Реферат на тему Беспризорность

Введение Положение детей в любом государстве – это показатель морального и нравственного здоровья общества. В последнее время все большую тревогу вызывает рост беспризорности и безнадзорности детей. В этой среде широко распространены наркомания, токсикомания, алкоголизм, инфекционные заболевания и психические расстройства. Против ребенка сегодня действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фон обще...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Дальневосточный государственный гуманитарный университет







РЕФЕРАТ

по дисциплине: Теоретические основы БЖ

Тема: «Беспризорность»





















Хабаровск. 2015 г.

Содержание

Введение

1. Понятие беспризорности. Основные причины.

2. История беспризорности

3. Беспризорность в других странах.

4.Число беспризорных в России

5. Нормативно-правовые основы РФ социальной помощи беспризорным и безнадзорным детям на федеральном уровне.

Заключение



























Введение

Положение детей в любом государстве - это показатель морального и нравственного здоровья общества. В последнее время все большую тревогу вызывает рост беспризорности и безнадзорности детей. В этой среде широко распространены наркомания, токсикомания, алкоголизм, инфекционные заболевания и психические расстройства. Против ребенка сегодня действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фон общественной жизни. Ребенка выталкивают из своего лона неблагополучные семьи, численность которых заметно возрастает, школа, освободившаяся от воспитания, внешкольные учреждения, сдавшие свои площади в аренду коммерческим фирмам. Волна детской беспризорности нарастает, она грозит приблизиться к той, которая сотрясала общество в 20-е годы прошлого столетия.

Актуальность проблемы беспризорности усиливает статистика последних лет, свидетельствующая о сохранившейся в России негативной тенденции роста числа беспризорных детей. Детская беспризорность - острое и масштабное социально опасное явление для национальной безопасности страны и региона. Существует потребность радикального повышения эффективности работы всех структур государства, ответственных за решение проблем беспризорного детства. Необходим поиск нестандартных путей снижения остроты и негативных последствий отклоняющегося поведения детей и подростков.











1.Понятие беспризорности. Основные причины.

Понятие беспризорности отличается от понятия безнадзорности. В Федеральном законе от 25 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» даны следующие определения:

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Таким образом, в соответствии с законом, отличие беспризорного от безнадзорного состоит в отсутствии места жительства. В ряде публикаций понятия «беспризорность» и «безнадзорность» смешиваются.

Беспризорность вызывается причинами социально-экономического характера, такими как войны, революции, голод, стихийные бедствия и другие изменения условий жизни, влекущие за собой сиротство детей.

Росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, конфликтная обстановка в семьях, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Выделяются также медико-психологические причины (склонность некоторых несовершеннолетних к асоциальному поведению).

По данным ООН, на сегодняшний день в мире насчитывается 150 млн. несовершеннолетних, которые лишены родительской заботы и живут на улицах. По экспертным оценкам, чуть больше 3% от этого количества (около 5 млн. человек) приходится на Россию. По официальным данным в России беспризорников - 730 тысяч. 95% этих беспризорников - так называемые социальные сироты. То есть, дети, ставшие беспризорными при живых родителях. Беспризорность в сегодняшней России - национальное бедствие, угрожающее государственной безопасности. И угроза эта возникла прежде всего потому, что уличные беспризорники полностью исключены из сферы государственного внимания. Объяснение ситуации найти легко. Детское бродяжничество - бомба замедленного действия. Она сработает только через 10-15 лет, когда нынешние подростки пополнят ряды «криминальных элементов» (а это неизбежно произойдет). В такие дали наши чиновники заглядывать не привыкли. Сегодня работа с беспризорниками не принесет никаких политических очков, зато потребует колоссальных финансовых затрат. Именно потому выбран до крайности циничный и одновременно до крайности простой вариант: сделать вид, что проблемы нет.

2. История беспризорности

Следует отметить, что детская беспризорность как явление берет свое начало со времени образования семьи как ячейки общества.

В дохристианской Руси в родовой общине славян существовала традиция заботиться о сиротах «всем миром». С принятием христианства связывают начало государственной политики заботы о детях. Статья 99 Русской Правды вменяла в обязанности опекунам «печаловаться» о сиротах. Термин «печаловаться» означал заботу по воспитанию сирот, покровительство тем, кто «не дюже ся будут (т.е. не смогут) сами собою печаловаться».

Собственно государственная политика призрения детей-сирот начинается, по мнению исследователей, со времен царствования Ивана Грозного, когда появились первые сиротские дома, которыми ведал Патриарший приказ. В XVI в. Стоглавым собором каждой церкви было определено открывать училище «для наставления детей грамоте», а для «сирых и немощных» создавать при церкви богадельни.

Дальнейшее развитие государственная система призрения получила при Петре I, который поощрял открытие приютов, куда принимали незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения. Один из первых в России крупных сиротских государственных домов был построен в 1706 г. новгородским митрополитом Ионой при Холмово-Успенском монастыре. «Сиротским монастырям» было приказано обучать детей грамоте, а также создавать школы, где учить сирот арифметике и геометрии. В июне 1718 г. Петр 1 издает указ, по которому было велено «малолетних и нищих ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам». Поскольку богадельни и госпитали были переполнены, то царским распоряжением сирот отдавали на воспитание в семьи, а мальчиков 10 лет и старше - в матросы.

Дальнейшее развитие система призрения получила при Екатерине II. Под патронажем императрицы существовали «воспитательные дома» и приюты, главное назначение которых состояло в том, чтобы на время укрыть ребенка от беды, а затем определить «в семью благонравного поведения».

В XIX в. число детей в воспитательных домах быстро росло, а условия жизни ухудшались. Чрезвычайная скученность, недостаточное питание, отсутствие ухода и медицинской помощи приводили к чрезвычайно высокой детской смертности. Так, при Александре I смертность в воспитательных домах доходила до 75%.

Во второй половине XIX в. в развитии образования происходят существенные перемены. В педагогике активно начинают развиваться гуманистическое, духовное и нравственное направления. Педагогическая общественность обращается к вопросам самосовершенствования личности, свободного воспитания, реформирования образования.

Развивалось законодательство, были учреждены суды для несовершеннолетних; исправительные заведения для подследственных и подсудимых. Эти заведения находились в тесной связи с судами.

К 1917 г. на территории России располагалось 538 детских приютов, где воспитывались 29650 детей.

В эту эпоху судебных реформ в России сформировались основные направления деятельности государства и общества по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Государство направляло свои усилия преимущественно на развитие правовых основ превентивной политики, практические шаги осуществляли общественные силы.

В России беспризорность приняла угрожающий характер после 1-й мировой войны и Октябрьской Революции 1917 (к 1922 насчитывалось около 7 млн. беспризорных). Проблемами беспризорности занимались Государственный совет защиты детей (1919, председатель А.В. Луначарский), Наркомпрос РСФСР, комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК (1921, Деткомиссия ВЦИК, председатель Ф.Э. Дзержинский), социальные инспекции на местах, «Фонд имени В.И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям» (1924). Опытные педагоги стремились создавать беспризорным детям максимальные возможности для нормального развития, проявления самостоятельности, инициативы, полезной творческой деятельности. В 1926 приняты Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР и Постановление ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью».

Система ликвидации беспризорности включала в себя :

1) выявление и контроль за безнадзорными детьми, неблагополучными семьями;

2) социальную помощь;

3)профилактику беспризорности.

Организовывались детские воспитательные учреждения интернатного типа - детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки (представляли собой объединение нескольких детских домов, школ, ФЗУ с обслуживающей их инфраструктурой и подсобными учреждениями) и прочие.

В 1919 году в детских домах воспитывалось 125 тысяч детей, в 1921−1922 годах - 540 тысяч детей. Применялись такие формы работы с беспризорными детьми, как патронат, усыновление, опека и попечительство.

Ликвидация беспризорности также требовала проведения санитарной обработки обитателей подвалов и улиц, в необходимых случаях лечения, организации питания и учебы детей, предоставления жилья и работы подросткам. Для этого на предприятиях были введены специальные семипроцентные квоты для производственного обучения и трудоустройства подростков. Активное участие в работе с детьми и подростками «с улицы» принимали и комсомольцы.

Через 200 созданных в 1921 г. приемников-распределителей, рассчитанных на прием от 50 до 100 детей одновременно, в первый год целенаправленной государственной борьбы с беспризорностью прошло более 540 тысяч детей. Несмотря на очевидные трудности восстановительного периода, к 1925 г. в РСФСР уже имелось более 280 детских домов, 420 «трудовых коммун» и 880 «детских городков».

Опасность беспризорности вновь возникла в годы Великой Отечественной войны.

К концу 1940-х гг., беспризорность заменили терминами «детская безнадзорность» и «преступность несовершеннолетних».

Модель советского «счастливого детства» эпохи сталинизма представляла собой слаженный государственный механизм воспитания советских граждан. Государство не давало автономии семьи и за невыполнение обязанностей по воспитанию детей могло повлечь применение предусмотренных законом принудительных мер (лишение родительских прав, помещение детей в детские дома). Начиная с самого раннего возраста, ребенок должен был пройти все основные этапы советской социализации: детские ясли, сад, школа, средние или высшие учебные заведения. В том случае, когда он оставался сиротой, его воспитанием полностью занимались государственные детские учреждения (дома ребенка, детские дома).

Другую часть этой модели составляли детские учреждения (колонии, специальные детские дома и т.д.), которые изымали, наказывали, перевоспитывали, возвращали обратно в «советское детство» тех детей, чье поведение не вписывалось в рамки официальной концепции детства (беспризорных и безнадзорных, совершавших проступки и преступления). Общеобразовательные школы вместе с пионерской организацией и комсомолом фактически взяли на себя основную нагрузку по воспитанию детей и подростков. В связи с большой занятостью родителей, школа брала на себя многие ее функции: она помогала ребенку преодолевать экстремальность жизни военных и первых послевоенных лет, была эффективным инструментом официальной советской социализации.

Дома ребенка, детские дома также не всегда могли обеспечить детям - беспризорникам прохождение всех этапов «эталонной» социализации, поскольку находились в тяжелом материально-бытовом положении. Все это способствовало распространению аномального поведения среди детей (бегство из детских домов и других учреждений, нищенство, бродяжничество, преступления и т.д.). Для борьбы с его последствиями действовала целая сеть государственных учреждений (детские комнаты милиции, приемники - распределители, трудовые и воспитательные колонии). Карательно-репрессивные меры в отношении подростка, совершившего проступок, создавали замкнутый круг. Оступившись и попав в криминальную среду, он обычно не мог выйти из нее. Так, государственная политика в этой сфере, пытавшаяся каким-то образом улучшить ситуацию с подростковой девиацией, фактически способствовала ее росту.

Новый всплеск беспризорности наблюдается в России с начала 1990-х годов. В документах Совета Федерации причинами возникновения и роста беспризорности называются разрушение государственной инфраструктуры социализации и воспитания детей, а также кризис семей (рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей).

По данным Министерства Труда РФ, приведенным Московским городским центром «Дети улиц», ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей (в 1999 - 113,9 тыс. человек). Подавляющее большинство из них - социальные сироты, то есть брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

В 2004 году в России было зарегистрировано более 154 тысяч преступлений, совершённых несовершеннолетними, а также 60-70 тысяч преступлений, совершённых детьми, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. За нарушения правопорядка в милицию было доставлено более 1 млн несовершеннолетних. К началу 2005 года на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних МВД России состояло свыше 655 тыс. детей и подростков. Беспризорные дети, лишённые средств к существованию, могут подвергаться коммерческой и криминальной эксплуатации. Беспризорники вовлекаются в криминальные сферы деятельности (работа на улице во вредных условиях, проституция, порнографический бизнес, торговля табачной, алкогольной продукцией и т.д.), связанные с риском для здоровья, психологического и социального развития.

С 1994 по 2002 год в 1,9 раза выросло число детей, больных алкоголизмом, в 3,3 раза - токсикоманией, в 17,5 раз - наркоманией. Значительно увеличилось количество детей, больных сифилисом, другими венерическими заболеваниями, СПИДом.

В 2010 году Министерство внутренних дел обнародовало удручающую статистику о детях. Как выясняется, низкая рождаемость в России - еще полбеды. Печальную картину детства довершает такое явление, как массовая беспризорность: таковых детей на сегодняшний день - уже 2,17% от общего количества.

Примерно таким же числом беспризорников Россия могла «похвастаться» разве что после окончания Гражданской войны. Кстати, даже после Великой Отечественной войны, которая унесла жизни десятков миллионов советских граждан - что, казалось бы, является неизбежной предпосылкой для массовой беспризорности, - государство все-таки изыскало средства и возможности для того, чтобы справиться с этой проблемой.

По-настоящему массовый характер в последние годы приобрело такое позорное явление, как социальное сиротство (как говорят в таких случаях, «сироты при живых родителях»). Можно сказать, что это является настоящим бичом современной России, который ежедневно множит армию детей-беспризорников.

Безусловно, среди родителей, отказавшихся от воспитания собственных детей, есть много откровенно безответственных лиц, которые сделали такой выбор добровольно, или же находясь в сложных жизненных обстоятельствах. Однако не секрет, что после введения института ювенальной юстиции в России участились совершенно вопиющие случаи, когда органы опеки насильственным образом изымают детей из якобы «неблагополучных» семей, зачастую - под совершенно надуманными предлогами. Представители общественных организаций, занимающихся этой проблемой, сообщают, что в тех регионах России, где проходит апробацию ювенальная юстиция, количество изъятий детей из семей возросло в несколько раз. Что, в принципе, легко объяснимо с точки зрения общей идеологии искусственно насаждаемой в России антисемейной концепции ювенальной юстиции. Не секрет, что западная правовая система (которая является образцом для отечественных эпигонов), в частности, предусматривает изъятие детей на основаниях, которые для нас еще недавно казались абсолютно недопустимыми и абсурдными (например, в случае квалификации уполномоченными органами жилищных условий «плохими»).

Другим «сравнительно честным способом» отъема детей даже из самых благополучных семей является намеренно широкая трактовка понятия «насилия над детьми». Во многих странах Евросоюза уже приняты законы, запрещающие любое телесное наказание, к которым относят в т. ч. шлепок или постановку ребенка в угол. Практически все нетелесные наказания трактуются как «психическое насилие». В Англии, например, родители не могут в наказание лишить детей карманных денег, поскольку законом предусмотрена некая сумма, которую они должны давать детям независимо от их поведения. Стараниями российских ювеналов теперь и в России граждан в судебном порядке отправляют на исправительные работы за «жестокое обращение с детьми» только за то, что, скажем, папа (цитируем одно из постановлений) «выражал словесно и жестами угрозы побоями» (т.е. говорил что-то вроде «Что, ремня захотел?»), когда он в очередной раз (после всевозможных предупреждений и уговоров «по-хорошему») вновь застал своего сорванца за таким «увлекательным» занятием, как выкручивание рук младшему братику.

Безусловно, трудно отрицать необходимость профилактики насилия в отношении детей, которое в российских семьях, к сожалению, имеет место. Но при этом такое вмешательство ни в коем случае не должно подрывать базовые устои семейных отношений, которые основываются на авторитете взрослых и их способности заниматься воспитанием и формированием личности своих собственных детей. И уж тем более не должно приводить к появлению новых беспризорников из числа детей, которые еще вчера росли, окруженные родительской заботой и вниманием во вполне благополучных семьях.

3. Беспризорность в других странах.

Детская беспризорность в США

Как говорится в докладе, обнародованном в ноябре 2014 года Национальным центром по делам бездомных, в стране без постоянного жилья остаются 2,5 миллиона детей. Годом раньше цифра была почти вдвое ниже: 1 миллион 300 тысяч. В лучшем случае дети находятся в приютах или кризисных центрах.

Среди причин называются растущий уровень бедности, недостаток доступного жилья и влияние домашнего насилия. Особенно остро проблема стоит в Калифорнии, где проживает пятая часть малолетних беспризорников. Авторы доклада отмечают, что правительство США достигло прогресса в сокращении числа бездомных среди взрослых, а вот помощи, которая оказывается детям, недостаточно.

оригинал материала на1tv.ru/news/world/272101

Беспризорность в Германии

Официальных данных по числу бездомных детей в Германии не существует. Есть только примерные цифры - от полутора до двух с половиной тысяч детей живут на улице. Подростки, убежавшие из дома на несколько дней, сюда не включены. Беспризорниками в Германии считаются те, у кого уже долгое время утерян контакт с семьёй и у кого нет крыши над головой. Средний возраст таких детей - от 15 до 20 лет. Причём, девочек среди них примерно столько же, сколько и мальчиков. Многие из детей родом из сельской местности. Они хотят скрыться от родителей или взрослых опекунов в крупных городах. Например, в Берлине большое скопление таких подростков. В мегаполисе, как известно, легче жить нелегально. Здесь масса возможностей подзаработать. К тому же не трудно найти друзей, оказавшихся в таком же положении.

Беспризорниками становятся дети из всех общественных слоёв Германии. Об их национальном происхождении сведений мало. Известно лишь то, что немцы среди них встречаются реже.

Они живут на улице, потому что скрываются от жестокого обращения в семьях. Часто у них есть родители. Но дети ни в коем случае не хотят к ним возвращаться. Большинство несовершеннолетних занимается попрошайничеством, проституцией или мелким воровством. Согласно законодательству Германии они имеют право на государственную социальную помощь. Но чтобы получать её, им нужно сообщить своё имя и написать заявление. Многие беспризорные дети не желают делать этого, потому что не доверяют государственным учреждениям и не хотят говорить, кто их родители.

Существует анонимная помощь. Например, таким подросткам предоставляется временное жильё. Здесь они могут переночевать, помыться и постирать свои вещи. Эту помощь оказывают частные благотворительные организации, такие как Каритас или церковные объединения.

4.Число беспризорных в России

Год

Детей

1917

30000

1919

125000

1921

6000000

1923

4000000

1924

280000

1926

250000

1928

159000

1950

637000

1958

375000

2002

700000

2005

4270,согласно данным программы «Дети России»

64000-ЮНИСЕФ







Год

1941

1942

1943

1944

Задержано детей

Беспризорных

93737

124494

277943

32005

Безнадзорных

218350

255028

524497

146974

Всего

312037

279523

802445

228979



В 2012 году, используя научные методы исследований, ученые доказывают, что общее количество беспризорных и безнадзорных детей в России не может составлять ни четыре миллиона, ни два, а примерно равно четырёмстам тысячам. Из них около 160 тысяч - беспризорные, остальные - безнадзорные. Правда, к беспризорным учёные относят всех несовершеннолетних, склонных к бродяжничеству, вне зависимости от того, имеют они постоянное место жительства и родных или нет.

Источником хотя и далеко неполной информации по численности беспризорников, являются органы МВД, которые формируют свои данные по тому, сколько ловят подростков за совершённые ими правонарушения. По оценкам МВД, «в последнее время число беспризорников возрастает, и сейчас составляет 2,17% от общего числа детей, то есть более, чем каждый 50-й ребёнок в России - беспризорник» ".
Руководитель комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты РФ Елена Николаева на одной из секций ВРНС в 2013 году озвучила цифры, согласно которым ежегодно родительских прав лишаются до 60 тысяч родителей, то есть социальными сиротами становятся 200-220 детей ежедневно! Уполномоченный по правам ребёнка, «главный омбудсмен» России Павел Астахов в том же году на одной из пресс-конференций заявил, что почти 700 тысяч детей в настоящее время находятся в интернатах, приютах, детских домах и т.д. То есть в сумме уже как минимум в два раза больше, чем после Великой Отечественной войны.

На Пятом съезде детских омбудсменов , прозвучала статистика - начального общего образования не имеют в России порядка 37 тысяч детей, а более 22,5 тысяч детей неграмотные. И это официальные цифры, которые сообщил тот же Павел Астахов
Госкомстат констатирует: каждый пятый российский ребенок - детдомовец.

По данным Генпрокуратуры РФ, полученным после проверки детских домов и школ-интернатов в ряде областей России, 40% выпускников этих учреждений становятся алкоголиками и наркоманами, 40% пополняют преступный мир, 10% кончают жизнь самоубийством, потому что не имеют крыши над головой, и только 10% адаптируются к жизни", - говорится в пресс-релизе фонда. По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тысяч юных россиян. 10 процентов - заканчивают жизнь самоубийством, около тысячи детей в месяц исчезают бесследно.
Одной из главных причин бегства детей из дома, беспризорности при живых родителях - распад семей. Ведь ежедневно в Российской Федерации регистрируются более1500 разводов, а в результате распада таких семей ежедневно без одного родителя остаются более 1 200 детей, в дома ребенка передаются около 30, "отбираются" у нерадивых родителей - 30-35 ребятишек. Помножьте эти цифры на 365 дней в году, и получите ужасные цифры потерь только за ОДИН год! Это не считая распадающихся так называемых «гражданских браков», при которых дети уже рождаются «вне закона».

Таким образом, количество детей-беспризорников и детдомовцев в России фактически уже превысило уровень лет непосредственно после Гражданской войны. А возвращение страны к состоянию общества практически 100-летней давности - верный признак того, что Россия, член «большой восьмерки», крупнейший мировой экспортер газа и один из крупнейших экспортеров нефти и углеводородов вообще, всё ниже опускается по многим прогрессивным показателям, но постоянно выдвигается в «передовые» по уровню коррупции и детской безнадзорности, по росту нищеты «низшего класса», и безмерного богатства «высшего класса» олигархов и чиновничества. Растущее количество беспризорных детей - это крик самой России о беспризорности, страны, где власть в первую очередь решает финансовые проблемы власть имущих, позабыв о делах первейшей государственной важности.

Беспризорность в Хабаровском крае

На расширенном заседании в октябре 2014 года краевого правительства по вопросу профилактики правонарушений среди несовершеннолетних выяснилось, что в нашем регионе больше полутысячи беспризорных детей.

Количество особо тяжких преступлений, совершенных подростками, в период с 2011 по 2013 годы увеличилось на треть, разбойных нападений - на 42 процента. Начиная с 2009 года убийств, совершенных подростками, возросло в 2,3 раза. И в этой череде детских уголовных «заслуг» значительным остается число безнаказанных преступлений, освоенных подростками до 14-летнего возраста, когда уголовная ответственность еще не наступила. Таких около четырехсот.

По итогам первого полугодия текущего года количество преступлений, совершенных пьяными подростками, сократилось вдвое. Тем не менее, каждое десятое подростковое преступление совершено в состоянии алкогольного опьянения.

Количество подростков, связанных с наркопреступностью, составляет около одного процента. За шесть месяцев 2014 года в крае зарегистрировано 12 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных семью подростками. За аналогичный период 2013 года аналогичных преступлений тоже было 12, а подростков - десять.

Плюс ко всему каждое второе преступление совершается подростками повторно, каждое четвертое - в группе. Цифры страшные, если добавить к ним еще и 510 беспризорных детей (в 2013 году их было 567), съезжающихся на «промысел» в краевой центр.

Действительно, откуда они берутся, если в крае «реализуется сразу семь государственных программ по профилактике правонарушений и беспризорности в среде несовершеннолетних»?

Тут вам и рейды «Лидер», «Подросток», «Каникулы», «Безнадзорность», «Ночь» и «Район», «горячие линии», агитбригады, видеоролики - «страшилки», плакаты, буклеты, родительские комитеты, комиссии по делам несовершеннолетних, участковые инспекторы, наркоконтроль, школьные психологи, наркологи, социальные педагоги и еще масса всего, призванного решать эти вопросы.

Справедливости ради стоит заметить, что благодаря всей этой армии суперсерьезных специалистов и просто сочувствующих в Хабаровском крае «обеспечена тенденция снижения криминальной активности подростков».

Без малого, чем за четверть века число несовершеннолетних участников преступлений в крае сократилось на треть (с 26,2 до 8,6 процента). И этот показатель на сегодняшний день является самым низким, начиная с 1990 года.

За период с 2009 по 2013 годы количество тяжких преступлений, совершенных подростками, сократилось вчетверо. А по итогам первого полугодия 2014 года общее количество подростковых преступлений уменьшилось с 618 (в аналогичном периоде 2013 года) до 568.

Начальник Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Хабаровскому краю Зоя Герасимова назвала наиболее неблагополучные в данном отношении районы - Ванинский, Комсомольский, Охотский, район имени Полины Осипенко. Особенно много повторной подростковой преступности зафиксировано в Верхне-Буреинском, Советско-Гаванском, Нанайском, Вяземском районах, Комсомольске-на-Амуре. В Хабаровске подростковая преступность за год выросла на четыре процента.

- В крае действует 210 противоправных групп, в составе которых есть несовершеннолетние, - констатирует Зоя Герасимова. - Начался учебный год, наблюдается недостаточный охват подростков кружками и секциями.

И уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае Светлана Жукова тоже считает, причиной беспризорности и безнадзорности являются отсутствие доступности досуговой деятельности несовершеннолетних. В крае она обеспечена на 50 процентов, - докладывает правительству Светлана Леонидовна. - Количество спортзалов - одна треть от требуемых нормативов. Недостаточно центров для реабилитации материнства, а также детей, куда они могли хотя бы приткнуться, укрыться от побоев. Растет количество незарегистрированных браков, нет положительной динамики разводов. Беспризорные дети берутся из семьи. Преступления совершают дети, которым не интересны кружки. Надо говорить о наставничестве, вернуть эту традицию в общество. Потому что право ребенка быть услышанным является одним из четырех главных принципов Конвенции ООН.

5. Нормативно-правовые основы РФ социальной помощи беспризорным и безнадзорным детям на федеральном уровне.

Оказание помощи детям, по различным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Государство вынуждено брать на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей, затрачивать средства на их содержание, но главной проблемой в данном случае является социализация детей, как вне семьи, так и в новых семьях (опекунских, приемных - т.е. в тех, где отсутствует генетическая связь между детьми и родителями). Основное содержание социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условием их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

В Российской Федерации сегодня существует достаточно обширное правовое поле, регулирующее вопросы борьбы с беспризорностью и безнадзорностью. 24 июля 1998 г. в России был принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».1 Настоящий закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных конституцией РФ, в целях создания правовых, социально- экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите государственных органов, детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Дети-сироты, социальные сироты и скрытые социальные сироты относятся к группе риска. Закон предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей, вводит понятие социальных служб для детей - это организации, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ст. 4 Закона № 124 указаны цели государственной политики в интересах детей, которыми являются государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них гражданственности; формирование правовых основ гарантий прав ребенка. В целях защиты прав таких детей создаются соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка.

Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, занимают нормы семейного законодательства. В настоящее время оно существенно обновлено (8 декабря 1995 г. Государственной Думой принят новый Семейный кодекс РФ2, который вступил в силу с 1 марта 1996). В Семейном кодексе есть специальный шестой раздел «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», в котором указывается, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития. Органы опеки и попечительства являются органами местного самоуправления, их деятельность регламентируется следующими документами: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс, другими правовыми актами.

Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по защите детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей»3 определил общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном законе используются понятия: дети-сироты это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей в связи с их отсутствием или лишением их родительских прав; ограничением их в родительских правах.

Социальная поддержка, предоставляемая этим Законом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей практически касаются всех сторон их жизни, что особо важно в современных экономических условиях, когда обеспечить права таких детей становится все сложнее. Дополнительные гарантии по социальной поддержке - это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С выходом данного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей получили право на бесплатное образование, на медицинское обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, право на труд. Так, в ст. 6 Закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе профессиональное начальное образование. Детям до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. В ст. 7 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и бесплатные путевки в спортивно-оздоровительные лагеря. Статья 8 Закона указывает на дополнительные гарантии прав на жилое помещение: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, на период нахождения в местах лишения свободы. Статьей 9 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет предоставляются дополнительные гарантии на труд: органы государственной службы занятости населения осуществляют профориентационную работу и обеспечивает диагностику профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается пособие в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы.

Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ впервые признал факт наличия в стране безнадзорных и беспризорных детей, именно во исполнении данного закона создаются учреждения для детей (социальные приюты)4. Детский приют - многофункциональное учреждение, оказывающее обездоленному ребенку медико-социальную, психологическую, педагогическую, правовую поддержку, ориентированную на восстановление и развитие его полной социализации.

Согласно закону профилактика безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершенно летними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

В систему профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних вошли органы управления социальной защиты населения, образования, опеки и попечительства, здравоохранения, комитеты по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних. Согласно статье 9 Закона № 120 органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.

Государственная поддержка учреждений по профилактике беспризорности позволит расширить их сеть, оснастить необходимым оборудованием, автотранспортом; в результате принятых мер условия проживания воспитанников будут эффективнее осуществляться их социальная адаптация. Предполагается, что реализация Программы позволит стабилизировать показатель количества беспризорных детей и подростков на уровне, не превышающем показателя 2002 года.

Правительство Российской Федерации утвердило примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.5 В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ, Примерным положением и своим уставом. Центр принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, содействует возвращению детей в семьи; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов детей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. № 154,6 регламентируется образование Межведомственного оперативного штаба по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленных на борьбу с беспризорностью. Межведомственному оперативному штабу предоставляется право заслушивать на своих заседаниях по вопросам работы по предупреждению беспризорности. Ежемесячно информировать Комиссию по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ о ходе работы по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Министерству внутренних дел РФ предоставляется обеспечивать координацию деятельности органов внутренних дел субъектов РФ по оперативному выявлению в общественных местах беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, по установлению личности и перевозке несовершеннолетних в учреждения системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, правонарушений по месту их выявления. Министерству здравоохранения РФ осуществлять контроль за медицинским обеспечением беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и осуществить дополнительные мероприятия по решению проблем беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, в том числе экстренные меры по выявлению, оказанию медицинской помощи и устройству несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Подготовлены предложения об усилении ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних. В федеральных органах исполнительной власти РФ организованы «горячие линии» (телефоны доверия) для оперативного решения вопросов по оказанию помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. Разрабатываются программы взаимодействия государственных органов исполнительной власти с общественными объединениями и религиозными организациями при решении вопросов профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Ведется работа по организации устройства на воспитание в семьи детей, лишенных родительского попечения. Проблемы профилактики детской беспризорности, ответственность взрослых, не исполняющих родительские обязанности, вовлекающих детей в противоправную деятельность, наихудшие формы детского труда в рамках данного Плана глубоко освещаются. Создается социальная реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни, законопослушное поведение, духовно-нравственные ценности семьи, привлечение детей и подростков к труду и занятиям спортом.

Исходя из вышеперечисленного, можно утверждать, что государством создана нормативно-правовая база по профилактике и борьбе с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних, а также социальной помощи, но необходима поддержка всех ведомств, которые несут ответственность за благополучие и интересы детей. Необходимы материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий для исполнения законов на федеральном уровне.

Заключение

После десятилетия нефтедолларового изобилия Россия остается страной третьего мира по одному из ключевых показателей, свидетельствующих об уровне государственного управления и состоянии общества, - количеству беспризорников. Количество детей-беспризорников в России достигло уровня Гражданской войны. «В последнее время число беспризорников возрастает и сейчас составляет 2,17% от общего числа детей, то есть 2 из 100 детей в России - беспризорники», - обнародовала данные МВД руководитель комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты Елена Николаева. По ее словам, в России сегодня проживают 28 миллионов детей, «ежегодно появляется 115-120 тысяч сирот…, 200-220 детей ежедневно отбирается у нерадивых родителей; 600 тысяч …находятся в интернатных заведениях разного вида». Беспризорность - главный резерв для пополнения воспитательных колоний для несовершеннолетних преступников. По оценкам экспертов, российские беспризорники в основной своей массе не сироты, лишившиеся родителей, а дети, которые по каким-либо причинам ушли из семей по своей воле. Президент Ассоциации детских психиатров и психологов Анатолий Северный причиной современного роста числа беспризорников называет полную дискредитацию семьи в ходе общественных изменений конца прошлого века. Кризис в экономике и идеологии вызвал разрушение семейных устоев - связей между детьми и родителями, взаимных обязательств одних перед другими. Государство не приняло и не предпринимает комплексных мер, которые позволили бы сократить число беспризорников. Эта тема даже не звучит в выступлениях руководителей государства и правительства или региональных властей. Сейчас, если беспризорников задерживают, то доставляют в приют и возвращают назад в семью, какой бы она ни была - благополучной или проблемной. В России, в отличие от западноевропейских стран, нет и системы профилактики беспризорности и реабилитации беспризорников после их возвращения в семью. Потому большинство возвращенных детей убегают из дома вновь и вновь. На этом фоне особенно режут слух тиражируемые официальными СМИ политические истерики чиновников, депутатов, представителей некоторых общественных организаций по поводу насилия в отношении усыновленных иностранцами российских детей. Разумеется, каждый такой случай должен быть предметом рассмотрения соответствующих российских государственных структур. Но все же, главной обязанностью политиков и чиновников является решение проблемы беспризорников в самой России. Приведенные представителем Общественной палаты данные официальной полицейской статистики по беспризорным (а эта статистика в лучшем случае может быть относительно адекватной, а в худшем -заниженной) звучат приговором качеству государственного управления. Даже на уровне политической риторики борьба с беспризорностью в России отсутствует в списке декларируемых властью целей. В последний раз (опять же чисто риторически) проблему беспризорности и борьбы с ней обозначала Валентина Матвиенко в бытность «социальным» вице-премьером правительства в самом начале 2000-х годов. Но за десять якобы благополучных, по мнению власти, лет, когда в стране наконец появились немалые деньги от постоянно возраставших цен на энергоносители, ситуация с беспризорниками только ухудшилась. Между тем беспризорники - индикатор степени распада ткани государства и общества. Эффективность государства измеряется не только способностью обеспечить устойчивый экономический рост, защитить границы или создать возможности для максимальной профессиональной реализации граждан. В первую очередь эта эффективность определяется качеством образования, здравоохранения, положением в обществе детей и стариков. Дома престарелых по всей стране в ужасающем состоянии. То же самое касается и детских домов. А количество беспризорников на уровне Гражданской войны ( то есть возвращение к состоянию общества практически 100-летней давности!) верный признак того, что раздувающаяся от непомерных геополитических амбиций Россия, член «большой восьмерки», крупнейший мировой экспортер газа и один из крупнейших экспортеров нефти, остается отсталой страной.

Список литературы

1. Декларация прав ребенка: (текст) Провозглашена Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 // Справочное-правовая система «Гарант»: (Электронный ресурс) / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 04.04.2003.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. - М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. - 288 с.

3. Семейный кодекс РФ. - М.: ПРИОР, 2002. - 64 с.

4. Трудовой кодекс РФ: Официальный текст, действующая редакция. - М.: «Экзамен», 2004. - с. 158.

5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (текст): ФЗ от 01.12.2004 № 150 - ФЗ// Справочно-правовая система «Гарант»: (Электронный ресурс) / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 24.04.2004.

6. Об основах охраны труда в РФ (текст): ФЗ от 17 июля 1999 № 181 - ФЗ// Справочно-правовая система «Гарант»: (Электронный ресурс) / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 27.11.2004.

7. О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (текст): Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399// Справочно-правовая система «Гарант»: (Электронный ресурс) / НПП «Гарант-Сервис». - Последнее обновление 05.11.2004.

8. О дополнительных гарантиях по защите детей - сирот, и детей оставшихся без попечения родителей: ФЗ от 21.12.1996. № 159 - ФЗ// Собрание Законодательства. - 2003. - № 2. - ст. 160.

9. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ: ФЗ от 24.07.98. № 124 - ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - ст. 3802.

10. Абатурова, Л.Г. Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России/ Л.Г. Абатурова// Современные технологии - железнодорожный транспорт и промышленность: Сб. науч. трудов/ Под ред. Ю.А. Давыдова; ДВГУПС.: Хабаровск, 2011. - т. 4. - с. 93-99.

11. Байков, Н.М. Детская беспризорность и безнадзорность: состояние и проблемы: Учебное пособие/ Н.М. Байков, Л.В. Каширина - Хабаровск.: ДВАГС, 2003.- 256 с.

12. Брутман, В. Причины социального сиротства/ В. Брутман// Социальная работа. - 2003. - № 2. - с. 105-110.

13. Курбатов, В.И. Социальная работа: Учебник/ В.И. Курбатов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.- 576 с.

1 Об основных гарантиях прав ребенка в РФ: ФЗ от 24.07.1998 № 124 - ФЗ// Собрание Законодательства РФ. - 1998. - № 31 - ст. 3802.

2 Семейный кодекс РФ - М.: «Приор», 2002. - 64 с.

3 О дополнительных гарантиях по защите детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей: ФЗ от 21.12.1996. № 159 - ФЗ// СЗ РФ. - 2003. - № 2. - ст. 160.

4 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: (текст) ФЗ от 24.06.99. № 120 - ФЗ// Справочно-правовая система «Гарант»: (Электронный ресурс) / НПП «Гарант-сервис». - Последнее обновление 23.03.2003.

5 Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: Постановление Правительства от 27.11.2000 № 896// Работник социальной службы. - 2001. - № 2. - С. 130.

6 О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних: Постановление Правительства от13.03.2002 № 154 // Работник социальной службы. - 2002. - № 2. - С. 85.

© 2010-2022