- Преподавателю
- ОБЖ
- Форма конспекта урока для учителя Конспект урока по ОБЖ Класс 9 Программа Ю. Л. Воробьёв
Форма конспекта урока для учителя Конспект урока по ОБЖ Класс 9 Программа Ю. Л. Воробьёв
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Баранов И.В. |
Дата | 17.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Форма конспекта урока для учителя
Конспект урока по ОБЖ Класс 9 Программа Ю.Л. Воробьёв
Ф.И.О. Баранов Игорь Викторович
Должность, образовательное учреждение.
Преподаватель-организатор ОБЖ, МБОУ СОШ с. Зюльзя Нерчинского района Забайкальского края.
Тема урока: Правила поведения при угрозе террористического акта
Цель урока: ознакомление учащихся с правилами поведения при угрозе террористического акта.
Задачи:
Образовательная: рассмотреть правила безопасного поведения при угрозе и совершении террористического акта.
Развивающая: развивать активную познавательную деятельность учащихся.
Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к своей жизни и жизни окружающих.
Оборудование:
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией Ю.Л. Воробьёва.
2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-11 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов. - М.: Просвещение, 2012.
3. Конспект урока.
4. Презентация «Правила поведения при угрозе террористического акта».
5. Ноутбук и мультимедиапроектор
Этапы работы
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Организационный момент
(Проверка наличия и готовности ребят к уроку)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о правилах поведения при угрозе террористического акта.
Дежурный отчитывается по готовности и наличию учащихся в классе.
2.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Давайте с вами повторим, что проходили на прошлом уроке по теме: «Борьба с терроризмом»
Вопросы у учащихся:
А) Какие формы борьбы с терроризмом существуют в мировой практике?
Б) Какие основные принципы и цели учитываются в России при организации борьбы с терроризмом?
В) Какая уголовная ответственность предусмотрена за участие в террористической деятельности?
Г) Как организуется информирование общественности о террористической акции?
Отвечают на вопросы заданные учителем
3.
Изучение нового учебного материала.
Сообщение темы урока
Сегодня мы с вами продолжим говорить о терроризме.
Познакомимся с правилами поведения при угрозе террористического акта.
(Откройте тетради, запишите число и тему урока и план: «Правила поведения при угрозе террористического акта».
План:
1.Правила безопасного поведения при угрозе взрыва и при взрыве.
2.Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищении.
3.Порядок приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера по телефону.
1. Борьба с терроризмом на государственном уровне будет эффективна только в том случае, если к ней присоединятся все слои населения нашей страны.
Не обошла эта беда и Россию - все мы помним трагические ситуации последних лет, горе и возмущение наших сограждан. В настоящее время специалистами федеральных служб, занимающими борьбой с террором, разработаны рекомендации для населения страны по правилам поведения при угрозе возникновения террористических актов и при террористических актах.
К наиболее опасным террористическим актам можно отнести:
- Взрывы в местах массового скопления людей.
- Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств, удерживание в них заложников.
- Похищение людей с целью получения выкупа и угроза физического уничтожения заложника.
- Воздействие на опасные промышленные объекты
(например: химически опасные производства, атомные электростанции, арсеналы и другие опасные военные объекты, разрушение которых или нарушение их работы может вызвать массовое поражение людей.)
- Отравление систем водоснабжения, продуктов питания, искусственное распространение возбудителей инфекционных заболеваний.
Самостоятельно прочитайте признаки опасности взрыва - стр.113 «Рубрика - «Это должен знать каждый»
Памятка под запись с доски признаки угрозы взрыва: (их обсуждения с учащимися)
Какие признаки еще вы дополните?
Если вы обнаружили подозрительный предмет - не оставляйте этот факт без внимания.
А) в общественном транспорте.
Опросите людей, находящихся рядом, постарайтесь установить принадлежность предмета (сумки и т.д.) или кто мог его оставить.
Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю.
Б.) В подъезде своего дома:
Опросите соседей, возможно он принадлежит им.
Если владелец не установлен - немедленно сообщите о находке в ваше отделение милиции.
В.) В администрации (учреждение)
Немедленно сообщите о находке руководителю учреждения.
Во всех перечисленных случаях:
- не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку.
- зафиксируйте время обнаружения находки.
- постарайтесь сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки.
- обязательно дождитесь прибытия оперативно - следственной группы.
- не забывайте, что вы являетесь основным очевидцем.
Чтение цепочкой правила « Как нужно вести себя, если произошел взрыв». Стр.115.
Напишите в тетради, что могут использовать террористы для совершения террористического акта. Ожидаемый ответ учащихся (обычные сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки т.д.)
Запомните!
Заметив бесхозную вещь, немедленно обратитесь к работнику полиции или другому должностному лицу. Не прикасайтесь к находке и не подпускайте к ней других людей!
Если вдруг произошёл взрыв
-
Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку.
-
Продвигайтесь осторожно, не трогайте руками повреждённые конструкции и провода.
-
В разрушенном или повреждённом помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, зажигалками, свечами, факелами и т. п.).
-
При задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем).
-
Включите локальную (квартирную) систему оповещения и проверьте возможность взаимного общения (теле-, радио-, телефонной связью, голосом).
-
В случае вынужденной эвакуации возьмите необходимые носильные вещи, деньги, ценности. Изолируйте квартиру (закройте все двери и окна), немедленно сообщите о случившемся по телефону в соответствующие органы правопорядка. Оповестите соседей об эвакуации. Помогите престарелым и инвалидам покинуть помещение. Возьмите на учёт лиц, оставшихся в помещении. Входную дверь плотно прикройте, не закрывая на замок.
При невозможности эвакуации необходимо принять меры, чтобы о вас знали. Выйдите на балкон или откройте окно и зовите на помощь.
Выходя из дома, отойдите на безопасное расстояние от него и не предпринимайте самостоятельных решений об отъезде к родственникам и знакомым.
2. Прочитайте рекомендации специалистов по правилам поведения в случае захвата вас в заложники - стр.115-116. (давайте их обсудим)
- Что вам советуют специалисты?
Правила поведения в случае захвата вас в заложники
-
Не подвергайте себя излишнему риску, старайтесь ограничить любые контакты с преступниками, не вызывайте у них агрессии своими действиями или словами, особенно если они находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
-
Старайтесь по мере возможности смягчить враждебность преступников к себе, оставаясь покладистым, спокойным и миролюбивым.
-
Не прибегайте к крайним мерам для того, чтобы освободиться самостоятельно, если непосредственно при захвате вам не удалось вырваться и спастись бегством.
-
С момента захвата контролируйте свои действия. Старайтесь фиксировать все действия преступников.
-
Оцените своё местоположение и не поддавайтесь панике. Старайтесь оставаться спокойным даже в тех условиях, когда преступники угрожают вам физической расправой, а также пытаются ограничить вам подвижность, зрение или слух, создают тяжёлые бытовые условия, например, ограничивают в пище, воде.
-
Используйте любую возможность для сообщения (передачи информации) о своём местонахождении, приметах преступников, особенностях их поведения своим родственникам или правоохранительным органам.
-
Не реагируйте на провокационные действия террористов, не задавайте им вопросов и старайтесь не смотреть им в глаза: это может вызвать по отношению к вам дополнительную агрессию. Выполняйте требования террористов и спрашивайте у них разрешение на любые ваши действия.
-
В захваченном террористами транспортном средстве оставайтесь на своём месте, не перемещайтесь по салону, старайтесь меньше привлекать к себе внимание преступников.
-
Избегайте необдуманных действий, которые могут поставить под угрозу вашу жизнь и жизнь других пассажиров, особенно при захвате террористами воздушных судов.
-
В случае силового освобождения заложников (при штурме спецподразделения) попытайтесь укрыться за предметами (кресло, стол и другие предметы мебели), прикрыть своё тело от пуль подручными средствами, всем тем, что способно ослабить пробивное действие пуль.
-
Попытайтесь отойти от входных дверей, окон, иллюминаторов, люков и занять горизонтальное положение, оставаясь в таком положении до поступления команды на выход из помещения от командира штурмовой группы. В дальнейшем беспрекословно выполняйте все его команды.
-
В момент штурма не берите в руки оружие преступников, так как вас могут принять за бандитов и открыть по вам огонь на поражение.
-
Старайтесь по возможности не позволить бандитам занять место среди заложников.
Правила поведения, если вы подверглись нападению с целью похищения
Постарайтесь поднять как можно больше шума для привлечения внимания окружающих и отбиться от нападающих.
Чтобы уменьшить риск похищения, следует придерживаться следующих мер предосторожности:
-
необходимо хорошо знать местность, где вы проживаете, её уединённые участки;
-
если чувствуете, что кто-то преследует вас, повернитесь и проверьте свои подозрения. В том случае, если эти подозрения подтвердились, меняйте направление, темп ходьбы или спасайтесь бегством;
-
не садитесь к незнакомым и малознакомым людям в автомобиль;
-
категорически следует отказаться, особенно девушкам, от вечерних прогулок через пустыри и строительные площадки;
-
никогда не открывайте дверь квартиры, если не знаете, кто звонит, особенно если находитесь дома одни.
Обеспечение безопасности в случае захвата (попытки захвата) в заложники или похищения
Один из распространённых видов терроризма - взятие людей в заложники и похищение людей с целью получения за них выкупа.
Любой человек, тем более дети, может стать потенциальным заложником. В последние годы во всём мире, в том числе и в Чеченской Республике, участились случаи захвата заложников. Эти уголовные преступления, как правило, сопровождаются оскорблением чести и достоинства захваченных граждан, причинением им моральных и физических страданий, телесных повреждений или даже смертью.
В этом случае вам необходимо наличие соответствующих знаний в виде правил (рекомендаций), выработанных практикой ведения переговоров с террористами при освобождении заложников.
3. Давите прочитаем с вами порядок приема сообщений, содержащих угрозы террористического характера по телефону на стр. 119 учебника.
На что следует обращать внимания при сообщений о теракте?
О порядке приёма сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону
Правоохранительным органам значительно помогут для предотвращения совершения преступлений и для розыска преступников следующие ваши действия.
Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.
По ходу разговора отметьте пол, возраст звонящего (звонящей) и особенности его (её) речи:
-
голос - громкий или тихий, низкий или высокий;
-
темп речи - быстрая или медленная;
-
произношение - отчётливое, искажённое, с заиканием, с заиканием шепелявое, с акцентом или диалектом;
-
манера речи - развязная, с издёвкой, с нецензурными выражениями.
Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звуки теле - или радиоаппаратуры, голоса и др.), а также характер звонка (городской или междугородный).
Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.
В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
-
Куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?
-
Какие конкретные требования он (она) выдвигает?
-
Выдвигает ли требования он (она) лично, выступает ли в роли посредника или представляет какую-либо группу лиц?
-
На каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?
-
Как и когда с ним (с ней) можно связаться?
-
Кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?
Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашими родителями решений или совершения каких-либо действий.
Если возможно, ещё в процессе разговора сообщите о нём родителям, если нет - немедленно по его окончании.
Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании. Максимально ограничьте число людей, владеющих полученной информацией.
При наличии автоматического определителя номера (АОН) запишите определившийся номер телефона в тетрадь, что позволит избежать его случайной утраты.
При использовании звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлеките кассету (мини-диск) с записью разговора и примите меры к её сохранности. Обязательно установите на её место другую.
Успех в борьбе с терроризмом возможен только в том случае, если вы, граждане страны, будете проявлять бдительность и наблюдательность, своевременно информировать правоохранительные органы и спецподразделения о замеченных признаках возможного теракта. Только общими усилиями государства и всего населения страны можно снизить эффективность террористических преступлений.
Записывают план и тему урока в тетрадь.
Работают с текстом учебника на стр. 113 и выписывают признаки опасности взрыва в тетрадь.
Записывают памятку признаки угрозы взрыва в тетрадь.
Устные ответы учащихся.
Участвуют в обсуждений памятки по соблюдению правил безопасного поведения при признаках угрозы взрыва.
Читают по цепочки рубрику «Как нужно вести себя, если произошел взрыв» на стр. 115
Записывают в тетрадь, что можно использовать террористы для совершения террористического акта.
Записывают памятку в тетрадь.
Читают рекомендации специалистов по правилам поведения в случае захвата вас в заложники. (обсуждают рекомендации специалистов их актуальность)
Отвечают на вопрос.
Слушают учителя и делают необходимые пометки в тетрадь.
Слушают учителя и делают необходимые пометки в тетрадь.
Читают в слух о порядке приёма сообщений, содержащих угрозы террористического характера, по телефону.
Отвечают на вопрос.
Физкульт-минутка
На слайде презентации разминка для глаз, а также по теме урока. (Правила поведения при угрозе террористического акта)
Выполняют упражнения. Смотрят презентацию к уроку.
Закрепление учебного материала
-
Назовите правило безопасного полведения при угрозе взрыва и при взрыве?
-
Как обеспечить собственную безопасность и безопасность окружающих при захвате в заложники или похищении.
-
Расскажите о порядке приема сообщений, содержащих угрозы о совершении теракта.
Отвечают на вопросы.
Итог урока
Вывод: Успех в борьбе с терроризмом возможен только в том случае, если все граждане страны будут проявлять бдительность и наблюдательность, своевременно информировать правоохранительные органы и спец.подразделения о замеченных признаках возможного теракта.
Делают выводы.
Рефлексия
Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
Отвечают. Самооценка и взаимооценка
Задание на дом
Внимательно прочитайте рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных ситуациях террористического характера. В дневнике безопасности сделайте пометки о правилах личной безопасности, если вам придётся оказаться в подобной ситуации.
§ 6.4, стр. 111-123, вопросы и задания на стр.123.
Записывают в дневники домашнее задание