• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Статья Проектные технологии, как средство нравственно-патриотического воспитания на уроках и внеурочной деятельности

Статья Проектные технологии, как средство нравственно-патриотического воспитания на уроках и внеурочной деятельности

На мой взгляд, проектные технологии – это замечательный инструмент и для развития личностных характеристик, и для получения знаний. Древняя китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму». Проектная деятельностьпревосходное средство нравственно-патриотического воспитания и прекрасный инструмент развития личности.   Ученик, вовлеченный в проектную деятельность, творчески раскрепощается,  проявляет свою фантазию, выражает идеи сво...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектные технологии, как средство нравственно-патриотического воспитания на уроках и внеурочной деятельности.

В отечественном образовании всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории и культуре своей Родины, к геральдике, к своему народу. Задачи воспитания чувства патриотизма, гордости и любви к Родине, развития личностно значимых качеств у подрастающего поколения остаются приоритетными и ФГОС нового поколения. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство для развития личности.

На мой взгляд, проектные технологии - это замечательный инструмент и для развития личностных характеристик, и для получения знаний. Древняя китайская мудрость гласит:

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму».

Ученик, вовлеченный в проектную деятельность, творчески раскрепощается, проявляет свою фантазию, выражает идеи своим, доступным и нужным способом. Решение тех или иных проблем заставляет ученика думать, анализировать, сопоставлять, сравнивать. Развивается уверенность в своих силах, повышается самооценка.

Наступающий 2015 год ознаменован грандиозной датой для нашей страны и для всего мира - 70-летием Великой Победы! Для всех россиян «от мала до велика» - это самый дорогой и сердечный праздник. Проект «Памятник песне» - это дань признания, любви, безграничной благодарности и памяти обо всех её участниках: ветеранах, тружениках тыла, наших дедов и прадедов, чьи подвиги воспеты в песнях!

Побудить интерес к великим песням и искусству своей страны, узнать историю их создания, собрать материал о композиторах, выяснить, какие из песен до сих пор являются самыми любимыми и часто исполняемыми, разучить наиболее популярные из них исполнить перед ветеранами, родителями, военнослужащими, сверстниками - задачи этого проекта.

Работа над проектом позволит расширить общий кругозор, способствует воспитанию нравственно-патриотических, художественно-эстетических качеств, творческих способностей. Вследствие работы над проектом, изучая исторические документы, слушая воспоминания фронтовиков, родителей, учителей, обучающиеся знакомятся с новыми страницами истории страны, открывают для себя уже знакомые песни с новой стороны. Внедрение исследовательской и проектной технологии позволило активизировать познавательные, интеллектуальные, исследовательские способности ребят, углубить знания по предмету и смежным наукам, а также дало возможность получить ответ на вопрос о целесообразности проведенной работы.

Кроме этого, у учеников приходит уверенность в собственных силах, они приобретают опыт выступления перед аудиторией, повышается их самооценка и значимость в собственных глазах и глазах социума.

Работа над проектом и участие в нем - отличная возможность заявить о себе, кроме этого это еще и решение проблемы свободного времени школьников, их досуга.

Конечно, ценности личности, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие личности, а также воспитании патриотов своей страны происходит в сфере образования. Я уверена, что подобные проекты не только реализуют многие из принципов ФГОС ООО, особенно его главный принцип ориентации на идеал, но и формирует гражданское самосознание молодого поколения, уважение к культурным ценностям, к памяти своих предков, к героическим страницам нашей отечественной истории.

Концепция проекта

Цель проекта: побудить у подрастающего поколения интерес к проектной деятельности по изучению искусства в годы Великой Отечественной войны.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить знания о популярных и любимых песнях у школьников и их родителей;

  • поделить песни на тематические блоки;

  • собрать материал о любимых песнях и истории их создания;

  • совершенствовать творческие, интеллектуальные, проектировочные и коммуникативные способности школьников и воспитанников вокальной студии;

  • развивать чувство гордости за отечественную музыку и историю страны.

Новизна проекта и проведенных исследований заключается в следующем:

  1. Подтверждается сущность и целесообразность патриотического воспитания посредством проектной деятельности;

  2. Подтверждается сущность и целесообразность патриотического воспитания посредством пения, музыки, искусства.

  3. Определены показатели готовности школьников и воспитанников вокальной студии; к участию в проводимой работе.

Теоретическая значимость проекта заключается в том, что собран обширный интересный материал об истории создания песен Великой Отечественной войны, советских песен, лучших современных песен, а также биографические данные композиторов.

  1. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты обеспечивают учителя музыки обоснованными выводами и рекомендациями по организации патриотического воспитания школьников посредством музыки. Ученики и воспитанники студии проявили большой интерес к заявленной теме, разучили наиболее популярные песни Великой Отечественной войны, лучшие советские и современные песни, написали сочинения, стихи, песни, нарисовали рисунки на данную тему.

Методы исследования:

  • анкеты

  • диагностика

  • устные опросы, интервью

  • наблюдение

Проведенные в ходе проекта исследования наглядно показали, что школьники владеют недостаточными знаниями по данной теме, а именно: ребята смогли назвать только 4-5 песен, авторов музыки назвать не смог никто. К сожалению, даже не все взрослые знают имена авторов песен. Работа, проведенная в ходе проекта, способствовала повышению интереса к развитию творческих способностей и вовлечению в творческую деятельность, приобретению собственного опыта, а также повышению самооценки и значимости в собственных глазах и глазах социума.

Практическая сторона творческого проекта «Памятник песне» состоит из:

  • проведенного одноименного открытого мероприятия-проекта для ветеранов Нахабино;

  • рефераты и презентации на темы: «Песни Великого подвига», «Композиторы военной поры», «Искусство в годы Великой Отечественной войны», «Рассказы о песнях»;

  • разучено более 60-ти песен о войне, Родине;

  • песни и стихи, сочиненные гимназистами и воспитанниками студии;

  • рисунки, буклеты, плакаты, коллажи, выставки, выполненные гимназистами и воспитанниками студии.

  • создан фильм «Памятник песне»

  • выпущен сборник «Для Вас, родные ветераны»

  • проведен конкурс патриотической песни

  • проведена концертная программа «Для Вас, родные ветераны»

Чувство нравственности, духовности и патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания и во время урока и во внеурочной деятельности. Для этого он сам должен быть творческой личностью. Если уроки и занятия, технологии которые создает и применяет учитель, действительно являются результатом его творчества, если его действительно влечет творческое общение с учениками, родителями, коллегами, если он чувствует, что так он может проявить себя как педагог и художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству, будут расти и развиваться по всем направлениям.

Вышеизложенное - это доказательство того, что проектная деятельность превосходное средство нравственно-патриотического воспитания и прекрасный инструмент развития личности.

Список литературы:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.

2.Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.

3.Глинские чтения. Духовно-нравственное воспитание в системе образования российской Федерации /М.: Самшит-издат, 2002.

4. «Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997.

5.Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе:

Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж. «Воспитание школьников», № 2 -2012.

6.В.А. Сухомлинский. О воспитании / - Москва : Политиздат, 1988.

7.Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. - № 7- 2010.

8.Духовность в современной школе /С.В. Астахов.//Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№1-2011

9.Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности /-Е.В. Чердынцева./ Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№6-2011.

1-. Праздник вручения паспортов / И. Е. Магомедова //Ж. Воспитание школьников. - № 6-2010.

11. «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»: вечер, посвященный годовщине вывода войск из Афганистана / Т. Е. Вежевич // Ж.Воспитание школьников. - № 1-2010.

12. Защитник земли русской: вечер памяти Александра Невского / Т. Ю. Маврина // Ж.Воспитание школьников. - № 9-2009.


© 2010-2022