Статья Туризм как проектная деятельность

Данная статья является информационным дополнением к презентации учебного проекта "Мой друг велосипед" опубликованному ренее на моем сайте. Статья "Туризм как проектная деятельность" описывает историю создания учебного проекта основанного на организации многодневного велосипедного путешествия по дорогам Финляндии, раскрывает возможности туризма в осуществлении проектной деятельности учащихся, а также возможности интеграции в рамках проектной деятельности таких предметов как ОБЖ, технология, инфор...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Туризм как проектная деятельностьСтатья Туризм как проектная деятельностьСтатья Туризм как проектная деятельностьСтатья Туризм как проектная деятельностьСтатья Туризм как проектная деятельностьСтатья Туризм как проектная деятельностьСтатья Туризм как проектная деятельностьСтатья Туризм как проектная деятельностьСтатья Туризм как проектная деятельностьСтатья Туризм как проектная деятельностьСтатья Туризм как проектная деятельностьСтатья Туризм как проектная деятельностьСтатья Туризм как проектная деятельностьСтатья Туризм как проектная деятельностьСтатья Туризм как проектная деятельностьСтатья Туризм как проектная деятельностьСтатья Туризм как проектная деятельностьСтатья Туризм как проектная деятельностьСтатья Туризм как проектная деятельностьСтатья Туризм как проектная деятельностьСтатья Туризм как проектная деятельностьСтатья Туризм как проектная деятельностьСтатья Туризм как проектная деятельностьСтатья Туризм как проектная деятельностьТуристическое путешествие как проектная деятельность учащихся.

В небольшом пригородном посёлке Дубки Ярославского района много лет работает единственное в Ярославской области детское объединение по велотуризму. Руковожу им я, Индюков Юрий Викторович, преподаватель - организатор ОБЖ МОУ Дубковской СОШ. Я прибыл в посёлок Дубки в 1988 году работать тренером-преподавателем по морскому многоборью. В то время туристических объединений в школе не было, но было много спортсменов по различным видам спорта, которые активно использовали туризм как средство общей физической подготовки. Тогда и мы, многоборцы, приобщились к туризму, используя его в качестве организации летнего отдыха детей и как средство гребно-парусной подготовки. Мы практиковали длительные шлюпочные путешествия под парусами и на вёслах. Избороздили Волгу от Костромы до Углича и всю Которосль, ходили по Рыбинскому водохранилищу и по Костромским разливам р. Мологи и р. Соть. Однажды даже попали в шторм и 3 часа по грудь в воде руками отталкивали шлюпки с мелководья, чтобы их не разбило волной о дно. К сожалению, в «лихие 90-е» ДЮСТШ по морскому многоборью «приказала долго жить» и спустя несколько месяцев траура и дезориентации мы с ребятами нашли себя в триатлоне. Именно тогда мы и пересели на велосипеды, вновь используя, теперь уже велотуризм, для спортивной подготовки. Начинали естественно с малого:

1-2 дневные походы вокруг родного посёлка, до ближайших карьеров, выезжали своим ходом на районные и областные турслёты. Затем в другие районы Ярославской области: Гаврилов-Ямский, Борисоглебский, Углический. В среднем по 30-50 км в день, по дорогам, мало загруженным транспортом. Постепенно спортивное мастерство и выносливость ребят росло, и мы стали выезжать в соседние Ивановскую и Владимирскую области. Километраж вырос до 80-100 км в день, а обычная длительность похода устоялась на уровне 15 дней. Именно за этот срок ребята успевают насладиться туристической жизнью, повысить выносливость и соскучиться по дому. В это время мы начали практиковать 3-5 дневные велопробеги на соревнования по триатлону в г. Ковров и г. Радужный Владимирской области, тогда наш рекордный километраж достиг 167 км за день. И мы впервые задумались о проведении велопохода за рубеж, это был 2002 год: нищета и разруха после кризиса 1998г. Для «пробного Статья Туризм как проектная деятельностькамня» собрали малую группу в 6 человек и выбрали самый дешёвый вариант - Финляндия. Проложили маршрут на 1000 км за 10 дней от г. Сортавала до города-побратима нашего Ярославля финского г. Ювяскюля и обратно через г. Миккелли - г. Иматра до Выборга. Весь проект с оформлением загранпаспортов и виз, с проездом на поезде и скудными развлечениями в самой Финляндии нам обошёлся в 3,5 тыс. руб. с человека. Мы въезжали в неизвестную для нас страну, имея всего 40 евро на всех, но снаряжены были так, что могли прожить до 3 недель на необитаемом острове. Опыт оказался удачным, однако спортивная составляющая «перетягивала одеяло» на себя, поэтому страны мы практически не увидели, познавательная часть осталась «за кадром». Правда, побывали на водопадах, где снимался фильм «А, зори здесь тихие…». Познакомились с самым знаменитым финским спортсменом 4-х кратным Олимпийским чемпионом Ласе Виреном, героем Мюнхенской и Монреальской Олимпиад в лёгкой атлетике, на которых он выиграл 5000 и 10000 м.

В 2001 году дворец спорта «Север» с бассейном, в котором я тренировал своих триатлонистов, был продан в частные руки, а вокруг него были понастроены круглосуточные ларьки с пивом и сигаретами. Это стало началом конца спортивной жизни посёлка, т.к. другого спортивного сооружения, кроме маленького нестандартного школьного зала нет. И за последующие 10 лет в Дубках были практически «потеряны» несколько поколений детей. Развивать триатлон без плавания не имело смысла. С этого времени для меня и моих воспитанников остался единственный вариант - спортивный туризм. А точнее велотуризм, как самый доступный на селе. Ведь ни альпинистского снаряжения для горно-пешеходного туризма, ни байдарок с катамаранами для водного туризма у нас не было, и приобрести их школа была не в состоянии. Зато велосипеды в сельской местности есть практически у каждого ребёнка. На этом этапе нас активно поддержал Областной центр детско-юношеского туризма и экскурсий, и помогает нам до сих пор. Постепенно по мере замещения спортсменов триатлонистов «чистыми» туристами спортивная составляющая наших путешествий стала меняться на познавательную. Это потребовало снижения среднего дневного километража в походах до 50-60 км. В 2005 году провели даже передвижной палаточный лагерь «Юный водитель», с привлечением учебных автомобилей и инструкторов автошколы.

Финские же походы стали для нас традиционными, группы более многочисленными, маршруты более интересными:

2004 г. - 15 чел. - Лаппеенранта - Коувола - Ловиса - Хамина - Котка - Выборг - 560 км.

2006 г. - 18 чел. - Хамина - Хельсинки - Коувола - Иматра - Выборг - 600 км.

2009 г. - 12 чел. - Костамукша - Савонранта - Савонлинна - Миккелли - Пуумала - Иматра - Выборг. - 800 км.

Планируемый поход на 2012 год - 15 чел. - Хельсинки - Лахти - Мюрскюля - Коувола - Миккелли - Пуумала - Иматра - Выборг. - 500 км.

Но проведение путешествий мы стали осуществлять в виде проектной деятельности с тем, чтобы дети получали максимум полезных навыков. В 2008 году наш проект занял 1 место на областном конкурсе «ИКТ в деятельности педагога». На особенностях организации этого проекта я и хочу остановиться подробнее.

Творческое название проекта «Мой друг - велосипед».

Это долгосрочный практико-ориентированный проект для учащихся 7-10 классов, в котором интегрируются предметы ОБЖ, технология, математика, физкультура, иностранный язык.

Главная идея проекта - дать детям стимул, ради которого стоит потрудиться, и за счёт этого активизировать учебную деятельность.

Суть проекта: организация, подготовка и реализация 2х-недельного велосипедного путешествия по Финляндии, и всё это руками и стараниями самих детей.

Реализация проекта делится на 4 этапа: общеподготовительный, специально-подготовительный, практический и заключительный.

Общеподготовительный этап: реализуется в течение 3 четверти на уроках ОБЖ. Его цель - изучить тему «Автономия в природе», дать детям самые необходимые общетуристические навыки и провести отбор участников на конкурсной основе. Это осуществлялось на самых обычных уроках и не совсем обычных: с применением ИКТ, с широчайшим набором практических занятий и домашних заданий, с проектной деятельностью. Для этого был разработан обширный перечень конкретных практических заданий, каждое из которых оценивалось суммой баллов от 5 до 50 в зависимости от сложности задачи. Главное условие: 15 человек, набравшие наибольшее количество баллов, зачисляются в команду участников похода. В рамках этой деятельности около 25% заданий связаны с применением информационных технологий. Это доклады, рефераты, публикации, буклеты, презентации различного уровня и сложности. Самые удачные из них в дальнейшем используются в учебных целях, как правило, это презентации, организованные следующим образом: первая часть - иллюстрированная энциклопедия по теме, вторая часть - тестирование, в котором неправильный ответ отсылает ребёнка к тому материалу, который он недопонял. Также дети осуществляли мини проекты по созданию учебных видеороликов по оказанию первой медицинской помощи, технике вязания туристических узлов, изготовления туристических носилок. Создание карт для спортивного ориентирования с помощью сервиса GoogleMap. Благодаря чему у нас сейчас вокруг школы пять полигонов обеспеченны спортивными картами для ориентирования.

Специально-подготовительный этап: осуществлялся уже во внеурочное время за счёт кружковой деятельности и в производственной бригаде в летнем пришкольном лагере. На этом этапе почти все виды деятельности, кроме ремонта велотехники, напрямую связаны с использованием ИКТ.
И без них просто невозможно обойтись. Здесь ребята осуществляли расчёт сметы похода, продовольственной раскладки, весовое распределение нагрузки в электронных таблицах Exel.
С помощью финского аналога сервиса GoogleMap собирали картографический материал, подгоняли и склеивали куски карт в программе PhotoShop с подробностью до 50 м в 1 см. С помощью поисковых систем собирали информацию о достопримечательностях по маршруту, составляли англо-финско-русский разговорник, искали доступные кэмпинги и списывались с ними. Вся эта переписка в дальнейшем представляется в Финское посольство для получения виз. Естественно, что все анкеты и документы на получение загранпаспортов и виз дети набирали сами, по образцам, найденным в интернете. Даже при изготовлении велорюкзаков и палаток не обошлось без поиска образцов в интернете. За те 3 раза, что мы реализовывали этот проект, руками детей было пошито 18 велорюкзаков и 2 велопалатки. Палатки собственной разработки: 4х-местные, двухслойные, с 2 входами и прихожей и без единого грамма металла, с опорой на дерево с одной стороны и на раму велосипеда с другой, вес 1200 гр.

И наконец, практический этап: это осуществление задуманного, т.е. само путешествие по Финляндии. Со всеми трудностями, экстремальными ситуациями, развлечениями, достопримечательностями.

Заключительный этап: по итогам похода ребята на основе отснятого фото-видео-материала монтируют фильм, который потом тиражируется на всех участников похода и остаётся у каждого на долгую память. Планировалось также создание сайта, но ребят, желающих этим заняться, не нашлось, а нарушать главный принцип добровольности в выборе видов общественно полезной деятельности не хотелось.

В результате реализации этого проекта отмечается повышение мотивации учащихся в обучении ОБЖ, объём учебной деятельности вырастает в среднем в 3 раза. Дети осваивают или совершенствуют навыки работы на ПК, с офисными программами: Word, Exel, PowerPoint; с графическими редакторами: PhotoShop и CorelDrow, с видеоредактором PinnaclStudio, работают с интернет сервисами: почтовыми, поисковыми, навигационными. Но главное, что в ходе этой работы дети начинают понимать ценность информационных технологий для практической деятельности. Понимают, что ПК это не игрушка и не средство получения хорошей оценки, а инструмент, помогающий достичь конкретных, жизненно важных для них целей. Не нашёл в интернете анкету, не заполнил ее правильно - значит, не получил визу и никуда не поехал. Именно реальная необходимость - лучший стимул освоения любых знаний и навыков. В данном проекте этот тезис работает на все 100 %.

Позднее я распространил принципы проектной деятельности и на другие путешествия. Так в 2010 году мы созрели для организации похода по Крыму, проехали на велосипедах от Феодосии до Симеиза, вскарабкались вместе с велосипедами на Эчки-Даг, накупались в море и в аквапарках. Но поскольку мы ехали, конечно, прежде всего, к морю, то основным требованием к участнику похода было умение плавать. Каждому претенденту на участие необходимо было сдать зачёт по плаванию - 1000 м кролем без остановки. В ноябре мы начали ездить в Ярославский бассейн 2 раза в неделю, а в марте все участники проплыли зачётный километр. И это не оказалось излишним, именно в то время, когда мы купались в Феодосии, в Таганроге погибли дети вместе с преподавателем. Вообще безопасность детей в таких поездках должно ставить «во главу угла». Я пловец, триатлонист, мастер спорта по морскому многоборью, КМС по подводному спорту, никогда не решусь пустить в водоём ребёнка, не умеющего плавать, или оставить без присмотра «умеющего» - это понятие вообще относительное. Применительно к детям я считаю «умеющими» плавать только тех, кто плавает лучше меня. То же касается и езды по дороге на велосипедах. Я никогда не выведу на трассу ребёнка, которого я лично не проверил в многочисленных учебно-тренировочных поездках и походах по незагруженным просёлочным и третьестепенным дорогам. Который не прошёл серьёзную школу «Безопасного колеса», в этом виде детских состязаний наша школа является признанным лидером в Ярославской области.


В серьёзные путешествия у нас идут только опытные велотуристы, и наше излюбленное финское направление не случайно. Финляндия - самый безопасный регион для проведения велопутешествий, потому что в Финляндии велосипедист - «король на дороге». Именно там я впервые в жизни увидел велодорожки. Которые начинаются за 10-15 км до каждого крупного города, ныряют в подземные туннели под автотрассами, а в самом городе с одной стороны улицы идёт тротуар, а с другой - велодорожка. Финляндия - рай для велосипедиста. И если кто-то заинтересуется подобными путешествиями, рекомендую подумать именно о Финляндии, это оптимальное направление, как в целях безопасности, так и в финансовом плане.

© 2010-2022