- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Настич Н.В. |
Дата | 21.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
14
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зерновская школа»
Красногвардейского района
Республики Крым
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор МБОУ «Зерновская школа»
_________ А.Л.Иванова ____________ Э.М.Онасенко
(подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.)
Приказ № ____от ___ ____ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету « Основы безопасности жизнедеятельности »
для 8 класса
уровень: общеобразовательный
на период 2015/2016 учебный год
Составлено:
Настич Н.В.,
Учитель географии
МБОУ «Зерновская школа»
Рассмотрено и рекомендовано
на заседании школьного методического
объединения учителей ______________
__________________________________
Протокол № ___ от ___ ___20___ г.
Зерновое, 2015
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………. 3
Структура и содержание учебного предмета……………………………………………………………………………….. 6
Требования к уровню подготовленности учащихся………………………………………………………………………… 7
Календарно-тематическое планирование …………………………………………………………………………………….. 8
Критерии оценивания……………………………………………………………………………………………………….. 13
Наименование учебно-методического обеспечения и
списка рекомендуемой литературы………………………………………………………………………………………….. 14
Контрольно-измерительные материалы …………………………………………………………………………………….. 14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс рассчитана на34 часа (1 час в неделю ), составлена в соответствии с основными положениями федерального базисного учебного плана (далее - БУП), примерной программой основного общего образования.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 8 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе.
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 8 классе, «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 34 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю - 1час.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"
-
Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
-
Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного ученого плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования
-
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
-
Федеральный компонент государственого стандарта общегообразования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 №1089;
-
Федеральныйбазисныйучебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 №1312;
-
Федеральным законом от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
-
Методические рекомендации КРИППО: Об особенностях преподавания предмета в 2015- 2016 уч. году
-
Учебный план Муниципального бюджетного учреждения «Зерновская школа» на 2015/2016 учебный год.
Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
- улучшение собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной
на выздоровление.
Изучение тематики данной учебной программы направлено решение следующих целей:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено достижение следующих задач:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе
Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс
Раздел I.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (11 часов)
-
Пожарная безопасность. (3 часа)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
-
Безопасность на дорогах. (3 часа)
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
-
Безопасность на водоемах. (3 часа)
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
-
Экология и безопасность. (2 часа)
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ (12 часов)
-
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. (9 часов)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров - взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
-
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 часа)
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (12 часов)
-
Основы здорового образа жизни. (8 часов)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
-
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. (4 часа)
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах
Ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Календарно-тематическое планирование по ОБЖ 8 класс
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Содержание учебного материала
Примечание
Д/З
1
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причина и последствия.
1
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия.
2
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
1
Соблюдение мер пожарной безопасности в быту.
3
Права. Обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре.
1
Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
4
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей.
Причины ДТТ
1
5
Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров.
1
Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда
6
Водитель. Формирование качеств безопасного водителя.
1
7
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.
1
Водоемы. Особенности состояние водоемов в различное время года.
8
Безопасный отдых у воды.
1
Безопасный отдых у воды.
9
Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
1
Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
10
Урок - повторение «Пожар. Правила дорожного движения. Отдых у воды»
11
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека.
1
Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о ПДК загрязняющих веществ.
12
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
1
Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
13
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
1
Общие понятия о Ч.С. техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально опасные объекты экономики.
14
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия.
1
Аварии на радиационно опасных объектах. Причина их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидротехнических объектах
15
Обеспечение радиационной безопасности населения
1
Основные поражающие факторы при авариях
Правила поведения населения при радиоактивных авариях.
16
Аварии на химически опасных объектах и их возможнее последствия
1
Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека.
Последствия и причины аварий на ХОО, зона химического заражения, токсодоза
17
Обеспечение химической защиты населения
1
Обеспечение химической защиты населения
18
Урок - повторение «Чрезвычайные ситуации»
1
19
Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.
1
Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.
20
Обеспечение защиты населения от последствий взрывопожароопасных объектах.
1
Обеспечение защиты населения от последствий взрывопожароопасных объектах.
21
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.
Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях
1
Аварии на гидротехнических объектах. Причины, вызывающие гидродинамические аварии. Возможные первичные и вторичные последствия гидродинамических аварий
22
Оповещение о ЧС техногенного характера.
1
Способы оповещения населения о ЧС техногенного характера.
23
Эвакуация населения Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера.
1
Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
24
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.
Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность.
1
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.
Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность.
25
Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества.
Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества.
26
Урок - повторение « эвакуация населения при ЧС. Общие понятия о здоровье»
1
27
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
1
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
28
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
1
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
29
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
1
Вредные привычки и их влияние на здоровье
30
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практическое занятие)
1
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.
31
Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практическое занятие)
1
Правила оказания ПМП при отравлении угарным газом, хлором и аммиаком.
32
Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие)
1
Средства оказания первой медицинской помощи при травмах
33
Первая медицинская помощь при утоплении (практическое занятие)
1
Средства оказания первой медицинской помощи при утоплении
34
Итоговый урок «Здоровый образ жизни. Первая медицинская помощь»
1
Критерии оценивания
Оценка устных ответов учащихся.
Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Отметка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Отметка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
ОТМЕТКА «2» СТАВИТСЯ, ЕСЛИ УЧАЩИЙСЯ НЕ ОВЛАДЕЛ ОСНОВНЫМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С
ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОГРАММЫ И ДОПУСТИЛ БОЛЬШЕ ОШИБОК И НЕДОЧЕТОВ, ЧЕМ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ОЦЕНКИ 3.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.
Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и
одного недочета, не более трех недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной
грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,
одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
ОТМЕТКА «2» СТАВИТСЯ, ЕСЛИ ЧИСЛО ОШИБОК И НЕДОЧЕТОВ ПРЕВЫСИЛО НОРМУ ДЛЯ ОЦЕНКИ 3 ИЛИ ПРАВИЛЬНО
ВЫПОЛНЕНО МЕНЕЕ 2/3 ВСЕЙ РАБОТЫ.
Список литературы
Учебники и пособия (можно скачать с сайта twirpx.com):
-
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: комплексная программа. М.: Просвещение, 2011. - 79 с.
-
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012. - 191 с.
-
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012. - 209 c.
-
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012. - 209 c.
-
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012. - 224 c.
-
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. Учебник. - Под общ. ред. А.Т. Смирнова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 191 с.
-
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Базовый и профильный уровни. Учебник. - Под ред. А.Т. Смирнова. - 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2013. - 351 с.
-
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Учебник. - Под общ. ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008. - 288 с.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Виды деятельности учащихся:
-
Устные сообщения;
-
Обсуждения;
-
Мини - сочинения;
-
Работа с источниками;
-
Доклады;
-
Защита презентаций;
-
Рефлексия
Виды и формы контроля:
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности - главная составляющая учебного процесса.