- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа по ОБЖ для индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (9 класс)
Рабочая программа по ОБЖ для индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (9 класс)
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ивлев А.В. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
г.о. Королёв мкр. Юбилейный Московской обл.
ул. Школьный проезд, дом 2 тел. (495)515-45-30
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ №1»
г.о.Королёв мкр. Юбилейный
____________________/А. В. Ивлев/
«____» _________________ 2015 г.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ
для 9 класса
основной школы
(базовый уровень)
(домашнее обучение)
Составитель - учитель общетехнических дисциплин
Ивлев Александр Владимирович
Высшая квалификационная категория
2015
I. Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа по ОБЖ для 9 класса составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», Приказа Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе», Федерального компонента Государственного стандарта начального общего, основного среднего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089), Комплексной программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т. М.: Просвещение, 2009г., Учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2015-2016 учебный год.
Данная рабочая программа предназначена для работы с обучающимися 9-го класса в общеобразовательной школе. Рабочая программа рассчитана на работу с учащимися с ограниченными возможностями здоровья из расчета 9 часов в год, 0,25 часа в неделю. Срок реализации программы - 1 год.
Предлагаемая рабочая программа ориентирована на учебник - А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. - учебник для общеобразовательных учреждений, 4 издание. М.: Просвещение, 2011 г.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» построен так, чтобы были достигнуты следующие цели:
· безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
·принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
· антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
· отрицательное отношение обучающихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
· готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих учебных задач:
· формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
· выработка у обучающихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ОБЖ
Курс предназначен для:
· формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
· выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
· приобретения обучающимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;
· формирования у обучающихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
· ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности.
· ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
· ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
· ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей жизнеспособность российского общества.
· ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
· ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
· ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
· ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
· ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
· ценность человечества - осознание человеком себя как части морового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир. Сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ОБЖ
Личностные результаты:
· усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
· формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
· усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
· развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
· формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
· освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
· формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
· понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности в современном мире;
· понимание необходимости защиты личности, общества и государства в условиях чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера;
· умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
· знание законодательной и нормативно-правовой базы Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
· знание основных мероприятий, проводимых в Российской Федерации по защите от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
· знание организационных основ по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
· знание организационных основ системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
· знание факторов, разрушающих репродуктивное здоровье;
· знание правовых основ сохранения и укрепления репродуктивного здоровья;
· сознание ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, являющегося как индивидуальной, так и общественной ценностью;
· умение оказывать первую помощь при массовых поражениях людей;
· умение транспортировать пострадавших (различными способами) в безопасное место.
II. Содержание программы.
Национальная безопасность в России в современном мире
Современный мир и Россия. Национальные интересы России в современном мире. Потенциальные возможности России. Роль России в мировых процессах. Обеспечение стабильности и национальных интересов России в мировом сообществе. Интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов. Национальные интересы России во внутриполитической, экономической и духовной сферах. Национальные интересы России в международной и военной сферах.
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России. Национальная безопасность России. Профилактика отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Повышение уровня культуры в области безопасности населения страны и обеспечение национальной безопасности России. Возрастание отрицательного влияния последствий чрезвычайных ситуаций и человеческого фактора на национальную безопасность России. Общая система обеспечения безопасности населения страны. Уровень культуры в области безопасности населения страны и национальная безопасность России.
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России
Чрезвычайные ситуации и их классификация. Последствия ЧС. Опасные и чрезвычайные ситуации, их влияние на безопасность жизнедеятельности страны. Ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия. Наиболее характерные чрезвычайные ситуации природного происхождения на территории России. Роль человека в обеспечении личной безопасности в опасных чрезвычайных ситуациях природного характера. Факторы опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны. Основные источники возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Основные причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Угроза военной безопасности России. Основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Основные трансграничные угрозы национальной безопасности России.
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
РСЧС. ГО - составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. МЧС России. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее предназначение и задачи. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС. Предназначение и задачи гражданской обороны. Руководство гражданской обороны. Права и обязанности граждан РФ в области гражданской обороны. МЧС России, его предназначение и структура. Основные задачи МЧС России. Роль МЧС России в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Мониторинг и прогнозирование ЧС. Инженерная защита населения от ЧС. Мониторинг чрезвычайных ситуаций и его предназначение. Основные методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Особенности прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Инженерно-технические мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Защитные сооружения гражданской обороны. Рациональное размещение объектов экономики и поселений по территории страны.
Оповещение и эвакуация населения в условиях ЧС. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Система централизованного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Локальная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Основные направления по совершенствованию системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные работы и их предназначение. Неотложные работы и их предназначение. Основные виды обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Терроризм и экстремизм: их причины и последствия
Международный терроризм. Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления. Терроризм и террористическая деятельность. Основные черты современного терроризма. Основные виды терроризма. Цели и способы осуществления террористической деятельности и террористических актов.
Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Общегосударственное противодействие терроризму и наркотизму. Правовые основы противодействия терроризму. Основные принципы противодействия терроризму. Организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации. Контртеррористическая операция. Силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции. Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Нормативно-правовая база политики противодействия наркомании. Роль Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в организации противодействия наркомании в нашей стране.
Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации
Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации. Организационные основы системы противодействия терроризму в Российской Федерации. Организационные основы системы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости
Правила поведения при угрозе террористического акта. Правила безопасного поведения в различных ситуациях террористического характера - при угрозе взрыва; в случае захвата в заложники или похищения; при перестрелке; в случае приема сообщений, содержащих угрозы террористического акта; по телефону.
Профилактика наркозависимости. Значение индивидуальной системы самовоспитания для профилактики наркомании. Психологические основы для формирования индивидуальной системы профилактики наркомании. Рекомендации по профилактике наркомании и наркозависимости.
Здоровье - условие благополучия человека
Здоровый образ жизни и его составляющие. Общее понятие здоровья. Основные составляющие здоровья. Факторы, оказывающие влияние на здоровье. Духовная составляющая здорового образа жизни. Физическая составляющая здорового образа жизни. Социальная составляющая здорового образа жизни.
Репродуктивное здоровье и демографическая ситуация в стране. Роль семьи в обеспечении репродуктивного здоровья человека и общества. Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей.
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
Ранние половые связи и их последствия. Основные причины, способствующие раннему вступлению в половую связь. Последствия ранних половых связей. Здоровый образ жизни - надежная профилактика раннего вступления в половую связь.
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Инфекции, передаваемые половым путем, и основные причины их распространения. Характеристика основных инфекций, передаваемых половым путем. Основные меры по профилактике ИППП. Общие понятия о ВИЧ- инфекции и СПИДе. Основные причины распространения ВИЧ- инфекции. Профилактика ВИЧ- инфекции.
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Брак и семья. Основы семейного права в Российской Федерации. Общие понятия о браке и семье. Значение культуры общения для создания благополучной семьи. Основные факторы, влияющие на взаимоотношения полов. Умение супругов общаться между собой в семейной жизни. Подготовка супругов к воспитанию детей и умение планировать семейный бюджет. Умение супругов организовать семейный досуг. Краткая история семейного законодательства. Семейное законодательство в Российской Федерации. Основные положения Семейного кодекса Российской Федерации.
Оказание первой помощи
Первая помощь при массовых поражениях, при передозировке в приеме психоактивных веществ. Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей. Оказание самопомощи и взаимопомощи. Признаки передозировки психоактивных веществ. Возможные последствия для человека передозировки психоактивных веществ. Правила оказания первой помощи при передозировке психоактивных веществ.
III. календарно-тематическое планирование
ПО ОБЖ В 9 КЛАССЕ
№
п/п
Тема и тип урока
Содержание
Дата
план
факт
1
Национальная безопасность в России в современном мире.
Урок изучения нового материал
Основывать значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны.
Характеризовать основные виды национальных интересов России в современном мире. Анализировать степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России.
Определять значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России.
2
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России
Комбинированный
Классифицировать чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести последствий.
Характеризовать в общих чертах чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.
Определять отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность России.
Анализировать влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
Объяснять существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной безопасности России.
3
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Комбинированный
Анализировать права и обязанности граждан РФ в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Характеризовать основные силы и средства РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Характеризовать задачи, решаемые образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций.
Объяснять роль МЧС России по защите населения от чрезвычайных ситуаций и современных условиях.
4
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного.
Комбинированный
Характеризовать основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Анализировать систему мониторинга чрезвычайных ситуаций и ее основные мероприятия.
Моделировать рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Составлять и записывать в дневник безопасности перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации.
Подбирать в Интернете и СМИ примеры проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге чрезвычайной ситуации.
5
Терроризм, экстремизм и наркотизм: их причины и последствия
Комбинированный
Характеризовать международный терроризм как серьезную угрозу национальной безопасности России.
Анализировать виды террористических актов, их цели и способы осуществления.
Формулировать собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях. Характеризовать основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму.
Формулировать основные направления по формированию антитеррористического поведения. Выводы записывают в дневник безопасности.
Составлять правила своего поведения в различных ситуациях, чтобы не попасть в наркотическую ловушку.
6
Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации.
Комбинированный
Объяснять организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в РФ.
Анализировать примеры деятельности Национального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надежной защиты населения от терроризма.
Анализировать рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта. Вырабатывать отрицательное отношение к приему наркотиков.
7
Здоровье - условие благополучия человека
Комбинированный
Характеризовать здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие.
Анализировать взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья.
Объяснять влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России.
8
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Комбинированный
Характеризовать основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путем, ВИЧ-инфекция), анализировать профилактику заражения ИППП.
Анализировать основы семейного права в РФ.
Анализировать взаимосвязь семьи и здорового образа жизни и жизнедеятельности личности и общества.
Характеризовать особенности семейно-брачных отношений в РФ.
9
Оказание первой помощи
Комбинированный
Отрабатывать приемы в оказании первой помощи при массовых поражениях населения и при передозировке в приеме психоактивных веществ, различные способы транспортировки пострадавших.
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик должен:
Знать/понимать
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
- вредные привычки и их профилактику;
- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- основные опасные ситуации в природных условиях и правила безопасного поведения в этих ситуациях;
- приёмы и правила оказания первой медицинской помощи при массовых поражениях и при передозировке ПАВ;
- систему взглядов, принятых в РФ, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- законодательную и нормативно-правовую базу РФ по организации борьбы с терроризмом;
- правила поведения при угрозе террористического акта;
- государственную политику противодействия наркотизму;
- основные меры по профилактике наркомании.
Уметь:
-
вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
-
действовать при угрозе террористического акта;
-
выполнять общие правила безопасности при активном отдыхе на природе;
-
доступно объяснять значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья;
-
грамотно оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах, полученных в природных условиях;
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
-
невосприимчивости к вредным привычкам;
-
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, на улицах и дорогах;
-
соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
-
безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
-
проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
-
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи;
-
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
V. Литература и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Литература для учителя
1.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы, рабочие программы, предметная линия учебников/А.Т Смирнов, Б.О Хренников/под редакцией А.Т. Смирнова/М.: Просвещение, 2012.
2.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников/, под ред. А.Т.Смирнова.-М.: Просвещение, 2008
3.ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова.- Волгоград: Учитель,2006
4.А.Т.Смирнов Б.О.Хренников М.В.Маслов Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь 9 класс /пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ под редакцией А.Т.Смирнова: М.:Просвещение,2011
5. Терроризм - ты под прицелом: пособие для учащихся, - М: Просвещение, 2011
6. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: сборник заданий для проведения экзамена в 9 кл./ А.Т.Смирнов, М.В.Маслов, Б.И.Мишин; под общ.ред. А.Т.Смирнова.-М.:Просвещение, 2006
7.Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе/Е.А.Воронова.-Ростов н/Д: Феникс, 2009
8. Рыбин А.Л. Дорожная азбука на дороге /А.Л. Смирнова. М.: «Просвещение», 2006.
9. Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л.В. Баль. М.: «Просвещение», 2005.
10. Дуров В.А. Русские награды /В.А. Дуров. М.: «Просвещение», 2003.
11. Лях В.И. Основы здорового образа жизни./ Л.В. Лях. М.: «Просвещение», 2005.
12. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник/ [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под общ. ред. А. Т. Смирнова]. - М., 2007.
13. Основы безопасности жизнедеятельности. - Учебно - справочный материал/ авт. - сост. И.П. Иванов - Саратов: СарИПК и ПРО, 1995.
14. Правила дорожного движения для детей/ авт. - сост. В. Надеждина.-М.: АСТ; Мн.: Харвест,2006.
15. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие/Л.Ю. Скрипник. 3-е изд. М,: Айрис - пресс,2006.
16. Противодействие терроризму: учеб.-метод, пособие / под общ. ред. Ю. С. Паткевича. - Ижевск, 2004.
17. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения/ авт. - сост. В.Е. Амелина. - М.: Глобус,2006.
18. Терроризм. Это должен знать каждый: рекомендации, разработанные Службой по борьбе с терроризмом Управления ФСБ России / под ред. А. А. Кокорева. - М, 2000.
19. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации: Официальное издание. - М., 2006. - № 11.
20. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: метод, пособие /А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. - М., 2002.
21. Чрезвычайные ситуации: энцикл. школьника / под общ. ред. С. К. Шойгу. - М., 2004
2. Литература для учащихся
1.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся/А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников/ М.: Просвещение, 2007
2. А.Т.Смирнов Б.О.Хренников М.В.Маслов Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь 5 класс /пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ под редакцией А.Т.Смирнова: М.: Просвещение,2011
3. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе/Е.А.Воронова.-Ростов н/Д: Феникс, 2009
4.Терроризм - ты под прицелом: пособие для учащихся, - М.: Просвещение, 2011
3. Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура
· Телевизор
· DVD-плеер
. компьютер
. медиадоска/проектор
4. Средства программного обучения и контроля знаний
• Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»
· Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»
· Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях
· Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
5. Стенды, плакаты
Стенды
· Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
· Криминогенные ситуации
· Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
· Правила поведения при землетрясениях
· Пожары, взрывы
· Наводнения и затопления
. Правила оказания медицинской помощи
Плакаты
· Уголок гражданской обороны.
· Действия населения при стихийных бедствиях
· Действия населения при авариях и катастрофах
· Оказание первой помощи при ЧС
· Умей действовать при пожаре
· Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Рассмотрено на заседании ШМО.
Протокол № ___ '' ___ '' _______________ 2015 г.
Руководитель ШМО ________/А. В. Ивлев/
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________/Л. В. Ляпунова/
'' ___ '' _______________ 2015г.