Урок на тему: «Обеспечение химической защиты населения»

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему: «Обеспечение химической защиты населения»

Урок на тему: «Обеспечение химической защиты населения»

г.




План - конспект

открытого урока по ОБЖ

Тема: «Радиация вокруг нас»

8 класс



















20_____ год























Содержание


Тема урока: «Радиация вокруг нас».

Цель урока:

Дать представление о радиации, ее положительной роли и отрицательном воздействии на человека.

Задачи:

  • Изучить основные понятия радиации; источниках и видах ионизирующего излучения, единицах измерения, воздействия на человека.

  • Развитие мышления, памяти, речи, воображения, мировоззрения, эмоционально-волевых потребностей, лидерских качеств; умения выступать перед аудиторией, слушать, анализировать ситуацию, делать выводы.

  • Воспитание ответственности, самостоятельности, нравственности, воспитание бережного отношения к здоровью.

Тип урока: урок изложения нового материала.

Форма проведения: проблемная лекция.

Учебные вопросы:

  • Ионизирующее излучение и его виды.

  • Источники излучений (естественные и искусственные).

  • Внутреннее и внешнее облучение организма.

  • Нормы радиационной безопасности человека.

Продолжительность урока: 45 минут.

Методы обучения: проблемный, эвристический, объяснительно-иллюстративный (объяснение, демонстрация), опережающего обучения.

Формы организации: коллективная, индивидуальная.

Оборудование: учебник, тетрадь, план, схемы; компьютер; мультимедийный проектор; презентация; фотослайды.

План урока:

  1. Организационный момент. 3 мин

  2. Целеполагание и мотивация. 3 мин

  3. Актуализация. 20 мин

Динамическая пауза. 1 мин

  1. Осознание и осмысление учебной информации. 3 мин

  2. Первичное закрепление учебного материала. 7 мин

  3. Информация о домашнем задании. 4 мин

  4. Рефлексия (подведение итогов урока). 4 мин

Ход урока

1. Организационный момент (3 мин)

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто отсутствует в классе? Будьте внимательны, и активны.

Учитель: Мы живем рядом с очень молодым и красивым городом Электросталь, с прекрасным старым городом Ногинском (Богородском) и посёлком Старая Купавна. Недавно мы с вами изучили, какие объекты, использующие АХОВ, есть в этих городах и в чем их возможная опасность. Давайте вспомним предприятия и назовем аварийно химически опасные вещества.

Ученики: Предприятия в Ногинске - ОАО «Мясокомбинат «Ногинский», ОАО «Ногинский Хладокомбинат», ООО «М-Пластика»; в Старой Купавне - ОАО «Химфарм комбинат», АООТ «Химреактивкомплект» применяют в своём производстве АХОВ - хлор, аммиак, ртуть, сероводород и другие опасные вещества и соединения. 2. Целеполагание и мотивация (3 мин)

Учитель: Ребята, давайте подумаем, почему город Электросталь можно назвать «энергетической столицей России»??

Ученики. В Электростали находится - ОАО «Машиностроительный завод» (ЭЛЕМАШ)-- ведущий в стране производитель топлива для атомных реакторов АЭС.

Учитель. Человек смог освоить этот колоссальный вид энергии и пустить его на благо людей. Но как у любого явления, у атомной энергии есть две стороны - положительная и отрицательная. Положительную мы узнали, давайте попытаемся узнать об отрицательной стороне и о том, зачем нужна атомная энергия человеку. Тема сегодняшнего урока «Радиация вокруг нас».

3. Актуализация знаний и умений (20 мин)

Учитель. Наш урок пройдет в форме проблемной лекции. Я предлагаю вам вести по ходу объяснения записи в тетради, фиксируя основные моменты и слова. План нашего урока записан на слайде

  1. Ионизирующее излучение и его виды.

  2. Источники излучений (естественные и искусственные).

  3. Внутреннее и внешнее облучение организма.

  4. Нормы радиационной безопасности человека.

Эпиграфом к нашему уроку будет загадка: «Она не слышна, не видна, не пахнет, не дымит. Определяется только приборами. Не безобидна». Догадались? Да, это - радиация (слайд)

Посмотрите на слайд и скажите, что общего между этими тремя датами (6 и 9 августа 1945 г., 26 апреля 1986 г.). Если вы затрудняетесь с ответом, то я открою еще три слова (Хиросима и Нагасаки, Чернобыль).

(слайд №).

Да, действительно это даты и места страшных трагедий. Это места радиоактивного воздействия на большое количество людей. Вот она, вторая сторона атомной энергии - радиация, или ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ. Сейчас мы послушаем сообщение «ученого-физика», который нам расскажет немного об этом явлении согласно первому пункту плана.

1) Ионизирующее излучение и его виды.

Ученик-физик. Ионизирующее излучение, в частности радиоактивное, занимает особое место среди многочисленных факторов среды обитания человека, так или иначе влияющих на его здоровье и жизнь.

Ионизирующее излучение было обнаружено сравнительно недавно. В 1895 г. известный немецкий физик В. Рентген открыл излучение, названное его именем. Чуть позже, в 1896 г., А. Беккерель обнаружил излучение солей урана, а в 1898 г. М. Кюри и П. Кюри установили излучение полония и радия, а также факт превращения радионуклидов в другие химические элементы (была открыта цепочка распадов).

С этого времени изучение ионизирующего излучения и ядовитых реакций стало одним из приоритетных направлений физики. Исследования дорого обошлось научному миру - около 4000 ученых отдали свои жизни, изучая эти явления (слайды ).

Учитель. «Ученый-химик» даст нам информацию об этом явлении.

Ученик-химик. Ионизирующее излучение представляет собой потоки заряженных и нейтральных частиц, а также электромагнитных волн. При прохождении через вещество ионизирующее излучение вызывает в нём ионизацию, т. е. превращение нейтральных, устойчивых атомов и молекул вещества в электрически заряженные, возбужденные, неустойчивые частицы. Это сложное излучение, включающее в себя излучения нескольких видов. (Рассказывает с помощью схемы, слайд).

Учитель. Радиация - это сложное явление, которое включает в себя излучения нескольких видов: альфа-, бета- и гамма-излучение. Каждое из них различно не только по названию, но и по степени проникающей способности в ткани (слайд ).

Альфа-излучение - распространяется на небольшие расстояния: в воздухе - не более 10 см, в биоткани - до 0,1 мм. Полностью поглощаются листом бумаги. Не представляют опасности, за исключением непосредственного контакта с кожей.

Бета-излучение - распространяется в воздухе до 15 м, в биоткани - на глубину до 15 мм, в алюминии - до 5 мм. Одежда наполовину ослабляет их действие. Не проходят через оконное стекло и металлические предметы толщиной несколько миллиметров. Но при контакте с кожей также опасно.

Гамма-излучение - распространяется со скоростью света, в воздухе на сотни метров, свободно проникает через одежду, тело человека и значительные толщи материалов. Это излучение самое опасное для человека.

Дозу излучения принято измерять в рентгенах (Р) - это количество энергии, поглощаемое 1 г вещества (слайд). А дозу облучения в бэр.

Учитель: Переходим ко второму пункту плана и разберем ИСТОЧНИКИ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ.

2) Источники излучений (естественные и искусственные) (слайд).

Учитель: Все источники можно разделить на 2 группы: естественные и искусственные. Давайте обратимся к схеме №1, которая есть у каждого из вас и рассмотрим ее внимательно.

Схема 1


Нужно добавить, что на Земле есть места, где очень высокий уровень естественной радиации. Их всего пять: Бразилия, Франция, Индия, Египет и о .Ниуэ в Тихом океане.

Однако, люди там здоровы, т.к. проживают длительное время и уже адаптировались. Так как космос - источник естественного излучения, то высота местности также имеет значение. Чем выше над уровнем моря, тем большее значение имеет радиационный фон. В открытом космосе - жесткая радиация, поэтому космические корабли должны быть надежно защищены от радиационного воздействия. Источники искусственного облучения весьма разнообразны, находятся нередко рядом с нами, поэтому необходимо знать, какая доза радиации является безопасной.

Переходим к следующему пункту нашего плана. В зависимости от того, как расположен источник излучения, различают ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ОБЛУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

3) Внешнее и внутреннее облучение человека.

Давайте подумаем, в каком случае радиация опаснее - снаружи или внутри организма?

Конечно же, когда источник облучения находится внутри организма. У вас есть еще одна схема, показывающая виды облучения. Разберем ее (схема 2, слайд).

Схема 2

Доза излучения - Р (рентген)

Доза облучения - бэр (биологический эквивалент рентгена), 1 бэр = 1 Р

От 4 до 12 мкР/ч

Естественный радиационный фон

30 - 100 мбэр (0,03 -0,1 бэр)

Годовая доза облучения

500 мбэр

Допустимое облучение за год

Вам, наверное, интересно узнать в цифрах НОРМЫ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА? Тогда давайте послушаем сообщение «медицинского работника».

4) Нормы радиационной безопасности человека.

Ученик-медик: (С помощью таблицы и диаграммы рассказывает о нормах радиационной безопасности и вводит понятие «Лучевая болезнь», слайды).

Естественный радиационный фон составляет 4-12 мкР/ч. При превышении дозы может возникнуть лучевая болезнь. В результате воздействия излучения происходит нарушение функций всех органов и систем, но наиболее тяжелым является поражение центральной нервной системы, системы кроветворения, желудочно-кишечного тракта. У лучевой болезни различают 4 степени в зависимости от дозы облучения и времени, проведенного в зоне заражения.

Учитель: В городе Балаково и Балаковском районе в нескольких селах есть электронное табло, которое постоянно показывает уровень радиации в нашей местности. Зная норму, мы можем определить, не превышен ли радиационный фон.

Динамическая пауза (1 мин)

И.п. - стоя.

  1. Давайте посмотри вокруг - видна ли радиация? (вращение головой).

  2. Напишите руками в воздухе буквы α, β, γ (вращение руками).

  3. Где радиация выше - в горах или на равнине (руки вверх, наклон вперед - достать руками пол).

  4. Электроны в ядре атома двигаются хаотично (прыжки, шаги на месте).

4. Осознание и осмысление учебной информации (3 мин)

Учитель. Ребята, вы узнали почти все о радиации. Эта тема очень актуальна сегодня, особенно для нашей местности, так как мы живем рядом с потенциально опасным объектом.

Какой радиационно-опасный объект находится рядом с нами?

Да, это Балаковская АЭС. Мы должны знать много о радиации, чтобы принимать верные решения.

5. Первичное закрепление учебного материала. (7 мин)

Учитель: Сейчас проверим, как вы усвоили новую тему. Я буду задавать вопросы и посмотрим, как вы на них ответите. За каждый правильный ответ ставится 1 балл (слайд).

  1. Какие виды излучения вы теперь знаете?

  2. Какое из них самое опасное?

  3. В каких единицах измеряется доза: а) излучения, б) облучения?

  4. Радон - это искусственный или естественный источник излучения?

  5. Кто больше облучается: а) живущие на равнине, б) живущие в горах?

  6. Какова годовая доза естественного облучения?

Проверка осуществляется по ключу (слайд ). После этого подсчитывается количество баллов, выставляются оценки.

6. Информация о домашнем задании. (4 мин)

Учитель: Домашнее задание будет несколько необычным, и состоять будет оно из двух частей (слайд):

  1. Вы ознакомитесь с § 4.1. учебника, а затем прочтете лекцию своим домашним, чтобы они также имели представление о радиации.

  2. Составьте кроссворд или ребус из опорных слов (не менее 10), которые есть на ваших схемах. Данное задание является дополнительным и выполняется теми, кто хочет получить более высокую оценку.

В нашем кабинете есть выставка с подборкой материала на эту тему. Просмотрите ее внимательно, так как мы в течение 7 уроков будем изучать тему радиационной безопасности, а по окончании изучения напишем контрольную работу.

7. Рефлексия (подведение итогов) (4 мин)

Учитель: Итак, сегодня на уроке вы познакомились с понятием «Радиация». Эта тема нужна для нас, т.к. мы проживаем в 30-километровой зоне завода «ЭЛЕМАШ». Более подробно с данным явлением вы познакомитесь на уроках физики. Мы же на следующих уроках изучим всё, что касается радиационно опасных объектов и возможных аварий на них. Давайте перечислим те слова, которые встретились сегодня нам на уроке впервые.

ИГРОВОЙ МОМЕНТ

На этом изучение закончено. Оценки выставлены



Используемая литература:

  1. Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл. М.: Дрофа, 2007.

  2. Латчук В.Н. ОБЖ. 8 кл.: Метод.пособие. - М.: Дрофа, 2000.

  3. Форостенко Ю.Г. Защити себя сам! СПб.: Лань, 1999.

  4. Чернышев Г.Я. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика. М.: Военные знания, 2000.

  5. А.А. Афанасьев, А.В. Наследухов, С.К. Миронов. Библиотека электронных наглядных пособий «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы» (БЭНП «ОБЖ 5-11 классы»).



© 2010-2022