- Преподавателю
- ОБЖ
- Урок - игра «Безопасное поведение на транспорте. Как стать грамотным пассажиром»
Урок - игра «Безопасное поведение на транспорте. Как стать грамотным пассажиром»
Раздел | Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Серикова Е.Д. |
Дата | 25.02.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Киреевская средняя общеобразовательная школа №6»
администрации муниципального образования
Киреевский район
Открытый
урок - игра по ОБЖ
Подготовила: учитель ОБЖ
Серикова Е.Д.
Цели урока:
-
закрепить знания детей о различных видах общественного транспорта;
-
познакомить с историей возникновения трамвая и троллейбуса;
-
сообщить учащимся сведения о дорожной обстановке, а также об опасностях, связанных с различными видами транспорта;
-
рассмотреть причины ДТП (несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность в транспорте;
-
повторить правила безопасности при поездках в транспорте;
-
познакомить учащихся с основными мерами безопасности для пассажиров, пользующихся услугами общественного транспорта.
Оборудование:
-
рисунки транспорта и пассажиров в нем;
-
игра «Знаки дорожного движения»;
-
кроссворд.
Ход урока:
Учитель: Современная жизнь сопряжена с многочисленными ситуациями на дороге, где люди выступают в качестве пешеходов, водителей, пассажиров. Характер отношений между ними напрямую зависит от того, как они выполняют установленные правила дорожного движения.
Водители часто жалуются, что пешеходы провоцируют возникновение ДТП. Пешеходы, в свою очередь, упрекают водителей в отсутствии культуры вождения. Ну а пассажиры, нередко, чувствуют себя в транспорте как дома. Поведение пассажира в салоне общественного транспорта - это не только обеспечение их безопасности, но и показатель уровня культуры людей.
У.: Ребята! Вы, наверное, догадались, о чем, и о ком сегодня пойдет речь на уроке?
(Ответы учеников).
Д.: О правилах дорожного движения, о том как вести себя в транспорте…..
У.: Урок наш необычный - это игра, которая поможет нам закрепить пройденный материал и лучше усвоить то, с чем мы сегодня познакомимся.
Для того чтобы вы чувствовали себя уверенно, комфортно, предлагаю разделиться на команды и быть пассажирами.
(Деление на команды происходит, в зависимости от количества детей в классе).
Каждой команде нужно придумать название, соответствующее теме урока.
У.: Ну что ж , отправляемся в путь?
И первый конкурс - «разминка»:
«Пойми меня».
В этом конкурсе надо просто отгадать слово, которое я имею в виду: (отвечать не выкрикивая)
-
По ней ходят и ездят? (дорога)
-
Старинное транспортное средство для принцесс? (карета)
-
Запрещающие, информирующие и предупреждающие изображения вдоль дороги? (дорожные знаки)
-
Он может быть и на земле, и под землей, и над землей? (переход)
-
Водитель его водит? (автомобиль)
-
Место, где встречаются дороги? (перекресток)
-
Есть и у автомобиля, и у птицы? (крылья)
-
Контролер дорожного движения? (инспектор ГИБДД)
-
Остановочное средство? (тормоз)
У.: Молодцы! Разминка прошла успешно.
Вот и наша остановка - «Загадочная».
У.: О чем пойдет речь?
Д.: О загадках.
У.: Ответы, на которые, находятся у вас на столах:
-
На колесах чудо дом,
На работу едут в нем,
И на отдых, на учебу,
А зовется он……. (Автобус).
-
Знают все наверняка
Три дорожных огонька.
Красный, желтый и зеленый
Нам горят на… (Светофоре).
У.: Найдите ответ на эту загадку и, взяв карандаши,
нанесите цвета так, как они должны располагаться.
-
Мчусь по улицам я лихо,
Но крепко держит руль водитель.
Ем не кашу, а бензин.
И зовусь… (Автомобиль).
У.: Давайте вспомним, какие бывают автомобили?
Сколько видов транспорта мы знаем?
Найдите его на своих карточках.
(ответы детей).
(Дети читают стихотворение о транспорте).
На улице нашей
Машины, машины,
Машины - малютки,
Машины большие.
Спешат легковые,
Фырчат грузовые,
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
У каждой машины
Дела и заботы,
Машины выходят
С утра на работу.
У.: Можем мы теперь двигаться дальше?
Д.: Да.
У.: Сегодня мы поговорим о наземном транспорте, трамвае и троллейбусе, которые находятся не в нашем городе, но видим мы их часто в областном центре, городе Туле.
(историческая справка о появлении трамвая).
У.: Итак, рождение трамвая было связано с разразившимся в середине XIX столетия транспортным кризисом в крупных городах. Обычные конные экипажи уже не могли удовлетворять городских жителей. Поэтому во многих городах стали появляться первые трамваи на конной тяге - конки.
Более 150 лет тому назад англичанин Джон О΄Трам организовал в Лондоне транспортное предприятие. Вагоны шли по рельсовому пути, а вперед их толкала сила пара. В качестве двигателя использовали паровую машину. С тех пор пошло слово - «трамвай» - дорога Трама.
В Москве паровые трамваи появились в 1886 году. По обращению первого общества конно - железных дорог к городским властям некоторые линии конки были переоборудованы на электрические. Открытие движения электрического трамвая в Москве состоялось 7 апреля 1899 года.
(иллюстрации трамвая).
«Золотое» время трамвая длилось с 20 - х до 60 - х годов XX столетия. Но ограниченность дорог привели к тому, что он стал уступать скоростным автобусам и троллейбусам, которые становятся все более популярным видом транспорта.
(иллюстрации троллейбуса).
У.: Первые троллейбусы появились на улицах Москвы 7 ноября 1933 года. Его достоинства:
-
не нуждается в дорогостоящем топливе из нефтепродуктов;
-
не загрязняет воздух выхлопными газами;
-
более бесшумен;
-
ему не нужно обособленное дорожное полотно, а на проезжей части он имеет достаточную свободу маневра.
У.: Пока мы едем, поговорим о правилах поведения в общественном транспорте.
Какие виды общественного транспорта вам известны?
Д.: Автобус, троллейбус, трамвай, электричка
У.: А почему транспорт называется - общественным?
Д.: Потому что в нем едет много людей.
У.: Мальчик сидел у окошка трамвая,
По сторонам из окошка зевая.
Рядом стоял, возвращаясь, домой,
С папкой в руках гражданин молодой.
Мальчик, заметив такую картину,
Место свое уступил гражданину.
Долго не стал гражданин возражать:
Старших положено всем уважать.
Было в трамвае и людно и тесно
И гражданин уступил свое место.
Он усадил пожилого мужчину,
Сунув под лавку его же корзину.
Только не долго сидел и мужчина,
Важной была и на это причина:
Как не уважить почтенного старца?
Мог ли мужчина на месте остаться?
Старец, довольный, в окошко глядит,
Мимо него новый город летит,
Все изменилось в погоде, в природе,
А уваженье осталось в народе.
У.: Вот и поговорим о том, как вести себя:
-
на остановке: (выбор детей зачитывается)
2. при посадке: (выбор детей зачитывается)
3. в транспорте: (выбор детей зачитывается)
4. после высадки: (выбор детей зачитывается)
5. правила поведения в салоне транспорта:
(выбор детей зачитывается)
У.: Вот и наша остановка - «Ситуация».
(«Правила безопасности»).
На ваших столах находятся карточки - иллюстрации правил безопасного поведения при движении транспорта, после высадки из него, а также о поведении в общественном транспорте.
Внимательно рассмотрите их и выполните задания к ним.
(дети выполняют задания и объясняют - 3 мин.)
У.: На столах находятся карточки, которые являются половинкой пазлов. Я буду задавать вопрос, вы ищите в карточках ответ. Ключом к правильному ответу является совпадение соединения пазла.
(проводится игра).
У.: А теперь посмотрим, как мы усвоили новый материал.
Перед вами находится кроссворд по ПДД.
Внимательно читая вопросы, вы правильно сможете разгадать его.
(разгадывание кроссворда).
У.: В завершение нашего урока - игры я предлагаю посмотреть вам видео - ролик о поведении на дорогах, о правилах дорожного движения.
(просмотр видео - ролика).
У.: А теперь подведем итог нашего урока.
Что нового вы узнали на уроке? (ответы детей)
Объясните, для чего мы с вами изучаем правила поведения в общественном транспорте?
(ответы детей)
А что значит - быть грамотным пассажиром?
(ответы детей)
У.: 1. Оценивает работы учащихся.
2. Для закрепления полученных знаний на уроке вам предлагается выполнить следующие задания:
-
раскрасить рисунки по теме «Виды транспортных средств»,
-
по рис. 26 составить письменный рассказ.