- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа ОБЖ 10 класс
Рабочая программа ОБЖ 10 класс
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Григорьев А.А. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537), авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Москва, Просвещение, 2012 г.
В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества, государства.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Общая характеристика предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе (5-11 классы) предназначен для:
-
Формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека.
-
Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих.
-
Приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей.
-
Формирование у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения. Отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе и наркотиков.
Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ». Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях Федеральных законов РФ и других нормативно-правовых актов, в том числе:
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537);
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690), а также Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в ФГОСТ общего образования второго поколения.
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-11 классах в программе предусмотрено 175 часов на 5 лет обучения (1 час в неделю во всех классах). Этот объем для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определен на базовом уровне (разделы 1-5 программы).
Общая характеристика предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе (10-11 классы) предназначен для:
-
Формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека.
-
Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих.
-
Приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей.
-
Формирование у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения. Отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе и наркотиков.
Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты:
-
Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
-
Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
-
Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное. Языковое, духовное многообразие современного мира;
-
Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
-
Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
Формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-
Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
-
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
-
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
-
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-
Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
-
Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
-
Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
-
Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
-
Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
-
Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
-
Понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
-
Формирование установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
-
Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;
-
Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
-
Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
-
Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
-
Умение оказывать первую помощь пострадавшим;
-
Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, полученной из различных источников;
-
Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
10 класс
Полугодие
Примерные сроки
Содержание программы
Количество часов
Количество практических работ
1
Основы безопасности личности, общества, государства.
16
-
2
Основы безопасности личности, общества, государства.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
8
11
-
1
Итого
35
1
Календарно-тематическое планирование 10 класс.
№ урока
Дата
Тема урока
К-во часов
Домашнее задание
План
Факт
1
2
3
4
5
6
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства.
14
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
6
Тема 1: «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни».
3
1
Практическая подготовка к автономному пребыванию человека в природной среде.
1
2
Обеспечение личной безопасности на дорогах.
1
3
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта
1
Тема 2: «Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций».
2
4
ЧС природного характера и возможные их последствия. Правила поведения населения в условиях ЧС природного характера.$7-8
1
5
ЧС техногенного характера и возможные последствия. Правила поведения населения при ЧС техногенного характера.$9-10
1
Тема 3: Современный комплекс проблем безопасности военного характера.
1
6
Военные угрозы национальной безопасности РФ. Характер современных войн и вооруженных конфликтов.
1
7
Международный терроризм-угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления
1
8
Наркотизм и национальная безопасность России
1
Раздел 2: «Защита населения России от ЧС природного и техногенного характера.
2
Тема 4: «Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от ЧС природного и техногенного характера».
2
9
Нормативно-правовая база РФ в области обеспечения безопасности населения в ЧС.$16
1
10
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), её структура и задачи.
1
Модуль 2: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».
5
Раздел 4: «Основы здорового образа жизни».
5
Тема 10: «Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний».
2
11
Сохранение и укрепление здоровья - важная часть подготовки юноши к военной службе и трудовой деятельности.
1
12
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.
1
Тема 11: «Здоровый образ жизни и его составляющие».
3
13
Здоровый образ жизни. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
1
14
. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.
1
15
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
1
Модуль 3. «Обеспечение военной безопасности государства».
15
Раздел 6: «Основы обороны государства»
15
Тема 12. «Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны».
6
16
Гражданская оборона -составная часть обороноспособности страны. Основные виды оружия и их поражающие факторы
1
17
Оповещение и информирование населения о ЧС мирного и военного времени. Инженерная защита населения от ЧС мирного и военного времени
1
18
Средства индивидуальной защиты.
1
19
Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС. Организация ГО в ООУ.
1
Тема 13: « ВС РФ -защитники нашего Отечества».
3
20
История создания ВС РФ. Памяти поколений - дни воинской славы
1
21
Состав ВС РФ. Руководство и управление ВС РФ.
1
Тема 14: «Виды и рода войск ВС РФ».
5
22
Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника СВ. Военно-воздушные силы (ВВС), ВДВ, их состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-воздушных сил и ВДВ.
1
23
Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-морского флота. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), космические, войска воздушно-космической обороны, их состав и предназначение, вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения
1
24
Войска и воинские формирования, не входящие в состав ВС РФ.
1
Тема 15: «Боевые традиции ВС РФ».
2
25
Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитника Отечества.
1
26
Дружба и войсковое товарищество - основа боевой готовности частей и подразделений.
1
Тема 16 : «Размещение и быт военнослужащих»
3
Тема 2: «Внутренний порядок».
6
27
Размещение военнослужащих. Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих.
1
28
Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих
1
29
Суточный наряд.
1
30
Обязанности дежурного по роте.
31
Обязанности дневального по роте.
32
Организация караульной службы.
1
33
Часовой, обязанности часового.
1
Тема 4: «Огневая подготовка».
34
Назначения и боевые свойства автомата.Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Приемы и правила стрельбы из авомата.
1
35
Контрольная работа
1
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
Преподаватель ОБЖ должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Преподавателю ОБЖ должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).
Интерактивный электронный контент преподавателя ОБЖ должен включать содержание предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», представленное текстовыми, аудио - и видеофайлами, графикой (картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса).
Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведение кружковой (факультативной) работы во внеурочное время. Он должен включать класс, в котором проводятся занятия по курсу и дисциплине, а также лабораторную комнату.
В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий.
Литература.
Основная и дополнительная литература.
-
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.
-
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.
-
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2010.
-
Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы книга для учителя: М. Просвещение» 2001 г.
9