- Преподавателю
- ОБЖ
- Статья по предмету ОБЖ Проектная деятельность
Статья по предмету ОБЖ Проектная деятельность
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кудрявицкая Н.Ш. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проектная деятельность
Проект есть всякое действие
индивидуальное или групповое,
совершаемое от всего сердца"
Уильям Херд Килпатрик
Проект создает условия для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.
Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Метод проектной работы строится на следующих подходах:
-
Интегрированный подход: позволяет эффективно мобилизовать межпредметные связи и как следствие формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению литературы и информатики
-
Исследовательский подход: реализует идею «обучения через открытие». В рамках этого подхода ученик в совместной деятельности с другими учениками, с родителями, с учителем формирует знания и умения и создает объекты
-
Когнитивный подход: рассматривает знания как информационную систему
-
Коммуникативный или дискуссионный подход: предполагает, что ученик становится на какое-то время автором, критиком какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируется умение высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, воспитывается толерантное отношение к окружающим
-
Межгрупповой подход: способствует возникновению и развитию коллективной познавательной деятельности
-
Индивидуальный подход: на основе вариативности заданий способствует развитию творческой индивидуальности каждого учащегося
Построенная на таких подходах учебная деятельность представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую такую духовно-практическую деятельность педагога и ученика, при которой знания не даются в готовом виде, а добываются учениками в совместной деятельности с учителем, родителями, учениками.
Преимущества метода проекта заключается в том, что каждый ученик принимает участие в учебном процессе, работу он может выполнять в собственном ритме, использовать полученные знания в практическом применении.
Метод проектов можно охарактеризовать как:
-
личностно-ориентированный;
-
деятельностный;
-
обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
-
построенный на принципах проблемного обучения;
-
развивающий умения самовыражения, самопроявления, …, самопрезентации и рефлексии;
-
формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
-
воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность;
-
инициативность, творческое отношение к делу;
-
здоровьесберегающий.
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Использование проектного образования позволяет:
-
Индивидуализировать обучение
-
Актуализировать знания и умения, имеющиеся у школьников
-
Позволит каждому ученику участвовать в учебном процессе
-
Помогает выполнять работу в собственном ритме
-
Использовать полученные знания в практическом применении
-
Четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности
-
Видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности
-
Корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов
То есть можно сделать вывод, что метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. На уроках ОБЖ мы используются некоторые из них:
Так в рамках изучения раздела «Опасные и экстремальные природные условия» мы выполняем практико-ориентированный проект «Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде».
Перед учащимися была ставится задача: «Разработать и представить комплект пособий по данной проблеме». На уроке мы обсудили тему, и затем дети разбились на группы по интересам, выбрали для себя направление деятельности. Во время работы над поиском информации ребята подходили ко мне со своими находками, обращались в библиотеку школы и района, а также выходили в интернет. Они с удовольствием работали над созданием своего продукта и старались выполнить его качественно и в срок. Продукт проекта получился разнообразным:
-
картотека съедобных и несъедобных грибов и растений,
-
брошюра «Лесные ягоды», комплекс упражнений для успокоения,
-
аптечка природных лекарственных средств,
-
макеты и презентация временных укрытий,
Весь продукт проекта содержит пояснительную информацию. Ученики ответственно готовились к защите своего проекта. Они подготовили не только материал выступления, но и постарались, чтобы все проектанты группы приняли в презентации активное участие. В данном случае решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполнили совместную работу, но учатся деловому творческому общению.
В рамках изучения ПДД учащиеся разработали информационный проект «История создания светофора».
Идея выполнения данного проекта пришла нам после сообщения в газете «ДДД» о юбилее светофора, в декабре месяце. Ребята на уроке предложили издать брошюру, по данной теме. Проектанты разделились на несколько групп. В задачи разработчиков книжки входили:
-
Поиск и оформление материала по истории появления светофоров,
-
Разработку иллюстраций первых светофоров, светофоров для пешеходов
-
Соответствие сигналам светофора сигналов регулировщика
-
Стихотворения о светофоре
-
Выпуск листовки-обращения к водителям и пешеходам с призывом соблюдать ПДД
-
Выставка поздравительных открыток
-
Создание карты опасных мест на дороге.
На данном примере видно, что введение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяют уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса; создают условия для смены видов работы.
Примером творческого проекта могут служить проекты на тему «Экологические проблемы современности», которые выполняются учащимися при изучении раздела «Нарушение экологического равновесия». Актуальность проблемы проекта состоит в том, что сохранение здоровья находится в прямой зависимости от состояния окружающей среды. Поэтому, проект вызвал интерес, творческий поиск,- каждому нашлось дело по душе. Работа над проектом показала, что нет "неуспевающих" детей.
Продукт проекта:
-
Листовки с призывами беречь природу,
-
Карта опасных объектов на территории города Оренбурга, плакаты на экологическую тему,
-
Презентации, в которых рассматриваются ситуации, связанные с изменением атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы
Разработка проекта всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Так мини-проекты, (по Сергееву Игорю Станиславовичу) укладываются в один урок. Примером служит выполнение мини-проекта «Безопасное поведение в чрезвычайной ситуации» по завершении изучения раздела «ЧС природного характера»
Группы формируются по 4-5 человек. Задание группам: наглядно изобразить правила безопасного поведения. Во время защиты мини-проекта группа объясняет, что делают герои рисунка, и почему. Главная цель- разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над мини-проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не заметить". Обязательная моя задача как педагога- дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Краткосрочный проект. В год празднования 65-летия Победы советского народа в Великой отечественной войне мы выполнили проект «Ордена и медали - почетные награды за боевые и трудовые отличия и заслуги».
В ходе выполнения проекта учащиеся исследовали боевой и трудовой путь своей семьи, Изучили жизнь ветеранов ВОВ, живущих в микрорайоне школы, изучили награды, которыми были награждены участники войны и труженики тыла.
Уроки в рамках данного проекта были использованы для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продуктов проекта осуществлялась во внеурочное время.
Проектанты подготовили не только презентации о награжденных, их боевом и трудовом пути, но и создали именные поздравительные открытки для ветеранов,
Среднесрочные проекты. С целью формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека: умения сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценить формирующие его факторы, усвоение знаний о здоровом образе жизни, освоение методов и средств пропаганды здорового образа жизни выполняется среднесрочный проект «Я выбираю здоровье!»
На заключительных уроках по разделу ЗОЖ в 10 классе проводится мониторинг здоровья, где учащиеся оценивают сферы жизнедеятельности и по результатам диагностики делают вывод: для гармоничного существования человека необходимо гармоничное функционирование всех сфер жизни, а для этого важно здоровье человека. Учащиеся отвечают на вопросы:
-
Что я хочу?
-
Что я могу?
-
Что я должен сделать для достижения гармонии в жизни?
Эти вопросы становятся во главу угла в разработке проекта.
Этапы работы над проектом.
1 этап - Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы.
2 этап - Разработка плана деятельности.
3 этап - Поиск информации.
4 этап - Выполнение проекта.
5 этап - Презентация проектов.
6 этап - Подведение итогов, анализ, оценка.
Выполняя проект, учащиеся самостоятельно выбирают тему, рекомендуется обсуждение в кругу семьи.
Темы проектных работ разнообразны:
-
Спорт - это жизнь
-
Режим дня школьника в век скоростей и информации
-
ВИЧ. Остановим вместе!
-
Досуг молодежи
-
Школа - территория без никотина
-
Хорошая учеба + забота о здоровье = счастливый школьник
-
Охрана природы - дело каждого!
-
«Профилактика прогрессирования близорукости учащихся МОУ «СОШ № 5»
-
Здоровое поколение - здоровая Россия!
-
Шум - его влияние на здоровье
Если проект объемный мы совместно с учащимися разрабатываем программу, в которой указывается перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
На этапе поиска информации разрабатывается круг вопросов и заданий. Предполагается обязательное использование основных приемов исследования:
-
интервью,
-
опросы,
-
обработка статистических данных
Далее учащиеся самостоятельно или в группах принимают решения о форме представления результата деятельности, содержании портфолио, в котором собраны все рабочие материалы проекта.
Формы продуктов проектной деятельности
Плакат
Комплекс физических упражнений
Индивидуальный режим дня с учетом колебаний работоспособности
Видеоклип
Публикации
Разработка и проведение классных часов
Проведение мероприятий.
Система оценивания проектных работ
Выполненный проект вначале оценивает сам автор. Самооценка участников проектных групп включается в общую оценку проекта. Вторую оценку дает избранное для этого жюри в составе учащихся. Учащиеся, не менее 3-х, выбираются из числа учеников старшего класса (в отличие от проектантов), успешно выполнившие проект по данной тематике. И оценка выставляется учителем-руководителем проекта.
Рейтинговые оценки всех представленных проектов выставляются на всеобщее обозрение.
Проект, на выполнение которого требует много времени (2 четверти), предполагает присуждение 1,2,3 места, либо победу в номинации:
-
За лучшее исследование
-
За лучшую защиту проекта
-
За лучший продукт проекта
-
За лучшее портфолио проекта
Учащиеся с критериями оценки знакомятся до начала работы над проектом.
Критерии оценки проекта.
Критерии оценки выполнения проекта:
-
практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;
-
важность темы проекта;
-
полнота раскрытия темы;
-
оригинальность предложенных решений;
-
качество выполнения продукта проекта;
-
качество портфолио.
Критерии оценки защиты проекта:
-
раскрытие содержания проекта;
-
использование средств наглядности, компьютерных средств;
-
убедительность презентации;
-
ответы на вопросы.
В ходе выполнения проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.
Обучая учащихся мы все хотим, чтобы наши ученики получали прочные знания, которые будут востребованы ими в будущем. Метод проектов - это разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями, который позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда, позволяет нам организовать успешное обучение, сохранять и укреплять здоровье обучающихся.
Литература
Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. - 1995. - №6
Джонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986.
Килпатрик В.Х. Основы метода. М.; Л., 1928.
Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л. Брокгауз-Ефрон, 1925.
Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.
Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6
Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.
Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов//Наука и школа. - 1997. - №4.
Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.:АРКТИ, 2008.