• Преподавателю
  • ОБЖ
  • Использование современных педагогических технологий на уроках ОБЖ - выступление на РМО

Использование современных педагогических технологий на уроках ОБЖ - выступление на РМО

Раздел Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Использование современных педагогических технологий на уроках ОБЖ»

П.В.Кузьмин, учитель ОБЖ МКОУ Пугачёвской СОШ.

В современной педагогической науке существует несколько определений понятия педагогическая технология, разработанных разными авторами. На мой взгляд, наиболее полно смысл понятия педтехнология раскрыт в определении Б.Т. Лихачева, что педагогическая технология − совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса и ЮНЕСКО, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Особое внимание хотелось бы акцентировать на трактовку задачи педагогической технологии как инструмента оптимизации форм образования.

С развитием научно-технического прогресса, появлением и усовершенствованием компьютерных технологий претерпевают изменения и педагогические технологии. Старое понятие ТСО полностью заменено понятием информационно-компьютерные технологии. Но было бы жестокой ошибкой в современной образовательной науке делать ставку только на средства обучения, связанные с компьютерными технологиями. Необходимо в полной мере использовать все средства обучения в зависимости от конкретной ситуации или поставленной образовательной цели.

В этом смысле считаю уместным обратиться к существующей сегодня классификации педагогических технологий. На сегодняшний день существует несколько отстоявших «право на жизнь» и широкое применение в труде современного учителя ОБЖ направлений педтехнологий:

1. Проблемное обучение, при котором происходит создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

2. Разноуровневое обучение, когда у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

3. Проектные методы обучения, при использовании которых работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

4. Исследовательские методы в обучении, которые дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

5. Лекционно-семинарско-зачетная система. Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

6. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр. которая делает возможным расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, .развитие общеучебных умений и навыков.

7. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

8. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность изменения и неограниченного обогащения содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

9. Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Наиболее сложным, на мой взгляд, является выбор той или иной педагогической технологии для ее активного использования на уроке ОБЖ. В этом отношении учитель должен быть в некоторой степени «провидцем» будущих результатов применения технологии. Необходимо помнить, что этот процесс может быть длительным и неправильный выбор может существенно повлиять на качество знаний учащихся.

В первую очередь учитель сам должен разбираться в мельчайших нюансах избранной технологии, знать про нее все и верить в ее эффективность. Для этого ему необходимо много дополнительно работать над собой. Особенно это касается информационно-коммуникационных технологий, требующих от учителя хорошего владения компьютером.

Очень важно при выборе педтехнологии состояние самого ученического коллектива, наличие в нем функциональных групп, общее состояние воспитанности детей и их готовности к восприятию новых форм обучения. Опираясь на личный опыт, могу сказать, что нет универсально-хороших технологий, применение которых будет непременно иметь хороший результат в любом классе и речь здесь идет не только о возрастных особенностях детей.

Немаловажным фактором при выборе считаю наличие соответствующего уровня материально-технического оснащения для реализации идей выбранной педагогической технологии. Особенно актуально это если ваше внимание направленно на внедрение проектных методов, информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий. Ну а что же делать, если уровень оснащения не соответствует полноценному воплощению в жизнь ваших идей применения той или иной педтехнологии, спросите Вы. В вашем распоряжении широкий выбор других технологий, но сделайте все возможное для подтягивания материально-технической базы до соответствующего вашим воззрения уровня.

Не смотря на малое количество учебного времени, отведенного на изучение предмета ОБЖ в школе, лично я большое предпочтение отдаю использованию в учебном процессе информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий. Объяснение этому очень простое: использование ресурсов Интернет позволяет экономить учебное время. Компьютер, имеющий доступ к Интернету, может помочь учителю, ученику в получении разнообразной и полезной дополнительной информации.

На уроках ОБЖ учащиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны (ГО), правильного понимания смысла жизни, своего

места и роли в ней, овладение ими приемами и способами самосовершенствования и основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получение практических навыков поведения в сложных ситуациях, исходя из собственных сил и возможностей. Компьютер выступает как часть исследовательской установки, позволяющей глубже

понять изучаемые явления и процессы. Дети учатся самостоятельно добывать знания, тем самым готовя себя к будущей самостоятельной жизни.

Применение здоровьесберегающих технологий позволяет прилагать учителю максимум усилий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Кроме того проблема формирования навыков безопасной жизнедеятельности рассматривается в отечественной педагогической науке, прежде всего с позиций: здорового образа жизни, уменьшения травматизма, подготовки к военной службе. Новые вызовы времени обусловливают необходимость комплексного решения важной педагогической проблемы разработки концептуальных основ формирования личности безопасного типа в системе образования.

Итак, личность безопасного типа - это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям вплоть до самопожертвования во имя высоких идеалов защиты Отечества, он уважает историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни, здоровье, безопасности людей. Конечно, одними лишь средствами здоровьесберегающих технологий невозможно решить поставленные цели, но в купе с изучением предмета ОБЖ и правильным решением воспитательных задач это по силам.

Выбор для применения некоторых педагогических технологий связан, на мой взгляд, и с душевными качествами самого педагога. В подтверждение данного тезиса хочу сказать о реализации идей такой педтехнологии, как обучение в сотрудничестве. Я использовал идеи сотрудничества в некоторых классах средней ступени обучения и это давало неплохие результаты. Но здесь важен сам контингент учащихся. В большинстве своем они должны быть открытыми, искренними, честными. Между педагогом и детьми должен быть установлен особый статус доверительных отношений, который не терпит малейшей фальши. Это сложно, но возможно.

В заключении хочется сказать об общих плюсах применения педагогических технологий как на уроках ОБЖ, так и на других уроках. Во-первых, основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно. В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.

Во-вторых, технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно, позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

В-третьих, технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

В-четвертых, в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся, что ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.




Библиографический список.

1. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С.Полат. - М.:

Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 272 с.

2. Комаров В.Н. Технология применения компьютерных технологий в

преподавании ОБЖ. - in-n.ru.

3. Смирнов А.Т. Технологические основы использования Интернета на

занятиях ОБЖ и БЖД // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

2005-2006, г.Москва. - [электронный ресурс]. -

5


© 2010-2022