• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Статья Система обучения и воспитания детей правилам дорожного движения

Статья Система обучения и воспитания детей правилам дорожного движения

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Пуляевская Наталья Петровна

педагог -организатор,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО г. Иркутска ДДТ № 1,

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда,

когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.

Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже если вас нет дома…»

А.С.Макаренко


В 1995 году Государственной Думой Российской Федерации был принят Закон «О безопасности дорожного движения», в 2012 году - федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». Документы предусматривают мероприятия по формированию правового сознания, предупреждению опасного поведения участников дорожного движения. Проблемы безопасности дорожного движения, защита человека, его жизни и здоровья официально признаны неотъемлемой составляющей укрепления национальной безопасности России, так как дорожно-транспортный травматизм является причиной высокой смертности среди детей и молодежи, что подрывает демографический потенциал страны.

Безопасность ребенка на дороге - проблема первоочередная. Первое, с чем сталкивается ребенок в своем ежедневном походе за знаниями - дорога, автомобили и водители, не всегда осознающие опасность своего поведения для окружающих. Например, даже до школы, расположенной внутри жилого квартала, ребенку приходится добираться среди припаркованных на тротуаре автомобилей, часто выбирающихся из тесноты двора задним ходом.

Наша задача - научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге, выработать устойчивое и сознательное отношение к выполнению достаточно простых, но жизненно необходимых правил.

Достичь этого можно лишь при четкой организации процесса обучения и воспитания, его непрерывности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей и отведению ведущей роли взрослого при самостоятельности и активности самих обучающихся.

Обучение правилам дорожного движения в семье.

К сожалению, семья часто недооценивает значение данного вопроса, пренебрегает необходимостью ознакомления ребенка с правилами поведения на улице и в транспорте.

Будет лучше, если каждый родитель своевременно начнет воспитание своего ребенка умению ориентироваться в дорожной ситуации, быть на улице дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрительным, приучать его строго соблюдать правила. Необходимо объяснять ребенку, какая опасность ожидает его, если он, например, внезапно выйдет из-за стоящего транспорта на проезжую часть.

Знакомить ребенка с правилами дорожного движения следует постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент на улице, во дворе, на загородной дороге. В какой форме это лучше делать, каждый родитель определяет для себя сам.

Гуляя с ребенком, можно комментировать все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, объяснить, почему сейчас нельзя переходить улицу, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и водителей.

Дома полезно беседовать с детьми, выполняя повседневную работу, или специально выделяя для этого время. Детям будет интересно послушать или самостоятельно почитать стихи, рассказы, посмотреть мультфильмы, обучающее видео на эту тему. В настоящее время активно появляются компьютерные игры различного содержания и сложности. Полезно вместе с ребенком послушать и посмотреть специальные выпуски радио- и телепередач по безопасности движения. Хорошо, если взрослые выступят не просто в роли слушателя и зрителя, но примут самое активное участие в обсуждении услышанного и увиденного, постараются ответить на все детские «почему?».

Большую помощь в закреплении полученных знаний по правилам дорожного движения оказывают игры. Дети любят играть, ведь в дошкольном возрасте игра - ведущий вид деятельности, так им легче воспринимать информацию, поступающую из окружающего мира. Для старших детей можно организовать ролевые, сюжетные или деловые игры. Интересно поиграть всем вместе в настольные игры, которые отличаются большим количеством и разнообразием.

Если ребенку купили велосипед, то надо объяснить ему не только правила дорожного движения, требуя их неукоснительного выполнения, но и разъяснить такие вопросы как наличие защиты, научить элементарным упражнениям и т.д.

Так же родителям можно расспрашивать ребенка о том, что рассказывают воспитатели и учителя о правилах дорожного движения и поддерживать и развивать интерес детей в этих вопросах.

Обучение правилам дорожного движения в детских дошкольных учреждениях

В детском саду дети усваивают самые необходимые для пешеходов правила дорожного движения и элементарные нормы поведения на улице.

Однако дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как, например, к школьникам. Для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на доступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

В программу детского сада можно включить разнообразные занятия, в ходе которых ребенок будет узнавать о правилах дорожного движения и учиться их соблюдать. Такие уроки проводятся в виде логических игр. Подача правил в игровой форме оказывается достаточно эффективной и оптимальной для усвоения, так как именно в игре и через игру дети младшего возраста познают мир и его законы. Для изучения правил дорожного движения используются и настольные игры. Для детей они очень наглядны и привлекательны.

Другой вид работы - беседа о правилах дорожного движения. Закрепить на практике полученные знания можно во время прогулкок на площадках перед детским садом, на занятиях использовать макет, комплекты дидактического и наглядного материала, играя в различные игры. Стоит помнить, что в беседе надо использовать конкретные примеры, анализировать их и причины их вызвавшие, чтобы ребенок понял, почему произошло именно так, а не иначе.

Дети любят рисовать. Воспитатели могут, например, дать задание изобразить автомобиль, пешехода, переходящего улицу, светофор. Затем все вместе разбирают рисунки ребят. Так же у детей популярностью пользуются раскраски, которых в последнее время очень много.

С детьми можно разучить стихи и песни, темой которых также будет поведение на улице.

Обучение правилам дорожного движения в школе

Школа поможет детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформирует у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитает дисциплинированных пешеходов, а возможно, и будущих водителей.

Начинать необходимо уже с начальной школы. Классный руководитель первоклассников может поинтересоваться, каким маршрутом ходит каждый его ученик в школу. Не следует оставлять на усмотрение ребенка выбор маршрута от дома до школы. В большинстве случаев дети ходят в школу самостоятельно, и нам, взрослым должно быть далеко не безразлично то, к какому маршруту привыкает ребенок. Учитель вместе с родителями и учеником обсуждает наиболее безопасный маршрут от дома до школы. Иногда ребенку лучше разъяснить, почему именно этот маршрут безопасен, убедить его в необходимости следовать только этим путем, и никаким другим.

Маршрут ученика наносится на лист бумаги в виде схемы, где помечены все улицы, переходы, перекрестки, наиболее опасные места, светофоры, дом и школа. На обратной стороне записывают наиболее важные правила для пешеходов.

Определив маршрут и убедив ребенка двигаться именно по нему, в первый день ребенка нужно сопроводить, при этом указывая на дорожные знаки, сигналы светофора, объясняя, как переходить улицу, перекресток, как поступить, если поток автомобилей застал его на проезжей части, как обходить транспортные средства.

Для организации обучения и воспитания более старших детей по данному вопросу, можно рекомендовать следующие формы:

- тематические и интегративные занятия;

- лекции с демонстрацией специальных кино-, видеофильмов, фотографий и т.д.;

- практические занятия на площадках, экскурсии к перекресткам;

- конкурсы и соревнования по правилам дорожного движения и проведению пешеходов на улице.

Могут быть и иные формы, которые подсказывает школам сама жизнь, условия города, поселка, той местности, где она расположена.

Почему я выбрала именно эту тему? Все просто. Я - педагог-организатор, педагог дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и по роду своей деятельности взаимодействую со всеми участниками образовательного процесс: детьми, воспитателями, учителями и, конечно же, родителями. Я работаю по принципу: успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных пешеходов можно добиться лишь в том случае, если существует крепкая взаимосвязь семьи, дошкольного учреждения и школы и все их действия целенаправлены. Мама, папа и другие взрослые члены семьи - активные помощники педагогов в формировании у детей навыков безопасного поведения на улице города, поселка, на загородной дороге и было бы грубой ошибкой целиком переложить всю ответственность за обучение и усвоение правил дорожного движения только на воспитателя, учителя или родителей.

Список литературы



  1. Козловская Е.А, Козловский С.А. Дорожная безопасность: Обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ.ред. В.Н. Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.

  2. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников/автор-составитель Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова, 2011;

  3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. - Волгоград.: Учитель, 2006.

  4. Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма: Методические рекомендации. - Вологда.: ВИРО, 2006.

  5. Зайцева О.В. Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Популярное пособие для родителей и педагогов, - Ярославль, 1998

5



© 2010-2022