Статья по предмету ОБЖ Проектная деятельность

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность



Проект есть всякое действие

индивидуальное или групповое,

совершаемое от всего сердца"


Уильям Херд Килпатрик

Проект создает условия для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.

Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Метод проектной работы строится на следующих подходах:

  • Интегрированный подход: позволяет эффективно мобилизовать межпредметные связи и как следствие формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению литературы и информатики

  • Исследовательский подход: реализует идею «обучения через открытие». В рамках этого подхода ученик в совместной деятельности с другими учениками, с родителями, с учителем формирует знания и умения и создает объекты

  • Когнитивный подход: рассматривает знания как информационную систему

  • Коммуникативный или дискуссионный подход: предполагает, что ученик становится на какое-то время автором, критиком какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируется умение высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, воспитывается толерантное отношение к окружающим

  • Межгрупповой подход: способствует возникновению и развитию коллективной познавательной деятельности

  • Индивидуальный подход: на основе вариативности заданий способствует развитию творческой индивидуальности каждого учащегося

Построенная на таких подходах учебная деятельность представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую такую духовно-практическую деятельность педагога и ученика, при которой знания не даются в готовом виде, а добываются учениками в совместной деятельности с учителем, родителями, учениками.

Преимущества метода проекта заключается в том, что каждый ученик принимает участие в учебном процессе, работу он может выполнять в собственном ритме, использовать полученные знания в практическом применении.

Метод проектов можно охарактеризовать как:

  • личностно-ориентированный;

  • деятельностный;

  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

  • построенный на принципах проблемного обучения;

  • развивающий умения самовыражения, самопроявления, …, самопрезентации и рефлексии;

  • формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

  • воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность;

  • инициативность, творческое отношение к делу;

  • здоровьесберегающий.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Использование проектного образования позволяет:

  1. Индивидуализировать обучение

  2. Актуализировать знания и умения, имеющиеся у школьников

  3. Позволит каждому ученику участвовать в учебном процессе

  4. Помогает выполнять работу в собственном ритме

  5. Использовать полученные знания в практическом применении

  6. Четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности

  7. Видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности

  8. Корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов

То есть можно сделать вывод, что метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. На уроках ОБЖ мы используются некоторые из них:

Так в рамках изучения раздела «Опасные и экстремальные природные условия» мы выполняем практико-ориентированный проект «Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде».

Перед учащимися была ставится задача: «Разработать и представить комплект пособий по данной проблеме». На уроке мы обсудили тему, и затем дети разбились на группы по интересам, выбрали для себя направление деятельности. Во время работы над поиском информации ребята подходили ко мне со своими находками, обращались в библиотеку школы и района, а также выходили в интернет. Они с удовольствием работали над созданием своего продукта и старались выполнить его качественно и в срок. Продукт проекта получился разнообразным:

  • картотека съедобных и несъедобных грибов и растений,

  • брошюра «Лесные ягоды», комплекс упражнений для успокоения,

  • аптечка природных лекарственных средств,

  • макеты и презентация временных укрытий,

Весь продукт проекта содержит пояснительную информацию. Ученики ответственно готовились к защите своего проекта. Они подготовили не только материал выступления, но и постарались, чтобы все проектанты группы приняли в презентации активное участие. В данном случае решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполнили совместную работу, но учатся деловому творческому общению.

В рамках изучения ПДД учащиеся разработали информационный проект «История создания светофора».

Идея выполнения данного проекта пришла нам после сообщения в газете «ДДД» о юбилее светофора, в декабре месяце. Ребята на уроке предложили издать брошюру, по данной теме. Проектанты разделились на несколько групп. В задачи разработчиков книжки входили:

  • Поиск и оформление материала по истории появления светофоров,

  • Разработку иллюстраций первых светофоров, светофоров для пешеходов

  • Соответствие сигналам светофора сигналов регулировщика

  • Стихотворения о светофоре

  • Выпуск листовки-обращения к водителям и пешеходам с призывом соблюдать ПДД

  • Выставка поздравительных открыток

  • Создание карты опасных мест на дороге.

На данном примере видно, что введение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяют уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса; создают условия для смены видов работы.

Примером творческого проекта могут служить проекты на тему «Экологические проблемы современности», которые выполняются учащимися при изучении раздела «Нарушение экологического равновесия». Актуальность проблемы проекта состоит в том, что сохранение здоровья находится в прямой зависимости от состояния окружающей среды. Поэтому, проект вызвал интерес, творческий поиск,- каждому нашлось дело по душе. Работа над проектом показала, что нет "неуспевающих" детей.

Продукт проекта:

  • Листовки с призывами беречь природу,

  • Карта опасных объектов на территории города Оренбурга, плакаты на экологическую тему,

  • Презентации, в которых рассматриваются ситуации, связанные с изменением атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы

Разработка проекта всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Так мини-проекты, (по Сергееву Игорю Станиславовичу) укладываются в один урок. Примером служит выполнение мини-проекта «Безопасное поведение в чрезвычайной ситуации» по завершении изучения раздела «ЧС природного характера»

Группы формируются по 4-5 человек. Задание группам: наглядно изобразить правила безопасного поведения. Во время защиты мини-проекта группа объясняет, что делают герои рисунка, и почему. Главная цель- разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над мини-проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не заметить". Обязательная моя задача как педагога- дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Краткосрочный проект. В год празднования 65-летия Победы советского народа в Великой отечественной войне мы выполнили проект «Ордена и медали - почетные награды за боевые и трудовые отличия и заслуги».

В ходе выполнения проекта учащиеся исследовали боевой и трудовой путь своей семьи, Изучили жизнь ветеранов ВОВ, живущих в микрорайоне школы, изучили награды, которыми были награждены участники войны и труженики тыла.

Уроки в рамках данного проекта были использованы для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продуктов проекта осуществлялась во внеурочное время.

Проектанты подготовили не только презентации о награжденных, их боевом и трудовом пути, но и создали именные поздравительные открытки для ветеранов,

Среднесрочные проекты. С целью формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека: умения сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценить формирующие его факторы, усвоение знаний о здоровом образе жизни, освоение методов и средств пропаганды здорового образа жизни выполняется среднесрочный проект «Я выбираю здоровье!»

На заключительных уроках по разделу ЗОЖ в 10 классе проводится мониторинг здоровья, где учащиеся оценивают сферы жизнедеятельности и по результатам диагностики делают вывод: для гармоничного существования человека необходимо гармоничное функционирование всех сфер жизни, а для этого важно здоровье человека. Учащиеся отвечают на вопросы:

  • Что я хочу?

  • Что я могу?

  • Что я должен сделать для достижения гармонии в жизни?

Эти вопросы становятся во главу угла в разработке проекта.

Этапы работы над проектом.

1 этап - Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы.

2 этап - Разработка плана деятельности.

3 этап - Поиск информации.

4 этап - Выполнение проекта.

5 этап - Презентация проектов.

6 этап - Подведение итогов, анализ, оценка.

Выполняя проект, учащиеся самостоятельно выбирают тему, рекомендуется обсуждение в кругу семьи.

Темы проектных работ разнообразны:

  • Спорт - это жизнь

  • Режим дня школьника в век скоростей и информации

  • ВИЧ. Остановим вместе!

  • Досуг молодежи

  • Школа - территория без никотина

  • Хорошая учеба + забота о здоровье = счастливый школьник

  • Охрана природы - дело каждого!

  • «Профилактика прогрессирования близорукости учащихся МОУ «СОШ № 5»

  • Здоровое поколение - здоровая Россия!

  • Шум - его влияние на здоровье

Если проект объемный мы совместно с учащимися разрабатываем программу, в которой указывается перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

На этапе поиска информации разрабатывается круг вопросов и заданий. Предполагается обязательное использование основных приемов исследования:

  • интервью,

  • опросы,

  • обработка статистических данных

Далее учащиеся самостоятельно или в группах принимают решения о форме представления результата деятельности, содержании портфолио, в котором собраны все рабочие материалы проекта.

Формы продуктов проектной деятельности

Плакат

Комплекс физических упражнений

Индивидуальный режим дня с учетом колебаний работоспособности

Видеоклип

Публикации

Разработка и проведение классных часов

Проведение мероприятий.

Система оценивания проектных работ

Выполненный проект вначале оценивает сам автор. Самооценка участников проектных групп включается в общую оценку проекта. Вторую оценку дает избранное для этого жюри в составе учащихся. Учащиеся, не менее 3-х, выбираются из числа учеников старшего класса (в отличие от проектантов), успешно выполнившие проект по данной тематике. И оценка выставляется учителем-руководителем проекта.

Рейтинговые оценки всех представленных проектов выставляются на всеобщее обозрение.

Проект, на выполнение которого требует много времени (2 четверти), предполагает присуждение 1,2,3 места, либо победу в номинации:

  • За лучшее исследование

  • За лучшую защиту проекта

  • За лучший продукт проекта

  • За лучшее портфолио проекта

Учащиеся с критериями оценки знакомятся до начала работы над проектом.

Критерии оценки проекта.


Критерии оценки выполнения проекта:


  1. практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;

  2. важность темы проекта;

  3. полнота раскрытия темы;

  4. оригинальность предложенных решений;

  5. качество выполнения продукта проекта;

  6. качество портфолио.

Критерии оценки защиты проекта:


  1. раскрытие содержания проекта;

  2. использование средств наглядности, компьютерных средств;

  3. убедительность презентации;

  4. ответы на вопросы.

В ходе выполнения проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.

Обучая учащихся мы все хотим, чтобы наши ученики получали прочные знания, которые будут востребованы ими в будущем. Метод проектов - это разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями, который позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда, позволяет нам организовать успешное обучение, сохранять и укреплять здоровье обучающихся.



















Литература

Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. - 1995. - №6

Джонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986.

Килпатрик В.Х. Основы метода. М.; Л., 1928.

Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л. Брокгауз-Ефрон, 1925.

Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.

Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6

Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.

Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов//Наука и школа. - 1997. - №4.

Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.:АРКТИ, 2008.





© 2010-2022