Рабочая программа по ОБЖ 10 класс

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Супоневская средняя общеобразовательная школа №2»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Зам. директора по ВР

Директор _________Буравлев А.В. _________ Федоренко С.В.

Приказ №____от «___»_______2014г.

«___»_______2014года.

Рабочая программа

по ОБЖ

Учитель Романенко Ю.С.


10 класс





2015 год


Пояснительная записка

Данная программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по ОБЖ (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1809). При составлении программы была использована программа под общей редакцией Ю.Л Воробьева. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОБЖ, которые определены стандартом.

Цель: воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Задачи:

  • освоение обучающимися знаний о безопасности поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;

  • воспитание ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства, ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России, её государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Родины;

  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма;

  • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоро вья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использова ния средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой меди цинской помощи при неотложных ситуациях;

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные обучающимися в основной общеобразовательной школе, способствует формированию у них цельного представления о безопасности жизнедея тельности личности, общества и государства, поможет определить направление самостоятельной подготовки к выбранной профессиональной деятельности.

Структурно в программе представлены четыре раздела и одиннадцать тем.

Раздел I «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных си туациях» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых, в вопросах обеспечения личной безопасности человека и организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Раздел состоит из двух обобщающих тем.

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предназначен для формирования знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболеваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой медицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.

Раздел III «Основы военной службы» предусматривает изучение основ ных положений, раскрывающих содержание обязательной подготовки молоде жи к военной службе и основы её безопасности. Раздел состоит из одиннадцати тем.

Раздел IV «Современный комплекс проблем безопасности» предназначен для формирования знаний проблем безопасности новой эпохи. Раздел состоит из шести тем.

Программа предусматривает использование учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10,11 классов общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробьёва. - М.: АСТ: Астрель, 2008 - 2010.

Для реализации программы на её изучение предусматривается по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах - 35 часов в год.

Методы, технологии и формы контроля.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- творческое решение учебных и практических задач;

- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:

- учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

- семинары и круглые столы;

- индивидуальные консультации;

- учебные сборы на базе воинской части по основам военной службы с учащимися - юношами 10 классов;

- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.

Формы контроля. Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала. Он проводится в форме решения ситуационных задач, индивидуального опроса, работы по карточкам. Большое внимание уделяется практическим работам. Предусматривается использование в практике семинаров-собеседований как средства рубежного контроля. К семинарам учащиеся готовят сообщения, рефераты, доклады, принимают участие в дискуссиях. В конце изучения каждого блока предусмотрены проверочные работы, которые проводятся в форме тестирования.







№ п /п

Наименование раздела

тема урока


Кол

час

Цели и задачи к уроку

Виды учебных занятий

Формы и виды контроля

дата

план

факт

1.

Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

Автономное пребывание человека в природе.

1

Практические занятия. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования

Лекция

Устный опрос

2


Обеспечение личной безопасности на дорогах.

1

Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль человеческого фактора в возникновении ДТП. Правила безопасно го поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязан ности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на до рогах

Лекция

Устный опрос

3.


Личная безопасность в криминогенной ситуации

1

Практические занятия. Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминальной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.

Беседа

Зачет

4.


Личная безопасность при угрозе террористи- ческого акта.

1

Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.

Комбинированный

Словарный диктант

5.

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации природного характера

1

Причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению.

Землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, смерчи, ополз ни и обвалы, лесные пожары - опасные чрезвычайные ситуации природного характера, приводящие к гибели людей. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера - геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.

Комбинированный

Тест

6.


Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1

Причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению.

Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационноопасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.

Лекция

Устный опрос

7.


Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации в области безопасности.

1

Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие нрава и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, по ложения которых направлены на обеспечение безопасности граждан. Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.

Комбинированный

Викторина

8.

Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.

1

Терроризм: общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление. Основные виды терроризма по средствам, используемым при осуществлении террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели. Основные черты, которые характеризуют современный терроризм

Комбинированный

Самос. раб

9.


Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации в области безопасности

1

Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие нрава и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан. Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.

Комбинированный

Тест

10.

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

Сохранение и укрепление здоровья - важнейшая часть подготовки человека к профессиональной деятельности.

1

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья - социальная потребность общества

Беседа

Фронтальный

11.


Инфекционные заболевания, их классификация.

1

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм пере дачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний.

Беседа

Контрольная работа

12.


Передача инфекции и профилактика инфекционных заболеваний.

1

Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

Устный опрос, карточки

13.

Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ.


1

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств

Лекция

Устный опрос, карточки

14.


Биологические ритмы. Общие понятия. Влияние биоритмов на работоспособность.

1

Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности чело века. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

Лекция

Тест

15.


Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.


1

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.

Двигательная активность и её преимущества. Физическая культура и её положительное влияние на здоровье человека.

Комбинированный

Устный опрос

16.


Вредные привычки, их влияние на здоровье

1

Профилактика вредных привычек.

Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и их социальные последствия.

Беседа

Самост.раб

17.


Алкоголизм и курение, их профилактика.


1

Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Беседа

Контрольная работа

18.


Алкоголизм и курение, их профилактика.


1

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его со ставные части. Влияние курения на нервную и сердечнососудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Беседа

Индивид. раб

по карточкам

19.


Наркомания - прямая угроза жизни и здоровью человека.

1

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения

Комбинированный

Самост.раб

20.


Наркомания - прямая угроза жизни и здоровью человека.

1

Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркома нии, чистота и культура в быту.

Комбинированный

Зачет

21.


Тестирование по разделу: Основы здорового образа жизни

1

Здоровый образ жизни, понятия и определения, составляющие ЗОЖ.

Тестирование

Тест

22.

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

1

Гражданская оборона, история её создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении бое вых действий или вследствие этих действий.


Комбин.

Устный опрос

23.


Современные средства поражения, их поражающие факторы и мероприятия по защите.

1

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.

Лекция

Устный опрос

24.


Современные средства поражения, их поражающие факторы и мероприятия по защите.

1

Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.


Комбинированный

Собеседование на тему «Основы ЗОЖ и профилактика вредных привычек» (см. программу стр. 26.)

25.


Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

1

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!» Передача речевой ин формации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.


Комбинированный

Устный опрос

26.


Инженерная защита населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени

1

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное пред назначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.


Комбинированный

Устный опрос

27.


Средства индивидуальной защиты.


1

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства за щиты и профилактики.

Устный опрос

28.


Средства индивидуальной защиты.


1

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства за щиты и профилактики.

Комбинированный

Устный опрос

29.


Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.

1

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.


Практическая работа

Зачет

30.


Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций.

1

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.


Практическая работа

Практическая работа

31.


Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении

1

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.


Практическая работа

Практическая работа

32.


Тестирование по разделу: Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны

1

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

Тестирование

Практическая работа

33.


Практические занятия по разделу: Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

1

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья.

Практическая работа

Практическая работа

34.


Практические занятия по разделу: Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

1

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья.

Практическая работа

Практическая работа

35.


Итоговое занятие.

1

Безопасность и зашита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях






Требования к уровню подготовки

УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

Знать:

- основные понятия ГО;

- современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения;

- организацию инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС военного и мирного времени;

- организацию гражданской обороны в школе.

- основные понятия и структуру ЗОЖ;

- роль питания как составляющей ЗОЖ;

- влияние двигательной активности на здоровье человека;

- социальную опасность вредных привычек, механизмы их возникновения, меры профилактики.

- основные понятия, функции и показатели здоровья;

- признаки инфекционных заболеваний, условия и механизмы передачи инфекции;

- наиболее часто встречающиеся инфекции и механизмы их передачи, меры профилактики.

- правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС;

- основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС;

- особенности современных войн и вооружённых конфликтов;

- общие черты международного терроризма.

- причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для Тамбовской области;

- потенциально опасные объекты в районе проживания.

- правила безопасности при автономном существовании в природной среде;

- правила подготовки и обеспечения безопасности в походах;

- правила поведения при захвате в заложники или похищении.

Уметь:

- определить вид применённого оружия;

- пользоваться убежищем;

- подобрать противогаз и пользоваться им;

- действовать при угрозе ЧС, возникновении ЧС и ликвидации последствий ЧС в школе

- вести здоровый образ жизни, противостоять вредным привычкам, проявлять активную жизненную позицию

- в любых условиях проживания обеспечивать выполнение правил гигиены;

- обеспечивать выполнение основных мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний.

- работать с правовыми документами.

-различать ЧС геологического, метеорологического, гидрологического, биологического происхождения;

- различать ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией.

- устанавливать причинно-следственные связи между соблюдением общих мер безопасности при автономном существовании в природе и возникновением различных опасных ситуаций;

- назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бед ствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного суще ствования в природных условиях.



© 2010-2022