Литературная композиция Здесь скалы помнят выселенья ад

В зале оформлена книжная выставка:   «Перед судом истории».                                                               «Правда и вымесил о выселении».                                         «Как это было». Цитата: И эти степи Казахстана Тюльпанов взор и зной песка, Ничто тогда не удержало, Когда к себе звала Чечня.                                   Роза Дахаева Непросто жить, судьбой припертым,                                                                                                ...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Литературная композиция

«Здесь скалы помнят выселенья ад»

(23 февраля 1944 г.)



Литературная композиция Здесь скалы помнят выселенья ад

















В зале оформлена книжная выставка: «Перед судом истории». «Правда и вымесил о выселении». «Как это было».

Цитата:

И эти степи Казахстана

Тюльпанов взор и зной песка,

Ничто тогда не удержало,

Когда к себе звала Чечня.

Роза Дахаева

Непросто жить, судьбой припертым, Не видя звезд родной земли…

И.Минтяк.

Ведущий 1: 23 февраля 1944 г. Это черная дата навеки вписана в историю чеченского народа, она на долго останется в памяти народа. Это дата - одна из самых позорных страниц в летописи бывшего Советского Союза. Нет семьи, которой не коснулась бы трагедия выселения, которая не испытала бы на себе ужасы сталинского геноцида. У любого из нас кто-то из родственников остался лежать на чужбине, похоронен в казахских степях. Нет дома, где не досчитались бы отца или матери, сына или дочери, брата или сестры. Умирали невинные люди на пути в Сибирь, не вынося не человеческих условий, произвола, голода и холода.

Ведущий 2.

О черных днях поведали мне горы,

Чернее повести для горцев в жизни нет,

И временем не вылечить той боли,

С какой глядели горы горцам вслед.

То были все по страшному веленью,

Хоть приговор понять мы не могли,

Нас всех приказом выгнали с презреньем

С родной вайнахской обжитой земли.

И как животных, в скотские вагоны

Грузили в тот военный трудный год,

За что наказаны в то время были горцы,

Вознесся над запуганной толпой.

Мы для него лишь винтиками были,

Машины, что себе он изобрел.

Какое время бед мы пережили

В разлуке от родных Кавказских гор.

Однажды с чемоданом друга встетил:

- ну, что везешь?

Успел богатым стать?

- Останки материя я вырыл, - он ответил, -

Везу на Родину, чтоб их земле предать.

Наш поезд возвращался на рассвете,

Встречал встревожено заждавшиеся вокзал,

Седой старик в поношенном бешмете

Припал к перрону, землю целовал.

Муса Гашаев.

Ведущий 1. В преддверии 60-летия тотальной депортации чеченцев и ингушей в феврале сорок четвертого мы вновь мысленно возвращаемся к тому роковому дню для наших народов, чтобы скорбеть по тем, кого уничтожил зловещий сталинский режим, отдать дань памяти жертвам репрессий.

Чтец. Не вздрагивайте, горы! Горе! Горе!

Не сокрушайтесь, снежные поля.

Не разбивайтесь, камни! Мы - в неволе!

Не содрогайся, милая земля.

Не плачьте, небеса, леса, родные.

К бессильным, нам, насилие ползет -

Калеки, неподвижные, больные.

Не суетитесь, люди, смерть идет!

Ведущий 2. Что и как происходило в этот день - 23 февраля 1944 г. подготовительная работа к операции по выселению чеченцев, ингушей велась задолго до 23 февраля 1944 года. План был детально разработан на высшем государственном уровне и включал в себя масштабные мероприятия практически во всех сферах жизни не только Чечено-Ингушетии, но и всей огромной страны.

К основным видам этих работ относились следующие:

  1. Концентрация огромных материальных сил в самой республике и в соседних регионах (транспорт, железнодорожные вагоны, грузовые автомобили и т.д.).

  2. Ввод в республику крупных контингентов войск с рассредоточением их во всех районах и населенных пунктах;

  3. Мобилизация идеологических карательных органов с целью психологической и идеологической обработки населения и осуществление крупномасштабных акций по тотальной дезинфекции чеченцев и ингушей.

23 февраля 1944 г. в пять часов утра, в день Красной Армии, в дома чеченцев и ингушей стали ломиться солдаты и офицеры с автоматами, винтовками. Они грубыми окриками, прикладами, поднимали с постелей детей, женщин, стариков и выгоняли всех на улицу. Людей сгоняли к мечети или в огороды, вокруг устанавливалась охрана с автоматами и пулеметами. При малейшем возмущении открывали огонь. Офицеры объявили горцам, что все они изменники Родины и поэтому по решению Советского правительства выселяются в среднеазиатские республики: в Казахстан, Киргизию. На сборы отводилось всего лишь 15-20 минут. Лай собак, мычанье коров, плач детей и женщин, окрики солдат - все это слилось в сплошной и протяжный гул. То и дело раздавались выстрелы. Это стреляли в тех из людей кто не подчинялся приказу. Села, дома были окружены плотными кольцом охраны, дороги забиты солдатами.

Тут же подогнали большегрузные машины и начали грузить в них людей: стариков и детей, без теплой одежды, необходимых запасов и продуктов питания.

Литературная композиция Здесь скалы помнят выселенья ад

Чтец.

Это случилось в сорок четвертом,

В четыре утра, в четыре спала Чечня.

Не зная свою вину.

Молнии небо чертили

Спала Чечня.

И вдруг, тишину разломив,

Жуткое эхо

В ночных переулках родив,

Врезалось в горы, в людские сердца, в дома.

Жестокое слово:

- Выходи!

- Выходи!

- Выходи! Проснулись дома.

Тихонько ойкнув, открылись дома,

Подчинившись крику.

Сухими глазами

К дверям и окнам

Горе, как тень, приникло казалось

- Вновь загремели цепями

Позабытая царская быль

И горько в уши шептало память:

- Сибирь…

- Сибирь…

- Сибирь…

Да над дорогой

Небо заплакало.

(Абдула Садулаев)

Ведущий 1.

Вскоре горцы вереницами потянулись к железнодорожным станциям. Среди них были и беременные женщины, и матери с младенцами, и старики, и больные. С немощными поступали самым диким образом: их вынуждали оставлять в домах или заставляли бросать у дорог, обрекая на голодную и холодную смерть, бывали и пристреливали.

Погрузка людей в товарные вагоны шла ужасающе. В каждый вагон набивали столько человек, что находить там можно было только стоя. Товарные вагоны в которых загоняли людей, совершенно не были приспособлены для перевозки пассажиров, в вагонах не было сидений, было холодно, т. к. выгоны не отапливались. Вместо окон - маленькие люки, по два с каждой стороны вагона. В стенах виднелись щели, через которые задувал холодный ветер. Но никому не давали ни возразить, ни просить помощи. Вагоны набивались битком, тут же со скрежетом наглухо закрывались двери. Стоны, крики, проклятия. Матери просили для детей воды. Конвоиры быстро смекнули есть деньги - будет вода, и за каждый кувшин воды требовали тридцать рублей.

180 эшелонов под покровом ночи, один за другим, словно черные змеи, сверкая огненным глазом, тяжело и зловеще стали потянулись по железной дороге и громыхая по рельсам бойко и дружно покатились к востоку, в сторону Сибири. Потерянные, оскорбленные, униженные, убитые горем люди, прижавшись к друг другу, ехали в некуда, ехали в безвестность.

Чтец.

Отстали гор отроги,

Пошел Урал Орал …

Родившиеся в дороге умирал.

Скрипел вагон в заплатках.

В пути умерших всех

На остановках кратки

Закапывали в снег

И. Минтяк.

В покинутых горцами домах в это время шел массовый грабеж. Вывозилось все: ковры, кинжалы, одежда, драгоценности, книги - все, что люди наживали долгие, долгие годы.

Ведущий 2. Вслед за физической расправой началось истребление культурных и исторических памятников. Все исторические документы на арабской графике и чиченская литература свозилось на площадь у Дворца пионеров в г. Грозном и сжигалось неделями. Уничтожались чурты и потом ими укладывали дороги, сносились надмогильные памятники.

Чтец.

Нас заставляли забывать свою культуру, литературу, язык, традиции.

Хотели чтобы мы забыли себя.

Забыть, забыть. Велят безмолвно. Хотят в забвенье утопить Живую боль.

Взамен создавались новые памятники с надписями о злодеяниях чеченцев. 24 февраля 1944 г в шали поставили памятник, а позднее и в парке с. Ведено с надписью: «Павшим от рук чеченских бандитов». Бандитом стал чеченец, защищавший свой родной дом, свою землю, а вечную память отдавали тем, кто рушил его дом, лишал его Родины.

Ведущая 1. 7 марта 1944 г. через две недели после выселения чеченцев и ингушей, появился Указ Президиума Верховного Совета СССР о ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории и образовании Грозненской области. Бывшие чеченские районы : Ножай-Юрт, Саясановской, Веденский, Курчалоевский и часть Чеберлоевского района отдавались Дагестану. Также Грозненский обком ВКП (б) 19 июня 1944 г. принял постановление о переименовании

чеченских райцентров и населенных пунктов. Ни одному селу или аулу не оставили чеченские названия, Указ от 7 марта 1944 г. заклеймил чеченцев и ингушей в предательстве и измене.

Чтец.

Хайбах.

Здесь скалы помнят

Выселенья ад.

И поименно -

На смерть обреченных.

Здесь ягоды шиповника висят, как капли крови,

Заживо сожженных.

Здесь и сейчас

Февральскою порой

Сгорают в пепел

Даже снег и зори

…Пусть пролетят

столетия над землей,

Но неизбывным будет наше горе.

И. Чинхоева.

Ведущий 2.

Это небольшое село расположено в горной части Чечни, которую все вайнахи называли колыбелью своего народа. Сюда в Хайбах в 1944 году по приказу Гвешиани и Берия согнали людей из окрестных сел, хуторов женщин, детей и стариков, больных собрали перед конюшней. Обещали, что они будут вывезены на равнину на санях или машинах. Местность оцепили, чуть выше конюшни на сопке установили пулемет. 650-700 человек согнали в конюшню, забили снаружи двери, под двери, окна заложили сено, облили бензином. И комиссар госбезопасности Гвешиани, командовавший «операцией» в Хайбахе, отдал приказ поджечь конюшню. Огонь быстро окутал конюшню, все запылало, раздались крики, плач. Ни кому не удалось спастись из этого ада.

Ведущий 1. На чеченцев и ингушей обрушилось страшное горе. Только в первые месяцы выселения погибло более 710 тысяч человек.

Поезда с переселенцами на 20-е сутки начали прибывать к местам, куда их везли. Население Казахстана и Киргизии встретили с опаской спецпереселенцев. Анатолий Ким так рассказывал о тех событиях: «На

сказали, что везут страшных убийц и предателей с кинжалами, и их нельзя впускать к себе в дома.

Но жизнь все равно продолжалось. И казахи, и киргизы, и русские для чеченцев стали очень быстро друзьями. Чеченцев называли спецпереселенцами, существовал режим, по которому без письменного разрешения коменданта нельзя было покидать село. Регулярно надо было отмечаться в той же комендатуре.

Писать правду о выселении в те годы было нельзя, напротив, защищались диссертации, в которых стремились узаконить акт насильственного выселения чеченцев и ингушей.

Но были и те, кто помнил, что выселение чеченцев было преступление. Среди них В. Мурадели и Г. Мдивани. В те годы нельзя было без официального разрешения комендатуры посещать места проживания спецпереселенцев, за ослушание - 10,15,20 лет. Они создали оперу «Великая дружба», в которой тепло говорилось о народах Северного Кавказа, в том числе о чеченцах, ингушах, об их борьбе за Советскую власть, об их интернациональной дружбе. Это был чрезвычайно смелый поступок.

Много погибло людей в тот 1944 год, выдержав долгую дорогу в холодных вагонах, люди умирали на местах. Враждебно настроенное местное население боялось помочь прибывшим спецпереселенцам. Это была трудная первая весна на чужбине! Оставляя двухлетнего ребенка со слепой свекровью, молодая мать уходило в поле собирать колоски. Едва молодая женщина скрылось за дверью, слепая старуха услышала легкий шорох. Она вздрогнула от волнения и страха: Кто? - спросила она. Ей никто не ответил. Когда вернулось сноха, она на подоконнике увидела банку с молоком. Это продолжалось и в последующие дни. Русская женщина тайком приносило молоко ребенку. Призналось она позднее.

Сегодня уже известно, что в те страшные годы в результате операции по выселению горцев, погибло 200 тысяч чеченцев и ингушей (50 % от общего количества населения). Так по рапорту Л. Берия И. Сталину, учтенных к выселке - 459486 чел. Если же подсчитать по донесениям того же лица погруженных в вагоны 23,24, 25, 26 февраля, то цифра называется - 529620 чел.

Из рапорта начальника конвойных войск НКВД Бочкова от 21 марта 1944 года выслано было 493269 чел., из которых до пункта назначения доставлено 491768 чел. Однако точные цифры сколько же погибло чеченцев и ингушей за 13 лет ссылки до сих пор нет.

Ведущий 2. 13 лет провели чеченцы в выселении.

Чтец.

Тринадцать… несчастное число

Тринадцать лет бесправия и горя…

Тринадцать лет торжествовало зло,

Как черный шторм над синевою моря.

А впереди был «сталинский указ».

Нас оставляющих за железной дверью.

Чтоб Азия …сквозь щели узких глаз

Нас приняла с холодным недоверием.

На совесть потрудились в этом оба

Рекой невинной криви, морем слез:

Кремлевский люцифер Иосив, «Коба».

И. Берия - его заглавный пес.

Найти ответы было нам не просто

В жестоком мире, ввергнутом в «Чуму»

На два - сакраментальные - вопроса:

За что же это все? И почему?

У . Ярычев.











Ведущий 1.

В 1953 году умер Сталин, был расстрелян Берия. У чеченцев и ингушей как и у других народов, выселенных из родных мест, появилось надежда, что справедливость восторжествует и они вернуться к своим родным очагам.

В 1956 году состоялся исторический XX съезд КПСС, который дал должную оценку эпохе культа личности Сталина. В докладе Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева говорилось: « В феврале 1944 года выселены были со своих родных мест все чеченцы и ингуши, а Чечено-Ингушетия автономная республика ликвидирована».

Вскоре вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 года о восстановлении в пределах прежнего территориального деления. Это было очень существенно. Однако, в нарушении данного Указа,

вопреки воле и желанию ингушского народа, почти половина территории Ингушетии (наиболее плодородная ее часть) была отдана в пользу Северной Осетии.

Через 13 лет чеченцам и ингушам разрешили возвратиться домой. Эти 13 лет - самый горький период в истории чеченцев. Многие нашли приют на чужбине, многие похоронены на чужой земле. Память об этих людях долго будет храниться в сердцах чеченского народа.

Литературная композиция Здесь скалы помнят выселенья ад



© 2010-2022