• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Эссе Я - учитель на региональный конкурс педагогического мастерства Учитель года Амурской области - 2016

Эссе Я - учитель на региональный конкурс педагогического мастерства Учитель года Амурской области - 2016

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе «Я - учитель»

Каким должен быть современный учитель и какова его миссия, его предназначение? На эти вечные вопросы конкурсов педагогического мастерства я постараюсь ответить через некоторые высказывания знаменитых людей.

Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.
Мишель де Монтень

(французский философ, писатель)

Это верно в том смысле, что каждому педагогу чтобы получить положительный результат обучения и воспитания необходимо к каждому ребенку найти подход, уметь различать детей по их врожденным талантам и создавать условия для наилучшего их раскрытия в социуме.

Кроме того, накопленный опыт нередко играет злую шутку с некоторыми учителями: они видят то, что хотят, что привыкли видеть, а не то, что есть в реальности. Сложившиеся в сознании педагогов штампы, ярлыки, огромная загруженность и накопившаяся усталость мешают увидеть истинную индивидуальность ребенка.
При этом, современному учителю, умение определять внутренние особенности детей, их неосознанные желания и потребности необходимо как воздух, если мы хотим их действительно научить и воспитать.

Роль педагога - создать условия для максимального развития внутренних качеств ребенка. Таким образом, точное знание природных задатков ребенка помогает педагогу эффективно его обучать, использовать фундамент, заложенный природой для развития его личностных качеств, способностей, а не жить в заблуждениях о том, что ребенок - это чистая доска, где можно написать что угодно, что можно развить любые способности у детей - было бы только желание и позволяла бы квалификация. Это не так.

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт.
Адольф Фридрих Дистервег

(немецкий педагог)

Я с этим высказыванием согласен лишь частично. Педагогом не просто рождаются - им становятся. Заданные от рождения свойства прирожденного учителя - терпение, энциклопедическая память, любовь к детям, получение удовольствия от общения с подрастающим поколением, чувство такта, справедливости должны развиться у человека, чтобы он стал настоящим педагогом. В неразвитом состоянии этих свойств некоторые учителя не брезгуют рукоприкладством, оскорбляют, унижают учеников, пытаются авторитарно доказать свою правоту. Это неправильно.

В хорошем учителе мы ценим лучшие качества дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу.
Максим Звонарев

(российский журналист)

Профессия учителя, в сущности, предполагает рутину, качественное и методичное выполнение работы, доведение до совершенства начатого дела. Многие учителя получают удовольствие, годами оттачивая свое мастерство, ценят стабильность. Сегодняшнее время с ценностями материального достатка, способностью быстрой адаптации ко всему новому, быстрого выполнения работы вгоняют таких учителей в стресс, как и неуклонное падение престижа учительской профессии в обществе. Этим педагогам сложно выжить в нынешней образовательной системе. Ведь успеть качественно сделать навешанные на учителя многогранные функции, и при этом зарабатывать не просто на хлеб, но и масло, практически нереально. Вот и получается - либо до ночи корпеть в школе, быть усталой и загнанной цирковой лошадью или всё делать «тяп-ляп и готово», отчитался и забыл, нужную бумажку написал, оценку, требуемую администрацией ученику, поставил и забыл.

Зачем все к сердцу близко принимать? О каждом ученике попробуй попереживай - никаких сил не хватит.

А у настоящего учителя хватает. Он знает, чем больше любви детям отдаешь, тем больше ее получаешь. Пусть их вид находится в стадии вымирания.

По данным социологических опросов все меньше авторитетом для учеников обладают их учителя. Интернет позволяет найти интересующую информацию по любому вопросу, соперничать с компьютером учителю очень трудно. Это в давние времена учитель был ценным и порой единственным источником знаний. Функция педагога как транслятора информации отходит на второй план, а вот значение функции воспитания возросло. Школа становится местом для социализации, местом поиска себя, своей роли в обществе, местом приобретения необходимых коммуникативных и социальных знаний. Учитель - проводник детей в мир взрослых.

Учитель современности подобен ремесленнику, обучает конкретным прикладным умениям. Учитель - координатор, тьютор - организует учебное пространство для взаимодействия учащихся. Приоритет коллективного обучения, работы в группах. Человек вне социума никто, стать успешным и счастливым он может лишь в обществе.

Мы учим тех, кто потом будет работать в разных сферах жизни общества, мы воспитываем тех, кто нас окружает и, кто является фундаментом будущего.

Итак, миссия учителя во все времена остается единой: передать накопленные человечеством знания новому поколению, воспитать из детей, которым изначально заданы психические свойства на базовом уровне до современного уровня, помочь им успешно адаптироваться в обществе, приобщить их к культуре, общечеловеческим ценностям.

А каким же должен быть современный настоящий учитель? Современный учитель - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек, профессионал своего дела. От меня, как от учителя-профессионала, требуется глубокое и всестороннее знание своего предмета на современном научном уровне. Быть современным учителем трудно, но возможно. Современный учитель, как и во все времена, должен быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим, уважающим и ценящим своих учеников. Учитель должен любить свою работу, свою школу, свой предмет.

За что мы любим школу?

За то, что в ней живём.

Не можем по-другому,

Ведь школа - второй дом.

И тем второй дом дорог,

Что много в нём детей.

И каждый здесь ребёнок

Всегда полон идей.

Там скучно не бывает

Нигде и никогда.

И это привлекает

Быть может нас туда?

Нам жить без школы трудно,

Нам трудно без детей.

Поэтому мы утром

Спешим на встречу с ней.

Свои лучшие годы

Мы школе отдаём.

Скромны все от природы:

Наград за труд не ждём.

Но, всё же очень хочется,

Чтоб доблестный наш труд

Был оценён всем обществом

В оплате всех заслуг.

За что мы любим детей,

Что к нам на уроки идут?

Одних - за десятки идей,

Других - за нелёгкий их труд.

И, дети, хоть в школе все разные:

Есть добрые, злые, проказные.

Детей этих любим мы всех,

За каждый их рады успех.

Всё сердце отдать мы порою

Готовы своё без остатка.

Чтоб жизнь их была не кривою,
Самим хоть бывает несладко.

Детей на уроках мы учим

Добру, справедливости, чести.

И радость общенья получим,

Друг с другом работая вместе.

От детских восторженных взглядов

Порою нам легче бывает.

Другого лекарства - не надо:

Кто в школе работает - знает.

Нам жизнь без детей не представить,

Без их огорчений и смеха.

Готовы плечо им подставить,

Делить с ними радость успеха.

За что мы любим свой предмет?

За то, что в школе самый важный.

Важней его другого нет,

И это вам докажет каждый.

(Онищенко Н.А.)

Как долго я шёл к профессии учителя? Учась ещё в школе, я мечтал стать военным, как мои родители. Наша семья сменила много военных гарнизонов, я учился в разных школах. В первый класс я ходил в посольскую школу города Познань в Польше. В разных школах учился на «хорошо» и «отлично», было много разных учителей: и любимых и не любимых. Но никогда даже в мыслях я не представлял, что сам когда-нибудь стану учителем. Многие мои одноклассники поступили после окончания школы в военные училища. Я не прошёл медкомиссию ещё в 8 классе, когда хотел поступать в Суворовское училище. После десятого класса у меня было два выбора: поступать в педагогический или медицинский институт. Выбрал медицинский, с расчётом в дальнейшем стать военным врачом. Поступил легко, после первого курса призвали служить в ряды Вооружённых Сил. После службы вернулся в медицинский институт. Во время обучения несколько раз ходил в составе студенческой дружины вместе с сотрудниками патрульно-постовой службы в городе Благовещенске на охрану общественного порядка. Служба понравилась. Стал оформлять документы, прошёл медкомиссию. Когда был принят, забрал документы из медицинского института и поступил учиться заочно в педагогический институт. Там познакомился со своей будущей супругой. Поженились. Окончив институт, супругу по распределению направили в её родное село. Я также перевёлся по службе вслед за ней. Работал в уголовном розыске, супруга - учителем русского языка и литературы. Свободного времени ни у кого из нас не хватало. С рождением дочери, пришлось работу в милиции оставить. Был принят в Ромненскую школу преподавателем-организатором ОБЖ. В этой должности работаю уже 21 год. Все те знания, умения и навыки, которые я получил во время учёбы в медицинском и педагогическом институтах, во время службы в армии и органах внутренних дел, мне как нельзя кстати пригодились при преподавании предмета ОБЖ как в теории, так и на практике. Современные образовательные технологии помогают сделать процесс изучения данного предмета увлекательным и приближенным к реальности. Конечный результат изучения предмета не цель для поступления в ВУЗ, а жизненная необходимость. Ведь двадцать первый век - век природных и техногенных катастроф, где гибнут люди. И зачастую, анализируя произошедшее, люди осознают, что им не хватило знаний и навыков, чтобы последствия той или иной катастрофы не были так печальны. Я учу своих детей правилам безопасного поведения в любой ситуации, где бы они не находились. Мои ученики неоднократно становились призёрами и победителями как школьных, так и муниципальных и региональных олимпиад, конкурсов и конференций. Принимают участие во всероссийских и международных дистанционных конкурсах и олимпиадах по предмету. За время работы в школе я руководил кружком «Юные инспектора движения», создал дружину юных пожарных «Спасатель» и военно-патриотический клуб «Амурский тигр». Мои воспитанники активные участники муниципальных и региональных соревнований по пожарной безопасности и пожарно-прикладному спорту, спортивному туризму и военно-прикладным видам спорта, участники военно-спортивных и военно-патриотических соревнований, сборов, слётов и смен, где неоднократно становятся призёрами и победителями не только в личном, но и командном первенстве.

Современный педагог должен постоянно повышать уровень своего образования, мастерства. Ученики простят своему учителю и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела... Поэтому я постоянно повышаю свой профессиональный уровень на курсах, семинарах, провожу открытые уроки и мастер-классы на уровне школы, района, области, а также размещаю свои методические разработки на различных педагогических и образовательных сайтах в сети Интернет. Освещаю свою деятельность в районной газете «Знамя Победы». Пишу стихи, многие из которых патриотической направленности или посвящены школе и моему предмету. Выпущены два сборника стихов, некоторые я использую на уроках. Сам активно принимаю участие в различных конкурсах профессионального мастерства как очных, так и дистанционных. Становился неоднократно не только призёром, но и победителем различных конкурсов муниципального, регионального и федерального уровней, о чём свидетельствуют многочисленные грамоты, дипломы и благодарственные письма. И мои ученики стараются от меня не отставать.

Ещё Василий Александрович Сухомлинский подчёркивал, что задача педагогов не только обеспечить счастливое детство, но и всю последующую жизнь человека, в которой может случиться всякое. Умение противостоять невзгодам, прийти на помощь другим людям, не допустить профессиональных ошибок - всё это закладывается в детстве. И вот поэтому, главная задача преподавателя ОБЖ - научить всему этому учащихся. Вот почему ОБЖ - нужный предмет в образовательном процессе! И для меня, любить своих учеников означает - научить их всему, что могло бы оградить их в жизни от различных опасностей, когда они покинут стены своей школы.

Моя концепция преподавания курса ОБЖ направлена на понимание обучающимися общей логики безопасности, которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист по выживанию в экстремальных ситуациях Ян Палкевич: «Предвидеть опасность. По возможности избегать ее. При необходимости - действовать». И я, как учитель ОБЖ, уверен, что мои ученики и воспитанники в случае необходимости смогут на практике применить полученные знания и умения на моих уроках и во время внеурочной деятельности, ведь жизнь человеку дается один раз и надо сделать все, чтобы обезопасить и сохранить ее. И эти мои слова подтверждаются высокими результатами моих воспитанников на соревнованиях по пожарно-прикладному спорту и спортивному туризму, на военно-спортивных и военно-патриотических соревнованиях, сборах, слётах. С позиции прожитых лет я вижу, что мой столь насыщенный жизненный путь и богатый опыт помогают мне в моей профессии учителя ОБЖ: я обучаю детей основам медицинских знаний и здорового образа жизни, правилам дорожного движения и правилам пожарной безопасности, основам военной службы и многому другому, что может пригодиться им в жизни! Я с гордостью могу сказать: Я - учитель!

7


© 2010-2022