- Преподавателю
- ОБЖ
- Мастер - класс «Развитие критического мышления» на уроках ОБЖ
Мастер - класс «Развитие критического мышления» на уроках ОБЖ
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Петруня Ю.М. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
г. Ангарск
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ:
«Развитие критического мышления»
на уроках ОБЖ
Автор: Петруня Юлия Михайловна
2015г.
Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций логики и личностно-ориентированного подхода, находить в ней противоречия, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Формирование критического мышления - одна из актуальнейших задач современного обучения, она обусловлена требованиями ФГОС.
Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.
Методические задачи:
-
Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)
-
Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ
-
Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.
Ход мастер-класса
Организационный момент.
Педагоги часто задают себе вопросы: как научить обучающихся самостоятельно добывать знания, как развить такие базовые качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность? Познакомившись с технологией «Развитие критического мышления», я нашла ответы на многие вопросы. Ведь критически мыслящий человек сам задает себе вопросы и пытается найти ответы на них.
Приём «Верите ли вы …»
- Верите ли вы, что можно научить детей учиться?
- Верите ли вы, что по окончанию мастер - класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
- Верите ли вы, что приёмы «Технологии развития критического мышления» можно использовать на любом учебном предмете?
1 этап: знакомство с технологией развития критического мышления
Технология развития критического мышления начала развиваться в России с 1997 года. В основе технологии лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского, а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя - в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на любых уроках и во внеурочной деятельности.
Технология развития критического мышления разрушает следующие стереотипы:
- на уроке нужно оценивать ученика;
- учащийся не должен делать ошибок;
- учитель знает, как и что должен отвечать ученик;
- учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии;
- на вопрос, поставленный преподавателем, всегда должен быть ответ.
Использование ТРКМ в рамках любого предмета:
-
дает возможность учителю формировать устойчивую мотивацию к изучению предмета, развивать креативные способности учащихся, проводить рефлексию их и собственной деятельности, двигаться дальше в планировании и ведении уроков, а также в профессиональном саморазвитии;
-
способствует самоопределению учеников, формирует самостоятельность их мышления и деятельности;
-
влияет на цели учителя и результаты образовательного процесса.
Приемы и методы ТРКМ
Технология критического мышления включает совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания), затем предоставить ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Уроки на основе ТРКМ отличаются трехфазной структурой: вызов, осмысление, рефлексия с использованием соответствующих каждой фазе (стадии) приемов и методов.
Первая стадия - вызов
Ставится задача - «вызвать» (восстановить в памяти, побудить вспомнить) имеющиеся у учащихся знания по изучаемому вопросу, активизировать и мотивировать их на учебную деятельность.
Приемы и методы: кластеры, верные и ошибочные утверждения, «мозговой штурм», ключевые слова, тематический видео- и аудиоряд.
Работа индивидуально, в парах и группах. Учащиеся получают информацию, выслушивают, записывают, обсуждают ее.
Вторая стадия - осмысление
Ставится задача на непосредственную работу с информацией с использованием подходов критического мышления - осмысленного чтения или слушания. Учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы, работают с новой информацией (фильм, лекция, материал учебника).
Приемы и методы: ведение «бортового журнала», мышление под прямым углом, Фишбоун, Инсерт, ролевая игра, таблица ЗХУ.
Третья стадия - рефлексия
Учащиеся анализируют полученную информацию, соотносят ее с уже знакомой им и, используя знания, полученные на стадии осмысления, творчески перерабатывают.
Приемы и методы: дискуссия, написание творческих работ (синквейнов, эссе и др.), заполнение кластеров.
2 этап: Практическая часть (на примере урока ОБЖ, 6 класс, тема: «Правила безопасного поведения в природе»).
-
Стадия вызова, приём "Лови ошибку"
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
-
явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
-
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
-
Стадия осмысления, приём кластера.
Аудитория делиться на группы, в зависимости от количества участников.
Задание группам: исходя из найденных в тексте ошибок, составить алгоритм безопасного нахождения в природе, с учётом экологосообразного поведения. В ходе выполнения задания, учащиеся должны вывести правила поведения. Каждая группа представляет свое правило. В результате должен появиться свод правил поведения в лесу (формируется экологическая зоркость).
-
Стадия - рефлексия
Задание: придумать слоган в защиту природы, подобрать метафоры, поговорки на тему бережного отношения к природе.
3 этап. Участникам мастер - класса предлагается заполнить таблицу ЗХУ
Что я знал о технологии развития критического мышления
Что бы я ещё хотел узнать (подробнее) о данной технологии
Какие приёмы данной технологии (благодаря мастер-классу) я смогу применить на своём предмете