• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Статья Современный подход к преподаванию предмета ОБЖ и кружка «ЮИД» в рамках реализации ФГОС ООО

Статья Современный подход к преподаванию предмета ОБЖ и кружка «ЮИД» в рамках реализации ФГОС ООО

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный подход к преподаванию предмета ОБЖ и кружка «ЮИД» в рамках реализации ФГОС ООО


Грошев Виктор Викторович

учитель ОБЖ МАОУ СОШ № 3,

руководитель районного методического объединения

преподавателей-организаторов ОБЖ,

станица Брюховецкая Краснодарского края

Жизнь современного человека полна неожиданностей и всяких опасностей, она ежедневно требует от него принятия быстрых и верных решений, поэтому предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в буквальном смысле жизненно важен и как никакой другой имеет сейчас прикладное значение. В связи с этим проблема обучения основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) становится актуальной не только для педагога, но и для современного общества и государства.

До введения ФГОС школа работала в рамках авторитарного стиля руководства и организации процессом обучения, но и сегодня данная проблема в школе остается актуальной, наверное, основной причиной является то, что современная педагогика построена на противопоставлении: трудолюбивый - ленивый, внимательный - невнимательный, аккуратный - неаккуратный, хороший - плохой и так далее. Но спектр человеческих качеств гораздо разнообразней и имеет огромное количество других цветов и оттенков.

Поэтому главная задача современной школы, в рамках ФГОС, - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в разнообразном, постоянно меняющемся современном мире.

ФГОС в области основ безопасности жизнедеятельности должен отражать:

- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

- формирования убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности.

Определений культуры безопасности жизнедеятельности много, приведу лишь один, что культура безопасности жизнедеятельности - это составная часть общей культуры, знаний, умений и отношений к безопасности в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности человека.

Сегодня мы, многие учителя, в рамках реализации ФГОС ООО, говорим и переходим к личностно ориентированному образованию, прежде всего, это означает, что учитель отказывается от инструктивно-репродуктивного характера взаимодействия с учащимися, создает урок «для всех и каждого». В рамках этого урока ученик остается самим собой, получает возможность творчески развивать свои интересы и способности,

по-своему ставить и решать учебные задачи. В этом учебном процессе заинтересованы все, кто обучает и те, кто обучается, такой вид образования учитывает интересы каждой детской личности, тем самым способствует ее развитию.

Планируя учебные занятия по предмету ОБЖ и кружка «ЮИД», я стараюсь подобрать различные приемы, которые позволяют ребенку:

- выражать собственное мнение;

- задавать вопросы, отвечать на них и отстаивать свою точку зрения;

- внимательно слушать других и прислушиваться к их мнению;

- проявлять свои эмоции к учебным задачам и ситуациям;

- сообща приходить к единому мнению, делать выводы и обобщения.

Итак, сегодня, в рамках реализации ФГОС ООО, педагоги должны сформировать у учащихся универсальные учебные действия. Наиболее эффективным средством, способствующим формированию УУД, по предмету ОБЖ и кружка «ЮИД», является использование технологии - создание проблемной ситуации в учебном процессе. Организуя обучение на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса, реализую групповые формы работы, что позволяет детям:

- развивать познавательную деятельность и творческую самостоятельность;

- совершенствовать способы общения между собой;

- правильно и точно оценивать свои возможности;

- развивать черты личности - ответственность, тактичность и уверенность.

Включая в урок проблемных ситуаций и групповых форм обучения, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию у учеников УУД, дает возможность вырасти им людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность. Это и есть качества, которые необходимы современному человеку.

При проведении занятий кружка «ЮИД», при изучении тем по Правилам дорожного движения, практикую пешие экскурсии по безопасности дорожного движения, в которых иногда приглашаю поучаствовать сотрудников ГИБДД. Эти учебные занятия имеют практическую направленность, на них дети получают необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Продолжительность таких экскурсий не превышает двух академических часов, учитываю быструю утомляемость детей. Для закрепления изученного материала в процессе экскурсии провожу фронтальный опрос.

Цель этих занятий:

- сформировать у учащихся представление об окружающей их дорожной среде, взаимоотношений пешеходов и транспортных средств, значения дорожных знаков, светофоров, дорожной разметки, пешеходных переходов и т.д..

- закрепить в памяти учащихся наглядные образы: различных дорог, улиц, пешеходных переходов, светофоров, дорожных знаков и разметки, их значимости для обеспечения безопасности на дорогах.

Задачи:

- заострить внимание учащихся на необходимости соблюдения правил безопасного поведения на дорогах;

- объяснить новые понятия для детей дорожные знаки, разметку, пешеходные переходы, светофоры, площадки для высадки и посадки пассажиров общественного транспорта;

- показать опасные места, научить детей замечать и предвидеть опасности, рассказать о типичных ошибках в поведении пешеходов и детей на дороге;

- объяснить правила безопасного перехода проезжей части в реальных дорожных условиях.

Маршрут намечаю от школы до определенной улицы, перекрестка или объекта. С указанием названий улиц, переулков, скверов и обратно к месту начала экскурсии.

Содержание экскурсии строю таким образом, чтобы рассказать обо всем встречающемся на пути, касающегося вопросов изучаемой темы , выделяю время на ответ и для закрепления полученных знаний.

Такой подход к проведению занятий в непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок, делает их более интересными эффективными и результативными.

В конце курса обучающимся предоставляется возможность проверить свои знания и умения на школьных соревнованиях «Безопасное колесо», это является лучшей проверкой работы данного кружка. Лучшие участники могут проявить себя в районных соревнованиях «Безопасное колесо».

Практически ежегодно воспитанники кружка «ЮИД» становятся призерами районных соревнований «Безопасное Колесо». В 2014 году стали победителями и по бесплатной путевке побывали летом в лагере «Смена», где отдохнули и приняли участие в краевом финальном этапе соревнований «Безопасное Колесо».

© 2010-2022