Методическая разработка Они сражались за Родину

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ушанова Галина Эдуардовна

МБОУ СОШ «18

Учитель высшей категории

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Для старших школьников

Тема: «Они сражались за Родину»

Описание работы: внеклассное мероприятие, посвященное 70 -летию Великой Победы.

Учащиеся знакомятся с подвигом нашей землячки, уроженке Тверской земли, Героем Советского Союза Тимофеевой - Егоровой Анной Александровной.

Данный материал может быть использован на уроках литературы, краеведения, истории, обществознания, ОБЖ, классных часах.


Предварительная работа: беседа в семьях о подвигах родных во время ВОВ, конкурс работ «История моей семьи в Великой Отечественной войне»


Оформление: презентация соответствующая тематике, стихи и песни о войне, стенд с лучшими работами учащихся.

Целями мероприятия являются:

  • воспитание духовных ценностей - любви к Родине, верность гражданскому и воинскому долгу, честность и человеколюбие;

  • знакомство с историей и героями Отечества через события, связанные с героическим наследием нашего народа;

  • расширение кругозора обучающихся.

Задачи:

обучающие

  • приобщить подрастающее поколение к изучению исторического прошлого нашей страны, подвести их к истокам героизма, укрепить живую связь времен и поколений;

воспитывающие

  • способствовать формированию образно - чувственного восприятия военных событий, способности сопереживать и гордиться за свой народ;

  • создать атмосферу психологического комфорта и условий для развития эмоциональной, коммуникативной, эстетической культуры обучающихся;

Развивающие

  • развитие творческих и исследовательских способностей обучающихся

Личностно-значимые проблемы:

  • разностороннее развитие личности обучающихся и подготовка их к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры: Родина, патриотизм, единство поколений.

Ожидаемый воспитательный эффект:

  • формирование у обучающихся чувства гражданственности и патриотизма, любви к Родине, уважения к старшему поколению;

  • воспитание гражданина, преданного Отечеству, готового служить ему и защищать его интересы;

  • развитие способностей аргументировать и высказывать свою точку зрения, сопереживать.

Зрительный ряд: презентация по теме, стенд с лучшими работами учащихся «История моей семьи в Великой Отечественной войне»

Музыкальный ряд:

песни «От героев былых времен не осталось порой имен» сл.Е.Агранович , муз. Хозак ;

«Священная война» сл. В.И.Лебедев-Кумач, муз.А.Александрова; «День Победы» сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова

Необходимое техническое оборудование: проектор, экран для демонстрации презентации, компьютер.

Структура и ход мероприятия

1.Введение

Звучит песня из кинофильма «Офицеры» «От героев былых времен не осталось порой имен» муз.Хозак

Педагог:

2015 год для нашей страны особенный - 70 лет Великой Победы.

Наше мероприятие мы посвящаем этому событию.

Тема «Они сражались за Родину»

Слайд «У войны не женское лицо. Но ничто на этой войне не запомнилось больше, резче, страшнее и прекраснее, чем лица наших матерей»

Алесь Адамович

Мы готовились к этому дню на уроках истории, обществознания, разбирали семейные архивы времен войны, вспоминали родственников, которые воевали и работали в тылу. Но сегодня, мы поговорим о женщинах на войне.

История еще не знала такого массового участия женщин в вооруженной борьбе за Родину, какое показали советские женщины в годы Великой Отечественной войны. Добившись зачисления в ряды воинов Красной Армии, женщины и девушки овладели почти всеми военными специальностями и вместе со своими мужьями, отцами и братьями несли военную службу во всех родах войск Советских Вооруженных Сил.

Женщины во время войны служили медсанбате , были лётчиками, снайперами, служили в частях ПВО, связистками, разведчицами, шоферами, топографами, репортерами, артиллеристами, даже танкистами. Они активно участвовали в подполье, в партизанском движении, работали в тылу, выполняя тяжелую мужскую работу, растили детей и как могли приближали ПОБЕДУ.

Выходят юноши и читают стих.

Война и женщина - слова несовместимы,
Но жизнь диктует нам свои права.
И сколько их, любимых, нежных, милых,
Та страшная година унесла.

Хрупка, тонка и в самом нижнем чине,
Ты на войне творила чудеса.
Была поддержкой сильному мужчине,
С тобою рядом слабым быть нельзя.

Ты сколько сильных вырвала у смерти,
Тебя запомнит тот, кого спасла,
Мы понимаем, что ты испытала,
За что награды Родина дала.

Радисткой, санитаркой, партизанкой,
И лётчицей отважною была.
Везде нужна: на суше и на море -
Ты шла туда, куда звала страна.

Война для всех - суровая година,
В тылу, в плену война для всех - война.
Мы пропоём тебе отдельно славу:
Ты фронтовичкой, смелою была!

Любовь Лодочникова

Педагог:

В каждой семье у нас есть свои военные истории, которые передаются из поколения в поколение. С каждым годом людей, которые воевали, становится все меньше, иных уж нет, но память о них жива и будет жить!

Вопрос учащимся: Как вы понимаете слово память? …

Ответы учащихся
(Слайд) «Память - это свойство души хранить сознанье о былом…» написано в словаре В. И. Даля, то есть хранить знания о прошлом, каким бы оно ни было, а память о подвиге - долг потомков хранить как святыню.[1]

Давайте сейчас послушаем работы наших учащихся, о военных историях и подвигах их родственников. (Учащиеся читают работы)

Педагог:

Наше поколение должно помнить о том, какой ценой нашему народу досталась победа.

Вопрос учащимся: А что можно считать подвигом? Я задаю вам этот вопрос, но ответ хочу услышать позже, после моего рассказа

3. Основная часть. Презентация (См. приложение)

Родилась Анна Егорова 23 Сентября 1916 года в деревне Володово, Кувшиновского района Тверской области, в семье крестьянина. Окончила 7 классов неполной средней школы в селе Нове. Переехав в Москву, работала на строительстве метро, окончила рабфак, Херсонскую школу лётчиков Осовиахима. Была лётчиком - инструктором Калининского аэроклуба.[2]

Звучат Слова Левитана и песня «Священная война»

1941 год, Анна уходит на фронт добровольцем. В начале войны Егорова была зачислена летчиком в 130-ю отдельную авиационную эскадрилью связи Южного фронта. На невооруженном самолете У-2 (По-2) совершила около 100 вылетов, осуществляя разведку, поиск в тылу врага окруженных частей и устанавливая с ними связь. Однажды зимой 1942 года её послали разыскивать "катюши" - новое грозное оружие. Стояла ранняя оттепель, на аэродроме брызгал мелкий дождь, а в небе через десяток километров полёта повалил густой снег. Видимости никакой. Егорова поднялась выше, на 900 метров, но там - холод, машина обледенела и пошла вниз. Лётчица вдруг увидела землю и, не растерявшись, произвела посадку. Всё кругом покрыл такой густой туман, что ни зги не видно. Сколачивая лёд с самолёта, Анна терпеливо ждала прояснения и при первой возможности с трудом взлетела, нашла батарею "катюш", передала секретный пакет. Возвращалась в сплошном тумане и всё - таки села на своём аэродроме. Комэск сначала обругал её за излишнюю рискованность, а узнав, что она нашла "катюши", очень удивился. Оказывается, в тот день многие лётчики вернулись с полпути, не выполнив задания. Штабные связисты в своей стенгазете нарисовали дружеский шарж с надписью: "Женщина летает, мужчинам - выходной".

В феврале 1942 года награждена первым своим орденом Боевого Красного Знамени. [3]

В эскадрильи связи Егорову всё властнее захватывала мечта перейти на боевой самолёт, на штурмовик. Некоторым мужчинам - пилотам из их эскадрильи это уже удалось, и она отправила тоже запрос на перевод. Ей отказывали, хотя пришло уже 6 запросов с просьбой откомандировать Егорову в женский авиационный полк. Ей не говорили об этих запросах: кому охота отпускать опытного, бесстрашного воздушного почтальона? Наконец Анна добилась своего - её отправили в учебный полк, где готовили штурмовиков. Прошла подготовку и начались боевые полеты.[2]

Анна прилетала с боевого задания обессиленная, потрясённая небывалым нервным напряжением. В один из тяжёлых дней вернулась с искусанными в кровь губами. Случались и минуты слабости. Сама она вспоминает об этом так:

"Под прикрытием истребителей мы ежедневно вылетали на Малую землю, "Голубую линию", штурмовали корабли противника в Чёрном море, бомбили аэродромы. Немцы жестоко огрызались. На моих глазах вспыхнул и горящим факелом рухнул в Азовское море самолёт ведущего нашей группы Капитана Покровского. В тот день мы недосчитались ещё пяти экипажей. Я вылезла из кабины "Ила" и, не снимая парашюта и шлемофона, побежала в сторону от стоянки самолётов, не в силах больше сдерживаться. Упала и разрыдалась. Механики молча свёртывали чехлы с не вернувшихся машин, а я плакала, вспоминая, как падали в море мои боевые друзья - падали, как смертельно раненые птицы..."

За участие в прорыве «Голубой линии» под Новороссийском представлена ко второму ордену Боевого Красного Знамени. [2]Методическая разработка Они сражались за Родину

Потом было ещё много успешных вылетов. Егорова уже водила на ответственные задания группы штурмовиков, наставляла молодых, училась на курсах и стала штурманом полка. Бои перекинулись уже на территорию Польши.

20 Августа 1944 года, в День Воздушного Флота СССР, Старший лейтенант А. А. Егорова вылетела на очередное задание и на свой аэродром не вернулась. Один из лётчиков группы видел, что её самолёт загорелся и падал к земле. Как тяжело переживали друзья эту горькую потерю!

Лётчиков на войне редко хоронили. Многие из них погибали в небе, сгорая вместе с машинами. Однополчане не могли даже положить на могильный холмик полевые цветы. Когда горе улеглось заслонилось другими событиями, работники штаба послали похоронную на родину, а в вышестоящий штаб - наградной лист, о присвоении штурману полка А. А. Егоровой звания Героя Советского Союза посмертно.

А между тем лётчица не погибла. Она, обожжённая, раненная, уже над самой землёй выпрыгнула из горящей машины и рванула кольцо тлеющего парашюта. Придя в сознание, Анна Александровна с ужасом увидела над собой немецких солдат...

В тот день командир полка послал матери Анны Егоровой похоронную, а командованию армии - наградной лист с ходатайством о присвоении штурману полка звания Героя Советского Союза посмертно.[4]

С передовой на санитарной повозке немцы привезли русского лётчика. Парень выглядел довольно - таки сильно искалеченным в своём обгоревшем и разорванном в лохмотья комбинезоне. Лицо его было покрыто маслом и кровью. Когда в операционной палате сняли шлем и комбинезон, все были ошеломлены: лётчик... оказался девушкой! Ещё больше поразило всех присутствующих поведение этой смелой русской лётчицы. Она не произнесла ни единого звука, когда во время обработки с неё снимали куски кожи... «Как это возможно, чтобы в женщине была воспитана такая нечеловеческая выдержка?!" Полуживую, израненную с ожогами и нагноениями, Анну отправляют в Кюстринский лагерь и бросили в карцер. Выжить помогают советские военнопленные. Два медика при поддержке других пленных вырвали её из цепких лап смерти. А немецкий коммунист Гельмут Чахер помог сберечь партийный билет героини и два ордена Красного Знамени. Об этом страшном периоде, после войны Анна напишет книгу «Держись, сестренка» [2]

После проверок и медкомиссии, не допустившей её к лётной работе, вернулась в Москву на Метрострой, вышла замуж.
Представление к высокому званию в годы войны «затерялось», и лишь благодаря стараниям однополчан, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года Тимофеевой (Егоровой) Анне Александровне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10679).

Награждена орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями, так же польским Серебряным крестом заслуг; орденом Российской Православной церкви «За честь и доблесть»[4]

Об этой легендарной женщине, сняты фильмы, написаны книги. Первый канал в цикле «Лица Победы» 22 февраля 2005 года показал фильм «В августе 44-го…» об Анне Александровне Тимофеевой-Егоровой. [6]В Америке, ее назвали одной, из пяти летчиц мира, прошедших героический путь в авиации.[4]

Вопросы учащимся:

Можете ли вы сформулировать ответ на вопрос - Что такое подвиг?

Ответы учащихся.

Какие человеческие качества помогли выжить и остаться ЧЕЛОВЕКОМ?

Ответы учащихся

Слайд: « Подвиг - героический самоотверженный поступок»

Словарь Ожегова [5]

Педагог: Три простых слова, а какой огромный смысл в них заложен!

4. Заключение.

Педагог: Советские женщины совершили бессмертный подвиг во имя Родины. Преодолевая величайшие трудности военных лет, не щадя сил и здоровья, они делали все, чтобы приблизить Победу.

« Жизнь - это улыбка даже тогда, когда по лицу текут слезы» сказал Моцарт. Имеет ли это высказывание какое-то отношение к тому, о чем сегодня здесь шла речь? Подумайте об этом.

Мне хочется верить, что это мероприятие оставило в вашей душе след. Верю, что в наше время, в трудной ситуации вы сможете сделать правильный выбор.

Звучит песня «День Победы» муз Тухманова.

Методическая разработка Они сражались за Родину



Интернет ресурс:

1//slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%20словарь%20Даля/ПАМЯТЬ

2airaces.narod.ru/

3Егорова, Анна Александровна на сайте «Герои Страны». polit.ru/news/2014/09/23/egorova/


4. forum.warthunder.ru/index.php?/to/edu/data/img/pic-02326552-pervaia-letchik-shturmovik-anna-timofeeva-egorov/

5.enc-dic.com/ozhegov/Podvig-23781.html

6.yandex.ru/video/search?p=1&filmId=IOA8SWwpgQI&text=%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%BE%20%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%87%D0%B8%D1%86%D0%B5%20%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B5%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%B0%20%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9&path=wizard&_=1445689491271D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9&path=wizard&_=1445689491271

© 2010-2022