• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8, 10, 11 классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8, 10, 11 классов

Рабочая  программа  курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8, 10, 11 классов составлена на основаниикомплексной программы  по «Основам безопасности жизнедеятельности для  5-11  классов» (основная школа, средняя (полная школа): под редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобр...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУО МО Красноуфимский округ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Саранинская средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДЕНО

приказом № 65/2 от 25.08.2014 г.

по муниципальному казенному

общеобразовательному учреждению

Саранинская средняя

общеобразовательная школа

Красноуфимского района

Свердловской области

Директор ОУ Трифанова Т.А.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по Основам безопасности жизнедеятельности

предмет

8,10,11 классы

класс



Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № 1 от

«25» августа 2014 г.








2014 - 2015 учебный год

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………3

2. Основное содержание программы и календарно-тематический план………………………………………………………………………7

8 класс……………………………………………………………………7

10 класс………………………………………………………………….14

11 класс………………………………………………………………….19

3. Формы контроля и критерии оценивания учащихся………………25

4. Учебно-методический комплекс……………………………………26































Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8, 10, 11 классов составлена на основании комплексной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004 года), М.:Просвещение, 2009 ,

Настоящая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает последовательность изучения тем и разделов предмета ОБЖ с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации учебного процесса.

Актуальность преподавания ОБЖ по предлагаемой программе отличается тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частого проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствия навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа жизни.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

информационно-методическую функцию, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;

организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

В настоящей программе реализованы требования федеральных законов: «Об образовании», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды»; «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе.

В содержание рабочей программы включен материал по изучению с обучающимися:

  • Правил дорожного движения,

  • Правил пожарной безопасности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления; использовать средства индивидуальной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ) для 8, 10, 11 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе авторской рабочей программы под редакцией А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса, 10-11 классов общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2011.

Структурно программа курса ОБЖ состоит из трёх содержательных линий:
- безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- основы медицинских знаний и здорового образа жизни;

- основы военной службы.

Программа рассчитана на 142 учебных часа, в том числе 40-часовые военно-полевые сборы в 10-х классах.

Таким образом, на занятия в учебное время отводится 34 часа(1 час в неделю) в 8, 10,11 классах.

Программа предполагает, для юношей 10-х классов, прохождение в конце обучения 40 часовых пятидневных сборов на базе воинской части с выполнением практических стрельб из автомата АК-74.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются:

Личностные результаты обучения:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Метапредметные результаты обучения:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты обучения ОБЖ в основной школе являются:
1. В познавательной сфере:

  • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
    2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

  • умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

  • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
    3. В коммуникативной сфере:

  • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
    4. В эстетической сфере:

  • умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
    5. В трудовой сфере:

  • знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

  • умения оказывать первую медицинскую помощь.
    6. В сфере физической культуры:

  • формирование установки на здоровый образ жизни;

  • развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

Основной формой организации учебного процесса при реализации настоящей рабочей программы является урочная деятельность. Преобладающий тип уроков - комбинированные. Комбинированные уроки дополняются проведением уроков в форме школьной лекции-визуализации и уроков в форме практических занятий. Продолжением программы во внеурочное время являются подготовка и участие обучаемых в спартакиаде допризывной молодежи, соревнованиях «Школа безопасности», военно-спортивной игре «Зарница», объектовых тренировках по гражданской обороне, в работе кружков, секций и клубов, профилактических операциях «Внимание - дети!», «Внимание! Дорога!», в туристических походах и спортивных соревнованиях.

Методы и формы обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения.

Персептивные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.

Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситу­ации).

Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

Стимулирования и мотивации.

Самостоятельной учебной деятельности.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.



Основное содержание программы курса

«Основы безопасности жизнедеятельности»

8 класс


Наименование раздела темы занятий

Кол-во часов

Раздел Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях


1.

Производственные аварии и катастрофы.

6

2.

Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ.

4

3

Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

11

4

Гидродинамические аварии

5

5

Нарушение экологического равновесия.

5

6

Дорожная безопасность

4

Практические занятия

2

Итого

34

Раздел «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях»

Тема 1. Производственные аварии и катастрофы.

Промышленные аварии и катастрофы. Их причины и возможные последствия. Общее понятие чрезвычайной ситуации техноген­ного характера, понятие аварии и катастро­фы. Классификация чрезвычайных ситуа­ций по масштабу распространения и с уче­том тяжести последствий. Потенциально опасные объекты.

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро-взрывоопасные объекты. Причины и возможные последствия. Правила безопасно­го поведения при пожарах и взрывах. Пожа­ры и паника.

Тема 2. Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ.

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Причины аварий и возможные последствия при авариях на хи мически опасных объектах. Сильнодейству­ющие ядовитые вещества (СДЯВ), их харак­теристика и поражающие факторы. Защита населения от СДЯВ. Правила безопасного по­ведения при авариях с выбросом опасного хи­мического вещества.

Тема 3. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

Аварии на радиадионно опасных объектах, их причины и возможные последствия. Основные виды радиационно опасных объектов. Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Характер поражения людей и животных. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Режимы радиационной защиты.

Тема 4. Гидродинамические аварии

Гидродинамические аварии, их причины и последствия. Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии

Тема 5. Нарушение экологического равновесия.

Влияние деятельности человека на окружающую среду. Мероприятия по защите здоровья человека, проводимые в местах нарушения экологического равновесия. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах

Тема 6. Дорожная безопасность

Практические занятия

Занятие 1. Разметка проезжей части улиц и дорог.

Занятие 2 . Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах.

Занятие 3. Оказание ПМП при черепно-мозговых травмах.

Занятие 4. Эксплуатация велосипеда.

Календарно-тематическое планирование

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

Класс: 8

Учитель: Журавлева Светлана Павловна, высшая кв. категория

Учебных часов в неделю: 1

в год: 34

из них: теоретических: 32 практических: 2

Методическое обеспечение:

1. Методика обучения ОБЖ, Л.В.Байбородова, 2003г.

  1. Методическое пособие по ОБЖ, 8 класс, В.Н.Латчук, 2000г.

  2. Дидактические материалы по ОБЖ, В.Н.Латчук, 2000г.
    4.Уроки по ПДД в 5-9 классах, B.C. Рямов, 2000г.

5. Оценка качества подготовки выпускников по ОБЖ, В.Н.Латчук, 2001г.

6.Учебно-материальная база ОБЖ, В.В.Полишко, 1998г.

7.Методика преподавания курса ОБЖ, И.К.Топоров, 2000г.

8. Методические материалы и документы по курсу ОБЖ, А.Т.Смирнов, 2001г.

9.Пожарная безопасность для школьников, В.И.Казаков, 2005г.

10.Настольная книга зам директора по безопасности, Б.И.Мишин,2006г.

11 .Тематические игры по ОБЖ, С.В.Титов,2003г.

12.Пожарная безопасность 5-9 классы, О.В.Павлова, 2006г.

13 .Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ, А.Т.Смирнов, 2003г.

14.Примерные билеты и ответы по ОБЖ для 9кл., 2011г.











дата

уро

ка


тема урока


тип

урока

предметно-

ориентационная

составляющая

образованности

деятельностно-коммуникативная составляющая

образованности

ценностно-ориентационная

составляющая

образованности

пед.

условия и сред­ства реали­зации про­граммы

контроль качества образования

Раздел « Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях»



Производственные аварии и катастрофы.








1

ЧС техногенного характера

Сообщение новых знаний

знать:

возможные чрезвычайные ситуации при­родного и тех­ногенного ха­рактера, наибо­лее вероятные для данного района, способы оповещения о них и правила безопасного по­ведения;

овладение умениями быстро и

правильно

действовать при возникновении производственных аварий и катастроф


владеть на­выками выпол­нения меропри­ятий ГО по за­щите от чрезвы­чайных ситуа­ций мирного времени

лекция



2

Основные причины аварий и катастроф.

Комбинированный

беседа



3

Пожары.

Комбинированный

беседа



4

Взрывы. ПДД. Разметка проезжей части улиц и дорог.

Комбинированный

беседа



5

Причины и возможные последствия пожаров и взрывов.

Закрепление изученного

дискус

сия



6

Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрыва.

Комбинированный

беседа

зачет



Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ.







7

Химические вещества и опасные объекты.

Сообщение новых знаний

знать правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества

овладение умениями быстро и

правильно

действовать при возникновении аварий с выбросом СДЯВ

использовать приобретенные знания и умения для обеспечения личной безопасности при возникновении аварий с выбросом СДЯВ

лекция



8

Характеристика СДЯВ, их поражающие факторы.

Сообщение новых знаний

лекция



9

Возможные последствия при авариях на ХОО

Комбинированный

дискус

сия



10

Правила поведения и действия населения при авариях на ХОО

Комбинированный




беседа

тест


11

ПР. СИЗ. ПДД. Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах.








Аварии с выбросом радиоактивных веществ.







12

Атомная энергия.

Сообщение новых знаний

знать правила безопасного поведения при радиационных авариях, режимы радиационной защиты.

овладение умениями быстро и

правильно

действовать при возникновении аварий с выбросом РВ

использовать приобретенные знания и умения для обеспечения личной безопасности при возникновении аварий с выбросом РВ


лекция



13

Естественные источники излучения.

Комбинированный

беседа



14

Радиационные аварии и радиационно-опасные объекты.

Сообщение новых знаний

лекция



15

Авария на Чернобыльской АЭС, состояние работы Белоярской АЭС.

Комбинированный

дискус

сия



16

Последствия радиационных аварий.

Комбинированный

беседа



17

Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС.

Сообщение новых знаний

лекция



18

Характер поражения людей, животных, растений.

Комбинированный

беседа



19

Правила поведения и действия населения при радиационных авариях.

Комбинированный

дискус

сия



20

Проведение йодной профилактики.

Закрепление изученного

беседа



21

Использование продуктов, загрязненных радионуклидами. ПДД. Оказание ПМП при черепно-мозговых травмах.

Комбинированный

беседа,

практи

кум

зачет


22

ГО. Средства коллективной защиты.

Комбинированный




практи

кум





Гидродинамические аварии








23

Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения.

Сообщение новых знаний

знать основные мероприятия ГО по защите населения от последствий ГДА;

овладение умениями быстро и

правильно

действовать при возникновении ГДА


использовать приобретенные знания и умения для обеспечения личной безопасности при ГДА


лекция



24

Причины и виды ГДА.

Сообщение новых знаний

беседа



25

Последствия ГДА

Комбинированный

беседа



26

Меры по защите населения от последствий ГДА

Комбинированный

дискус

сия



27

Правила поведения при угрозе и во время ГДА

Закрепление изученного

беседа

тест



Нарушение экологического равновесия.







28

Экология и экологическая безопасность.

Сообщение новых знаний

знать правила пове­дения при нару­шении экологи­ческого равно­весия в местах проживания;

овладение умениями быстро и

правильно

действовать в чс


использовать приобретенные знания и умения для обеспечения личной безопасности при нару­шении экологи­ческого равно­весия в местах проживания;


лекция



29

Биосфера и человек.

Сообщение новых знаний

лекция



30

Загрязнение атмосферы, почв.

Комбинированный

беседа



31

Загрязнение природных вод.

Комбинированный

дискус

сия



32

Характеристика экологической обстановки в России, Свердлов­ской области.

Закрепление изученного

беседа

зачет


33

ПР. Подготовка ко «Дню защиты детей». Порядок эвакуации из здания школы при возможном землетрясении.









34

ПДД. Эксплуатация велосипеда.









дата

уро

ка


тема урока


тип

урока

предметно-

ориентационная

составляющая

образованности

деятельностно-коммуникативная составляющая

образованности

ценностно-ориентационная

составляющая

образованности

пед.

условия и сред­ства реали­зации про­граммы

контроль качества образования

Дорожная безопасность (4 часа)


4

Разметка проезжей части улиц и дорог.

Сообщение новых знаний

знать правила безопасного поведения на дороге

уметь

применять знания по ПДД в жизни,

своевременно

ориентироваться

в сложных

ситуациях на

дороге, оказывать

ПМП при ДТП

совершенствовать навыки безопасного поведения в различных ситуациях на дороге, владеть навыками приемов оказания первой медицинской помощи.

беседа



11

Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах.

Комбинированный

беседа



21

Оказание ПМП при черепно-мозговых травмах.

Комбинированный

практи

кум



34

Эксплуатация велосипеда.

Закрепление изученного

беседа

тест

Практические занятия (2 часа)


11

Средства индивидуальной защиты (СИЗ)

Комбинированный

знать правила использования СИЗ органов дыхания

должны иметь представление о СИЗ органов дыхания, их использования

овладеть навыками по надеванию СИЗ

практи

кум

зачет


33

Подготовка ко «Дню защиты детей». Порядок эвакуации из здания школы при возможном землетрясении.

Закрепление изученного

знать порядок и правила эвакуации из здания школы при возможном землетрясении.

уметь правильно действовать при возможной эвакуации

использовать приобретенные знания и умения для обеспечения личной безопасности при эвакуации

практи

кум



Требования к уровню подготовки выпускников (8 класс)

Знать/понимать

  • возможные чрезвычайные ситуации при­родного и тех­ногенного ха­рактера, наибо­лее вероятные для данного района, способы оповещения о них и правила безопасного по­ведения;

  • правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества

  • правила безопасного поведения при радиационных авариях, режимы радиационной защиты

  • основные мероприятия ГО по защите населения от последствий ГДА;

  • правила пове­дения при нару­шении экологи­ческого равно­весия в местах проживания;

  • безопасного поведения на дороге

  • знать порядок и правила эвакуации из здания школы при ЧС.

Уметь

  • быстро и правильно действовать при возникновении производственных аварий и катастроф, при возникновении аварий с выбросом СДЯВ, быстро и правильно действовать при возникновении ГДА

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

  • пользования бытовыми приборами и инструментами;

  • проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

  • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Основное содержание программы курса

«Основы безопасности жизнедеятельности»

10 класс



Наименование раздела темы занятий

Кол-во часов

Раздел .1 Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.

12

Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

9

Раздел 3. Основы военной службы

13

Раздел 4. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях


1

Дорожная безопасность

3

2

Пожарная безопасность

4

3

Практические занятия

3

Итого

34

Примечание:

Темы раздела 4 - «Дорожная безопасность», «Пожарная безопасность», «Практические занятия» изучаются совместно с темами разделов 1-3.

Календарно-тематическое планирование

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности

Класс: 10

Учебных часов в неделю: 1

в год: 34

из них: теоретических: 31 практических: 3

Методическое обеспечение:

1. Военно-патриотическое воспитание в школе, В.М.Видякин,2006г.

  1. Методическое пособие по ОБЖ, 10 класс, В.Н.Латчук, 2000г.

  2. Дидактические материалы по ОБЖ, В.Н.Латчук, 2000г.

  3. Оценка качества подготовки выпускников по ОБЖ, В.Н.Латчук, 2001г.

  4. Учебно-материальная база ОБЖ, В.В.Полишко, 1998г.
    6.Методика преподавания курса ОБЖ, И.К.Топоров, 2000г.

  1. Методические материалы и документы по курсу ОБЖ, А.Т.Смирнов, 2001г.

  2. Пожарная безопасность для школьников, В.И.Казаков, 2005г.
    9.Настольная книга зам директора по безопасности, Б.И.Мишин,2006г.
    10.Тематические игры по ОБЖ, С.В.Титов,2003г.

11 .Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ, А.Т.Смирнов, 2003г.

12. Методика обучения ОБЖ, Л.В.Байбородова, 2003г.

13. Газета «Добрая Дорога Детства», Управление ГИБДД РФ, 2009-2014г.;

14.Безопасное поведение в ЧС, В.И.Казаков, Екатеринбург, 2006

15. Обучение правилам дорожного движения, 10-11 классы, А.Л.Рыбин, Б.О.Хренников, М.В. Маслов, Москва, «Просвещение», 2008

дата

уро

ка


тема урока


тип

урока

предметно-

ориентационная

составляющая

образованности

деятельностно-коммуникативная составляющая

образованности

ценностно-ориентационная

составляющая

образованности

пед.

условия и сред­ства реали­зации про­граммы

контроль качества образования

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.



1

РСЧС Структура и задачи

Сообщение новых знаний

знать систему ГО РФ

иметь представление:

а) об организации гражданской обороны, о её структуре, задачах и органах управления;

б) об организации защиты учащихся от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени,

в) о современных средствах поражения и об их поражающих факторах.

овладеть навыками правильных действий при ЧС мирного и военного времени

лекция



2

Роль и место ГО по защите населения в ЧС

Сообщение новых знаний

лекция



3

Правила поведения в условиях ЧС. Действия населения при возникновении ЧС на близко расположенных предприятиях. ПДД Обязанности пешеходов и водителей

Комбинированный

беседа



4

Ядерное оружие

Сообщение новых знаний

лекция



5

Химическое оружие. ПБ Действия при возникновении пожара

Сообщение новых знаний

лекция



6

Бактериологическое оружие

Сообщение новых знаний

лекция



7

Современные обычные средства поражения

Сообщение новых знаний

лекция

зачет


8

Коллективные средства защиты. ПРУ

Закрепление изученного

дискус

сия



9

ПР. Индивидуальные средства защиты

Закрепление изученного

практи

кум, беседа





10

Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС. ПБ Вызов пожарных

Сообщение новых знаний




лекция



11

Санитарная обработка людей

Сообщение новых знаний

беседа



12

ПР. Эвакуация населения. ПДД ДТП, правила поведения

Закрепление изученного

беседа практи

кум

зачет

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.


13

Основы медзнаний

Сообщение новых знаний

знать общие принципы оказания ПМП при различных повреждениях

уметь быстро и своевременно оказывать ПМП

овладеть навыками в приёмах оказания первой медицинской помощи при различных повреждениях

лекция



14

Общие принципы неотложной помощи при терминальных состояниях

Сообщение новых знаний

лекция



15

Оказание первой помощи пострадавшим с повреждениями вследствие механических воздействий

Сообщение новых знаний

лекция



16

ПР. Техника оказания помощи при различных видах травм. ПБ Противопожарный режим в школе

Сообщение новых знаний

беседа практи

кум



17

Первая помощь при поражении электрическим током

Сообщение новых знаний

беседа



18

Оказание первой помощи при утоплении и поражении холодом

Сообщение новых знаний

беседа



19

Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых

Сообщение новых знаний

беседа

тест


20

Основные инфекционные заболевания и их классификация

Сообщение новых знаний

лекция



21

Понятие об иммунитете, прививках. Профилактика инфекционных заболеваний

Комбинированный

дискус

сия

зачет


Основы военной службы


22

История Российской армии

Комбинированный

знать историю создания Вооружённых Сил России

иметь представление о структуре Вооружённых Сил,

боевых традициях ВС РФ

использовать приобретенные знания и умения в жизни

лекция



23

Основы обороны государства

Сообщение новых знаний

лекция



24

Предназначение Российских Вооруженных Сил

Сообщение новых знаний

беседа



25

Боевые традиции ВС РФ

Сообщение новых знаний

лекция



26

Структура ВС РФ

Сообщение новых знаний

лекция



27

Ракетные войска, сухопутные войска, военно-воздушные силы, ВМФ.

Сообщение новых знаний

беседа



28

Тыл ВС, федеральная пограничная служба, внутренние войска

Сообщение новых знаний

беседа



29

Основные государственные награды СССР и России. ПБ Способы

тушения пожара, эксплуатация огнетушителей.

Сообщение новых знаний

беседа



30

Организация мед обследования, освидетельствования, постановка на воинский учет

Сообщение новых знаний

дискус

сия

тест


31

Патриотизм, верность воинскому долгу

Комбинированный

беседа



32

Дни воинской славы России

Комбинированный

дискус

сия



33

Дружба и войсковое товарищество,

ПДД Дорожные знаки, правила безопасного поведения при использовании ТС

Комбинированный

дискус

сия

зачет


34

Ритуалы ВС РФ

Закрепление изученного

беседа





дата

уро

ка


тема урока


тип

урока

предметно-

ориентационная

составляющая

образованности

деятельностно-коммуникативная составляющая

образованности

ценностно-ориентационная

составляющая

образованности

пед.

условия и сред­ства реали­зации про­граммы

контроль качества образования

Дорожная безопасность (3часа)


3

Обязанности пешеходов и водителей

Комбинированный

знать основные причины транспортных происшествий и правила безопасного поведения при пользовании транспортом..

уметь правильно действовать в случае ДТП

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

беседа



12

ДТП, правила поведения

Закрепление изученного

беседа



33

Дорожные знаки, правила безопасного поведения при использовании ТС

Закрепление изученного

практикум

тест

Пожарная безопасность (4 часа)


5

Действия при возникновении пожара

Комбинированный

знать о правилах поведения при пожарах в доме

уметь правильно действовать в случае пожара в школе и дома

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

беседа



10

Вызов пожарных

Закрепление изученного

практикум



16

Противопожарный режим в школе

Закрепление изученного

беседа



29

Способы тушения пожара, эксплуатация огнетушителей

Закрепление изученного

беседа

тест

Основное содержание программы курса

«Основы безопасности жизнедеятельности»

11 класс

Наименование раздела темы занятий

Кол-во часов

Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

17

1.

Здоровье и здоровый образ жизни.

4

2.

Первая медицинская помощь при травмах и ранениях.

13

Раздел 2.Основы обороны государства и воинская обязанность

17

1.

Воинская обязанность

14

2.

Военно-профессиональная ориентация

3

Раздел 3.Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях


1.

Дорожная безопасность

5

2.

Пожарная безопасность

2

3.

Практические занятия

2

Итого

34

Примечание:

Темы раздела 3 - «Дорожная безопасность», «Пожарная безопасность», «Практические занятия» изучаются совместно с темами разделов 1-2.


Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья (17 ч.)

Тема 1. Здоровье и здоровый образ жизни.

Правила личной гигиены и здоровье. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. Семья в современном обществе. Законодательство о семье.

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.


Тема 2. Первая медицинская помощь при травмах и ранениях.

Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. Первая медицинская помощь при остановке сердца, при травмах опорно - двигательного аппарата. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях; при отравлениях, электротравмах и поражениях молнией. Экстренная реанимационная помощь.


Раздел 2. Основы обороны государства и воинская обязанность (17 ч.)

Тема 1. Воинская обязанность

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.

Правовые основы военной службы. Призыв на военную службу. Особенности прохождения военной службы по призыву. Общевоинские уставы ВС РФ. Воинские звания военнослужащих ВС РФ.

Прохождение военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

Статус военнослужащих.

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил РФ.

Тема 2. Военно-профессиональная ориентация

Ориентация на овладение военно-учетными специальностями. Военная служба по призыву как этап профессиональной карьеры. Основные виды образовательных учреждений военного профессионального образования. Как стать офицером Российской Армии. Правила приема граждан в учреждения военного профессионального образования.

Раздел 3. Безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Тема 1. Дорожная безопасность

Правила пользования транспортом. Оказание первой медицинской помощи при черепно-мозговых травмах, полученных в ДТП. Сигналы регулировщика. Поведение участников и очевидцев ДТП. Ответственность за нарушения ПДД.

Тема 2. Пожарная безопасность

Действия при возникновении пожара в учреждении с массовым пребыванием людей. Порядок вызова пожарных.

Тема 3. Практические занятия

Подготовка ко «Дню защиты детей». Порядок эвакуации из здания школы при внезапном наводнении







Календарно-тематическое планирование 11 класс


дата

№ уро

ка по теме


Тема урока


Тип урока


ЗУН

пед.

условия и сред­ства реали­зации

про­граммы

контроль качества образования


1

Правила личной гигиены и здоровье.

Урок смешанного типа.

Учащиеся должны иметь представление о личной гигиене и знать основные правила ухода за кожей, зубами, волосами.

Беседа


2

Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.

Сообщение новых знаний.

Учащиеся должны иметь представление о проблемах создания и сохранения семьи, её значении в жизни человека и факторах, влияющих на гармонию совместной жизни.

лекция


3

Семья в современном обществе. Законодательство о семье.

Урок смешанного типа.

Учащиеся должны иметь представление об условиях заключения брака, правах и обязанностях супругов, родителей и детей.

беседа


4

Болезни, передаваемые половым путём.

ПДД Правила пользования транспортом

Урок смешанного типа.

Учащиеся должны иметь представление о болезнях, передаваемых половым путём, синдроме приобретённого иммунодефицита (СПИДе) и мерах их профилактики.

лекция

тест


1

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

Сообщение новых знаний.

Учащиеся должны овладеть навыками оказания первой медицинской помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

лекция, практикум



2 - 3

Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях.

ПБ. Действия при возникновении пожара в учреждении с массовым пребыванием людей.

Урок смешанного типа.

Учащиеся должны овладеть навыками в приёмах оказания первой медицинской помощи при кровотечениях и ранениях.

практикум

4 - 5

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата и их профилактика.

Урок смешанного типа.

Учащиеся должны овладеть навыками в приёмах оказания первой медицинской помощи при ушибах, вывихах, растяжениях и разрывах, открытых и закрытых переломах.

практикум


6

Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника. ПДД Оказание первой медицинской помощи при черепно-мозговых травмах, полученных в ДТП

Сообщение новых знаний.

Учащиеся должны овладеть навыками в приёмах оказания первой медицинской помощи при травмах головы и позвоночника.

лекция, практикум


7

Первая медицинская помощь при травмах груди, живота и области таза.

Сообщение новых знаний.

Учащиеся должны овладеть навыками в приёмах оказания первой медицинской помощи при травмах грудной клетки, живота и области таза.

беседа


8

Первая медицинская помощь при травматическом шоке.

ПБ. Порядок вызова пожарных.

Сообщение новых знаний.

Учащиеся должны овладеть навыками в приёмах оказания первой медицинской помощи при травматическом шоке.

лекция


9

Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях. ПДД Сигналы регулировщика

Сообщение новых знаний.

Учащиеся должны овладеть навыками в приёмах оказания первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях.

лекция


10

Первая медицинская помощь при отравлениях, электротравмах и поражениях молнией.

Сообщение новых знаний.

Учащиеся должны овладеть навыками в приёмах оказания первой медицинской помощи при отравлениях, электротравмах и поражениях молнией.

лекция



Повторительно - обобщающий урок

Контрольный урок

Выявление уровня знаний и умений.


зачет

11 -

12

Экстренная реанимационная помощь.

Сообщение новых знаний.

Учащиеся должны овладеть навыками в приёмах проведения непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции лёгких и оказания первой медицинской помощи при остановке сердца.

лекция, практикум


1

воинская обязанность.

Сообщение новых знаний.

Учащиеся должны иметь преставление о воинской обязанности и военной службе.

лекция


2

Воинский учёт.

Сообщение новых знаний.

Знать порядок постановки на воинский учёт.

лекция


3

Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе.

Сообщение новых знаний.

Учащиеся должны иметь преставление об обязательной и добровольной подготовке граждан к военной службе.

лекция


4

Предназначение медицинского освидетельствования.

Сообщение новых знаний.

Знать порядок организации медицинского обследования и освидетельствования.

лекция


5

Увольнение с военной службы. ПДД Поведение участников и очевидцев ДТП

Сообщение новых знаний.

Учащиеся должны иметь преставление об увольнении с военной службы.

лекция

тест


1

Правовые основы военной службы.

Сообщение новых знаний.

Учащиеся должны иметь преставление об правовых основах военной службы.

беседа


2

Общевоинские уставы ВС РФ.

Сообщение новых знаний.

Учащиеся должны иметь преставление об общевоинских уставах ВС РФ.

лекция


3

Прохождение военной службы по призыву.

Сообщение новых знаний.

Учащиеся должны знать особенности прохождения военной службы.

лекция


4

Воинские звания военнослужащих ВС РФ.

Сообщение новых знаний.

Учащиеся должны знать воинские звания военнослужащих ВС РФ.

беседа


5

Прохождение военной службы по контракту.

Сообщение новых знаний.

Учащиеся должны иметь преставление о прохождении военной службы по контракту.

беседа

6

Права и ответственность военнослужащих. ПДД Ответственность за нарушения ПДД

Сообщение новых знаний.

Учащиеся должны знать права и ответственность военнослужащих.

лекция

тест


1

Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества.

Сообщение новых знаний.

Учащиеся должны иметь представление об основных качествах военнослужащего, о роли военной специальности

беседа, дискуссия


2

Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. ПР. Подготовка ко «Дню защиты детей». Порядок эвакуации из здания школы при внезапном наводнении

Сообщение новых знаний.

Учащиеся должны иметь представление о роли военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения.

беседа


3

Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально - психологическим и профессиональным качествам гражданина.

Сообщение новых знаний.

Учащиеся должны иметь представление о требованиях воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально - психологическим и профессиональным

лекция


4

Как стать офицером Российской Армии.

Сообщение новых знаний.

Знать о правилах приёма граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.

дискуссия



Повторительно - обобщающий урок

Контрольный урок

Выявление уровня знаний и умений.


зачет


5

Международная (миротворческая) деятельность Вооружённых Сил РФ.

Сообщение новых знаний.

Учащиеся должны знать лекарственные и перевязочные материалы, которыми комплектуется аптечка, и иметь представления об их использовании.

дискуссия




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ (11 класс)

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту,

  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

Уметь

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;

  • оказания первой медицинской помощи;

  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.










Формы контроля и критерии оценивания обучающихся


Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности - главная составляющая учебного процесса.

Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.

Формы и средства контроля

Тесты предназначены для проверки качества знаний и умений учащихся по курсу «Основы безо­пасности жизнедеятельности» в соответствии с программой для учащихся общеобразовательной школы. Они отражают вопросы различной степени сложности, что требу­ет от ученика не только хороших знаний, но и умение логиче­ски мыслить, сравнивать, анализировать и делать правильные выводы. Тесты помогут учащимся лучше усвоить основы кур­са ОБЖ и подготовиться к итоговой аттестации по данному предмету.

Для оценки усвоения школьниками содержания учебного материала отдельных разделов предлагается проведение письменной проверочной работы в форме тестирования (20 мин.) на первых уроках 1 четверти (входная проверочная работа).

Общие рекомендации при работе с тестами:

1. Внимательно прочитайте текст теста (и, если есть, корот­кую справку к нему, что может служить своеобразным ориентиром в поиске правильного ответа на предложен­ное задание).

2. Ознакомьтесь со всеми вариантами ответов и лишь после этого сделайте свой выбор.

3. Тесты предполагают наличие одного пра­вильного ответа.

4. Если школьник во время письменного опроса с использо­ванием тестов набирает в совокупности:

90 %-100% (9-10) правильных ответов - отлично,

70 %-89% (7-8) правильных ответов - хорошо,

50 %-69% (5 -6) правильных ответов - удовлетворительно

менее 50 % (менее 5) правильных ответов - неудовлетворительно


Количество проверочных работ/ форма

1 полугодие

1 /тест

2 полугодие

1 /тест

Основной формой текущего контроля знаний являются устные ответы учащихся на теоретические вопросы.


Критерии оценивания устных ответов

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

Оценка «5»

Учащийся логично строит монологическое высказывание в связи с прочитанным текстом и в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Учащийся демонстрирует умение сообщать факты/события, связанные с обсуждаемой проблемой, в том числе используя информацию из текста; выражает и аргументирует свое отношение к данной теме.

Оценка «4»

Учащийся логично строит монологическое высказывание в связи с прочитанным текстом и в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Учащийся демонстрирует умение сообщать факты/события, связанные с обсуждаемой проблемой, в том числе используя информацию из текста; выражает свое отношение к данной проблеме, но не аргументирует его. Ошибки практически отсутствуют. Речь отвечающего понятна.

Оценка «3»

Учащийся строит монологическое высказывание в связи с прочитанным текстом и в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Но высказывание не содержит аргументации; не всегда логично, имеются повторы. Используется ограниченный словарный запас, допускаются ошибки в употреблении лексики, которые затрудняют понимание ответа.В ответе имеются многочисленные ошибки. Речь отвечающего в целом понятна, учащийся в основном соблюдает интонационный рисунок. Социокультурные знания неточно использованы в соответствии с ситуацией общения.

Оценка «2»

Учащийся не понял содержание текста и не может сделать сообщение в связи с прочитанным, выразить и аргументировать свое отношение к проблеме, затронутой в тексте

Учебно-методический комплекс

Учебники:

  • Основы безопасности жизнедеятельности, учебник для общеобразовательных учреждений 8 класс, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, 6 издание. М.: Просвещение, 2010.

  • Основы безопасности жизнедеятельности, учебник для общеобразовательных учреждений 10 класс, А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.: Просвещение, 2011.

  • Основы безопасности жизнедеятельности, учебник для общеобразовательных учреждений 11 класс, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М: Просвещение, 2009.

УМК учителя:

  • Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. - М.: Дрофа, 2002;

  • Методика обучения ОБЖ / Л.В.Байгородова, Ю.В.Индюков-2003г.

  • Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. - М.: Дрофа, 2002;

  • Ваши шансы избежать беды: учеб. пособие / Сб. ситуационных задач по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / авт.-сост. В. К. Емельянчик, М. Е. Капитонова. - СПб.: КАРО, 2002. Евлахов, В. М.

  • Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10-11 кл. - М.: Дрофа, 2004.


Дополнительная литература.

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Федеральные законы: "Об обороне", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"// Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. ­ М., 1998­ 2006.

  3. Рыбин А.Л. Дорожная азбука на дороге /А.Л. Смирнова . ­ М.: «Просвещение», 2006.

  4. Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л.В. Баль. ­ М.: «Просвещение», 2005.

  5. Дуров В.А. Русские награды /В.А. Дуров. ­ М.: «Просвещение», 2003.

  6. Лях В.И. Основы здорового образа жизни./ Л.В. Лях. ­ М.: «Просвещение», 2005.

  7. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник/ [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. - М., 2007.

  8. Правила дорожного движения для детей/ авт. - сост. В. Надеждина.-М.: АСТ;Мн.: Харвест,2006.

  9. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие/Л.Ю. Скрипник. 3-е изд. М,: Айрис - пресс,2006.

  10. Противодействие терроризму: учеб.-метод, пособие / под общ. ред. Ю. С. Паткевича. - Ижевск, 2004.

  11. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению ПДД/ авт. - сост. В.Е. Амелина. - М.: Глобус,2006.

  12. Терроризм. Это должен знать каждый: рекомендации, раз­работанные Службой по борьбе с терроризмом Управления ФСБ России / под ред. А. А. Кокорева. - М, 2000.

  13. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: метод, пособие /А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. - М., 2002.

  14. Чрезвычайные ситуации: энцикл. школьника / под общ. ред. С. К. Шойгу. - М., 2004.

  15. Газета «Добрая Дорога Детства», Управление ГИБДД РФ, 2009-2014г.;

  16. Безопасное поведение в ЧС, В.И.Казаков, Екатеринбург, 2006

  17. Обучение правилам дорожного движения, 10-11 классы, А.Л.Рыбин, Б.О.Хренников, М.В. Маслов, Москва, «Просвещение», 2008










Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий


Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

mvd.ru

МЧС России

emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соц.развития РФ

minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

mil.ru

Министерство образования и науки РФ

mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

gan.ru

Русский образовательный портал

gov.ed.ru

Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

beluno.ru

Белгородский региональный институт ПКППС

ipkps.bsu.edu.ru/

Академия повышения квалификации работников образования

apkro.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

km.ru

Образовательный портал «Учеба»

uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

vestnik.edu.ru

Издательский дом «Профкнига»

profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

opasno.net

Личная безопасность

personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России

school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране труда, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)

econavt-catalog.ru

Портал Всероссийской олимпиады школьников

rusolymp.ru/

Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности

alleng.ru/edu/saf.htm

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности

bezopasnost.edu66.ru

Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях

hardtime.ru

Портал ОБЖ

obzh.ru



© 2010-2022