• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Основные направления деятельности преподавателя-организатора ОБЖ по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Основные направления деятельности преподавателя-организатора ОБЖ по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Одной  из  современных задач  курса основ безопасности  жизнедеятельности, на мой взгляд, является сохранение и укрепление здоровья детей.  ФГОС второго поколения   определяет эту задачу как одну из приоритетных. Важнейшие  идеи ФГОС:  1. Достижение новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), формирование которых возможно  на основе нового содержания образования  и несколько иных  способов деятельности педагога.                                                  ...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основные направления деятельности преподавателя-организатора ОБЖ по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 172



Основные направления деятельности преподавателя-организатора ОБЖ по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов



Выполнила: Аладьина Е.В., преподаватель-организатор ОБЖ



2015г.

Одной из современных задач курса основ безопасности жизнедеятельности, на мой взгляд, является сохранение и укрепление здоровья детей. ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных.

Важнейшие идеи ФГОС:

1. Достижение новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), формирование которых возможно на основе нового содержания образования и несколько иных способов деятельности педагога. 2. Обеспечение условий достижения планируемых результатов (материально-технических, гигиенических, иных условий реализации основной образовательной программы) 3. Определение современного национального воспитательного идеала, который обозначен в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.

Результатом реализации указанных условий, в соответствии с ФГОС, и должно стать - создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство, обеспечивающее высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье. Одним из факторов, обеспечивающих достижение результатов деятельности по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении, выступает ее научно - обоснованный характер, последовательность, учет возрастных и социокультурных особенностей, информационная безопасность и практическая целесообразность.

Поэтому в моей деятельности четко обозначены цели и задачи по данному направлению. Эта деятельность должна: - сформировать представление о позитивных и негатив¬ных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; -дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; -сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; -научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; -сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; -сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; -обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); -сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; -научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; -сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Очевидно, что решение данных задач направлено на формирование у детей:

-знаний, -установок, -личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.

Другими словами - направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимо­связанных блоков (направлений):

- создание здоровьесберегающей инфра­структуры,

-рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,

-эффективная организация физ­культурно-оздоровительной работы,

-реализация образователь­ной программы и просветительской работы с родителями.

Каждое направление - это определенный перечень видов деятельности по выполнению поставленных задач.

В своей работе я стараюсь рационально организовать учебную и внеучебную деятельность обучающихся, направляя на повышение эффективности учебного про­цесса, снижая при этом чрезмерное функциональное на­пряжение и утомление, создавая условия для снятия пере­грузки, нормального чередования труда и отдыха. Для этого на уроках ОБЖ необходимо:

- соблюдение гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполне­ние домашних заданий, занятия в кружках и спортивных сек­циях) учащихся на всех этапах обучения;

-использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (ис­пользование методик, прошедших апробацию);

-введение любых инноваций в учебный процесс только;

-строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

-индивидуализация обучения (учёт индивидуальных осо­бенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;

-ведение систематической работы с детьми с ослаблен­ным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.

Эффективность реализации этого блока зависит от дея­тельности каждого педагога, особенно от деятельности педагога-организатора ОБЖ.

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физическо­го развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей орга­низма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

-организацию, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повы­шению двигательной активности;

-регулярное проведение спортивно-оздоровительных ме­роприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.);

-проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

-проведение часов здоровья;

-факультативные занятия;

Программа формирования культуры здорового и безопас­ного образа жизни на уроках ОБЖ формируется с учётом факторов, оказывающих сущест­венное влияние на состояние здоровья детей, таких как, неблагоприятные социальные, экономические и эколо­гические условия, особенности отношения школь­ников к своему здоровью и др.

Показателем успешности проводимой физкультурно-массовой и оздоровительной работы школы, а также работы на уроках ОБЖ является положительная динамика здоровья обучающихся во всех его проявлениях, активное участие детей в различных мероприятиях. Ожидаемыми результатами, формирования здорового образа жизни учащихся на уроках ОБЖ могут стать такие изменения в образовательном процессе, как:

  • Составление паспортов здоровья;

  • Совершенствование мониторинга состояния здоровья и заболеваемости обучающихся;

  • Рост качества образования и мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья;

  • Увеличение доли обучающихся, охваченных системой дополнительного образования;

  • Повышение уровня физической подготовленности обучающихся;

  • Снижение заболеваемости школьников, количества психоэмоциональных расстройств;

  • Модернизация материально-технической базы школы;

© 2010-2022