Мастер - класс «Развитие критического мышления» на уроках ОБЖ

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

г. Ангарск




ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ:

«Развитие критического мышления»

на уроках ОБЖ




Автор: Петруня Юлия Михайловна














2015г.

Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций логики и личностно-ориентированного подхода, находить в ней противоречия, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Формирование критического мышления - одна из актуальнейших задач современного обучения, она обусловлена требованиями ФГОС.

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.

Методические задачи:

  • Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

  • Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ

  • Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

Ход мастер-класса

Организационный момент.

Педагоги часто задают себе вопросы: как научить обучающихся самостоятельно добывать знания, как развить такие базовые качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность? Познакомившись с технологией «Развитие критического мышления», я нашла ответы на многие вопросы. Ведь критически мыслящий человек сам задает себе вопросы и пытается найти ответы на них.

Приём «Верите ли вы …»

- Верите ли вы, что можно научить детей учиться?

- Верите ли вы, что по окончанию мастер - класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

- Верите ли вы, что приёмы «Технологии развития критического мышления» можно использовать на любом учебном предмете?

1 этап: знакомство с технологией развития критического мышления

Технология развития критического мышления начала развиваться в России с 1997 года. В основе технологии лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского, а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя - в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на любых уроках и во внеурочной деятельности.

Технология развития критического мышления разрушает следующие стереотипы:
- на уроке нужно оценивать ученика;
- учащийся не должен делать ошибок;
- учитель знает, как и что должен отвечать ученик;
- учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии;
- на вопрос, поставленный преподавателем, всегда должен быть ответ.

Использование ТРКМ в рамках любого предмета:

  • дает возможность учителю формировать устойчивую мотивацию к изучению предмета, развивать креативные способности учащихся, проводить рефлексию их и собственной деятельности, двигаться дальше в планировании и ведении уроков, а также в профессиональном саморазвитии;

  • способствует самоопределению учеников, формирует самостоятельность их мышления и деятельности;

  • влияет на цели учителя и результаты образовательного процесса.

Приемы и методы ТРКМ

Технология критического мышления включает совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания), затем предоставить ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Уроки на основе ТРКМ отличаются трехфазной структурой: вызов, осмысление, рефлексия с использованием соответствующих каждой фазе (стадии) приемов и методов.

Первая стадия - вызов

Ставится задача - «вызвать» (восстановить в памяти, побудить вспомнить) имеющиеся у учащихся знания по изучаемому вопросу, активизировать и мотивировать их на учебную деятельность.

Приемы и методы: кластеры, верные и ошибочные утверждения, «мозговой штурм», ключевые слова, тематический видео- и аудиоряд.

Работа индивидуально, в парах и группах. Учащиеся получают информацию, выслушивают, записывают, обсуждают ее.

Вторая стадия - осмысление

Ставится задача на непосредственную работу с информацией с использованием подходов критического мышления - осмысленного чтения или слушания. Учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы, работают с новой информацией (фильм, лекция, материал учебника).

Приемы и методы: ведение «бортового журнала», мышление под прямым углом, Фишбоун, Инсерт, ролевая игра, таблица ЗХУ.

Третья стадия - рефлексия

Учащиеся анализируют полученную информацию, соотносят ее с уже знакомой им и, используя знания, полученные на стадии осмысления, творчески перерабатывают.

Приемы и методы: дискуссия, написание творческих работ (синквейнов, эссе и др.), заполнение кластеров.

2 этап: Практическая часть (на примере урока ОБЖ, 6 класс, тема: «Правила безопасного поведения в природе»).

  1. Стадия вызова, приём "Лови ошибку"

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

  1. Стадия осмысления, приём кластера.

Аудитория делиться на группы, в зависимости от количества участников.

Задание группам: исходя из найденных в тексте ошибок, составить алгоритм безопасного нахождения в природе, с учётом экологосообразного поведения. В ходе выполнения задания, учащиеся должны вывести правила поведения. Каждая группа представляет свое правило. В результате должен появиться свод правил поведения в лесу (формируется экологическая зоркость).


  1. Стадия - рефлексия

Задание: придумать слоган в защиту природы, подобрать метафоры, поговорки на тему бережного отношения к природе.

3 этап. Участникам мастер - класса предлагается заполнить таблицу ЗХУ

Что я знал о технологии развития критического мышления

Что бы я ещё хотел узнать (подробнее) о данной технологии

Какие приёмы данной технологии (благодаря мастер-классу) я смогу применить на своём предмете





© 2010-2022