• Преподавателю
  • ОБЖ
  • АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Формирование гражданско-патриотических качеств личности учащихся»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Формирование гражданско-патриотических качеств личности учащихся»

АВТОРСКАЯ  ПРОГРАММА «Формирование гражданско-патриотических качеств личности учащихся» Автор: Якутов Андрей Анатольевич, учитель ОБЖ   Представляю вашему вниманию доклад по авторской программе «Формирование гражданско-патриотических качеств личности учащихся».  Данная программа была создана и начала свою работу в МБОУ « Основная общеобразовательная школа №3 г. Юрги». Работа по программе проходила в течение 2012-2013 учебного года среди ребят 8А класса, и будет продолжена на протяжении еще дв...
Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

«Формирование гражданско-патриотических качеств личности учащихся»

Автор: Якутов Андрей Анатольевич, учитель ОБЖ

Представляю вашему вниманию доклад по авторской программе «Формирование гражданско-патриотических качеств личности учащихся».

Данная программа была создана и начала свою работу в МБОУ

« Основная общеобразовательная школа №3 г. Юрги». Работа по программе проходила в течение 2012-2013 учебного года среди ребят 8А класса, и будет продолжена на протяжении еще двух учебных лет, т. к рассчитана на три учебных года.

Эпитетом данной программы служат слова Н.Г.Чернышевско Историческое

значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство - силой его патриотизма.

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в классном коллективе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

На подготовительном этапе реализации данной программы было проведено анкетирование среди учащихся класса и ребят из параллельного класса по вопросам их гражданского отношения к своей Отчизне. Результаты были таковы, из общего числа анкетируемых 69 % учащихся, как показал опрос, понимают, что такое Отчизна, чувствуют себя гражданами своей страны,29 % осознают свою принадлежность к Отчизне, 2 % учащихся не могут четко определить понятие «Гражданство и Патриотизм»

Актуальность программы: Социально и политически значимые изменения последних десятилетий в России во многом обусловлены гуманизацией индивидуального и общественного сознания, что выражается в признании в качестве приоритетных целей и смыслов существования самого человека. Все большее значение приобретают такие его личностные качества, как гражданская ответственность, мобильность реагирования на изменяющиеся современные условия и факторы, самостоятельность и оперативность выбора адекватных действий и поступков, готовность к демократическому общению и деятельности в правовом государстве.

Цель программы: Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:

- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

- развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;

создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

- формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;

- физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни;

- методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания;

- воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях;

- профессиональное просвещение и подготовка к выбору будущей профессии.

Ход исследования определялся следующей гипотезой: формирование гражданской позиции старшеклассников образовательных учреждений будет эффективным, если:

  • уточнено представление о сущности, содержании и структуре гражданской позиции старшеклассников;

  • выявлена специфика образовательной среды, оказывающая влияние на процесс формирования гражданской позиции старшеклассников;

  • теоретически обоснована и экспериментально апробирована модель формирования гражданской позиции старшеклассников;

  • реализована совокупность педагогических условий, оптимизирующих процесс формирования гражданской позиции старшеклассников.

Предмет исследования по программе - совокупность педагогических условий, способствующих формированию исследуемого интегративного качества личности.

Объект исследования - процесс формирования гражданской позиции старшеклассников.

Предпосылками для разработки методологической основы программы явились: философские учения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений действительности; идеи, раскрывающие проблему взаимодействия общества и человека; философские положения о развитии гражданского общества и роли личности в нем.

Общенаучную теоретическую основу программы составили:

  • работы по теории единства человека и социальной среды (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, Н. М. Борытко, Н. Н. Никитина, В. В. Полукаров, В. И. Слободчиков и др.);

  • педагогические концепции гражданского образования (Г. Я. Гревцева, А. С. Прутченков, Н. И. Элиасберг и др.),

  • труды по теории социализации личности, а также особенностям ее протекания у детей интернатных учреждений (Л. В. Байбородова, А. А. Католиков, Я. Корчак, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, Л. М. Шипицына и др.);

Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности.

Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, были выделены следущие группы методов:

п/п

Группа методов

Методы

Свойства методов

Меоды

формирования

со знания

личности

Убеждение, внушение, беседы, лекции,

дискуссии,

метод примера

Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

II.

Методы органи-зации деятель-ности и форми-рования опыта гражданского поведения

Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов

Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.

III.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха

Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

Считаю важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы:

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности, активности воспитанников;

- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;

- принцип опоры на положительное в человеке;

- принцип включения в деятельность.

В классном коллективе стало традицией принимать активное участие в таких школьных мероприятий, как

День Знаний;

День пожилых людей;

День Учителя;

День Матери;

День защитника Отечества;

Месячник оборонно-спортивной работы;

День Земли;

День Победы;

День защиты детей и др.

Гражданско-патриотическое воспитание тесно связано с вопросом классного и школьного самоуправления.

В этом плане надо отметить работу классных секторов по организации классного самоуправления, и работе в школьном самоуправлении- Совете старшеклассников. Кроме того классное самоуправление большое внимание уделяет волонтерской работе. На базе 8 -х классов созданы два волонтерских отряда «Мудрые совята» и « Ровесник».Направление деятельности «Мудрых совят»-гражданско-правовое просвещение всех участников образовательного процесса. Направление деятельности «Ровесника» создание и реализация социальных процессов. Большое внимание в этом году уделяется выпуску школьной газеты «Наши права».

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Промежуточные результаты при работе по программе.

Программа реализовалась на протяжении 2011-2012 учебного года.

- Повысился уровень воспитанности учащихся

- Разработана и апробирована система работы с классным коллективом

- Разработана и апробирована система работы с родителями

- Разработана структура самоуправления в классном коллективе, которая на протяжении трех лет дает положительные результаты.
На рабочем этапе в конце учебного года была проведена повторная диагностика уровня сформированности гражданской позиции у старшеклассников экспериментальной (ЭГ - ребята класса) и контрольной (КГ- ребята параллельного класса) групп с использованием данной анкеты. В результате были обнаружены позитивные сдвиги, произошедшие в структурных компонентах гражданской позиции старшеклассников ЭГ по сравнению с КГ :
Показатель высокого уровня сформированности гражданской позиции у ЭГ на контрольном этапе возрос на 41,7 % по сравнению с исходным (10,3 %), что на 29,7 % больше показателя КГ.
Соответственно показатель низкого уровня сформированности гражданской позиции у ЭГ уменьшился на 57,3 % по отношению к исходному и составил 14,4 %, что на 38,2 % меньше, чем у КГ. Средний уровень сформированности гражданской позиции у обеих групп изменился незначительно - на 15,6 % у ЭГ и 7,1 % у КГ.

В заключении подводим итоги и формулируем дующие выводы:

  1. Гражданская позиция представляет собой динамически формирующуюся и развивающуюся совокупность качеств личности как гражданина, направленную на созидательное развитие государства, общества и самого себя как их части, проявляющуюся в осуществлении гражданской деятельности. Открытость и динамичность образовательной среды оказывают благоприятное влияние на процесс формирования гражданской позиции старшеклассников.

  2. Положительные изменения, происходящие у старшеклассников в уровне сформированности гражданской позиции, подтверждаются повышением уверенности в себе, наличием ролевых стереотипов гражданского поведения, навыков общения, адекватным поведением или реакцией на внешние социальные раздражители, положительной динамикой эмоционально-психологической зависимости от значимого окружения.

Указанное свидетельствует о результативности предложенной программы. Ее результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу и доказывают истинность положений. Предложенные нами подходы к формированию гражданской позиции старшеклассников указанной категории являются эффективными.















© 2010-2022