- Преподавателю
- ОБЖ
- Авторская программа по СБО
Авторская программа по СБО
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Буровцева Е.Б. |
Дата | 13.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УТВЕРЖДАЮ: УТВЕРЖДАЮ:
Проректор Директор
по методической работе МИОО ГОУ СКОШ № 359
_________________Данилова Г.П. ________________Погостина Е.С.
Программа
«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»
в 5 -9 классах
специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы VIII вида № 359
Автор:
учитель СБО и ОБЖ
Буровцева Е.Б.
Москва
2012 год
Объяснительная записка.
Основная цель занятий по социально-бытовой ориентировке -
это теоретическая и практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих адаптации в современном обществе, повышение общего уровня развития, коррекция психофизических недостатков, воспитание гармонически развитой личности, выработка навыков общения с людьми, усвоение морально-этических норм поведения, развитие эстетического вкуса и т.д.
Программа состоит из разделов, большинство из которых изучается с пятого по девятый класс. При этом материал расположен по спиралевидному принципу, т.е. по принципу усложнения и увеличения объёма сведений с каждым годом обучения. Это позволяет учителю, соблюдая дидактические принципы последовательности и систематичности, при сообщении нового материала опираться на уже имеющиеся у детей знания и практические умения, полученные в прошлые годы обучения. На уроках по СБО необходимо использовать жизненный личный опыт учащихся, это является хорошей базой для более успешного усвоения материала.
Количество часов, отведенных на уроки по СБО - 2 часа в неделю (желательно сдвоенные). При этом необходимо использовать первый час для сообщения теоретических знаний, а второй час - на практическое закрепление этих знаний в умения и навыки. Каждый учитель на уроке должен правильно дозировать материал, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход. В результате каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, уборкой помещения, заполнять различного рода бланки и т.д.
Основными формами обучения являются беседы, сюжетно-ролевые игры, занимательные задания (кроссворды, анкеты и т.д.), практические работы.
Беседа на занятиях по СБО является основным методом обучения и применяется на различных этапах. В начале урока проводятся краткие вводные беседы, цель которых выявить уровень уже имеющихся у учащихся знаний по данному вопросу. В середине урока для объяснения нового материала также целесообразно проводить беседу. При этом также необходимо использовать жизненный личный опыт учащихся и вначале всегда ставить проблемную ситуацию. Это помогает детям лучше проанализировать проблему, сделать выводы и способствует более прочному усвоению материала. В конце урока проводятся заключительные беседы, задача которых - проверка достижения целей урока.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения, особенно по тем разделам программы, где невозможно применение практических работ: «Культура поведения», «Семья» и др. Их рекомендуется проводить на последнем этапе урока, этапе закрепления пройденного материала. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют полученные и усвоенные ими знания и приемы. Целесообразно проводить целые уроки после прохождения одной из тем в форме занимательных, в виде викторин, конкурсов. Это способствует росту активности учащихся, повышает их интерес к предмету.
В зависимости от темы и задач урока, оснащённости кабинета, могут быть использованы как коллективные, так и индивидуальные формы организации практических работ, но под строгим контролем учителя. Однако при любой форме организации занятий каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениям (при этом необходим индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику).
На занятиях большое внимание следует уделять технике безопасной работы с электронагревательными приборами, острыми и режущими предметами, горячей посудой, плитой и т.д. Необходимо приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований при выполнении различных практических работ.
В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на предприятия службы быта, в отделения связи, торговые предприятия и т.д. В зависимости от их места в учебном процессе и целей урока они могут быть вводные («Железнодорожный транспорт»), текущие («Средства связи») и итоговые («Химчистка»). В начале любой экскурсии необходимо провести вводную беседу: назвать объект посещения, определить цели экскурсии, напомнить правила дорожного движения, правила поведения в транспорте и общественных местах. После проведения каждой экскурсии необходимо подвести её итоги: выявить, достигнуты ли цели урока и насколько успешно, сделать вывод из увиденного и услышанного.
На уроках по социально-бытовой ориентировке должна в полном объёме осуществляться межпредметная связь с уроками родного языка, математики, географии, труда и естествознания.
Тематика и последовательность занятий по СБО отражаются в классном журнале. Оценивание знаний учащихся проводятся по усмотрению учителя в различных формах. Это может быть поурочное оценивание, в форме зачётов, поощрительные грамоты в конце года, после проведенной викторины или праздника по итогам года («Праздник труда», «А ну-ка, девушки» и др.)
Домашние задание, как правило, не задаются. Иногда можно попросить учеников собрать сведения дома или с воспитателем. Например: состав семьи (фамилия, имя, отчество и место работы родителей); определение размера одежды и обуви.
Занятия по СБО проводятся в кабинете, в котором имеются классная комната и специальное помещение для проведения всех видов практических работ, предусмотренных программой. При этом необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы. Кабинет должен быть оборудован всеми необходимыми электробытовыми приборами, посудой, моющими средствами и т.д. В помещении для практических работ необходимо вывесить стенд по технике безопасной работы с плитой, ножом, горячей посудой и т.п.
Данная программа расчитана для проведения в городских условиях. В сельской местности при необходимости некоторые темы можно заменить на более значимые и важные в данных конкретных условиях.
Программу можно использовать для календарного планирования, так как она составлена с учётом распределения количества часов по четвертям. На усмотрение учителя можно менять темы местами.
5 класс - 1 час в неделю
1 четверть
1 ч. Вводный урок
Цели и содержание уроков СБО. Знакомство с кабинетом
Медицинская помощь
1 ч. Инфекционные заболевания
1 ч. Кишечные заболевания
Виды, способы распространения, профилактика и лечение
Жилище
1 ч. Городская квартира: отдельная и коммунальная, устройство, удобства.
2 ч. Правила пользования лифтом, домофоном, кодовым замком, мусоропроводом.
Средства связи
2ч. Адрес: составные части (город, улица, квартира), упражнения в написании.
2 четверть
Жилище
1 ч. Мебель: виды, расстановка.
1 ч. Уход за деревянной мебелью: инвентарь, химические средства, приёмы работы.
1 ч. Сухая уборка: инвентарь, приёмы работы. Пылесос.
1 ч. Комнатные растения: условия содержания, уход
1ч. Уборка класса (практическое занятие)
1 ч. Домашние животные: породы, содержание и уход
3 четверть
Одежда и обувь
1ч. Виды одежды и обуви (по сезону, по назначению, по социальным группам)
1 ч. Уход за одеждой и обувью. Практическая работа: чистка одежды и обуви
Транспорт
2ч. Наземный городской транспорт: виды, правила пользования и поведения.
1 ч. Рациональные маршруты передвижения: проезд в школу (различные маршруты передвижения).
2 ч. Поведение на улице: культура поведения, правила дорожного движения
Семья
1ч. Понятия: фамилия, имена (полные, неполные), отчества.
1 ч. Состав семьи: члены семьи, фамилия, имя и отчество родителей, место их работы.
4 четверть
Кулинария
1ч. Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи.
1ч. Санитарно-гигиенические требования к продуктам проверка их свежести.
1ч. Хранение продуктов.
1ч. Холодильник: устройство, расположение продуктов, уход.
1ч. Первичная обработка продуктов: размораживание, мытьё, чистка, нарезка, переборка круп. ТБР с режущими инструментами.
1ч. Тепловая обработка продуктов: отваривание, жарпка, тушение, на пару, во фритюре. ТБР с горячей посудой.
1ч. Плиты: виды, ТБР.
К концу года учащиеся должны знать:
-
Основные виды заболеваний, их профилактику и лечение;
-
Устройство городской квартиры, правила пользования основными удобствами;
-
Виды мебели, правила оформления интерьера;
-
Инвентарь и приемы работы при уходе за деревянной мебелью, сухой уборкой;
-
Правила содержания домашних животных и комнатных растений;
-
Виды одежды и обуви;
-
Виды наземного городского транспорта, рациональные маршруты передвижения, правила поведения на улице;
-
Состав семьи: фамилии, имена и отчества родителей, места их работы;
-
Адрес школы и дома;
-
Санитарно-гигиенические требования к продуктам и приготовлению пищи;
-
Устройство холодильника, уход за ним, хранение продуктов;
-
Виды тепловой обработки продуктов
-
Приёмы первичной обработки продуктов.
К концу года учащиеся должны уметь:
-
Пользовать домофоном, кодовым замком, лифтом, мусоропроводом;
-
Делать сухую уборку помещений, пользоваться пылесосом;
-
Ухаживать за комнатными растениями, домашними животными;
-
Чистить одежду и обувь;
-
Писать домашний адрес и адрес школы
-
Делать первичную обработку продуктов.
6 класс - 2 часа в неделю
1 четверть
Личная гигиена
2 ч. Гигиена подростка (Правила, режим дня, утренний и вечерний туалет).
2 ч. Уход за руками (мытьё, стрижка ногтей, косметические средства)
2 ч. Уход за ногами (мытьё, стрижка ногтей, косметические средства, профилактика грибковых заболеваний)
2 ч. Уход за зубами (регулярность и приёмы чистки, лечение зубов, профилактические осмотры стоматолога).
Жилище
2 ч. Уход за полом (типы полов, уход в зависимости от покрытия)
2 ч. Влажная уборка (инвентарь, последовательность и приёмы работы).
2 ч. Уход за мягкой мебелью (способы пылесос, выбивание, щётка; приёмы работы)
2ч. Уход за стенами, дверьми.
2 четверть
Средства связи
2 ч. Индекс (образец написания цифр, упражнения в написании)
2 ч. Оформление почтовых открыток (адрес, обратный адрес, индекс)
2 ч. Культура письма.
Транспорт
2 ч. Метро (история, устройство, схема).
2 ч. Поведение в метро.
Медицина
1 ч. Медицинские учреждения (поликлиники, больницы, диспансеры, аптеки). Работники медицинских учреждений. Справки. Больничные листы.
1 ч. Виды медицинской помощи («Скорая помощь», помощь на дому, амбулаторный приём, госпитализация). Медицинская страховка, полис.
3 четверть
Одежда
1 ч. Виды тканей: растительного, животного и искусственного происхождения.
1 ч. Основные этапы стирки: сортировка белья, замачивание, основная стирка, кипячение, отбеливание, полоскание, синька, подкрахмаливание.
1 ч. Типы стирки: ручная, машинная. Стиральная машинка, ТБР.
1 ч. Моющие средства для стирки. Условные обозначения на упаковках. ТБР.
2 ч. Этикетки на одежде: условные обозначения стирки, утюжки, химчистки на этикетках.
2 ч. Стирка х/б белья. Практическое занятие.
2 ч. Утюжка х/б белья. ТБР. Практическое занятие.
2 ч. Прачечная: услуги, правила сдачи и получения белья, заполнение бланков.
Культура поведения
2 ч. Этикет. Вводное занятие.
2ч. Культура общения, разговора.
2 ч. Поведение в кино, театре.
4 четверть
Кулинария
2 ч. Кухонная посуда (сковородки, кастрюли, и т.п.), кухонная утварь (друшлак, скалка, шумовка и т.п.).
2 ч. Столовая посуда. Сервировка стола.
2 ч. Поведение за столом.
2 ч. Значение пищи. Правильное питание.
2 ч. Завтрак. Горячие напитки: чай, кофе, какао.
2 ч. Бутерброды: простые и сложные, холодные и горячие.
2 ч. Блюда из яиц.
К концу года учащиеся должны знать:
-Правила личной гигиены подростка.
-
Правила ухода за руками, ногами и зубами;
-
Типы полов.
-
Приёмы работы при влажной уборке;
-
Культуру письма;
-
Схему метро, правила поведения в метро;
-
Название и назначение медицинских учреждений, виды медицинской помощи;
-
Виды тканей;
-
Основные этапы и типы стирки;
-
Моющие средства для стирки белья, ТБР;
-
Культуру поведения за столом; в кино, театре, правила общения и разговора;
-
Принципы правильного питания;
-
Виды кухонной и столовой посуды;
-
Рецепты приготовления блюд завтрака.
К концу года учащиеся должны уметь:
-
Обрабатывать руки, ноги, чистить зубы;
-
Производить влажную уборку помещения;
-
Чистить мягкую мебель;
-
Мыть стены, двери;
-
Писать индекс, оформлять почтовые открытки;
-
Пользовать схемой метро;
-
Вызвать «Скорую помощь», врача на дом;
-
Считывать нужную информацию с этикеток на одежде;
-
Стирать х/б белья, гладить его;
-
Заполнять бланки для прачечной;
-
Сервировать стол;
-
Ухаживать за столовой и кухонной посудой;
- Заваривать чай, кофе, какао.
- Готовить различные виды бутербродов, блюда из яиц.
7 класс - 2 часа в неделю
1 четверть
Личная гигиена
2 ч. Косметические средства, парфюмерия (виды, применение)
2 ч. Уход за кожей лица: типы кожи, выбор косметических средств в зависимости от типа кожи, времени года и суток.
2 ч. Здоровый образ жизни.
Жилище
2 ч. Вредители в доме: насекомые, грызуны. Профилактика. Средства борьбы с ними.
2 ч. Моющие средства. ТРБ.
2 ч. Уборка кухни. Практическое занятие.
Культура поведения
2 ч. Приём гостей
2 ч. Поведение в гостях.
2 четверть
Средства связи
2 ч. Денежные переводы: назначение, виды, стоимость. Оформление бланка перевода.
2 ч. Телеграммы: виды, стоимость, оформление бланка телеграммы.
Транспорт
2 ч. Железнодорожный транспорт: функции, виды поездов, Вокзалы, его службы.
2 ч. Железнодорожные вагоны: виды, удобства, стоимость. Правила проезда и провоза багажа.
2 ч. Железнодорожные билеты: приобретение, льготы, анализ.
Семья
2 ч. Родственные отношения: бабушки, дедушки, тети, дяди и др. Их имена, отчества, род занятий. Взаимоотношения в семье.
3 четверть.
Одежда
2 ч. Стирка шерстяных изделий.
2 ч. Стирка изделий из смешанных волокон.
2 ч. Утюжка изделий из шерстяных и смешанных тканей
2 ч. Ремонт одежды: пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок, зашивание распоровшегося шва, разорванных мест в одежде, наложение заплатки. Практическое занятие.
Медицина
1 ч. Домашняя аптечка: содержание, хранение лекарств, употребление.
1 ч. Лекарственные растения: правила сбора и хранение, применение.
2ч Искусственное дыхание и массаж сердца.
2ч. Солнечный и тепловой удар.
2 ч. Поражение электротоком.
2 ч. Первая помощь утопающему.
4 четверть
Кулинария
2 ч. Бытовые приборы на кухне. ТБР.
2 ч. Ужин. Гарниры: виды, сочетания с мясными блюдами.
2 ч. Отваривание макаронных изделий.
2 ч. Отваривание риса.
4 ч. Блюда из картофеля.
2 ч. Приготовление сырников, запеканок.
К концу года учащиеся должны знать:
-
Косметические средства;
-
Типы кожи;
-
Принципы здорового образа жизни;
-
Правила поведения в гостях и приём гостей;
-
Средства профилактики и борьбы с вредителями в доме;
-
Моющие средства, ТБР;
-
Санитарно-гигиенические требования к кухне, санузлу;
-
Виды денежных переводов, телеграмм;
-
Виды железнодорожных поездов и вагонов;
-
Родственные отношения в семье;
-
Содержание аптечки. Безопасность при применении лекарств;
-
Лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения;
-
Кухонные бытовые приборы, ТБР;
-
Рецепты приготовления гарниров для ужина.
К концу года учащиеся должны уметь:
- Ухаживать за кожей лица;
-
Убирать кухню;
-
Составлять и отправлять денежные переводы и телеграммы;
-
Оказывать первую помощь утопающему, при тепловых и солнечных ударах; солнечных и тепловых ударах, поражении электротоком;
-
Делать искусственное дыхание, массаж сердца;
-
Уметь прочитать нужную информацию с железнодорожных билетов;
-
Стирать и гладить изделия из шерстяных и смешанных волокон;
-
Готовить гарниры к ужину (на усмотрение учителя).
8 класс -2 часа в неделю
1 четверть.
Личная гигиена
2 ч. Уход за волосами: типы волос, мытьё, лечебные средства.
Семья
2 ч. Родословная, Генеалогическое древо.
Жилище
2 ч. Окна в доме. Оформление окон.
2 ч. Мытьё и утепление окон.
Средства связи
2 ч. Городской телефон, домашний телефон. Дополнительные услуги МГТС: факс, автоответчик, определитель номера.
2 ч. Телефонный справочник. Практическое занятие по пользованию телефонным справочником.
2 ч. Междугородний телефон: виды связи, порядок оплаты.
2 ч. Культура разговора по телефону. Деловой разговор.
2 четверть
Транспорт
2 ч. Авиатранспорт. Аэропорты и их службы.
2 ч. Правила пользования авиатранспортом, регистрация рейсов. Правила перевозки грузов.
2 ч. Авиабилеты: приобретение, льготы, анализ билетов.
Медицина
2 ч. Первая помощь при ушибах, вывихах.
2 ч. Первая помощь при обморожениях, ожогах.
2 ч. Укусы животных, первая помощь.
3 четверть
Одежда
2 ч. Стиль одежды, допустимое смешение стилей. Единство основных деталей и дополнений. Мода.
2ч. Культура одежды: требования к одежде, соответствие возрасту, месту, погоде, фигуре. Умение скрывать свои недостатки с помощью одежды. Практическое занятие.
2 ч. Способы приобретения одежды: магазин, рынок, шитьё в ателье и самостоятельно.
2 ч. Размеры одежды и обуви. Типы: российские и европейские. Определение своих размеров. Практическое занятие.
2 ч. Выведение пятен в домашних условиях. Пятновыводители, народные средства. ТБР.
2 ч. Химчистка, правила сдачи и получения вещей. Экскурсия.
Обряды
2 ч. Крестины: понятие, процедура в церкви, крёстные отец и мать,
празднование крестин дома.
2 ч. Свадьба, венчание: понятие, процедура в церкви, празднование дома, подарки, народные обряды.
2 ч. Похороны: панихида, одежда, траур, поведение на похоронах и поминках.
4 четверть
Кулинария
2 ч. Обед. Классификация блюд. Порядок подачи.
2 ч. Холодные закуски
2 ч. Супы
2 ч. Вторые мясные блюда.
2 ч. Третьи блюда, десерт.
1 ч. Способы домашних заготовок. Санитарно-гигиенические требования к процессу.
1 ч. Сушка, замораживание
1 ч. Компоты, варение
1 ч. Соление, маринование
К концу года учащиеся должны знать:
-
Типы волос, правила ухода за ними;
-
Свою родословную;
-
Варианты оформления окон, уход за ними;
-
Правила пользования городским и междугородним телефоном;
-
Дополнительные услуги МГТС;
-
Правила пользования авиатранспортом;
-
Правила оказания первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожениях, укусах насекомых, животных;
-
Стиль и культуру одежды, способы приобретения одежды;
-
Способы выведения пятен в домашних условиях;
-
Свои размеры одежды и обуви;
-
Услуги химчистки, правила сдачи и получения одежды;
-
Народные обряды (крестины, венчание, похороны), правила поведения в данных ситуациях;
-
Классификацию блюд обеда, порядок подачи;
-
Рецепты приготовления блюд обеда;
-
Способы домашних заготовок.
К концу года учащиеся должны уметь:
-
Правильно подбирать шампунь для своего типа волос, мыть голову;
-
Мыть и утеплять окна;
-
Пользоваться телефонным справочником;
-
Вести деловой разговор;
-
Определять по авиабилету № рейса, места, маршрут, дату вылета, время регистрации и вылета;
-
Уметь оказывать первую помощь при поражении ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, укусах насекомых, животных;
-
Определять размеры одежды по формулам (размер одежды: российский: объём груди : 2,
европейский : российский размер - 6;
размер обуви:
европейский = длине стопы,
российский: длина стопы: 2 + длина стопы)
-
Выводить пятна в домашних условиях;
-
Готовить блюда на обед по предложенным рецептам.
9 класс - 2 часа в неделю
1 четверть
Личная гигиена
2 ч. Вред курения и алкоголя, сопутствующие болезни, профилактика, лечение.
1 ч. Добрачные отношения, взаимоответственность партнёров.
1 ч. Венерические заболевания, СПИД, способы заражения, профилактика, лечение.
Семья
2 ч. Бюджет семьи: доходы и расходы, их соответствие.
2 ч. Способы приобретения товаров: магазины, рынки. Способы оплаты: наличный, безналичный.
2 ч. Сбережения: сберкасса (услуги), кредит, страхование.
Средства связи
4 ч. Бандероли и посылки: сравнение, правила отправления, составление, заполнение адресного бланка и описи.
2 ч. Современные средства связи: сотовая, телефакс, компьютерная связь.
2 четверть
Жилище
1 ч. Недвижимость. Государственные квартиры. Порядок получения квартир.
1 ч. Собственные квартиры. Способы передачи квартир в собственность: приватизация, договор купли-продажи, наследство, завещание, дарение. Налоги.
2 ч. Коммунальные услуги: перечень, оформление платёжных документов. Практическая работа.
2 ч. Основы безопасности дома: двери, окна, хранение ценностей, перепись дорогостоящей аппаратуры, сигнализация.
2 ч. Правила личной безопасности: поведение с незнакомыми людьми, в людных местах, осторожность в подъезде, в лифте и др.
Поведение человека в экстремальных условиях:
2 ч. «02» - кража, шантаж по телефону, угрозы, оскорбления, звонок в квартиру.
2 ч. «01» - пожар в квартире, в подъезде.
3 четверть
Медицина
2 ч. Виды кровотечений. Типы повязок. Практическая работа по наложению повязок.
2 ч. Первая помощь при переломах: признаки, виды, первая помощь.
2 ч. Обморок, эпиприпадок: признаки, первая помощь.
Кулинария
2 ч. Виды и способы выпечки.
2 ч. Полезные советы при выпечке.
2 ч. Блины.
2 ч. Печенье.
2 ч. Бездрожжевые изделия (бизе, шарлотка).
2 ч. Пицца
4 четверть
Семья. Кодекс о браке и семье.
2 ч. Порядок и условия заключения брака.
2 ч. Права и обязанности супругов.
2 ч. Прекращение брака.
Трудоустройство
1 ч. Трудоустройство выпускников: продолжение учёбы в ПТУ, устройство на работу. Льготные условия для молодёжи до 18 лет на предприятиях.
1 ч. Виды предприятий: государственные и частные, Учреждения по трудоустройству.
2 ч. КЗОТ. Оформление на работу. Увольнение.
2 ч. Деловые бумаги: заявление, анкета, автобиография, доверенность, докладная и объяснительная записка и др. Практическая работа.
2 ч. Итоговый урок (викторина, праздник и т.п.)
К концу года учащиеся должны знать:
-
О вреде курения и алкоголя;
-
Об опасности венерических заболеваний, СПИДе, способах профилактики;
-
О последствиях добрачных отношений;
-
О способах приобретения товаров;
-
О видах сбережений;
-
Правила отправления бандеролей и посылок;
-
Современные средства связи;
-
Виды квартир, порядок получения государственных квартир, способы передачи недвижимости в собственность;
-
Основы безопасности дома;
-
Правила личной безопасности;
-
Правила поведения в экстремальных условиях («02» - милиция, «01» - пожар);
-
Виды кровотечений и повязок;
-
Приёмы оказания медицинской помощи при обмороке, эпиприпадке;
-
Виды выпечки, рецепты изделий из теста;
-
Кодекс о браке и семье;
-
Возможности трудоустройства выпускников;
-
Виды предприятий;
-
Правила оформления на работу, способы увольнения.
К концу года учащиеся должны уметь:
-
Планировать бюджет семьи;
-
Приобретать товары в различных торговых точках;
-
Составлять посылки и бандероли, заполнять описи и адресные бланки;
-
Заполнять платёжные документы на оплату коммунальных услуг;
-
Накладывать повязки, шины, жгут;
-
Оказывать первую помощь при переломах, обмороках, эпиприпадках;
-
Писать деловые бумаги.
-
Выпекать изделия из теста по рецептам.