Рабочая программа по ОБЖ 10 класс

Рабочая программа по ОБЖ разработана на основе нормативных документов: 1) Приказа МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (ред. от 03.06.11, от 01.02.12 № 74). 2) Приказа МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образовани...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по ОБЖ разработана на основе нормативных документов:

1) Приказа МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (ред. от 03.06.11, от 01.02.12 № 74).

2) Приказа МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (ред. от 19.10.2009, с изм. от 31.10. 2012).

3) Приказа МО РБ от 06.05.2014 года № 824 «О рекомендуемом базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений РБ на 2014-2015 учебный год».

4) Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об Образовании в РФ».

5) Учебного плана МБОУ СОШ с. Семенкино на 2014-2015 учебный год.

6) Годового календарного учебного графика МБОУ СОШ с. Семенкино на 2014-2015 учебный год.

7) Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы учебного издания Смирнова А.Т., Хренникова Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Издательство «Просвещение», 2011.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).


Цели обучения ОБЖ: • овладение системой теоретических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования. • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных практической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей. • формирование представлений о личной безопасности, окружающем мире. • воспитание культуры личности.

Задачи обучения: • приобретения практических умений и теоретических знаний; • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности; • освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора. В ходе преподавания ОБЖ следует обратить

внимание на овладение умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретение опыта: • решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения. • исследовательской деятельности, развитие идей, обобщений. • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Основы комплексной безопасности (7 часов)

Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. Способы подготовки человека к автономному существованию в природной среде. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок и движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры пожарной безопасности.

Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

Землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, смерчи, оползни и обвалы, лесные пожары - опасные ЧС природного характера, приводящие к гибели людей. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях ЧС природного характера - геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения. Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, её предназначение, структура и основные задачи.

Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная ответственность за захват заложников, за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, за организацию незаконного вооружённого формирования или участие в нём.

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны (7 часов)

Гражданская оборона, история её создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

Система оповещения населения о ЧС. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о ЧС, примерное её содержание, действия населения по сигналам оповещения о ЧС.

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, её предназначение. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения. Обязанности учащихся.

Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья - социальная потребность общества.

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной специфической профилактике. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

Основы здорового образа жизни

Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

Раздел 3. Основы военной службы

Вооружённые Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества (6 часов)

Организация вооружённых сил Московского государства в XIV - XVвв. Военная реформа Ивана IV Грозного в середине XVIв. Военная реформа Петра I Великого, создание регулярной армии, её особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии. Создание Советских Вооружённых Сил, их структура и предназначение.

Виды и рода войск Вооружённых Сил РФ, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и управление Вооружёнными Силами РФ.

Боевые традиции Вооружённых Сил России

Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить её интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма.

Воинский долг - обязанность военнослужащего по вооружённой защите Отечества. Основные составляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнять воинский долг.

Символы воинской чести

Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы. Боевое Знамя воинской части - особо почётный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.

История государственных наград России за военные заслуги перед Отечеством.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны Знать:

  • основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях ЧС, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;

  • организацию защиты населения в РФ от ЧС природного и техногенного характера, в том числе организационные основы борьбы с терроризмом;

  • основные принципы здорового образа жизни;

  • правила оказания первой медицинской помощи;

  • основы обороны государства и военной службы;

  • боевые традиции Вооружённых Сил России, государственные и военные символы РФ.

Уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

  • грамотно действовать при возникновении угрозы ЧС и во время ЧС;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;

  • выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы;

  • пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учётом индивидуальных качеств.


Учебно-тематический план


Раздел

Количество часов

1

Основы комплексной безопасности

7

2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

2

3

Основы здорового образа жизни

4

4

Основы обороны государства

15

5

Основы военной службы

5

6

Подведение итогов изучения курса

1

ИТОГО:

34




Календарно - тематический план


п/п

Раздел, название урока в

поурочном планировании

Количество

часов

Дата

проведения

Примечание


по плану

фактическая

Раздел 1 Основы комплексной безопасности - 7 часов

Тема № 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни - 3 часа

1.

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Практическая подготовка к автономному существованию

1


2.

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях

1


3.

Обеспечение личной безопасности на дорогах

Правила личной безопасности при угрозе террористического акта

Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности

1


Тема № 2. Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций - 2 часа

4.

Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия

Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера


1

5.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1

Тема № 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера -2 часа


6.

Военные угрозы национальной безопасности России.

Характер современных войн и вооруженных конфликтов

1

7.

Международный терроризм - угроза национальной безопасности России

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления

1

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций - 2 часа

Тема № 4. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства - 2 часа

8.

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности


1

9.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

1

Раздел 3. Основы здорового образа жизни - 4 часа

Тема № 5 Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний - 1 час

10

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

1

Тема № 6 Здоровый образ жизни и его составляющие - 3 часа


11

Здоровый образ жизни.

Сохранение и укрепление здоровья - важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности


1

12

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

1

13

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек


Раздел № 5 Основы обороны государства - 15 часов

Тема № 7 Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны - 7 часов

14

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны

Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации

1

15

Ядерное оружие

1

16

Химическое оружие

1

17

Бактериологическое оружие.

Современные обычные средства поражения

1

18

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

1

19

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени

1

20

Средства индивидуальной защиты

1

Тема № 8 Вооруженные Силы Российской Федерации -

защитники нашего Отечества - 2 часа

21

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Памяти поколений - дни воинской славы России


1


22

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации

1

Тема № 9 Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск - 5 часов


23

Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Сухопутных войск

Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение

1

24

Военно-Воздушные Силы, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС

1

25

Военно-Морской флот, его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ

1

26

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН

1

27

Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации

1

Тема № 10 Боевые традиции Вооруженных Сил России - 1час

28

Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитника Отечества. Дружба и войсковое товарищество - основы боевой готовности частей и подразделений

1

Раздел № 6 Основы военной службы - 5 часов

Тема № 11 Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу

по призыву - 1 час

29

Размещение военнослужащих. Распределение времени и повседневный порядок. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих

1

Тема № 12 Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда - 1 час


30

Суточный наряд. Обязанности дежурного, дневального по роте.

1

Тема № 13 Организация караульной службы - 1 час


31

Организация караульной службы. Общие положения

Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового

1

Тема № 14 Строевая подготовка - 1 час

33

Строи и управление ими. Элементы строя, строевые приемы

1

Тема № 15 Огневая подготовка - 1 час


33

Назначение и боевые свойства автомата Калашникова

1

34

Подведение итогов изучения курса ОБЖ за 10 класс

1


Информационно-методическое обеспечение

Список литературы:

1 Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова; РАН, РАО, изд-во «Просвещение» - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2012.

2 Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 11 класс (Текст): к учебнику для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова; РАН, РАО, изд-во «Просвещение» - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2012.

3 Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. - М.: ТЦ Сфера, 2005г.

4 Основы медицинских знаний и охрана здоровья "Основы безопасности жизнедеятельности": учебник для 11 кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 1995г.

5 Дидактические материалы "Основы безопасности жизнедеятельности": 5 - 9 кл., В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов, Дрофа 2000г.

6 Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8 - 11 кл. В.Г.Бубнов, Н.В. Бубнова, АСТ - Астрель Москва 2005г.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 - 100% от максимально возможного количества баллов.

2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 - 89% от максимально возможного количества баллов.

3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.


© 2010-2022