- Преподавателю
- ОБЖ
- План – конспект урока по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» Тема занятия Служба медицины катастроф и её задачи Вид занятий: Комбинированный урок Тип урока: Урок обучения умениям и навыкам Время проведения: 2 часа (90 минут) Цели урока: О
План – конспект урока по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» Тема занятия Служба медицины катастроф и её задачи Вид занятий: Комбинированный урок Тип урока: Урок обучения умениям и навыкам Время проведения: 2 часа (90 минут) Цели урока: О
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Понин А.Н. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План - конспект урока по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»
Тема занятия "Служба медицины катастроф и её задачи"
Вид занятий: Комбинированный урок
Тип урока: Урок обучения умениям и навыкам
Время проведения: 2 часа (90 минут)
Цели урока:
Обучающие:
- приобретение навыков и умений по теме «Служба медицины катастроф и её задачи»;
- приобретение навыков и умений в организации оказания медицинской помощи пострадавшим при крупных авариях, стихийных бедствиях и других экстремальных ситуациях;
- оказание первой помощи пострадавшим по жизненным показаниям.
Развивающие:
- умение интегрировать полученные знания по теме при решении ситуаций с другими темами дисциплины;
- совершенствование умений анализировать, сравнивать и обобщать.
Воспитательные:
- приобретение профессиональных качеств: внимательность и аккуратность;
- умение работать в коллективе;
- проявление активности, самостоятельности, умение рисковать и отстаивать свою точку зрения.
Ожидаемый результат :
В течение урока у обучающихся формируются следующие компетенции:
В результате выполнения поставленных целей и задач урока предполагается достижение следующих результатов:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
Комплексно-методическое обеспечение урока:
Оборудование и наглядные средства:
- классная доска;
- оборудование мультимедиа;
- презентация к этапам урока;
Раздаточный материал:
- учебник ОБЖ;
- графики и таблицы.
Этапы урока:
1. Организационный момент, мотивация;
2.Первичное введение материала и запоминание;
3.Первичное закрепление материала;
4. Контроль результатов первичного запоминания;
5. Подведение итогов урока.
Место проведения: кабинет ОБЖ
1.Организационный момент, мотивация
Проверка отсутствующих и готовности аудитории к уроку-2 мин;
- Вступительное слово преподавателя: знакомство с темой урока, системой
оценок и постановка целей - 3 мин.
Проверка ранее изученного теоретического материала по теме
2. Первичное введение материала и запоминание
Видеоряд "Служба медицины катастроф и её задачи"
Медицина катастроф - область медицины, задачей которой является организация оказания медицинской помощи пострадавшим при крупных авариях, стихийных бедствиях и других экстремальных ситуациях, когда случаи травмирования или заболевания людей являются массовыми.
Как самостоятельная область медицина катастроф сформировалась в последней четверти XX столетия. В 1975 году в Женеве создано Международное общество медицины катастроф. В его задачи входят разработка программ по проблемам медицинской помощи пострадавшим при катастрофах и их лечения в условиях массовых поражений.
К массовым поражениям людей могут привести природные, техногенные и социальные катастрофы, эпидемии и пандемии. В зависимости от вида ЧС характер массового поражения людей различен. Это могут быть механические травмы, ожоги, отравления, лучевая болезнь, инфекционные заболевания. При массовых поражениях часто складывается чрезвычайная ситуация в медицине - положение, когда органы здравоохранения не справляются на месте с наплывом пострадавших.
Медицина катастроф тесно связана с военной медициной. Эти две отрасли медицины имеют много общего в подготовке кадров, материальном оснащении, обеспечении постоянной готовности к оказанию медицинской помощи. Вследствие этого в большинстве стран обеспечение медицинской помощью при катастрофах мирного времени возложено на военно-медицинские службы. Так, во Франции созданы военные силы быстрого реагирования для оказания гуманитарной помощи, которые состоят из парашютно-десантной хирургической группы, военно-медицинского формирования быстрого реагирования, группы для проведения противоэпидемических мероприятий. При необходимости привлекается персонал гражданских медицинских учреждений, члены Общества Красного Креста, добровольцы. Военно-медицинские формирования для оказания помощи иностранным государствам на случай катастроф существуют в Норвегии, США, Германии и' других странах.
В СССР до 1988 года при авариях и катастрофах использовались главным образом силы и средства медицинской службы гражданской обороны. Многообразие и сложность задач, решаемых при ликвидации последствий катастроф, обусловило создание специальной Службы медицины катастроф, которая находится в подчинении Министерства здравоохранения РФ и работает в тесном взаимодействии с аварийно-спасательными формированиями МЧС.
Перед Службой медицины катастроф стоят чрезвычайно важные задачи: поиск пострадавших в зоне ЧС, организация и оказание медицинской помощи пострадавшим, эвакуация пострадавших из зоны ЧС и их госпитализация. Служба руководит действиями медицинских формирований населённых пунктов в зоне ЧС, организует дежурство на месте проведения аварийно-спасательных работ, на массовых спортивных мероприятиях, митингах, демонстрациях и др. Служба медицины катастроф России осуществляет планирование действий по ликвидации медицинских последствий ЧС. В её задачи входит кадровая и морально-психологическая подготовка специальных структур здравоохранения, рассчитанных на постоянную готовность к оказанию различных видов помощи большим контингентам пострадавших.
Структура Службы медицины катастроф. В состав Службы медицины катастроф входят Всероссийский центр медицины катастроф, территориальные центры и Федеральное медико-биологическое агентство.
Центральное учреждение службы - Всероссийский центр медицины катастроф «Защита», который задействован при оказании помощи пострадавшим в ЧС как в России, так и за рубежом. В составе центра - полевой многопрофильный госпиталь и отдел авиамедицинской эвакуации, задачами которых являются оказание помощи и транспортировка пострадавших. Эвакуация пострадавших осуществляется авиатранспортом МЧС с использованием специальных авиаэвакомодулей.
В регионах России созданы Территориальные центры медицины катастроф, которые занимаются ликвидацией медицинских последствий ЧС локального, территориального и регионального уровня.
Федеральное медико-биологическое агентство занимается медицинским обеспечением предприятий атомной промышленности, военно- промышленного комплекса и других особо опасных объектов, ликвидацией медицинских последствий ЧС на этих предприятиях и в близлежащих населённых пунктах.
Самое активное участие в ликвидации медицинских последствий ЧС совместно со Службой медицины катастроф принимают станции «Скорой помощи» и спасательные отряды МЧС. В структуре МЧС единственным формированием, в состав которого официально входят врачи, является Центральный аэромобильный спасательный отряд «Центроспас». В составе других подразделений МЧС врачей нет. Спасателями могут работать люди с медицинским образованием, но они не экипируются медицинским оборудованием, медикаментами.
многопрофильных больницах и научно-исследовательских медицинских учреждениях организованы специализированные медицинские бригады (хирургические, ожоговые, травматологические, радиологические, психиатрические и др.), которые обеспечены специалистами и оснащены медицинским оборудованием, приборами, инструментами и другим имуществом, необходимым для работы в чрезвычайных ситуациях. В случае ЧС эти бригады работают на базе медицинских учреждений в районе массового поражения. Несколько бригад могут объединяться в отряды экстренной медицинской помощи.
Для работы в очагах массовых поражений на базе близлежащих медицинских учреждений и станций «Скорой помощи» создаются бригады доврачебной помощи, врачебно-сестринские бригады и бригады скорой медицинской помощи. Действия таких бригад в очагах массового поражения включают следующие этапы:
-
оказание первой помощи пострадавшим по жизненным показаниям (остановка кровотечения, иммобилизация (фиксирование) повреждённых частей тела, наложение повязок на раны, введение обезболивающего препарата, надевание противогаза и т. д.);
-
расположение поражённых в определённых безопасных местах - «гнёздах поражённых». Обеспечение укрытия пострадавших, находящихся в «гнёздах поражённых», при неблагоприятных климатических условиях (дождь, ветер, солнцепёк и т. д.);
-
осуществление выноса (вывоза) пострадавших из очага поражения;
-
осуществление эвакуации пострадавших в пункты оказания медицинской помощи.
В очагах массового поражения особое значение приобретает своевременное оказание первой помощи, так как спасатели и формирования Службы медицины катастроф прибывают в район бедствия лишь спустя некоторое время. Первую помощь друг другу и себе должны оказывать сами люди, оказавшиеся в месте поражения.
3. Первичное закрепление материала
-
Каковы задачи медицины катастроф?
-
Каково предназначение Службы медицины катастроф России?
-
Какие формирования Службы медицины катастроф должны быть задействованы в случаях массового поражения? Как они организуются?
-
Какие этапы включают действия медицинских формирований в очагах массового поражения?
-
Выясните, как организовано оказание медицинской помощи населению при массовых поражениях мирного времени в других странах. Полученные сведения проанализируйте. При выполнении задания используйте интернет-источники.
Ситуационные задачи
1. Находясь дома, вы услышали сигнал «Внимание всем!» и включили радио. По радио передали информацию об угрозе наводнения в вашем городе. Сообщили, какие улицы могут быть затоплены, и что жители этих улиц должны эвакуироваться. Среди названных улиц фбыла и ваша. Выберите из приведённого списка действия, которые необходимо совершить, определите их последовательность:
а) отключите газ, воду, электричество;
б) возьмёте документы, продукты и необходимые вещи, выйдете из дома и последуете в эвакуационный пункт;
в) быстро выйдете из дома и последуете к ближайшему возвышенному месту;
г) закроете и укрепите двери и окна, перенесёте ценные вещи на верхние этажи;
д) укрепите мебель, снимите на пол предметы со столов и шкафов.
2. Вы находитесь на горнолыжной базе. Поступило сообщение о сходе снежной лавины в районе нахождения базы. Ваши действия (дополните ответы):
а) срочно выйдете ;
б) предупредите ;
в) быстро будете следовать или укроетесь
г) если от лавины уйти невозможно, то
-
В одном из районов Азии произошло землетрясение, в результате которого повреждены фундаменты и дома прочной постройки, имеются сильные разрушения внутри зданий, в некоторых местах образовались трещины в грунте. Оцените магнитуду и интенсивность землетрясения.
-
Во время землетрясения вы не успели эвакуироваться из квартиры, находящейся на втором этаже трёхэтажного дома. Здание частично разрушено. Вы попали под завал. В помещении есть немного свободного пространства. Выход из помещения заблокирован. Выберите варианты ваших дальнейших действий (три варианта) и определите их последовательность:
а) будете кричать, звать на помощь, стучать металлическими предметами по трубам, плитам;
б) будете разгребать завал в сторону выхода из помещения;
в) попробуете подойти к оконному проёму;
г) постараетесь установить подпорки под конструкции над вами;
д) если найдёте спички, постараетесь развести небольшой костёр, чтобы согреться и осмотреться вокруг;
е) постараетесь найти теплые вещи или одеяло и укрыться;
ж) защитите органы дыхания подручным материалом.
-
Вы проживаете в селеопасном районе. Находясь дома, услышали по радио сообщение об угрозе схода селя. У вас в запасе 30 минут. Выберите варианты ваших дальнейших действий (три варианта) и определите их последовательность:
а) соберёте все ценное имущество во дворе и укроете его в помещении;
б) выйдете из здания, чтобы направиться в безопасное место;
в) плотно закроете вентиляционные и другие отверстия;
г) закроете все двери, окна;
д) предупредите соседей об угрозе селя;
е) заберётесь на склон горы, находящийся на селе безопасном направлении;
ж) укроетесь в погребе;
з) будете подниматься на склон горы через ущелье или небольшую долину.
-
Вы находитесь один дома. Через открытое окно вы услышали крики людей о приближении бури. Выглянув в окно, вы увидели огромную чёрную тучу. Она находилась совсем рядом. Подвала в доме нет. Около дома есть новый сарай. На расстоянии примерно 300 м от дома - овраг. Выберите варианты ваших дальнейших действий (три варианта) и определите их последовательность:
а) быстро выйдете на улицу и укроетесь в сарае;
б) станете кричать и звать на помощь;
в) останетесь дома и спрячетесь под стол;
г) отойдёте подальше от окон;
д) быстро выйдете на улицу и побежите к оврагу;
е) закроете открытое окно;
ж) перейдёте в подветренную часть дома, встанете вплотную к стене, подальше от окон.
-
Вы пошли на прогулку в лес и заблудились. Когда вы входили в лес со стороны населённого пункта, было примерно 10 часов утра и солнце светило вам в спину. Сейчас наручные часы показывают 17.00, а мобильный телефон вы забыли дома. Как определить правильное направление движения к населённому пункту? Как можно использовать наручные часы в качестве компаса?
-
Что делать, если все ваши попытки самостоятельно выбраться из леса не дали результата, вы окончательно выбились из сил и заблудились?
-
В Санкт-Петербурге проживают примерно 4,5 млн жителей. Сколько горожан гибнут в дорожно-транспортных происшествиях за год, считая риск гибели жителя Санкт-Петербурга равным риску гибели жителя России?
10. В техносферу как преобразованную человеком часть биосферы кроме человека входят и другие живые организмы. Можете ли вы назвать какие-либо из них? Могут ли они оказывать значительное
влияние на состояние техносферы, или по сравнению с деятельностью человека их влияние незначительно?
-
Однажды зимней морозной ночью сторож автомобильной стоянки, обойдя с собакой территорию, вернулся в помещение охраны. Он помешал догоравшие угли в печке, закрыл заслонку дымохода, чтобы тепло не уходило через трубу на улицу, и лег спать на диван. Собака сторожа улеглась на полу. Утром люди обнаружили мёртвого сторожа и бездыханную собаку. Вызвали скорую помощь. Собаку оттащили на улицу. Через некоторое время собака зашевелилась и ожила. К сожалению, сторожа оживить не удалось. Что стало причиной смерти сторожа?
-
Произошло радиоактивное загрязнение местности. На следующий день после объявления об эвакуации вам нужно выйти из дома и пройти около 300 м до автобусной остановки. Какие меры защиты от радиации вы будете использовать при передвижении?
-
Находясь дома во время аварии на радиационноопасном объекте, вы делаете запасы воды. Какими ёмкостями вы для этого воспользуетесь? Для проведения каких мероприятий вам потребуется большое количество воды?
-
Вы находитесь в 200 м к юго-западу от железнодорожных путей, где произошла авария цистерны с аммиаком. Облако распространяется на глубину 300 м. Ветер южный, скорость ветра 0,3 м/с. Укажите направление выхода из зоны заражения.
-
Произошла авария на химически-опасном объекте (ХОО) с выбросом АХОВ. Вы находитесь юго-восточнее ХОО на расстоянии 900 м. Ветер северный. При какой скорости ветра (0,9 или 3 м/с) вам будет угрожать большая опасность, если зона заражения при скорости ветра 0,9 м/с распространяется на расстояние 1 км, а при скорости ветра 3 м/с - на расстояние 2 км?
-
Определите по перечисленным ниже признакам, что это такое:
-
возникает при взрывах;
-
приводит к травмам и гибели людей;
-
в результате её воздействия разрушаются или повреждаются здания, сооружения;
-
проявляет себя как быстрый поток воздуха.
-
Находясь на территории ЧС, гражданин не выполнял правила поведения, которые рекомендовало управление по делам ГОЧС. В результате он нанёс вред своему здоровью. Может ли гражданин рассчитывать на возмещение ущерба, причинённого его здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации?
-
Изучив Федеральный закон «О гражданской обороне», ученик 8 класса сообщил родителям, что все граждане обязаны проходить обучение по основам гражданской обороны (ГО). Родителей это не удивило, поскольку на работе они периодически занимаются изучением вопросов ГО. «А у вас в школе проводятся занятия по ГО?» - спросил отец сына. «В расписании уроков такого предмета нет», - ответил сын. Прав ли ученик?
-
Первоначально Федеральный закон «О гражданской обороне» определял гражданскую оборону как систему мероприятий по защите населения в военное время. В дальнейшем в этот Закон внесли изменение, согласно которому ГО - система мероприятий по защите населения в военное время, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Но защита населения при возникновении ЧС природного и техногенного характера определяется Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Почему внесли изменение в Закон «О гражданской обороне»?
-
4.Контроль результатов первичного запоминания
Тестовый контроль
1 вариант
Выберите правильный ответ.
1. Техносфера - это:
а) искусственно созданная человеком среда обитания, взаимодействующая с человеком;
б) заводы, фабрики, учреждения, транспортные магистрали;
в) искусственно созданная человеком среда обитания, взаимодействующая с человеком и другими живыми организмами.
2. Элементами техносферы не являются:
а) завод, находящийся в загородной зоне;
б) природный парк в городской черте;
в) пшеничное поле;
г) птицы, обитающие в черте города.
3. Укажите последовательность развития опасных событий, приведших к техногенной ЧС:
а) землетрясение;
б) техногенная чрезвычайная ситуация;
в) авария;
г) цунами.
4. Услышав завывание сирен, прерывистые гудки предприятий, вы:
а) начнёте герметизировать квартиру, обеспечите защиту продуктов питания и создадите запас воды;
б) немедленно оденете детей, возьмёте средства индивидуальной защиты, необходимые вещи, запас продуктов питания и покинете квартиру, выключив свет, газ и воду;
в) наденете средства индивидуальной защиты и выбежите на улицу;
г) немедленно включите телевизор, радиоточку, радио и прослушаете информацию органа управления ГО.
5. Оповещение об угрозе землетрясения застало вас на улице. Что вы будете делать?
а) быстро займёте место в овраге, кювете, яме;
б) вбежите в ближайшее здание и укроетесь;
в) займёте место вдали от зданий и линий электропередачи;
г) останетесь на месте.
6. Основным способом спасения людей при извержении вулканов является:
а) укрытие в специально оборудованных убежищах;
б) эвакуация;
в) использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
г) своевременное информирование населения.
К каким последствиям приводят оползни, обвалы и снежные лавины?
а) перекрытию русел рек и изменению ландшафта;
б) изменению климата и погодных условий;
в) гибели людей и животных;
г) извержению вулканов.
7. В число необходимых вещей при эвакуации в случае природной ЧС не обязательно включать:
а) фонарик;
б) электрошокер;
в) радиоприёмник;
г) аптечку первой медицинской помощи.
2 вариант
1.Что нельзя делать в случае угрозы бурь, ураганов, смерчей?
а) укрываться в подвале;
б) выбирать место для укрытия рядом с большим деревом;
в) закрывать двери, чердаки и вентиляционные отверстия;
г) закрывать окна с наветренной стороны, а с подветренной - открывать.
2. Риск это:
а) качественная оценка опасностей;
б) количественная оценка опасностей;
в) теоретическая оценка опасностей;
г) экономическая оценка опасностей;
д) юридическая оценка опасностей. Выберите правильный ответ.
3. Характерные состояния взаимодействия человека в системе «человек - среда обитания»:
а) комфортное (оптимальное), допустимое, опасное, чрезвычайно опасное;
б) оптимальное, опасное, чрезвычайно опасное;
в) допустимое, опасное, чрезвычайно опасное.
4. Какое состояние среды обитания называется комфортным?
а) которое обеспечивает заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывает у человека неприятные субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы;
б) которое приводит к снижению работоспособности человека и вызывает функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим нарушениям;
в) которое приводит к возникновению в организме человека патологических изменений (или невозможности выполнения работы);
г) которое обеспечивает оптимальную динамику работоспособности, хорошее самочувствие и сохранение здоровья работающего человека.
5. Критериями безопасности техносферы являются:
а) критерии, существующие только для некоторых сфер человеческой деятельности;
б) разрешительные документы и нормативные акты;
в) ограничения, вводимые на концентрации веществ и потоки вещества, энергии, информации в среде обитания человека;
г) таких критериев практически не существует.
6. Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредного вещества:
а) количество вредного вещества в окружающей среде, практически не влияющее на здоровье человека и не вызывающее неблагоприятных последствий у потомства.
б) предельная концентрация вредного вещества, превышение которой вызывает серьёзные заболевания.
в) предельная норма выбросов вредных веществ промышленными предприятиями.
г) предельная концентрация отравляющего вещества, при которой человек ещё остается жив.
7. Находясь в коридоре здания во время пожара, вы увидели, что на вас стремительно надвигается огненный вал. Выберите варианты необходимых защитных действий:
а) закроете голову одеждой или руками;
б) увидев огнетушитель, попытаетесь привести его в действие;
в) разобьёте окно и попытаетесь выбраться на улицу или стать
в оконный проём;
г) побежите от огненного вала;
5. Подведение итогов урока
-
Домашнее задание
Темы групповых проектов
Экологические последствия природных катастроф на территории России.
История создания системы РСЧС.
Отличительные признаки наиболее распространенных АХОВ, по которым их можно обнаружить.
Крупнейшие сейсмические катастрофы 20-21 веков.
7