• Преподавателю
  • ОБЖ
  • «Пожар. Причины возникновения пожара. Правила пожарной безопасности»

«Пожар. Причины возникновения пожара. Правила пожарной безопасности»

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Пожар. Причины возникновения пожара. Правила пожарной безопасности».

Класс: 5

Вид урока: комбинированный

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока:

- познакомить учащихся с общими сведениями о пожаре, выявить возможные причины пожара в жилище и правила поведения в случае его возникновения;

Задачи:

Обучающая:

- ученик научится предвидеть опасности, уметь их предотвращать

Развивающая:

- развитие навыков самостоятельной работы, развитие коммуникативных навыков

Воспитательная:

- воспитывать чувство бережного отношения к своей жизни и жизни людей

Методы обучения: словесные, наглядные

Средства обучения: интерактивная доска, презентация «Пожарная безопасность», учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, «Издательство АСТ», 2007г.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Проверяю присутствующих и готовность к уроку.

  1. Актуализация знаний.

Сегодня у нас не совсем обычный урок, и я хочу предложить начать его с решения кроссворда, в котором заключено главное слово из темы нашего урока.

Решение кроссворда.

«Пожар. Причины возникновения пожара. Правила пожарной безопасности».

- Ребята, давайте разгадаем кроссворд:

1. Лежат они в коробочке

В шкафу или на полочке.

Кто с ними играет,

Тот беду накликает (спички).

2. Химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом (горение).

3. Что является следствием неумелых действий в чрезвычайных ситуациях? (жертва).

4. Маленькая, удаленькая, а большую беду принесла (искра).

5. Высвобождение большого количества энергии за небольшой промежуток времени? (взрыв).

- Какое ключевое слово у нас получилось?

- А какой бывает огонь? ( огонь бывает добрый и злой, полезный и опасный.)

- Сформулируйте тему нашего урока: Пожарная безопасность.

(Запишем тему урока в тетрадях).

Что мы сегодня должны узнать на уроке?

  1. Изучение нового материала.

Ребята, а кто огонь для человека?

Сообщения учащихся.

Ученик 1. Огонь - друг.

Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствующие в отдельных участках земного шара. Благодаря огню все больше и больше уменьшалась зависимость человека от природы.

Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полёты реактивных лайнеров стали возможны благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

Огонь - символ.

С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину. Огонь, зажжённый от лучей солнца в далёкой Олимпии, несут в факельной эстафете спортсмены.

Огонь - враг.

Тысячи сел и городов исчезли в гигантских языках пламени. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар.

2 ученик и 3 зачитывают стих:

Да, огонь бывает разный -

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый,

Очень злой.

Злой огонь - огонь пожара,

Злой огонь - огонь войны!

От безжалостного жара

Дни темны,

Поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь

Гасить должны!

3 ученик. А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надежно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен,

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печет.

- Ребята, а что такое пожар?

Пожар - это стихийное распространение огня, вышедшего из-под контроля человека.

(записать определение в тетради)

Сообщение четвертого учащегося:

Немного истории.

В статистических данных, опубликованных в Санкт-Петербурге в 1912 году, подчеркивается, что деревни России почти полностью выгорали каждую четверть века. За полвека, с 1860 по 1910, только в европейской части России было официально зарегистрировано 2 миллиона пожаров, которыми уничтожено свыше 6,5 миллионов крестьянских дворов, чем причинен ущерб на несколько миллиардов рублей золотом.

С 12 по 19 век Москва выгорала частично или полностью около 60 раз.

- Очень интересные факты об огне и пожаре вы приготовили, ребята.

Итак, ребята, о чем же мы с вами сейчас должны узнать?

Причины пожара.

Какие причины пожара вы знаете?

(записать причины пожара в тетрадях)

Причины пожара.

  • неосторожное обращение с огнём;

  • нарушение правил эксплуатации электроприборов и

  • электрооборудования;

  • замыкание электропроводки;

  • оставленные костры;

  • утечка газа;

  • оставленная свечка;

  • невнимательность в обращении с пиротехническими средствами.

- Ребята, скажите, а чем опасен огонь? Давайте с вами сейчас назовем опасных спутников огня.

Опасные спутники огня.

1. Ядовитый дым.

2. Высокая температура.

3. Плохая видимость.

4. Паника и растерянность.

5. Поражение электрическим током.

6. Обрушение конструкций.

(Записать в тетрадях)

Каждый из нас, заметивший пожар, должен немедленно сообщить об этом в

пожарную часть. Назовите номер телефона пожарной части.

Если вдруг пожар возник,

То звонить обязан вмиг,

Как и всякий гражданин

В часть к пожарным "01".

- Давайте в тетрадях запишем с вами номер телефона пожарной охраны.

А кто из вас знает, как надо правильно вызывать пожарную охрану?

Вызов по телефону пожарной команды.

Если где-то задымится,

Если что-то загорится,

По тревоге как один,

Позвоним по 01.

И ближайшему району

Позвоним по телефону.

Где горит и что горит,

И кто об этом говорит!

Задача каждого суметь грамотно сообщить о пожаре.

 назвать адрес, где горит;

 свой номер телефона;

 свою фамилию;

 на каком этаже горит;

 как лучше подъехать к дому;

 сколько подъездов в доме.

Практическое занятие. Вызов пожарной охраны.

Учащиеся по желанию выходят и вызывают пожарную охрану, сообщая диспетчеру все необходимые сведения по алгоритму.

Все это нужно сообщить быстро, без запинок.

С огнём бороться мы должны,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы?

(Пожарники).

Игра. Объясни пословицу.

Малая искра города прожигает, а сама прежде всех погибает.

Пожар снежком не погасишь.

Затопила печку, а сама на крылечко.

Ребята, а кто знает как надо себя вести при пожаре?

Самостоятельная работа.

а) Пожары причиняют людям большое несчастье. Чтобы избежать их, нужно строго соблюдать правила противопожарной безопасности.

- Я вам предлагаю за 5 мин., работая в паре, составить правила противопожарной безопасности.

б) Проверка и коллективное обсуждение.

Правила безопасного поведения при пожарах.

  • Немедленно покинуть здание, используя для этого основные и запасные

выходы.

  • Оповестить окружающих об опасности.

  • Сообщить о пожаре в пожарную часть.

  • Если очаг пожара небольшой, до прибытия пожарной команды

попытайтесь потушить его имеющимися подручными средствами.

  • Сохраняйте самообладание, способность быстро оценивать обстановку и

принимать правильные решения.

  • Проходя через горящие помещения, накройтесь с головой мокрой

материей, через задымлённые помещения двигайтесь ползком или

пригнувшись - меньше вероятность задохнуться в дыму.

  • Если на вас загорелась одежда, не пытайтесь бежать, а постарайтесь сбить

пламя, перекатываясь на полу, или, если есть возможность, затушить водой.

  • Для защиты от продуктов горения дышите через влажный платок, ткань.

  • При выходе из здания по задымлённой лестнице продвигайтесь вдоль

стены.

  • Если горит электропроводка, обесточьте её, после чего попытайтесь

потушить горящие элементы.

Работа в группах. Обыграть различные ситуации:

  1. Пожар в квартире и вы не можете выбраться из квартиры.

  2. Пожар на лестничной клетке на вашем этаже.

  3. Пожар в коридоре школы.

Ребята, скажите, а все учащиеся должны выходить в одну дверь?

А как еще можно покинуть здание школы?

Сколько всего запасных выходов в нашей школе? Где они расположены?

Ребята, а если пожар небольшой его можно потушить самим?

А чем мы будем его тушить?

Где в нашей школе находятся огнетушители?


  1. Закрепление.

Выполнение теста.

А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность выполнения теста.


  1. Рефлексия.

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

А как вы считаете, эти знания могут пригодиться вам в жизни?


  1. Д/З: каждый ученик определит дома самое пожароопасное на его взгляд место и нарисует памятку по недопущению огня.

Библиографический список

  1. «Как построить урок в соответствии с ФГОС» под редакцией: В. А. Миронов, издательство Учитель; г. Волгоград, 2014г.

  2. «Развитие критического мышления» под редакцией: С. И. Заир - Бек, И. В. Муштавинская, издательство: Просвещение, г. Москва, 2011г.

  3. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли» под редакцией А. Г. Асмолова, издательство: Просвещение, г. Москва, 2010г.

  4. Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы. Сценарии школьных праздников. Москва. Новая школа. 2001. с. 207-216.





ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»)

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бондарев Антон Иванович



ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПОЖАР. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА. ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»



Специальность: «безопасность жизнедеятельности»









Комсомольск-на-Амуре, 2015

Психологические и физиологические особенности школьников 11 - 12 лет.

К концу младшего школьного возраста происходят важные изменения в физическом развитии. Завершено окостенение черепа головы, продолжается упрочение скелета, особенно конечностей, позвоночника, тазовых костей. В этом возрасте интенсивно развивается мускулатура, увеличивается масса мышц, дети в состоянии поднять правой рукой 16-19 кг. Дети в этот возрастной период обладают, как правило, хорошим здоровьем. Спят 9-10 часов, хорошо засыпают, легко просыпаются.

Развитие головного мозга средних школьников обусловливает совершенствование их нервно-психической деятельности, усиливается роль торможения, это требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой.

К концу младшего школьного возраста у ребенка должны сформироваться такие новообразования, как умение рассуждать и делать выводы, умение организовать свою деятельность и доводить начатое дело до конца, осознанно принимать решения.

Резко возрастает количество негативных самооценок.

Смена социальной ситуации ведет к изменению внутренней позиции ученика: недовольству собой, критичности в оценки результатов учебы, снижению интереса и мотивации к учебе.

Развитие нервно-психической деятельности школьников расширяет их познавательные возможности, создает условия для совершенствования восприятия, мышления, памяти.

Появляется способность к логическим рассуждениям. Развитие теоретического мышления (мышление в понятиях) может свободно работать с понятиями, способность к простейшим обобщениям, ребенок начинает делать выводы.

Память еще остается механической (заучивание), но идет бурное развитие опосредованной памяти, когда дети начинают запоминать связи и зачастую им не требуется сидеть и заучивать, а достаточно прочитать один раз и осознать прочитанное.

Внимание становится более устойчивым, носит произвольный характер, увеличивается объем, ребенок может длительное время сидеть и выполнять одно задание.

Заметным своеобразием отличается нравственное развитие. Оно происходит преимущественно под влиянием побуждения их к соблюдению установленных в школе и классе правил поведения и тех императивов, которые содержатся в повседневном общении со сверстниками. Причем при оценке поведения сверстников они чаще всего исходят из того, чего нельзя делать, и стремятся давать оценку поступков других детей, зачастую не замечая собственных недостатков, иногда свои поступки приписывают другим или положительные поступки других себе, поле чего ждут оценки со стороны взрослого. При этом их действия и поступки во многом имеют подражательный характер. Так как самосознание и самоанализ у них находятся на низком уровне.

Кризис самооценки, негативная Я-концепция зачастую влекут за собой плохую социальную адаптацию, негативно отражаются на взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (конфликты, агрессивность).

Дружба воспринимается не в качестве источника взаимных удовольствий, а как серия взаимодействий, происходящих в течение длительного периода. Основой конфликтов представляются различия в личностных характеристиках.


© 2010-2022