- Преподавателю
- ОБЖ
- Рабочая программа военно-патриотического клуба Гвардеец
Рабочая программа военно-патриотического клуба Гвардеец
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Старченко Н.Н. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Утверждаю
директор МОУ «СОШ №15»
Е.Н.Красильникова
«___» __________ 20__г
Программа работы
ВПК «Гвардеец»
на 2009-2010 учебный год.
Руководитель клуба,
преподаватель-организатор ОБЖ
МОУ «Средняя школа №15» -
Старченко Н.Н.
-
Пояснительная записка
"Главная цель образования - готовить зрелую, целостную личность"
Л. Кольберг
Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав человека и его свобод высшей ценностью.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Позиция Министерства образования и науки Российской Федерации по данному вопросу наиболее полно отражена в письме Министерства «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» от 15.01.2003 года № 13-51-08/13, определившем, что гражданское образование:
- имеет главной целью воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе;
- основано на идее полноценного участия личности в решении общественно - значимых задач и предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким освоением основ социальных наук;
- носит интегрированный характер и ориентировано на деятельностное освоение учащимися социально - экономических явлений;
- представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование, реализуемое посредством организации учебных курсов, внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин;
- должно осуществляться на всех уровнях общеобразовательной подготовки.
Программа военно-патриотического клуба «Гвардеец» разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», Программой развития школы на 2007-2012гг.
Программа определяет содержание, основные пути развития военно-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
II. Цели и задачи программы
Целью программы является становление и развитие качеств конкурентоспособной личности, живущей в правовом, демократическом государстве, на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, к себе.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
-
Формирование гражданско-патриотического сознания, активной жизненной позиции, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества, родного края.
-
Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями России и региона.
-
Развитие познавательных интересов, творческой активности, потребности в познании культурно-исторических ценностей.
-
Социализация учащихся, подготовка их к жизни в сложных условиях современной действительности через деятельность органов ученического самоуправления.
-
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
III. Паспорт
программы военно-патриотического клуба
«Гвардеец»
Наименование программы
Программа военно-патриотического клуба
«Гвардеец»
Разработчик программы
Старченко Неля Наильевна
Исполнители программы
-
члены клуба
-
родители воспитанников
-
социальные партнеры
Цель программы
Становление и развитие качеств конкурентоспособной личности, живущей в правовом, демократическом государстве, на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, к себе.
Задачи программы
-
Формирование гражданско-патриотического сознания, активной жизненной позиции, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества, родного края.
-
Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями России и региона.
-
Развитие познавательных интересов, творческой активности, потребности в познании культурно-исторических ценностей.
-
Социализация учащихся, подготовка их к жизни в сложных условиях современной действительности через деятельность органов ученического самоуправления.
-
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Ожидаемые конечные результаты программы
-
создание системы военно-патриотического воспитания;
-
обогащение содержания военно-патриотического воспитания;
-
вовлечение в систему военно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
-
оздоровление внутрисемейных отношений, формирование позитивного влияния на личность ребенка через общую культуру семейных отношений;
-
формирование образа выпускника - социально значимой личности.
IV. Результаты работы ВПК 2008-09 уч.год
В 2008-2009 учебном году ВПК «Гвардеец» работал согласно планированию и режиму. Клуб посещало 16 человек. Они принимали участие в окружных соревнованиях: «Юный спасатель» (6,8 место), «Зарница» (6 место), «Безопасное колесо» (10 место), военно-спортивном многоборье (6 место); месячнике «Служу Отечеству» - 1 место («Кубок сильнейших» - 1 место, «Вперёд мальчишки» - 2 место, «Смотр строя и песни» - 2 место, «Водно-прикладное многоборье» - 6 место), слёте военно-патриотических клубов (Брейн-ринг - 3 место), днях Призывника. Папка по военно-патриотическому воспитанию заняла 2 место. Так же члены ВПК участвовали в окружном конкурсе социальных проектов. Целью их работы было уборка и благоустройство территории Напольного кладбища. Для реализации проекта администрация города выделила денежные средства в размере 4000 рублей. Данный проект сейчас находится на финальной стадии реализации. В течении года члены клуба посещали воинские части г.Мурома, управление по делам ГО ЧС, ПЧ №15, краеведческий музей и музеи школ города; были организованы встречи с ветеранами ВОВ, афганцами представителями штаба ГО ЧС и ПЧ №15.
V. Прогнозируемый результат
В результате реализации программы ожидается:
-
В имидже клуба как в образовательной системе:
-
создание системы военно-патриотического воспитания;
-
обогащение содержания военно-патриотического воспитания;
-
вовлечение в систему военно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
-
В образе воспитанника:
-
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
-
в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-
в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
-
в духовно-нравственной сфере: осознание воспитанниками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности;
-
в сфере семейных отношений: формирование позитивного влияния на личность ребенка через общую культуру семейных отношений.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России
VI. Тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
1
Вводное занятие. История создания ВС РФ.
2
2-3
Организационная структура ВС. Виды ВС, рода войск. История их создания и предназначение.
4
4
Функции и основные задачи современных ВС России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.
2
5
Реформы ВС.
2
6
Другие войска, их состав и предназначение.
2
7
Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитника Отечества.
2
8-10
Памяти поколений - дни воинской славы России.
6
11
Дружба, войсковое товарищество - основы боевой готовности частей и подразделений.
2
12
Боевое Знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы.
2
13-14
Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
4
15-16
Ритуалы ВС РФ
4
17
Основы подготовки гражданина к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках
2
18
Основные понятия о воинской обязанности
2
19
Организация воинского учета и его предназначение
2
20-21
Обязательная подготовка граждан к военной службе
4
22-23
Добровольная подготовка граждан к военной службе
4
24-25
Организация мед. освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет
4
26-27
Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе
4
28-30
Правовые основы военной службы
6
31-33
Общевоинские уставы ВС РФ - законы воинской жизни
6
34
Военная присяга - клятва воина на верность Родине - России
2
35-36
Прохождение военной службы по призыву
4
37-38
Прохождение военной службы по контракту
4
39-40
Права и ответственности военнослужащих
4
41
Альтернативная гражданская служба
2
42
Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества
2
43
Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой
2
44
Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и индивидуально-психологическим качествам гражданина
2
45
Военнослужащий - подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы РФ, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников
2
46-47
Как стать офицером Российской Армии
4
48-52
МГП
10
53-57
ПМП
10
58-59
Дисциплинарный устав ВС РФ. Поощрения и взыскания, полагаемые на военнослужащих
4
60
Устав внутренней службы ВС РФ
2
61
Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд
2
62
Боевое дежурство. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих
2
63-64
Посещение военно-патриотических музеев школ №4 и №5
4
65
Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ
2
66
Смена караулов и часовых
2
67
Права и обязанности разводящего, часового, выводного. Внутренний порядок в караулах.
2
68
Отдание воинских почестей при возложении венков к памятникам и могилам военных
2
69
О предложениях, заявлениях, жалобах военнослужащих
2
70-71
Строевой устав ВС РФ. Строй и управление им. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю
4
72-73
Строевые приемы и движения без оружия. Строевая стойка, повороты на месте, движения, повороты в движении
4
74-75
Отработка строевых приемов
4
76
Выполнение воинского приветствия, выход из строя, возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него
2
77
Отработка ранее изученных приемов
2
78
Строй отделения, взвода. Развернутый строй, походный строй. Выполнение воинского приветствия в строю и в движении
2
79
Отработка ранее изученных приемов
2
80-81
Способы и приемы передвижения личного состава подразделения в бою при действиях в пешем порядке. Приемы: «к бою», «встать». Перебежки и переползания. Действие л/с при внезапном нападении противника
4
82
Отработка ранее изученных приемов
2
83
Просмотр фильма «А зори здесь тихие»
2
84
Наставления по физической подготовке. Утренняя зарядка. Учебные занятия
2
85-87
Физическая подготовка
6
88-89
Военная топография
4
90
Чтение топографических карт
2
91
Ориентирование на местности
2
92-93
Огневая подготовка
4
94
Назначение, уход, осмотр и боевые свойства АКМ.
2
95
Разборка и сборка АКМ
2
96
Приемы стрельбы из автомата. Правила стрельбы из автомата
2
97
Отработка ранее изученных приемов
2
98
Защита от ОМП вероятного противника.
2
99
Надевание противогаза и ОЗК
2
100-101
Инженерная подготовка. Отрывка и маскировка одиночных окопов для стрельбы из АКМ
4
102-103
Посещение военно-патриотических музеев школ №9 и №16
4
104
Просмотр фильма «Мы из будущего»
2
105
Итоговое занятие
2
VII. Методическое обеспечение
1.Макеты автомата (деревянные) - 6 штук
2.Пневматические винтовки - 2 штуки
3.Макеты АКМ - 2 штуки (ученический - 2 шт)
4.Командирский ящик - 1 штука
5.Индивидуальный дозиметр - 2 штуки.
6.Щетка для чистки дула для винтовок - 5 штук, для автомата - 1 штука
7.ВПХР - 1 штука.
8.Ампулы для ВПХР - 12 упаковок
9.Чехол под масленки - 1 штука.
10.Пристрел для автомата - 2 штуки
11.Саперские лопатки - 8 штук
12.Респиратор - 5 штук
13.Пакет перевязочный - 1 штука
14.ДП - 5 В - 1 штука
15.Мишени - 48 штук
16.Противогазы - 38 штук
17.ОЗК - 3 штуки
18.ИПП-11 - 2 штуки
19.ИПП-1 - 5 штук
20.Респиратор У-2К -5 штук
21.Дозиметр бытовой «Радекс» - 1 штука
22.Сумка санитарная укомплектованная - 2 штуки
23.Маска панорамная ПП-88 -2 штуки
24.КИТ-36 для ВПХР/10 - 3 штуки
25.Фонарь водонепроницаемый - 1 штука
26.Респиратор - лепесток - 5 штук
27.Л-1 - 2 штуки
28. Тренажёр сердечно - лёгочной реанимации «Максим - 3»
29. Имитаторы ранений.
Плакаты
-
Действие по сигналу «Общей воздушной тревоги»
-
Действие по сигналу «Химическая тревога»
-
Действие по сигналу «радиационная опасность»
-
ОВ общеядовитого действия
-
ОВ кожно-нарывного действия
-
Способы защиты от оружия массового поражения
-
Поражающие факторы ядерного взрыва
-
Действия населения по сигналам оповещения гражданской обороны
-
Действия населения при угрозе нападения противника
-
Бактериологическая разведка очага заражения
-
Действия спасательного отряда в очаге ядерного поражения
-
Действия населения в зонах радиоактивного заражения
-
Действие населения в зоне химического заражения
-
Управление в бою
-
Фильтрующие противогазы
-
Распиратор и простейшие средства защиты органов дыхания
-
Средства индивидуальной защиты
-
Медицинские средства защиты и профилактики
-
Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)
-
Радиометр - рентгенометр (ДП -5А)
-
Действие населения в районах стихийных бедствий
-
Пост радиационного и химического наблюдения
-
Предбоевой и боевой порядок
-
Вооружение и боевая техника
-
Средства борьбы, применяемые в бою
-
Малокалиберная винтовка
-
Подготовительные упражнения стрельб
-
Осмотр, чистка и смазка автоматов
-
Взаимодействие механизмов автомата
-
Спасательные работы в очаге ядерного поражения
-
Разведка очага поражения
-
Средства воздушного нападения иностранных армий
-
Танки и бронемашины иностранных армий
-
Эвакуация и рассредоточение гражданского населения
-
Санитарная обработка, дезактивация и дезинфекция
-
Действия спасательного отряда в очаге ядерного поражения
-
Эвакуация пораженных
-
Гражданская оборона на промышленном объекте
-
Приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля
-
Действие по сигналу «Воздушная тревога» на работе и дома
-
Ориентирование на местности
-
Военно-морской флот
-
Военно-воздушные силы
-
Сигналы оповещения гражданской обороны и действия населения по ним
-
Действия по сигналу «Отбоя воздушной тревоги»
-
Форма траектории и ее практическое значение
-
Правила стрельбы из автоматов и ручных пулеметов
-
Определение расстояний
-
Приемы метания ручного граната
-
Отдача оружия
-
Правила стрельбы из автоматов и ручных пулеметов по движущимся целям
-
Выстрел, полет пули в воздухе
-
Защита продовольствия и воды от оружия массового поражения
-
Применение хлора и его соединений
-
Классификация аварийно-химически опасных веществ по характеру воздействия на человека
-
Неполная разборка автомата
-
Основы меткого выстрела
-
Действия по сигналу «Воздушная тревога» на улице или открытой местности
-
Явление выстрела
-
Меры безопасности и заряжения винтовки
-
Действия по сигналу «Воздушная тревога» в общественном месте.
-
Положение при спортивной еде
-
Устройство винтовки
-
Общевойсковой бой
-
Взвод, отделение иностранной армии
-
Средства борьбы, применяемые в бою
-
Строй, подразделение и элементы строя
-
Действия команды пожаротушения в очаге ядерного поражения
-
Строгая дисциплина в армии
-
Каждому военнослужащему присваивается воинское звание
-
Действия солдата в обороне
-
Действия солдата в наступлении
-
Гражданская оборона-дело всенародное
-
Решение задач по карте
-
План местности и условные знаки
-
Ориентирование на местности по карте
-
Военнослужащие живут по строгому распорядку дня
-
Суточный наряд
-
Размещение военнослужащих.
-
Внутренний порядок в карауле
-
Действия часового при возникновении пожара
-
Основные обязанности часового
-
Общие обязанности часового
-
Смена часовых
-
Порядок применения оружия часовыми
-
Караульная форма одежды
-
Подготовка караула к несению службы
-
Выход из строя и подход к начальнику
-
Строевые приемы и движения без оружия
-
Строевые приемы на месте с автоматом
-
Отдание воинской чести
-
Наблюдение в бою
-
Действия солдата в обороне
-
Способы передвижения на поле боя
-
Характеристика современного боя
-
Походный предбоевой и боевой норядки
-
Преодоление препятствий в бою
-
Приемы стрельбы из автомата
-
Ручные гранаты РГ-42, РГД-5, РФ-1.
100.Классификация АХОВ
101. Применение хлора
102. Комплект плакатов «Великие полководцы России».
Список литературы
-
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы». М.,2006
-
Детско-взрослая экспертиза уклада школьной жизни: методическое пособие для координаторов создания демократического, толерантного уклада жизни школы / Под редакцией А. Н. Тубельского. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003.
-
Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5 - 11 классы / Под редакцией В. А. Великородского, О. Е. Жиренко, Т. М. Кумицкой. - М.: ВАКО, 2006
-
Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
-
Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А. Н Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А. П. Пашковец.- М.: Глобус,2007.
-
Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
-
Педагогический контроль в процессе воспитания: методические рекомендации. Под редакцией Е. Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
-
Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие / сост. Г. В. Дмитренко, Т. С. Зорина, Т. В. Черникова / под ред. Т. В. Черниковой. - М.: Глобус,2006.