Программа летнего лагеря Испытай себя

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки УР

Управление народного образования Алнашского района

МОУ Байтеряковская средняя общеобразовательная школа







Принят на педагогическом Утверждаю:

совете школы Директор МБОУ

Байтеряковская СОО

Щущпанов С.А.


Программа летнего лагеря Испытай себя


Программа летнего лагеря Испытай себяПрограмма летнего лагеря Испытай себяПрограмма летнего лагеря Испытай себя



Автор проекта: Шушпанов С.А.

Преподаватель-организатор ОБЖ





д. Байтеряков


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Лето-время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей, изучения ими ранее недоступных сфер человеческой деятельности.

Организация оздоровительных спортивно - краеведческих лагерей - одна из интереснейших форм работы со школьниками в летний период. Это хорошая возможность дать детям отдохнуть, оздоровить и закалить свой организм.

Особое беспокойство вызывает проблема детской алкаголизации, токсикомании наркомании. Невероятно быстро растет число, потребляющих наркотики среди молодежи. Россия занимает одно из лидирующих мест по факту сбыта наркотических средств, растет число ВИЧ- инфицированных. Летальный исход от передозировки, суициды и деградация личности становятся реалиями, разрушающими наше общество.

Стоит обратить внимание и на физическое развитие подрастающего поколения. Плохая экологическая обстановка, алкоголь, табак, неблагополучная обстановка в семьях, отсутствие достаточного числа спортивных и оздоровительных секций при общеобразовательных школах - все эти факторы оказывают непосредственное влияние на физическое развитие подростков и молодежи.

Сейчас, когда в обществе явно проявляются признаки деградации, особенно в нравственной и духовной сфере, когда нам навязываются ложные, чуждые ценности, когда со всех сторон идет бешеная пропаганда насилия, надо осознать, что все это имеет огромное влияние на детей и молодежь, которая, в сложившихся обстоятельствах, остро нуждается в защите от губительных воздействий.

В районе растет количество Поэтому, исключительную важность имеет комплексная работа по воспитанию у подрастающего поколения естественных для них национальных, нравственных ценностей и идеалов, а также любви к Родине и своему краю.

Создание летнего спортивно - краеведческого оздоровительного лагеря, на базе которого будут создаваться все условия для самореализации молодежи - острая необходимость.

Цели и задачи программы


Основные цели:

• развитие физического, адаптивного и коммуникативного потенциала личности

• научить выживанию в чрезвычайных ситуациях, способствовать формированию у подростков безопасных моделей поведения.


Задачи:

• Совершенствование новых форм и методов подготовки молодежи к безопасному поведению в экстремальных ситуациях, развитие ее заинтересованности в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций.

- Укрепление и восстановление здоровья, психофизического состояния детей.

- Совершенствование навыков туристского мастерства ребят.

- Развитие у подростков чувства товарищества и взаимопомощи.

- Организация интересного досуга.

- Привитие навыков экологического общения с окружающей природой

- Пропаганда среди молодежи здорового и безопасного образа жизни.

Кадровое обеспечение

В условиях профильного лагеря для реализации его цели и задач, удовлетворения интересов и познавательных потребностей детей, вопрос кадрового обеспечения является важнейшим вопросом в период подготовки и организации смены.

Основой педагогического коллектива является педагогический состав Байтеряковской средней школы, для которой данная работа является профессиональным родом деятельности и все его члены имеют, специальное профессиональное образование. Ведущей формой подготовки является инструктивно - методический сбор непосредственно перед началом работы лагеря.

На сборе рассматриваются инструкции, для педагогического состава, включающие в себя:

-положение об охране здоровья и жизни детей

-положение о детском лагере, его оздоровительных и воспитательных функциях;

-функциональные обязанности преподавательского состава;

-административно-хозяйственные требования;

-санитарно - медицинский минимум;

-правила техники безопасности;

-ознакомление и распределение обязанностей;





ПРОГРАММА ДЕЛИТСЯ НА ДВА ЭТАПА

1.Вводный

Ознакомительный этап ( 1- 2 дня ), который позволяет участникам легче освоиться во временном коллективе, новых условиях, дает возможность познакомиться с преподавательским составом, лучше узнать друг друга.

2.Основной (без временных ограничений).

Собственно, сам рабочий процесс (хотя следует заметить, что работа начинается с «первой минуты», так как процесс взаимодействия всей группы и есть процесс обучения, не имеющий временных ограничений).


Вводный этап:


Первый этап призван:

- навести связи между каждым членом группы;

- сформировать индивидуальные отношения в коллективе;

- выявить лидеров группы среди молодежи;

- дать возможность участникам ознакомиться с предстоящей программой;

- провести собеседование с каждым членом рабочей группы, с целью выявления индивидуального отношения к проекту;

- внести коррективы и дополнения в проект с учетом замечаний и пожеланий членов рабочей группы;

- ознакомление коллектива группы с необходимыми правилами техники безопасности, ввиду избежания получения травм и увечий во время летнего отдыха и занятий по запланированной программе;


Выше изложенные пункты позволяют выработать наиболее гибкий подход к управлению данной рабочей группой с учетом особенностей как всего коллектива в целом, так и индивидуальных особенностей каждого его члена.

Вводный этап моделирует схему управления программой, вырабатывает новые подходы к процессу обучения и создает механизм реализации поставленных целей. Он является ключевым звеном в процессе корректировки управления всей программой, так как процесс обучения не может содержаться в жестких рамках и проходить по незыблемому, заранее написанному сценарию

.

Основной этап

Этап реализации программы и достижения поставленных целей предоставляет собой традиционную лагерную смену, сроком 18 дней, в рамках которой проходит процесс обучения.

Ожидаемые результаты

1.Формирование гармонично развитой личности.

2.Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни.

3.Снижение уровня правонарушения среди подростков.

4. Выработка практических умений и навыков необходимых в повседневной жизни.

5. повышение интереса и приобщения детей и молодёжи к традиционной культуре.

Учебно-тематический план занятий по программе

оздоровительного спортивно-туристического лагеря

«Испытай себя».

Название темы.

Кол-во часов

Теория ка

Практика

всего

1

Основы туристической подготовки.

7

17

24

1.1

Личное и групповое туристическое снаряжение.

1

2

3

1.2

Организация бивака. Привалы и ночлеги.

2

4

6

1.3

Организация питание в полевых условиях.

1

3

4

1.4

Основные туристические обязанности в группе.

1

1

2

1.5

Тактика движение и техника преодоления естественных препятствий в пути.

1

4

5

1.6

Технические этапы туристических соревнований

1

3

4

2

Топография и ориентирование

7

10

17

2.1

Условные знаки

1

1

2

2.2

Ориентирование по горизонту, азимуту

2

2

4

2.3

Компас. Работа с компасом.

1

2

3

2.4

Измерение расстояний.

1

3

4

2.5

Ориентирование по местным признакам, действие в случае потери ориентировки.

2

2

4

3

Основы гигиены и первой до врачебной помощи

4

11

16

3.1

Личная гигиена и профилактика различных заболеваний.

1

2

3

3.2

Походная медицинская аптечка.

1

2

3

3.3

Основные приемы оказания первой до врачебной помощи

2

4

6

3.4

Приемы транспортировки пострадавшего

1

3

4

4

Физическая подготовка

4

14

18

4.1

Физиополитическое занятие физических упражнений. Основы спортивной тренировки.

1

4

5

4.2

Кроссовый бег. Плавание.

1

4

5

4.3

Преодоление туристских препятствий.

2

6

8

5

Туристические походы и соревнования

1

31

32

5.1

Подготовка к походам и соревнованиям

1

3

4

5.2

Проведение соревнований

-

4

4

5.3

Проведение походов

-

24

24

Содержание программы.

1. Ocновы туристской подготовки


  1. Личное и групповое туристическое снаряжение.

Учащиеся должны знать перечень снаряжения для 1-3 дневных походов и требования к нему.

Учащиеся должны уметь готовить снаряжение для похода и соревнований.

Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно-трёх дневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж. Как готовить личное снаряжение к походу.

Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтного набора. Особенности снаряжения для зимнего похода.


  1. Организация бивака. Привалы и ночлеги

Учащиеся должны знать правила организации бивака. Учащиеся должны уметь самостоятельно организовать ночлег.

Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в зависимости от условий (погода, рельеф, физическое состояние участников).

Выбор места для привала и ночлега. Основные требования к месту привала и бивака.

Организация работ по развёртыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток, костра, определение места для забора воды и умывания, туалетов и мусорной ямы), заготовка дров.

Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палатки от намокания и проникновения в неё насекомых. Правила поведения в палатке.

Уборка места лагеря перед уходом группы.

Типы костров. Правила разведения костра, работа с топором, пилой при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов.

Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).

Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.

Организация ночлегов в помещении.

Правила купания.

Практические занятия определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря. Разведение костра.


  1. Организация питания в полевых условиях.


Учащиеся должны знать основные нормы потребления продуктов в походе.

Учащиеся должны уметь составлять раскладку продуктов на 1-3 дневный поход.

Значение правильного питания в походе. Два варианта организации питания в походе: на бутербродах и приготовлением горячих блюд. Организация питания в 2-3 дневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаке. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте.

Практическое занятие: Составление меню и списка продуктов для 1-3 дневного похода. Закупка фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.


  1. Основные туристские обязанности в группе.


Учащиеся должны знать основные должности и их обязанности.

Учащиеся должны уметь выполнять должностные обязанности в походе.

Должности в группе постоянные и временные. Руководитель группы, требования к нему ,обязанности: руководство членами группы, контроль выполнения заданий, поддержание нормального климата в группе. Другие

постоянные должности в группе: заведующий питанием, заведующий снаряжением, проводник, краевед, санитар, ремонтник, фотограф и.д. Временные должности. Дежурный по кухне, их обязанности.

Практические занятия: выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения похода.

1.5 Тактика движения и техника преодоления естественных

препятствии в пути

Учащиеся должны знать правила движения в походе, способы преодоления естественных препятствий.

Учащиеся должны уметь преодолевать естественные препятствия.

Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня.

Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности : по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.

Практические занятия: отработка движений колонной. Соблюдение режима движения, отработка движения по пересеченной местности: по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.

1.6Технические этапы туристических соревнований.

Учащиеся правила и условия выполнения технических этапов. Учащиеся должны уметь правильно и быстро преодолевать технические этапы.

- Подъем траверс спуск по травянистому склону.

- Подъем и спуск по склону с использованием веревки.

- Укладка бревна.

- Переправка по бревну с использованием перил, наведенных командой.

- Подъем, траверс, спуск с самостраховкой по перилам, наведенным командой, судьями.

- Переправка вброд с использованием перил, наведенных командой, судьями.

- Переправка по веревке с перилами.

-Переправка через ручей по бревну с использованием перил (в зимнее время).

  • Переправка по тонкому льду.

  • Преодоление реки (оврага), по навесной переправе, наведенной командой, судьями.

  • Транспортировка пострадавшего по навесной переправе.

  • Подъем, спуск пострадавшего на нартах на несущем.

  • Подъем, спуск пострадавшего на нартах с верхней командой страховкой.

  • Транспортировка пострадавшего на нартах.

2. Топография и ориентирование.


  1. Условные знаки.

Учащийся должны знать виды условных обозначений, основные типографические знаки.

Учащиеся должны уметь определять условные обозначения, основные типографические знаки, находить их на местности.

Понятие о местных предметах и типографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и немасштабные, площадные и контурные знаки. Пояснительные цифровые и буквенные знаки. Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезы воды. Типичные формы рельефа, их изображение на типографических картах. Практические занятия: изучения на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Упражнения на запоминание знаков

.

2.2 Ориентирование по горизонту, азимуту

Учащиеся должны знать способы ориентирования на местности.

Учащиеся должны уметь выполнять примерный азимут на глаз.

Основные направления на стороны горизонта: С,Ю,З,В. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Определение азимута. Азимут истинны и магнитный. Магнитное склонение.

Измерение и построение азимутальных направлений на карте.

Практические занятия: Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнение на инструментальное измерение азимутов на карте.

2.3 Компас. Работа с компасом.


Учащиеся должны знать виды и назначение компасов.

Учащиеся должны уметь выполнять основные действия с компасом.

Компас. Типы компасов. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом. Ориентир, что может служить ориентиром. Движение по азимуту его применение. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка. Техника выполнения засечек компасом.

Практические занятия: ориентирование карты по компасу. Упражнение на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков.

2.4 Измерение расстояний.

Учащиеся должны знать способы измерения расстояний на карте и на местности. Учащиеся должны уметь измерять расстояния на карте и на местности различными способами.

Способы измерения расстояний на карте и на местности различными способами. Курвиметр, использование нитки. Средний шаг, от чего зависит его величина. Глазомерный способ измерения расстояния с помощью кепки. Определения расстояния по времени движения.

Практические занятия: Измерение своего среднего шага (пар шагов). Упражнения на прохождение различной длины. Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром и ниткой. Оценка пройденных расстояний по затраченному времени. Измерение расстояний на глаз, с помощью кепки, по подобным треугольникам.

2.5 Ориентирование поместным признакам, действия в случае потери ориентировки.

Учащиеся должны знать способы ориентирования по местным признакам, варианты действий в случае потери ориентировки.

Учащиеся должны уметь ориентироваться по местным признакам, действовать в случае потери ориентировки.

Суточное движение солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Определение азимута на солнце в разное время дня. Полярная звезда, её нахождение. Приближённое определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов.

Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки. Поиск отличных ориентиров.

Практические занятия: упражнения по определению азимута по солнцу в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным признакам. Определения точки стояния на спортивной карте, имитация ситуации по потере ориентировки.

3 Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

3.1 Личная гигиена и профилактика различных заболевании.

.

Учащиеся должны знать правила личной гигиены туриста.

Учащиеся должны уметь применять средства личной гигиены во время походов и соревнований.

Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, баня, купание, душ). Гигиена одежды и обуви. Общая гигиеническая характеристика походов и соревнований. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье спортсменов.

Практические занятия: применение средств личной гигиены в походах и лагерях. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов , уход за ними.

3.2. Походная медицинская аптечка.


Учащиеся должны знать список мед аптечки, назначение и дозировку основных препаратов.

Учащиеся должны уметь формировать походную медицинскую аптечку.

Составление мед аптечки. Хранение и транспортировка мед аптечки. Назначение и дозировка препаратов. Состав мед аптечки на поход и на соревнования. Перечень и назначение, показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов.

Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в зависимости от хронических заболеваний.

Практическое занятие: формирование походной мед аптечки.

3.3. Основные приёмы оказания первой до врачебной помощи.


Учащиеся должны знать основные приёмы оказания первой до врачебной помощи.

Учащиеся должны уметь оказывать первую доврачебную помощь.

Соблюдение гигиенических требований. Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания. Наложение жгута, ватно-марлевые повязки, обработка ран, промывание желудка.

Практические занятия: способы обеззараживания питьевой воды, оказание первой помощи условному пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание полоща).

3.4 Приемы транспортировки пострадавшего.


Учащиеся должны знать основные приемы транспортировки пострадавшего.

Учащиеся должны уметь транспортировать пострадавшего в зависимости от травмы.

Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения, его состояния, от количества оказавших помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах или лыжах со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.

Практические занятия: изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего

.

4. Физическая подготовка.

4.1 Физиологическое значение упражнений. Основы спортивной тренировки.


Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособности, развитие физических качеств. Основные принципы спортивной тренировки: постепенность, доступность, регулярность, цикличность

4.2 Кроссовый бег. Плавание.


Равномерный бег в спокойном и умеренном темпе по равнине и пересеченной местности. Повторно-темповый бег. Спасение утопающего. Освоение способа плавания «кроль».

4.3 Преодоление туристических препятствий.

Переправа по веревке и бревну с перилами. Подъем и спуск по склону на схватывающем узле. Навесная переправа. Траверс склона. Преодоление полосы препятствий из изученных элементов

.

  1. Туристические походы и соревнования.


  1. Подготовка к походам и путешествиям.

Учащиеся должны знать систему подготовки категорийного похода.

Учащиеся должны уметь организовывать подготовку к походу с помощью руководителя.

Выбор района путешествия. Логика построения маршрута, запасные и аварийные варианты маршрутов. Возможность использования забросок. Использование при изучении маршрута похода отчетов других туристических групп. Изучение сложных участков маршрута и составление планов их преодоления.

Заявочная документация для совершения многодневного туристического путешествия. Правила заполнения маршрутной книжки. Контрольные пункты и сроки движения группы. Регистрация в поиско-спасательном отряде.

Составление плана подготовки путешествия членами группы в соответствии с их должностными обязанностями.

Практические занятия: Подготовка к совершению многодневного путешествия. Подготовка маршрутной документации, картографического материала.


  1. Проведение соревнований.

Участие в соревнованиях и слетах по туризму, спортивному ориентированию, «Школе безопасности».


  1. Проведение походов.

Проведение 2-х-однодневных походов, 2-х-двухдневного похода.



© 2010-2022