вопросы для проверки качества усвоения учеб­ного материала.

В плане отражается порядок действий помощника руководителя занятий, если он назначался.

Примерное содержание плана-конспекта приво­дится ниже.

План-конспект проведения занятий по основам военной службы

Тема:

Цель занятия:

Время:

Место занятия:

Материально-техническое обеспечение:

Пособия:

Учебные воп­росы и время

Содержание учебных воп­росов

Действия руководителя

Действия обучаемых


Обучаемым заранее сообщается тема и учебные це­ли занятия, могут даваться задания для самостоя­тельного изучения материала. Перед изучением неко­торых тем целесообразно организовать для учащихся просмотр кино- и видеофильмов.

Имея хорошо проработанный план проведения за­нятия, преподаватель может быть уверен, что у него не будет проблем при проведении урока, а у обучае­мых - трудностей с усвоением материала.

Перечисленные планы являются основными орга­низующими документами учебного процесса и обеспе­чивают получение детьми и подростками необходи­мых знаний, навыков и умений.

Организация и проведение учебно-воспитательной работы

Для успешной педагогической деятельности пре­подаватель должен хорошо знать свой предмет, уве­ренно владеть методами обучения и воспитания, обла­дать практическими навыками преподавания. Он должен создать на занятиях такую непринужденную, доброжелательную и спокойную атмосферу на уроках и установить такие творческие отношения с обучае­мыми, при которых они сами захотят получить зна­ния и овладеть навыками и умениями.

Приведенные ниже советы и рекомендации помо­гут учителю правильно организовать и проводить учебно-воспитательные мероприятия.

Ускорение и облегчение процесса усвоения знаний

Усвоение знаний может происходить в любое вре­мя. Результатом усвоения новых знаний и навыков является постоянное изменение поведения.

Процесс усвоения знаний можно представить схе­мой: знания + навыки. Если знания подтверждены навыками, можно говорить, что усвоение знаний про­шло успешно.

Знания - это процесс получения и усвоения новой информации, который достигается проведением лек­ций, с помощью аудиовизуальных средств, активным участием слушателей в обсуждении темы.

Навыки усваиваются сначала визуально, а потом на практике, например при пользовании средствами защиты органов дыхания и кожи. Учащийся должен уметь правильно производить определенные дейст­вия, а не только описывать их.

Школьники по-разному усваивают знания - с нео­динаковой скоростью и различными способами. В по­вседневной жизни они получают информацию из разго­воров в семье и с друзьями, из радио- и телепередач, с аудио- и видеотехники, а также из собственного жиз­ненного опыта. Поэтому представляется рациональным использовать самые разнообразные методы обучения, охватывающие все способы восприятия материала.

Таблица 3

Способы восприятия

Зрительный

Лучше всего усваиваются матери­алы, представленные в виде красоч­ных картин, таблиц, слайдов, фильмов. Этот способ обычно ис­пользуется в комбинации с другими методами

Слуховой

Предпочтение отдается лекциям или аудиокассетам

Осязательный

Предполагает возможность потро­гать что-то собственными руками. Это для некоторых слушателей на­много важнее, чем возможность просто увидеть или услышать

Кинестетический

Усвоение информации достигается в том случае, если слушатели прак­тически участвуют в занятиях

Существуют определенные приемы для облегчения усвоения знаний. Это достигается следующими дейст­виями:

- точной постановкой задач;

  • использованием метода активного участия слу­шателей в занятиях;

  • применением аудиовизуальных средств обуче­ния;

  • поощрением к дискуссиям и выдвижению идей;

  • уважением мнения слушателей.

Помогает усваивать знания и соответствующая учебная обстановка. Помещение для занятий должно обеспечивать безопасность учащихся, быть удобным, освещенным и проветриваться. В нем должна поддер­живаться нормальная температура. Размеры помеще­ния должны быть достаточными для проведения практических занятий. Стулья и столы должны быть передвижными, чтобы имелась возможность освобо­дить место для практических занятий, сдвинув ме­бель вдоль одной из стен. Расставляя мебель, следует позаботиться о том, чтобы сидеть всем было удобно и хорошо слышно и видно преподавателя.

Общение в процессе обучения

Для преподавателя очень важна способность по­нятно и просто выражать свои мысли, разговаривать со слушателями, обмениваться идеями, передавать свои ощущения, а также уметь слушать.

Умение говорить можно развивать. Для этого необ­ходимо:

  • говорить в обычном ритме, ясно и достаточно громко, чтобы слышали сидящие далеко от вас;

  • говорить доступным языком;

  • стараться разъяснять все сложные понятия, чтобы вас хорошо и правильно поняли;

  • повторять информацию, используя примеры, иллюстрации и схемы (повторение сказанного помо­гает лучше понять и запомнить сообщение);

  • стараться правильно выражать свою мысль;

  • поддерживать зрительный контакт со слушате­лями;

  • добиваться отзыва слушателей на ваше сообще­ние - это послужит проверкой качества восприятия материала и эффективности общения.

Умение слушать - нелегкая задача. В среднем го­ворящий произносит 125 слов в минуту, тогда как обучаемый думает почти в четыре раза быстрее. По­этому слушающий имеет возможность мысленно от­влекаться от того, что он слышит, и этим объясняется тот факт, почему недостаточно внимательные уча­щиеся делают поспешные выводы и заключения.

Вот несколько рекомендаций обучаемым по воспи­танию качеств, связанных с умением слушать препод­носимый материал:

  • не ерзать на стуле, не зевать, не позволять взгляду рассеянно блуждать;

  • повторять своими словами смысл услышанного, не выражая одобрения или осуждения;

  • задавать уточняющие вопросы, чтобы лучше ус­воить смысл услышанного.

В процессе обучения очень важна обратная связь, т. е. учебно-коммуникационное воздействие, позво­ляющее слушателям получить представление о своих успехах. Корректирующая обратная связь может быть эффективной и полезной, если она следует неза­медлительно, конкретна, а не расплывчата. Такой связью можно воспользоваться для исправления оши­бок и заблуждений слушателей, а также неправиль­ности их действий. При этом не следует ни прямо, ни косвенно давать оценки их физическим или умствен­ным способностям.

Для создания благоприятной атмосферы во время занятий всегда следует разъяснять материал; приме­нять в процессе обучения различные методы и учеб­ные пособия; позволять делиться личными примера­ми или историями из жизни; доводя до сведения но­вый материал, возвращаться к уже пройденному, оценивая его усвоение.

Установлению эффективной связи со слушателями препятствует использование сложной терминологии; длительность занятий; слишком большая по числен­ности группа; игнорирование фактора активности.

Иногда в аудитории попадаются так называемые «трудные» обучаемые. Что должен предпринять пре­подаватель в отношении этих учащихся? Рекоменда­ции и советы по действиям в таких ситуациях приво­дятся в таблице 4.

Таблица 4

Общение с «трудными» обучаемыми

Поведение «трудных» обучаемых

Действия преподавателя

Не проявляют активности, от­малчиваются

Выяснить причину их молчания (стес­няются, задумались, скучно и т. д.), выслушать их объяснения и постарать­ся вовлечь в работу

Считают, что все знают и умеют

Сохранять хладнокровие. Не позволять вовлечь себя и аудиторию в ненужную дискуссию. Поблагодарить за информа­цию. Если отвлекают вопросами, луч­ше ответить так: «Сейчас я не могу от­ветить на ваш вопрос, подойдите ко мне в перерыве»; «У нас разные точки зре­ния. Вам не обязательно менять свое мнение, но постарайтесь прислушаться к другим. Давайте обсудим это в конце занятий»; «Кажется, у вас иная точка зрения. Выйдите и изложите ее перед аудиторией»

Упрямы, склонны к спорам

Передать точку зрения этих обучае­мых на обсуждение класса для того, чтобы сами учащиеся постарались их переубедить. Сказать, что на споры нет времени и поспорить с ними можно в перерыве. Попросить их на время при­нять точку зрения всего класса





Продолжение табл.

Поведение «трудных» обучаемых

Действия преподавателя

Ведут посто­ронние разго­воры на уроке, отвлекаются

Не надо вгонять отвлекшихся в краску. Следует обратиться к одному из разго­варивающих и задать ему какой-ни­будь легкий вопрос или повторить свое последнее высказывание и попросить его прокомментировать. Двигаясь по классу, подойти к разговаривающим и постоять рядом, не привлекая к этому внимания всей аудитории

Стараются увести препо­давателя и класс в сторону от темы урока

Взять вину на себя: «Наверное, я увел вас в сторону. Мы должны говорить вот на эту тему». Повторить тему занятий или написать ее на доске

Говорят за всех и от име­ни всех

Следует сказать: «Вы только что изло­жили общее мнение, а что вы лично ду­маете по этому поводу?» или «Теперь давайте спросим мнение других »

Дремлют на уроках

Тактично выяснить причину такого по­ведения. В необходимых случаях про­явить понимание и сочувствие

С нарушения­ми речи, кос­ноязычны

Не надо говорить: «Вы хотели сказать то-то...» Следует сказать: «Позвольте повторить за вами, что...» и внятно из­ложить мысль

Проявляют из­лишнюю ак­тивность и разговорчи­вость

Не следует ставить таких обучаемых в неловкое положение. Лучше тактично прервать их: «Это очень интересно. Теперь послушаем, что думают дру­гие». Предложить обсудить это после

Поведение «трудных» обучаемых

Действия преподавателя

занятий. Спросить, желает ли весь класс обсудить этот вопрос или следует продолжить урок. Отвлечь внимание разговорчивого ученика повтором свое­го последнего высказывания

Основные методы и формы обучения и воспитания

При проведении занятий следует использовать са­мые разнообразные методы преподавания.

Под ними понимается совокупность приемов и спо­собов организации взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, с помощью которых до­стигается овладение знаниями, навыками и умения­ми и развитие умственных и физических способнос­тей учащихся.

Каждый метод обучения имеет свою сущность, функции, область применения и приемы обучения.

Чтобы выбрать нужный и эффективный метод пре­подавания, надо принять во внимание многие факто­ры: состав слушателей, конкретную ситуацию, собст­венные силы преподавателя, объем и характер инфор­мации, которую ему необходимо сообщить, время, а также имеющиеся в его распоряжении помещение и оборудование.

Сегодня наиболее активно используются в различ­ном сочетании следующие методы обучения:

  • устное изложение учебного материала;

  • обсуждение изучаемого материала;

  • показ (демонстрация);

  • упражнение;

  • практические занятия;

  • самостоятельная работа.

Устное изложение учебного материала осуществ­ляется в виде рассказа, объяснения, инструктирова­ния и лекции.

Рассказ представляет собой последовательное, об­разное и эмоциональное изложение учебного матери­ала педагогом или учащимся. В нем приводятся пре­имущественно конкретные факты в описательной или повествовательной форме. Рассказ позволяет уча­щимся не только усвоить сведения и факты, но и обу­чает их умению последовательно излагать материал. Эта форма изложения материала может быть исполь­зована в работе с детьми и подростками всех возрас­тов, но наибольший обучающе-развивающий эффект дает при обучении младших школьников.

Объяснение - это такая форма изложения учебно­го материала, когда обеспечивается раскрытие смыс­ла событий, явлений, действий и процессов. Чаще всего применяется при изучении теоретического ма­териала и решении различных задач. Объяснение наиболее эффективно при обучении детей среднего и старшего школьного возраста.

Под инструктированием понимаются четкие и краткие рекомендации и указания о порядке выпол­нения того или иного приема, действия, задачи.

Лекция предполагает непрерывный процесс пода­чи материала, который позволяет дать большой объем информации за короткое время. Она представ­ляет собой развернутое изложение достаточно круп­ных теоретических и практических вопросов. В ней в разном сочетании применяются элементы повествова­ния и описания, объяснения и доказательства, анали­зируются факты и приводятся примеры, делаются обобщения и выводы. Наиболее эффективными явля­ются лекции, в ходе которых преподаватель создает проблемные ситуации, ставит перед обучаемыми воп­росы, рассуждает и побуждает учащихся включиться в поиск решения возникших задач. Очень важно ис­пользовать на лекции наглядные пособия и технические средства обучения, применять различные при­емы по активизации познавательной деятельности учащихся. Лекционную систему наиболее целесооб­разно применять при обучении старших школьников, которые готовы к достаточно продолжительному тех­ническому, физиологическому и умственному напря­жению.

Обсуждение изучаемого материала - еще один метод обучения. Оно является эффективным, если: каждый обучаемый дает свои комментарии; участни­кам обсуждения не разрешают отвлекаться от темы; контролируется оставшееся время; преподаватель за­ранее готовит список вопросов, чтобы поддерживать обсуждение, и следит, чтобы дискуссия шла в наме­ченном русле, дает краткое изложение обсуждаемых вопросов.

Чаще всего оно проводится в виде бесед и семинар­ских занятий.

Беседа преподавателя с обучаемыми представляет собой диалогическую форму изложения и усвоения материала. Задача беседы состоит в том, чтобы ис­пользовать знания и личный опыт учащихся для ак­тивизации их деятельности и вовлечения в самостоя­тельный поиск путей разрешения проблем и противо­речий. Часто элементы беседы включаются в рассказ и объяснение. Беседа помогает формировать у обучае­мых умение быстро и четко мыслить, анализировать и обобщать, точно ставить вопросы, ясно и кратко го­ворить. Эта форма обсуждения применяется со всеми возрастными категориями обучаемых.

На семинарских занятиях учебный материал об­суждается достаточно глубоко и обстоятельно, на них осуществляется серьезный анализ и оценка разнооб­разной информации. На семинаре преподаватель ор­ганизует тематическое или проблемное обсуждение вопросов, докладов и рефератов. Учащиеся задают друг другу вопросы, излагают свое мнение, принима­ют участие в дискуссиях, отвечают на вопросы преподавателя. Кроме докладов и рефератов на семинарах могут обсуждаться сочинения, рисунки, изделия тех­нического творчества. Семинарские занятия способст­вуют прочному усвоению знаний, так как требуют от обучаемых большой самостоятельной работы и актив­ности в ходе обсуждения. Организация и проведение семинарских занятий возможны главным образом в старших классах.

Одним из видов обсуждения изучаемого материала является «мозговой штурм», заключающийся в быст­ром действии, которое позволяет собрать наибольшее число разнообразных идей. Такой метод выявляет множество решений данной проблемы и, как прави­ло, успешно вовлекает всех слушателей в учебный процесс.

Для достижения наибольшего эффекта преподава­телю необходимо: быть кратким и поощрять молние­носные предложения; просить слушателей предла­гать любые варианты решения проблемы; четко изла­гать правила игры; комбинировать, оттачивать идеи в процессе «мозгового штурма». Не следует позволять слушателям критиковать или поддерживать мысли друг друга, иначе вы сузите рамки дискуссии.

Наряду с устным изложением и обсуждением мате­риала широко и активно используются методы, дей­ствующие на визуальной и звуковоспроизводящей ос­нове, сущность которых состоит в формировании у учащихся наглядных образов изучаемых явлений, приемов действий, предметов и создании у них конк­ретных представлений об устройстве оборудования, техники, протекании различных процессов.

Одним из таких методов является иллюстрация, основная функция которой состоит в образном воссоз­дании сущности, формы и структуры явления или со­бытия. В качестве иллюстраций используются маке­ты, муляжи, модели, произведения изобразительного искусства, кино- и видеофильмы, литературные, на­учные и музыкальные произведения, наглядные по-

собия типа графиков, схем, диаграмм, таблиц, карт, плакатов.

Использование этого метода дает преподавателю обширную обратную информацию, так как вызывает у учащихся многочисленные вопросы.

Метод демонстрации обеспечивает восприятие обу­чаемыми действий людей, приборов, аппаратуры и механизмов в динамике.

Основными видами демонстрации являются лич­ный показ преподавателем изучаемых приемов и дей­ствий, показ в действии техники, приборов, вооруже­ния. Демонстрация может быть применена в работе с учащимися любого возраста. В обязательном порядке она должна включать в свою структуру собеседование с обучаемыми по поводу воспринятого для уточнения качества усвоения учебного материала.

К методам, действующим на визуальной и звуко­воспроизводящей основе, предъявляются следующие дидактические требования:

  • тщательный отбор необходимого материала, со­ответствующий целям и задачам занятия;

  • правильный выбор наиболее подходящих для конкретной темы средств иллюстрации и количества демонстрируемых приемов и предметов;

  • строгая дозировка при использовании нагляд­ных средств;

  • умелое сочетание иллюстрации и демонстрации с другими методами обучения.

Единственным методом формирования у обучае­мых навыков, умений и практических операций яв­ляется упражнение. К этому методу обучения пере­ходят только после прочного усвоения учащимися теоретических знаний и подробного инструктажа пре­подавателя. Метод упражнений можно применять как индивидуально, так и в группе (классе). Обучение проводится в следующей последовательности:

  • ознакомление с приемом или действием;

  • разучивание упражнения;

- тренировка по закреплению и совершенствова­
нию навыков и умений.

Для ознакомления обучаемых с упражнением не­обходимо назвать его, образцово показать выполне­ние в целом, при необходимости продемонстрировать его по частям с разъяснением техники выполнения.

Разучивание упражнения имеет целью формиро­вание у обучаемых новых навыков и умений. Для этого применяется несколько способов. Упражнение разучивается в целом, если оно несложное и доступно для выполнения обучаемыми. Если упражнение сложное, а структура позволяет расчленить его на от­дельные части, то приемы и действия разучиваются вначале по частям, а затем в целом. Иногда прием и действие разучиваются с помощью подготовительных упражнений. Это производится в тех случаях, когда упражнение нельзя разделить и невозможно выпол­нить в целом в связи со сложностью.

Тренировка обеспечивает совершенствование дви­гательных умений и навыков, а также физических и специальных качеств. Этот метод заключается в со­знательном и многократном повторении уже усвоен­ных приемов и действий. Тренировка проводится в такой последовательности:

  • выполнение приема (действия) в простой обста­новке;

  • выполнение после физической нагрузки;

  • выполнение в комплексе с другими действиями;

  • выполнение отдельных упражнений при недо­статочной видимости, в ограниченном пространстве, в средствах защиты.

Главными условиями успешного применения в учебном процессе метода упражнений являются:

  • высокая личная подготовка преподавателя;

  • формирование и поддержание у обучаемых со­знательного отношения к выполнению приема (дейст­вия);

  • систематичность, последовательность, измене­ние и постепенное усложнение условий выполнения;

  • повышение самостоятельности учащихся при отработке приемов и действий, воспитание у них на­выков самоконтроля и самооценки;

  • внесение элементов состязательности для повы­шения активности и интереса занимающихся.

В ходе учебного процесса большое количество зна­ний, навыков и умений усваивается на практических занятиях. Успешное проведение таких занятий воз­можно лишь при выполнении следующих дидактиче­ских условий:

  • качественная разработка плана проведения, четкая формулировка учебных целей и тщательная подготовка учебно-материального обеспечения;

  • подробный инструктаж обучаемых перед нача­лом занятия о порядке работы и мерах безопасности;

  • оценка действий каждого учащегося при подве­дении итогов занятия.

Во время практических занятий необходимо обес­печить:

  • правильную демонстрацию способов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также при оказании первой медицинской помощи и наблюдение за их отработкой;

  • бесперебойность занятия;

  • выявление и своевременное исправление оши­бок в ходе отработки слушателями практических воп­росов;

  • поощрение слушателей для достижения ими на­илучших результатов;

  • соблюдение правил безопасности.

С помощью внеклассных форм обучения учащие­ся приобретают дополнительную информацию, нуж­ные умения и навыки, закрепленные упражнениями, воспитывают у себя стремление к творчеству и необ­ходимые черты характера.

В кружках, секциях, творческих объединениях, студиях учащиеся знакомятся с литературой, спра­вочным и фактическим материалом, обучаются осно­вам критико-аналитического разбора.

Важнейшим элементом этой формы обучения яв­ляются творческо-практические занятия, главное место на которых отводится обсуждениям, практиче­ским работам, решению задач, импровизации. Особое значение кружки, секции и студии имеют для уча­щихся, совершенствующихся в той или иной области.

Конференции и выставки ставят в центр внимания обучаемых отдельные проблемы и вопросы. Они акти­визируют их самостоятельность во мнениях, сужде­ниях и оценках. При подведении итогов таких меро­приятий преподавателю следует сосредоточиться на главных обобщениях и выводах.

Массовые праздники организуются и проводятся в виде дней, недель и месячников. На них учащиеся уз­нают новые сведения, встречаются со специалистами в той или иной области и знакомятся с их деятельно­стью и творчеством.

Состязания, конкурсы, олимпиады и викторины закрепляют полученные знания, полезные навыки и умения, стимулируют активность среди учащихся.

Методы и формы обучения дают хорошие результа­ты тогда, когда при их применении учитывается пси­хологическое состояние обучаемых, уровень их под­готовки и активности, способность к творческой де­ятельности, новый передовой опыт в методике.

В учебно-воспитательном процессе в диалектиче­ском единстве с методами обучения применяются и методы воспитания. С их помощью осуществляется решение воспитательных задач. Основными метода­ми воспитания являются уважение личности воспи-туемого, убеждение, упражнение, поощрение, внуше­ние, наказание, пример.

Метод уважения личности воспитуемого основыва­ется на тактичном и бережном отношении к чувствам достоинства и самолюбия ребенка и подростка. Он проявляется в вежливости, доброжелательности, вни­мании, терпеливом отношении и искренности в отно­шении учащихся. Уважение способствует формирова­нию спокойных, доброжелательных и культурных взаимоотношений воспитателя и воспитуемых.

Убеждение - это основной метод доказательства тех или иных идей и положений с помощью фактов и аргументов. Он реализуется путем активного воздей­ствия на интеллект, чувства и волю школьников с целью помочь им правильно осмыслить и понять суть требований, в духе которых они воспитываются. При убеждении используются такие приемы, как разъяс­нение тех или иных положений, доказательство необ­ходимости соблюдения определенных принципов и требований, опровержение ошибочных взглядов и критика неправильных поступков. Применяя этот ме­тод, не следует горячиться, надо спокойно выслушать мнение учащихся и, если оно ошибочно, аргументиро­ванно опровергнуть его. Говорить следует так, чтобы воспитуемые чувствовали убежденность, эрудицию, твердую волю и высокую культуру воспитателя.

Задачи воспитания волевых черт характера и при­вычек правильного поведения выполняются главным образом с помощью метода упражнений. Упражне­ния организуются и проводятся как активные, регу­лярно повторяющиеся приемы, действия и способы поведения воспитуемых в типичных ситуациях. В ре­зультате этого у них формируются положительные

привычки, умение преодолевать трудности, укрепля­ются волевые качества.

Эффективным методом воспитания является поощ­рение, которое заключается в положительной оценке как отдельных действий, так и поведения воспитуе-мого в целом. Метод стимулирует развитие положи­тельных качеств характера личности, возбуждает у школьника положительные эмоции, развивает твор­ческие силы и вырабатывает активную жизненную позицию. Иногда следует поощрить воспитуемого, да­же если он еще не добился больших успехов, но стре­мится к этому и проявил старание в каком-либо конк­ретном деле.

Внушение есть метод воздействия на сознание вос­питуемого. В воспитательных целях этот метод при­меняется обычно в отношении педагогически запу­щенных школьников.

Наказание имеет своей целью прекратить созна­тельно совершаемую воспитуемыми недостойную, без­нравственную правонарушительную деятельность, а также побудить их прочувствовать и пережить свою вину. Наказание применяется в форме осуждения на­рушителя норм поведения, выражения ему недоверия, отказа в уважении или в виде категорического требо­вания. При использовании этого метода воспитатель не должен допускать поспешности, унижать личное достоинство воспитуемого и допускать грубость. Сле­дует учитывать, что злоупотребление наказанием па­губно сказывается на поведении воспитуемого. Это ли­шает его уверенности, морально подавляет, порождает чувство неполноценности и вызывает озлобленное и активное сопротивление воспитанию.

Особое место среди методов воспитания занимает пример. Воспитательное воздействие примера осно­вывается на склонности человека к подражанию, ко­торое носит осмысленный характер. Учащиеся берут обычно пример с тех людей, которые пользуются ав­торитетом. Для воспитания необходимо использовать

образы реальных людей, а также лучших литератур­ных героев и героев художественных фильмов. Осо­бенно привлекают школьников примеры наших сов­ременников. Применяя этот метод, следует заострять внимание воспитуемых не только на ярких героиче­ских поступках, но на трудной повседневной работе героев. Огромное влияние на действенность всех ме­тодов воспитания и обучения оказывает личный при­мер преподавателя, который может усиливать или ос­лаблять воспитательное воздействие.

Каждый из методов воспитания и обучения должен применяться в определенной обстановке, в соответст­вии с условиями окружающей среды и в сочетании с другими методами.

Формы контроля и оценки знаний, навыков и умений обучаемых

Контроль и оценка качества подготовки учащих­ся являются важными элементами методической системы обучения. Эти методические компоненты выполняют не только задачу контроля, но и функ­ции обучения, воспитания, психологической подго­товки.

Главными требованиями к контролю, проверке и оценке уровня подготовки обучаемых являются сле­дующие:

  • обстоятельность и глубина;

  • систематичность и объективность;

  • сочетание высокой требовательности с оказани­ем необходимой помощи обучаемым.

В педагогической практике обычно применяется предварительная, текущая, контрольная и итоговая проверка и оценка.

Во время предварительной проверки определяется наличие и качество знаний, умений и навыков уча­щихся, если преподавателю неизвестен уровень их подготовки.

Текущая проверка проводится для выявления ка­чества усвоения материала обучаемыми, как правило в ходе урока.

Контрольная проверка имеет целью определить, насколько качественно усвоили учащиеся содержа­ние учебной темы или раздела.

Итоговые проверки выявляют объем и полноту знаний, умений и навыков обучаемых по завершении какого-либо определенного периода обучения (четверти, года, выпускные). Проверки, как правило, прово­дятся с использованием различных способов контро­ля и оценки. Наиболее часто применяются следую­щие виды:

  • вопросы для текущего контроля знаний;

  • тесты;

  • проверочные работы;

  • контрольные работы;

  • зачеты и экзамены.

Вопросы для текущего контроля знаний несут разную смысловую нагрузку. Часть вопросов задается с целью проверки знаний различных фактов, опреде­лений, приемов, правил и способов поведения в ситу­ациях, требующих принятия правильного решения. Для ответа на другие вопросы требуется сопоставить различные сведения или сделать выбор из несколь­ких возможных вариантов.

Тестирование в современной школе становится привычным методом обучения, активной и увлека­тельной формой проверки и самопроверки знаний.

Тесты по содержанию вопросов и уровню их слож­ности позволяют учителю осуществить проверку зна­ний без дополнительных затрат времени, а учащимся дают возможность подготовиться к опросу, контроль­ным работам, зачетам и самостоятельно проверить правильность усвоения материала.

Тестирование может быть как итоговым, так и те­кущим. Количество тестов, даваемых учащимся для выполнения за один раз в процессе текущей проверки знаний, определяется преподавателем.

Тестовое задание структурно состоит из следую­щих частей:

  • инструкция;

  • содержание задания;

  • предлагаемые варианты ответов (не менее трех правдоподобных);

  • правильный ответ.

При тестировании проверяемый должен из предло­женных вариантов ответов выбрать правильный.

Проверочные работы состоят из вопросов и зада­ний, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине. Проверочные работы могут носить не только контролирующий, но и обу­чающий характер.

Контрольные работы служат для контроля за ка­чеством усвоения учащимися учебного материала и их умением применять знания на практике. На осно­вании выполнения этих работ преподаватель может иметь точное и ясное представление о полученных учащимися знаниях и приобретенных ими навыках и умениях.

Зачеты и экзамены проводятся в качестве ито­говой формы контроля и оценки подготовки уча­щихся.

Выставленная учащемуся оценка должна быть без­укоризненно справедливой и объективной. Завышен­ная оценка часто порождает чувство самоуверенности и снижает желание трудиться с полной отдачей сил. Заниженная оценка вызывает у обучаемого чувство досады и нежелание учиться.

При выставлении оценки преподаватель должен учитывать:

  • объем знаний по теме, разделу, предмету;

  • правильность и прочность овладения навыками и умениями;

  • количество, характер и значение ошибок;

  • последовательность в изложении материала, са­мостоятельность и уверенность при проведении ана­литической работы с последующими выводами.

Оценка приобретенных практических навыков

Важной обязанностью преподавателя является проверка практических навыков. На основании этих проверок создается точное и верное представление об умении каждого обучаемого четко решать поставлен­ную задачу.

Оценка практических навыков учащихся позво­ляет выявить школьников, правильно выполняющих практические задания, а также тех, у кого возник­ли затруднения, чтобы организовать с ними допол­нительные занятия; определить способность каждо­го слушателя ориентироваться в чрезвычайной или неотложной ситуации и принимать адекватные меры.

Во время практических занятий должна быть по­стоянная обратная связь учащихся с преподавателем, который следит за работой обучаемых и помогает им сосредоточить внимание на отработке основных эле­ментов того или иного навыка.

Проверку практических навыков можно произво­дить как индивидуально, так и по группам. При этом рекомендуется руководствоваться следующими пра­вилами:

  • обучаемый должен продемонстрировать выпол­нение действия от начала до конца (иногда пытаются подменить выполнение действия рассказом о нем);

  • во время демонстрации приема обучаемым убе­дитесь в правильности выполнения каждого этапа;

  • если вы что-то говорите обучаемому во время по­каза, это может быть только подсказка, как действо­вать дальше;

  • если во время показа обучаемый допускает серь­езную ошибку, остановите его и укажите на допущен­ную ошибку;

  • если допущенная ошибка не слишком сущест­венна, позвольте продолжить показ; обучаемый мо­жет исправить ее в ходе дальнейших действий;

  • если допущенная ошибка свидетельствует о пол­ном непонимании всей процедуры, поправьте ошибку и дайте обучаемому возможность еще раз прочитать

Техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса

Технические средства обучения, используемые в учебно-воспитательном процессе, выполняют вспомо­гательную роль по расширению возможностей как преподавателя, так и учащихся.

Под ними понимаются устройства, машины и комп­лексы, применяемые при подготовке учащихся в целях повышения эффективности и качества обуче­ния.

По своему функциональному предназначению тех­нические средства обучения подразделяются на ин­формационные, контролирующие и обучающие.

Информационные средства служат для передачи информации обучаемому, воздействуя на его зрение и слух.

В педагогической деятельности они используются наиболее активно. К ним относятся фоническая аппа­ратура (магнитофоны, диктофоны, электропроигры­ватели), проекционные средства (видеомагнитофоны, телевизоры, кинопроекторы).

Контролирующие средства используются для про­верки усвоения материала. Наиболее распространены простейшие машины-контролеры, которые представ­ляют обучаемому возможность выбрать ответ из не­скольких предложенных, а затем по установленным критериям оценивают правильность выбора.

Обучающие средства предназначены для привития необходимых навыков и умений управления объек­том в различных условиях. Чаще всего для этих це-

учебник и потренироваться; если ошибка относится к разряду легкоустранимых, попросите обучаемого исправить недостаток и сразу же произведите повтор­ную проверку.

Результаты контроля и оценки знаний, навыков и умений являются важной составляющей для ана­лиза организации и состояния учебного процесса. На основании этого анализа вносятся необходимые коррективы в методическую систему обучения уча­щихся.


© 2010-2022